uzluga.ru
добавить свой файл


Теория Информационных Процессов И Систем

  • Лекция 3

  • Виды информационных систем


Классификация Информационных Систем

  • Системы разделяются на классы по различным признакам, и в зависимости от решаемой задачи можно выбрать разные принципы классификации.

  • Системы классифицируются следующим образом:

  • по виду отображаемого объекта—технические, биологические и др.;

  • по виду научного направления — математические, физические, химические и т. п.;

  • по виду формализованного аппарата представления системы — детерминированные и стохастические;

  • по типу целеустремленности — открытые и закрытые;

  • по сложности структуры и поведения—простые и сложные;

  • по степени организованности — хорошо организованные, плохо организованные (диффузные), самоорганизующиеся системы.

  • Классификации всегда относительны. Так в детерминированной системе можно найти элементы стохастических систем.

  • Цель любой классификации ограничить выбор подходов к отображению системы и дать рекомендации по выбору методов.



Технические, Биологические И Др. Системы

  • Технические системы. Параметрами технических объектов являются движущие объекты, объекты энергетики, объекты химической промышленности, объекты машиностроения, бытовая техника и многие другие. Объекты технических систем хорошо изучены в теории управления.

  • Экономические объекты. Экономическими объектами являются: цех, завод, предприятия различных отраслей. В качестве одной из переменных в них выступают экономические показатели - например - прибыль.

  • Биологические системы. Живые системы поддерживают свою жизнедеятельность благодаря заложенным в них механизмам управления.



Детерминированные и Стохастические Системы

  • Системы для которых состояние системы однозначно определяется начальными значениями и может быть предсказано для любого момента времени называются детерминированными.

  • Стохастические системы - системы изменения в которых носят случайный характер. Например воздействие на энергосистему различных пользователей. При случайных воздействиях данных о состоянии системы недостаточно для предсказания в последующий момент времени.

  • Расчет систем при случайных воздействиях производится с помощью специальных статистических методов. Вводятся оценки случайных параметров, выполненные на основании множества испытаний.

  • Статистические свойства случайной величины определяют по ее функции распределения или плотности вероятности.



Открытые и Закрытые Системы

  • Понятие открытой системы ввел Л. фон Берталанфи. Основные отличительные черты открытых систем - способность обмениваться с внешней средой энергией и информацией. Закрытые (замкнутые) системы изолированны от внешней среды (с точностью принятой в модели).



Хорошо и плохо организованные системы

  • Хорошо организованные системы. Представить анализируемый объект или процесс в виде «хорошо организованной системы» означает определить элементы системы, их взаимосвязь, правила объединения в более крупные компоненты, т. е. определить связи между всеми компонентами и целями системы, с точки зрения которых рассматривается объект или ради достижения которых создается система. Для отображения объекта в виде хорошо организованной системы необходимо выделять существенные и не учитывать относительно несущественные для данной цели рассмотрения компоненты.

  • Плохо организованные системы. При представлении объекта в виде «плохо организованной или диффузной системы» не ставится задача определить все учитываемые компоненты, их свойства и связи между ними и целями системы. Система характеризуется некоторым набором макропараметров и закономерностями, которые находятся на основе исследования не всего объекта или класса явлений, а на основе определенней с помощью некоторых правил выборки компонентов, характеризующих исследуемый объект или процесс.



Классификация систем по сложности

  • Определение большой системы. Существует ряд подходов к разделению систем по сложности. Очень часто сложными системами называют системы, которые нельзя корректно описать математически, либо потому, что в системе имеется очень большое число элементов, неизвестным образом связанных друг с другом, либо неизвестна природа явлений, протекающих в системе.

  • Чем сложнее система, тем большее внимание уделяется этим вопросам. Математической базой исследования сложных систем является теория систем. В теории систем большой системой (сложной, системой большого масштаба, Lage Scale Systems) называют систему, если она состоит из большого числа взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов и способна выполнять сложную функцию.

  • Характерные особенности больших систем. К ним относятся:

  • * большое число элементов в системе (сложность системы);

  • * взаимосвязь и взаимодействие между элементами;

  • * иерархичность структуры управления;

  • *обязательное наличие человека в контуре управления, на которого возлагается часть наиболее ответственных функций управления.

  •  



Модели сложных систем управления

  • Понятие «сложный» является одним из наиболее употребительных в различных практической и научной деятельности, в том числе в области моделирования СУ. Подобно понятию времени, нам кажется, что мы понимаем, что такое сложность, но это длится до тех пор, пока не возникает необходимость дать строгое определение сложности. Понятие сложности включает такие факторы, как противоинтуитивное поведение СУ, невозможность предсказания ее поведения без специального анализа и вычислений, уникальность и т.д.

  • Четкой границы, отделяющей простые системы от сложных нет. Деление это условное и возникло из-за появления систем, обладающих функциональной избыточностью.

  • Сложность – понятие многогранное, поэтому в различных проблемах проявляются разные аспекты сложности.

  • Одним из важных аспектов понятия сложности является ее двоякая природа. Следует различать структурную (статическую) сложность, включающую связность и структуру подсистем, и динамическую сложность , связанную с поведением системы во времени. Эти свойства, вообще говоря, независимы.



  • Структурная сложность

  • Сущность понятия структурной сложности связана с тем, что компоненты (подсистемы) СУ связаны между собой запутанным. Трудным для непосредственного восприятия образом. Это типичный пример структурной сложности. При этом имеем дело только со структурой коммуникационных каналов и схемой взаимодействия компонент СУ, пренебрегая динамическими аспектами. Однако и в этом случае необходимо принять во внимание еще и другие аспекты связанности структуры.

  • Иерархия

  • Некоторые специалисты считают, что определяющим фактором при решении вопроса о сложности СУ является ее иерархическая организация. Число уровней иерархии в системе может служить приблизительной мерой ее сложности.



Схема связности

  • Схема связности

  • Важным аспектом сложности является способ, которым подсистемы объединяются в единое целое. Структура связности СУ определяет потоки передачи информации в структуре и ограничивает воздействия, которые может оказать одна часть системы на другую.

  • Например, если имеется система, заданная с помощью линейного ДУ вида

  •  

  • Ů=AU, U(0)=U0

  • где A – матрица размера nxn, то заполненность матрицы A (ее структура связности) в определенной мере отражает сложность процесса. Данный пример иллюстрирует, что большая размерность и высокая сложность СУ могут быть слабо коррелированны.

  • Порядок n СУ может быть очень большой, однако если A имеет простую структуру (диагональная), то уравнение представляет СУ малой сложности, в том смысле, что ее поведение легко предсказать и понять. Сложность может быть охарактеризована тщательным исследованием схем взаимодействия подсистем (схем связности), а не ее порядком.



  • Многообразие

  • Принцип необходимого многообразия Эшби, согласно которому многообразие выходных сигналов системы может быть достигнуто только с помощью достаточного многообразия входных воздействий также имеет непосредственное отношение к сложности СУ.

  • Можно назвать такую способность системы реализовать многие различные типы поведения – сложность управления, т. к. этот аспект сложности отражает меру способностей преобразовывать многообразие входных сигналов в многообразие выходных.

  • Принцип необходимого многообразия гласит, что

  •  

  • Обще многообразие >= Многообразие возмущений

  • в поведении СУ Многообразие управлений

  •  

  • Смысл этого утверждения таков: если необходимо, что СУ реализовала заданный вид поведения вне зависимости от внешних помех, то подавить многообразие в ее поведении можно, только увеличив множество управлений.

  • Другими словами – многообразие может быть разрушено только многообразием. Это кибернетический аналог второго закона термодинамики



Динамическая сложность

  • Динамическая сложность

  • Случайность в сравнении с детерминизмом и сложностью

  • Можно сказать, что одним из основных интуитивный показателей сложности СУ является ее динамическое поведение, а именно: степень трудности наглядного объяснения и предсказания траекторий движущейся системы. В общем случае можно ожидать, что структурная сложность системы оказывает влияние на динамическое поведение системы, а следовательно, и на ее динамическую сложность. Однако обратное не верно. Система может быть структурно простой, т. е. иметь малую системную сложность, но ее динамическое поведение может быть чрезвычайно сложным.

  • Шкалы времени

  • Другим важным аспектом динамической сложности является вопрос о различных шкалах времени для различных частей процесса. Часто возникают такие ситуации, когда скорости изменения компонент одного и того же процесса различны: одни компоненты изменяются быстрее, другие – медленнее.



Модели сложных систем управления (по Вавилову А.А)

  • Модели сложных систем управления (по Вавилову А.А)

  • В соответствии с определением, введенным А.А. Вавиловым, сложная система управления (ССУ) S представляет собой множество взаимосвязанных и взаимодействующих между собой подсистем управления Sm, выполняющих самостоятельные и общесистемные функции и цепи управления.

  • На каждую из подсистем Sm ССУ возлагаются самостоятельные и общесистемные функции, связанные с генерированием и преобразованием энергии, переносом потоков жидкости и газов, передачей и преобразованием информации.

  • Цепи управления определяет необходимый закон изменения заданных переменных или некоторых характеристик подсистемы управления Sm в условиях ее функционально-целевого причинно следственного взаимодействия с внешней средой и другими подсистемами.

  • Принципиальных особенность модели ССУ – кроме причинно следственной информации модель ССУ S содержит дополнительную функционально-целевую информацию о подсистеме Sm и комплексах Zp, интеграцией которых образована сложная система.

  • На рис.2.9 представлена модель комплекса Zp ССУ, образованного на моделях M1FSF, M2FS, M3FSF подсистем S1, S2, S3 посредством связей между ними.



  • Рис. 2.9. Площадь проекции СС НСУ, как мера структурной сложности модели

  • Такая упорядоченная многоуровневая функционально-структурная интеграция элементов (звеньев) {Fi}. {Wi}, подсистем Sm и комплексов Zp обеспечивает высокий уровень организации ССУ.



Нулевому (L=0) уровню интеграции ССУ соответствует причинно-следственная модель с максимальной топологической определенностью, например, обычный сигнальный граф G.

  • Нулевому (L=0) уровню интеграции ССУ соответствует причинно-следственная модель с максимальной топологической определенностью, например, обычный сигнальный граф G.

  • Первому (L=1) уровню функционально-стрктурной интеграции соответствует выделение подсистем, которые обладают всеми системными свойствами с другими подсистемами обеспечивают коллективное поведение, направленное на достижение целей всей системы.

  • Второму (L=2) уровню соответствует интеграция некоторых подмножеств подсистем { Sm; m=1,2,…,M} и множества их взаимосвязей

  • {Fmnr; m, k1,…,M; m!=k; r=1,…,nkf}

  • в комплексы: Zp=<{ Sp; m=1,…,M};{Fmn; m; k1,…,M; m!=k}>

  • p=1,2,…, и т.д.

  • Необходимым условием образования комплекса L-ого уровня интеграции ZpL является включение в него хотя бы одного комплекса (L-1)-го уровня интеграции.