uzluga.ru
добавить свой файл
1


Лекция 4 Методы научных исследований

  • План

  • Метод: сущность и понятия

  • Классификация методов исследований и их характеристика

  • Требования, предъявляемые к научным методам




Научная проблема

  • Это совокупность новых, динамически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащим существующим знаниям и требующая решения путем научных исследований.



Тема

  • Часть научной проблемы, охватывающая один или несколько вопросов исследования



Критерии качества проблемы

  • Корректность

  • Актуальность

  • Ценность

  • Истинность



Проблемы могут быть:

  • глобальными

  • национальными

  • региональными

  • отраслевыми

  • межотраслевыми



Классификация методов

  • Эмпирические

  • Наблюдение

  • Сравнение

  • Счет

  • Измерение

  • Анкетный опрос

  • Собеседование

  • Тесты

  • Эксперимент



Уровни научного Метода

  • Эмпирический

  • Экспериментально-теоритический

  • Теоретический

  • Метатеоритический



Экспериментально-теоретический

  • Эксперимент

  • Анализ

  • Синтез

  • Индукция

  • Дедукция

  • Моделирование



Теоретический

  • Абстрагирование

  • Идеализация

  • Формализация

  • Анализ

  • Индукция

  • Обобщение

  • Дедукция



Метатеоретичесикй

  • Метод системного анализа

  • Анализ данных



Методы в туризме и социально-культурной сфере



Институциональный метод

  • Изучение различных институтов (предприятий, организаций) туризма и индустрии гостеприимства (отели, тур операторы, рестораны и т.д.)

  • Метод нацелен на исследование организационного процесса, операционных методов, экономической среды бизнеса и др.



Управленческий метод

  • Метод ориентирован на управленческий вид деятельности предприятия:

  • планирование

  • контроль

  • ценообразование

  • решение и др.



Исторический метод

  • Метод основан на анализе деятельности туристских институтов в историческом ракурсе и выявлении инноваций на их развитие (эволюционный подход).

  • Метод не получил широкого распространения из-за короткого исторического периода развития массового туризма.



Продуктовый метод

  • Этот метод основан на изучении социального или туристского продукта во взаимосвязи с их производством, планированием их на рынок и реализацией.

  • Недостаток метода: затратный во времени.



Географический метод

  • Данный метод основан на исследовании:

  • местности туристической зоны (потоки туристов)

  • изменение ландшафта, климата

  • изменение экономических и социально-культурных аспектов



Социологический метод

  • Исследование поведения туристов (индивидуальных групп):

  • социальные группы

  • привычки, обычаи, традиции туристов

  • привычки, обычаи, традиции местного населения

  • влияние туризма на местное население



Экономический метод

  • Данный метод основан на изучении:

  • формирования спроса и предложения в туризме и влияния туризма на платежный баланс

  • занятости населения

  • экономического развития региона

  • Недостаток метода – нет должного внимания экологическому, социально-культурному, психологическому и антропологическому воздействию туризма.



Маркетинговая информация и маркетинговые исследования в туризме способствуют:

  • Обеспечению информацией для принятия решения;

  • Поддержке организации связи с рынком

  • Индетифицированнию новых рынков;

  • Прогнозированию поведения конкретных аспектов бизнеса;

  • Привлечению внимания к специфическим проблемам;

  • Прогнозированию реакции потребителя на услугу и оборудование;

  • Сокращению убытков;

  • Демонстрации заботливого отношения к потребителю.



Специфические методы статистики

  • Массовые наблюдения учет большого числа всех входящих в состав изучаемого явления единиц

  • Группировка и сводка материла расчленение всей массы случаев на однородные группы и подгруппы. Подсчет итогов по каждой группе и оформление результатов в виде статистической таблицы

  • Обработка статистических явлений анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления и закономерностях его развития



Использование статистики в туризме важно для:

  • Измерения вклада туризма в общую экономику. Важно облагать налогами правильно, тогда оценки могут быть произведены реально и можно измерять эффект от туризма при определении валового внутреннего продукта страны.

  • Для рекламной маркетинговой политики. Многие страны продвигают себя, как дестинацию среди своих резидентов – в этом смысле они соревнуются с иностранными дестинациями за расходы их собственных туристов.

  • Помощи политике развития территории. Это может включать попытку утвердить высокое качество окружающей среды в главных районах туризма, также как и развитие других районов (территорий), чтобы облегчить перенаполнение.

  • Содействия социальной политике. Статистическое знание привычки брать гражданам отпуск требуется, например для обеспечения помощи не привилегированным слоям общества, возможно даже в форме субсидий социально – ориентированным местам.



Прогнозирование как основа планирования

  • Цель прогноза – оценка будущего туризма и гостеприимства



Прогнозирование как основа планирования

  • Прогнозирование спроса оценивает количество услуг, которые могли бы продать все организации с учетом спроса на услуги и потенциальной мощности данного предприятия.

  • Но все ли виды услуг можно прогнозировать? Можно прогнозировать количество потребителей, посетивших ресторан, отель, но количество услуг, которые могут быть востребованы очень могут варьироваться.

  • Что можно и нужно прогнозировать?

  • Количество туристов

  • Разнообразие услуг

  • Единицы поставленного продукта







Все методы классифицируются

  • Всеобщие

  • Общенаучные

  • Частные

  • Специальные (для данной науки)



Анализ – метод исследования

  • Включает в себя изучение предмета путем мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части объекта, его признаки, свойства, отношения).



Синтез-метод изучения

  • Объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей. В процессе научных исследований синтез связан с анализом, поскольку он позволяет соединить части предмета, расчлененного в процессе анализа, установить их связь и познать предмет как единое целое.



Индукция – метод исследования

  • При котором общий вывод о признаках множества элементов делается на основе изучения этих признаков у части элементов одного множества.



Дедукция – метод логического умозаключения

  • От общего к частному, т.е. сначала исследуется состояние объекта в целом, а затем его составных его составных элементов.



Аналогия –метод логического умозаключения

  • Посредством которого достигается познание одних предметов и явлений на основании их сходства с другими. Он основывается на сходстве некоторых сторон различных предметов и явлений.



Моделирование –метод научного познания

  • Основанный на замене изучаемого предмета, явления на его аналог, модель, содержащую существенные черты оригинала. В экономических исследованиях широко применяются экономико-математическое моделирование, когда модель и ее оригинал описываются тождественными уравнениями и исследуются с применением информационных технологий, например транспортные маршруты при перевозках туристов.



Абстрагирование – метод отвлечения

  • Позволяющий переходить от конкретных предметов к общим понятиям и законам развития. Он применяется в экономических исследованиях для перспективного планирования, когда на основании изучения работы предприятий за прошедший период прогнозируется развитие отрасли или региона на будущий период.



Конкретизация –метод исследования

  • Предметов во всей их разносторонности, в качественном многообразии реального существования в отличие от абстрактного, отвлеченного изучения предметов. При этом исследуется состояние предметов в связи с определенными условиями их существования и исторического развития.



Системный анализ

  • Изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, влияющими на его функционирование. Этот метод широко применяется в экономических исследованиях при комплексном изучении деятельности производственных объединений и отрасли в целом, определении пропорций развития народного хозяйства и т.п.



Формализация-метод исследования

  • Объектов путем представления их элементов в виде специальной символики, например предоставление себестоимости продукции формулой, в которой при помощи символов изображены статьи затрат.



Гипотетический метод

  • Основан на научном предложении, выдвигаемом для объяснения какого – либо явления и требующим проверки на опыте и теоретического обоснования, чтобы стать достоверной научной теорией. Он применяется при исследовании новых экономических явлений, не имеющих аналогов (изучение эффективности новых технологий, себестоимости новых видов продукции -туров).



Аксиоматический метод

  • Использование аксиом, являющихся доказанными научными знаниями, которые применяются в научных исследованиях в качестве исходных положений для обоснования новой теории. Прежде всего это относится к использованию экономических знаков.



Метод анализа данных подразделяется на:

  • Дисперсионный анализ- статистический подход, используемый для изучения влияния различных одновременных действий;

  • контент-анализ – анализ содержания (метод анализа текстов, содержаний документов).