uzluga.ru
добавить свой файл
1


Лекция 14 ЧЕЛОВЕК В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

  • Лекцию подготовила

  • Шендерецка А.П., к.ф.н., профессор


ПЛАН

  • Постановка проблемы человека в европейской философии.

  • Человек в биологическом измерении.

  • Социально-социологический подход к изучению человека.

  • Проблема человеческого бытия в современной философской антропологии.



ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕКА В ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

  • В классической философии философии присутствует стремление уловить постоянную субстанцию человечности, понимаемую чаще всего, либо:

  • А) совокупность природных качеств (человеческая природа),

  • Б) как разум, сформированный социальными требованиями и интеллектуальными возможностями личности (социальная сущность человека).



СУБСТАНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

  • Субстанциональный подход признает доминирование природных начал в человеке. Он представляет человека в качестве натурализованного субъекта, ориентированного на собственное тело и руководствующегося в своей жизни собственными чувствами и эмоциями.



АНТИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЧЕЛОВЕКЕ

  • Древние эллины учили развивать телесные возможности. Они придавали красоте тела особое значение.

  • В то же время эллины подчеркивали, что красота тела должна соответствовать красоте духа.



УЧЕНИЕ ОБ УДОВОЛЬСТВИЯХ (греческий эпикуреизм и киренаики)

  • Существенный признак человека состоит в его способности различения удовольствия и неудовольствия.

  • Задача: к удовольствию надо стремиться, а неудовольствий избегать как того требует природа человека.

  • Высшей ценностью называется сама жизнь в ее позитивных чувственных проявлениях.



ПОИСК ГАРМОНИИ ТЕЛЕСНОГО И РАЗУМНОГО В АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ

  • Огромное значение греки придают категории «мера».

  • Мера создает гармонию в сочетании тела как природного объекта и души, - объекта сформированного воспитанием и личными волевыми усилиями.

  • Человек сам становится «мерой всех вещей».



АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ДУАЛИЗМ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

  • Человек имеет две природы: духовную, данную Богом (бессмертная душа) и биологическую (смертную), приобретенную самим человеком.

  • Человеческая природа рассматривалась в Средневековье как зло, которое надо всячески уничтожать.



ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

  • Человеческая природа и тело рассматриваются как Божественный дар.

  • Уважение к природе человека стало частью гуманизма эпохи Возрождения, формой самоутверждения индивида в многогранности его внутренних сил и жизненных проявлений.



ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

  • Человек как божественное творение обладает качествами, составляющими его природную сущность:

  • способность к творчеству,

  • индивидуальная свобода,

  • безграничная возможность собственного творения,

  • героизм, титанизм, выражающие мощь природы, и человека как высшего существа.



ПРОТИВОРЕЧИЯ ГУМАНИЗМА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

  • Признание за каждым человеком природного права быть свободным, творческим и телесным создавало основу для вседозволенности и открывало путь к беспредельному эгоизму и индивидуализму как принципу поведения.

  • Бог понимается как необходимый нравственный барьер, переступить через который, значит отрицать права другого человека быть божественным.



АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ XVII–XVIII

  • Антропологической парадигмой Нового времени был механицизм.

  • Механистическая антропология покончила природным хаосом в понимании человека.

  • Механистическая антропология признала существование естественных природных законов, определяющих социальное поведение человека.

  • Человек в концепции Нового времени предстает как некий самостоятельный атом, жизнь которого определяется механическими законами природы.



АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ XVII–XVIII

  • Два подхода к определению природных законов антропологии Нового времени



СОЦИАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

  • Человек рассматривается как исторически изменчивое существо. «Человек есть совокупность общественных отношений» (К. Маркс).

  • Духовные качества человека меняются в зависимости от времени и окружающей среды.

  • Человек есть то, что представляют собою его нравственные и духовные качества.



ОГРАНИЧЕННОСТЬ КЛАССИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

  • Попытка понять человека только как существо природное или социальное и в этом смысле как существо постоянное обречена на провал.

  • Рассмотрение человека в единстве биологических и социальных начал не создает законченной картины его сущности и природы.



ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

  • Структура личности



ПОЛОЖЕНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ПСИХОАНАЛИЗА

  • Бессознательные импульсы и влечения лежат в основе всех проявлений человеческого духа.

  • Человек, постоянно переживает конфликт между сознанием и бессознательными влечениями (либидо).

  • Либидо обусловливает собой творческую активность человека во всех сферах деятельности.

  • Бессознательное может функционировать двумя способами: а) путем «сублимации» (перевода энергии в другой вид деятельности) и б) «вытеснения» влечений в самые дальние уголки психики, накладывая на них жестокий запрет.

  • Вытеснение становится источником отрицательной энергии и агрессивности.



ДЕФИНИЦИИ

  • Индивид - это отдельно взятый представитель человеческого рода, с сохранением присущих единому целому свойств и качеств. Говоря об индивиде, мы, прежде всего, выделяем его биологические свойства.

  • Индивидуальность - неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств. Это понятие указывает на необычность человеческого существа.

  • Личность - это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых представлений.



ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ХХ ВЕКА

  • Центром антропологической философии XX в. является онтология человека.

  • Центром «новой онтологии» становится духовно-психический феномен (сознание и бессознательное), взятый в неразрывном единстве с человеческим бытием.

  • Бытие человека многопланово и противоречиво: бесконечность возможностей и ограниченность их реализации.

  • Самопознание – цель и метод философской антропологии ХХ века.



СТРУКТУРНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ (Николай Гартман)

  • Бытие наслаивается друг на друга, Обнаружить его сложно, так как оно постоянно меняется.

  • ученые лишь препарируют действительность согласно своему усмотрению.

  • Подлинное бытие обнаруживает себя в форме «онтологического шока», возникающим при столкновении человека с миром, при обнаружении границы наших возможностей.



ЭКЗИСТЕНЦИЯ ЛИЧНОСТИ

  • Экзистенция - это человеческое «Я», которое означает, что человек созидает сам себя не по заранее заданному плану, а самостоятельно, в своем собственном внутреннем мире.

  • Экзистенция личности понимается как процесс самопроектирования, самоинтерграции, саморефлексии, возникающий в рамках общения «я» с «другим».



ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ ЛИЧНОСТИ

  • Сущность человеческого бытия нельзя выразить отвлеченными понятиями.

  • Необходимо живое, трепетное понимание жизни, выявляемое через поток сознания человека, его переживания, неповторимые чувства, т.е. специфические душевные состояния.



СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

  • Человек не поддается теоретическому определению т.к. изначально он собой ничего не представляет.

  • Личность развивается на основе существующих в культуре законах, традициях, правилах, общественных представлениях.

  • Процесс освоения социально-культурного наследия называется социализацией.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

  • Множество определений человека позволяет сделать вывод, что необычность человека во многом обусловлена его прорывом из природного мира в мир социальный.

  • Именно в обществе человек становится личностью.

  • Но вместе с тем, именно человек разрушает постоянно социальные связи в попытке создания собственного духовного мира и утверждения своего собственного смыслового бытия.