uzluga.ru
добавить свой файл


Психология решения задач и проблем Лекция 1

  • Введение в предмет

  • и

  • Рабочие определения


Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • М. - Обобщенное и опосредованное отражение действительности

  • Круг явлений мышления:

  • 1. мышление как обобщение и абстрагирование (Платон)

  • 2. мышление как представление (Кант)

  • 3. Акт создание нового



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Психология в ряду других наук о мышлении: философия, логика, нейронауки, кибернетика, история/социология.

  • Специфика психологического изучения мышления



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Два определения мышления:

  • В широком

  • и узком смысле (В. Петухов)



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Свойства мышления:

  • Это процесс

  • Это процесс решения

  • Это процесс решения задач или проблем



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Задачи

  • Проблемные ситуации:

  • Проблемы



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Что такое задача:

  • Объективная и психологическая структуры задачи

  • Требование Цель

  • Условия Средства



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Состав мышления: виды мыслительных процессов:

  • 1) Логическое мышление

  • На примере формальной логики. Формы М. – понятие, суждение, умозаключение.



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Законы формальной логики:

  • 1. Закон тождества: в каждом рассуждении значения используемых понятий постоянны.

  • 2. Закон противоречия: из двух суждений, из которых одно утверждает то, что отрицает другое, одно должно быть ложным.

  • 3. Закон исключенного третьего: при двух суждениях, из которых одно утверждает то, что отрицает другое, не может быть третьего, среднего суждения.

  • 4. Необходимо мыслить на достаточном основании.



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Условный силлогизм:

  • Если вы досмотрите футбольный матч до конца, вы будете знать его результат.

  • Вы досмотрели матч до конца.

  • Следовательно, вы знаете его результат.



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Еще один (ошибочный):

  • Если бы вы поняли правило, вы бы решили задачу.

  • Вы не поняли правила.

  • Следовательно, вы не решили задачу.

  • - Дедуктивное и индуктивное мышление

  • - Рассуждающее / интуитивное мышление



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • 2) Аутистическое мышление (Блейлер)

  • 3) Эмоциональное мышление (Майер)

  • 4) Пралогическое мышление (Леви-Брюль)



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • по задачам 5) Репродуктивное и творческое

  • 6) Конвергентное и дивергентное (Гилфорд)

  • 7) Генераторное и критическое (Осборн)

  • 8) Теоретическое и практическое (Теплов)



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • по средствам 9) Абстрактное и конкретное (Гольдштейн)

  • 10) Вербальное/образное/ «ручной интеллект»

  • по способу представления реальности 11) Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Эксперименты Н.Н. Поддъякова:



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Мышление образованного взрослого европейца гетерогенно (П. Тульвисте), т.е. состоит из различных по функции и происхождению видов.

  • Это необходимо для жизни в сложно устроенном мире.



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Виды задач:

  • По содержанию требования

  • - Задачи на нахождение, задачи на доказательство (Д. Пойа)



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • 2. По организации и полноте условий:

  • Задачи с полными, неполными или избыточными условиями;

  • Правильно и неправильно поставленные задачи.



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • 3. По параметрам цели:

  • - Открытые и закрытые задачи (Гилфорд, Рейтман);

  • Хорошо определенные и плохо определенные задачи (М. Минский)

  • Теоретические и практические задачи (Теплов)



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • 4. По наличию средств:

  • - Творческие и репродуктивные задачи



  • Результаты

  • эксперимента

  • Ж. Мэткалф



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Отдельные классификации:

  • а) Двигательные (действенные), графические (образные) и пропозициональные (вербальные) задачи (Дж. Брунер)

  • б) «Инсайтные» и «регулярные» задачи.



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Этапы процесса решения: мыслительной задачи (Пуанкаре, Уоллес)

  • 1. Подготовка (preparation)

  • 2. Созревание (incubation)

  • 3. Вдохновение (озарение) (illumination)

  • 4. Проверка (verification)



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Методы исследования мышления:

  • Наблюдение и самонаблюдение

  • Экспериментальные методы

  • Моделирование

  • Реконструкция

  • Case-study



  • Исследование

  • Тихомирова и

  • Виноградова



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Компьютерная томография



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Дернер и Таналанд



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Факторы, влияющие на успешность процесса решения:



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Ситуативные факторы:

  • Количество материала, составляющего проблемную ситуацию.

  • Сложность формулировки условий проблемной ситуации

  • Новизна условий задачи и их контринтуитивность

  • «Сходство» задач – перенос + и -



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Личностные факторы:

  • Структура и свойства интеллекта

  • Наличие и использование эвристик

  • Личностные особенности.

  • (Более эффективное восприятие реальности, Принятие себя и других, Независимость и потребность в уединении, Отсутствие предубеждений и др.)

  • Организация знаний



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Проблемы: второй вид интеллектуальных затруднений

  • Нет языковых оснований различать задачи и проблемы, только психологические

  • Исходно πρόβλημα – «то, что выставляется вперед»



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Проблема - устойчивое противоречие (парадокс, антиномия)

  • Проблематизация

  • Проблемное поле

  • Свойства:

  • - «Навязчивый» характер проблем

  • - Собственная динамика



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • - Отсутствие удачной исходной и множество допустимых формулировок

  • - Сетевидность,

  • - Отсутствие единственного правильного решения

  • «Непрозрачность»

  • «Субъективные» координаты



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Проблема - проблемная ситуация с недостаточно выявленными условиями и неопределенной целью



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Классификации проблем

  • По материалу

  • - «Интеллектуальные» и «личностные» проблемы

  • По содержанию цели

  • - Теоретические и практические проблемы

  • - «Плюс»- и «минус»-проблемы



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Эвристика (от греч. heuriskō – нахожу, открываю) – 1) искусство решения задач (Евклид, Папп Александрийский)

  • 2) средство самонаведения на решение задачи или проблемы (Л. Ланда, 1969)



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Свойства эвристик:

  • Противопоставлена алгоритму;

  • сокращает число перебираемых вариантов или время, необходимое для решения;

  • невозможно доказать оправданность ее применения;



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • можно использовать для разрешения проблемной ситуации при отсутствии полной или даже просто необходимой информации;

  • нет гарантии получения ответа;

  • наличие эвристик не лишает задачу статуса творческой;



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Классификация эвристик:

  • (критерий - объект приложения эвристики в процессе решения (Спиридонов, 2000))

  • Индивидуальные эвристики:

  • эвристики, направленные на работу с задачей (например, аналитические)

  • эвристики, наводящие на решение (напр., генерирование гипотез, включение в новые структуры)



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • 3. эвристики, направленные на работу с собственным мышлением (напр., поиск ошибок в собственных рассуждениях);

  • 4. эвристики, нацеленные на оптимизацию процесса решения (напр., перерыв в решении);

  • 5. способы достижения креативного состояния (напр., «ритуалы» начала работы)



Феноменология познавательных процессов. Мышление

  • Коллективные эвристики:

  • 6. эвристики, организующие совместный процесс решения (напр., чередование режимов групповой и индивидуальной работы, функционально-ролевое деление участников).