uzluga.ru
добавить свой файл


Экономика образования

М.М. Юдкевич

Лекция 1. Университеты и контракты

План курса лекций

  • Университеты как организации. Контракты в университете

  • Университеты и студенты: модели отбора в вузы и стандарты оценивания

  • Эффекты сообучения (peer-group effects)

  • Образование и рынок труда

  • Финансирование высшего образования в России

  • Студенческая занятость, трудоустройство выпускников и репутация вуза

  • Производственная функция в образовании



Специфика образования как товара

  • Доверительный характер блага

    • Специфика трансакционных издержек измерения
    • Совмещение двух рынков в одном
    • Формирование специфических институтов, поддерживающих рынок
  • Индивидуальные и социальные выгоды от образования

  • Роль обучающегося

    • Специфика усилий
    • Студенты как фактор производства
    • Peer group effects


Университет как организация

  • Можно ли университет рассматривать как фирму

    • Целеполагание
    • На наких рынках идет конкуренция и каковы ее механизмы
  • Организационная специфика образовательных учреждений

  • Многообразие форм высших учебных заведений

  • Степень автономии от государства



Права собственности в университете

  • Кто «хозяин» университета

  • Какие контракты являются системообразующими

  • Особенности контрактов с преподавателями

    • Неполнота контракта
    • Высокие издержки оценки его реального выполнение
    • Участие среды – внутренней и внешней
    • Роль неформальных норм


Уровни академической иерархии



Академическая иерархия и дифференциация заработков в академической среде



Зарплаты в академической сфере в зарубежных странах



Академическая иерархия и уровень социально-экономического благосостояния в стране



Зарплаты в академической сфере и социально-экономическое развитие страны



Социальный пакет академического работника



Источники дохода преподавателей (% стран, в которых соответствующие заработки составляют значимую компоненту доходов преподавателей)



Контракты постоянного найма



Контракты постоянного найма (tenure)

  • Почему система контрактов постоянного найма должна быть упразднена?

    • Слишком дорого для университета
    • Усилия профессоров связаны с издержками
    • Продуктивность (с определенного момента) падает с возрастом
  • Почему она все еще существует?

    • Контракты постоянного найма обеспечивают академическую свободу
    • Что-то еще?


Причина НОМЕР ОДИН. Информационная асимметрия

Информационная асимметрия между профессурой и администрацией

Carmichael (1988)
  • Возможности по оценке качества кандидатов

  • Стимулы к предоставлению неискаженной информации



Модель

  • Один университет и множество профессоров

  • Модель перекрывающихся поколений: каждый профессор живет три периода

Три стадии карьеры профессора:

Способности кандидатов и профессоров

  • Уровень способностей: какой исследовательский продукт можно получить от найма в момент времени t

  • Текущая ценность альтернативной работы

  • Со временем уменьшается



Случай А. Администрация обладает полной информацией о способностях кандидатов и внешних возможностях трудоустройства профессоров

Задача администратора:

При ограничениях:
  • Бюджетное ограничение и

  • Ограничение участия

Оптимальная политика:

Случай В. Университет не имеет полной информации о способностях кандидатов и ценности альтернативной работы для профессоров

  • В начале периода администрация узнает выпуск профессоров в прошлом периоде, но не знает способностей кандидатов

  • Условия выявления истинных оценок:

нет влияния на вероятность увольнения ожидаемое вознаграждение не убывает

Остающиеся открытые вопросы:

Остающиеся открытые вопросы:
  • Почему бы не прибегнуть к внешней экспертизе (Brown (1997))

  • Почему репутационные стимулы профессоров должны быть слабее, чем страх конкуренции? (Dnes, Garupa (2005))



Информационная асимметрия между университетами, профессурой, и всем остальным миром

Информационная асимметрия между университетами, профессурой, и всем остальным миром

Kahn and Huberman (1988)
  • Третья сторона не может оценить качество профессора

  • Контракты постоянного найма (типа повысь-или-уволь) как ограничитель оппортунизма со стороны университета

  • И со стороны профессоры тоже

  • Стимулы для профессуры инвестировать в собственный человеческий капитал, и для университета – выбирать оптимальную политику найма



Модель

  • Рассматривается взаимодействие одного университета и профессора

  • Участники нейтральны к риску

  • Альтернативная стоимость использования ресурсов для университета равна 0

  • Выпуск профессора:

  • Инвестиции профессора в собственный человеческий капитал (частная информация профессора)

  • Альтернативные издержки с



Последовательность игры

  • {s; s + w}, k

  • университет и профессор заключают контракт

  • профессор выбирает уровень инвестиций

  • университет узнаёт будущий уровень выпуска и решает, увольнять ли ему профессора

  • осуществляется «производство»

  • университет и профессор получают выигрыши



Сравнение краткосрочного контракта и контракта «повысь или уволь»

Ожидаемая прибыль университета

Вероятность того, что профессор будет оставлен:

Ожидаемая полезность профессора

Ожидаемый уровень общественного благосостояния

Возможные равновесия

  • Краткосрочный контракт полной занятости (x = 0; w = c)

  • Контракт «повысь или уволь»

  • Краткосрочный контракт лучше, только если



Информационная асимметрия между университетами

  • Информационная асимметрия между университетами

Waldman (1990)
  • Университет со временем накапливает информацию о своей профессуре

  • Контракты постоянного найма выступают механизмом выявления информации для других потенциальных нанимателей

Marshall and Chatterjee (2004)
  • Контракты постоянного найма как институциональное равновесие



Модель

  • Идентичные университеты и два типа профессоров

  • Все нейтральны к риску

  • Цена производимого продукта нормирована к 1

  • Профессор живет два периода

  • В молодости можно инвестировать в собственный человеческий (неспецифический) капитал



Краткосрочный контракт

  • ЕСЛИ университет А и только он обладает информацией

  • Стандарт краткосрочный контракт будет иметь вид:

  • Инвестиции профессора равны 0

  • Рынок не получает дополнительной информации о профессорах



Контракт «повысь или уволь»

  • Начальная зарплата

  • Зарплата для оставленных на второй период



Маршалл и Чаттерджи: роль конкуренции университетов за профессоров

  • Появление внешнего рынка

  • Специфические инвестиции и их влияние на ценность на внешнем рынке

Сравнение контрактов трех типов:
  • срочные контракты;

  • контракт с гарантией компенсации в случае увольнения;

  • контракты постоянного найма.



Причина НОМЕР ДВА. Конкуренция за позиции профессоров

O’Flaherty and Siow (1991)
  • Процесс повышения как лотерея

  • Лотерея как механизм снижения расходов университета и увеличения ожидаемой полезности профессоров:

  • Неопределенность относительно будущего повышения улучшает положение обеих сторон



Причина НОМЕР ТРИ. Некоммерческая природа университета

Роль правила нераспределения прибыли
  • Alchian (1965)

  • Glaezer (2001)

Почему контракты постоянного найма важны для построения исследовательского университета Khovanskaya, Sonin, Yudkevich (2008)

В отсутствие системы постоянного найма

Администраторы
  • Приобретают большую власть в принятии решений (McPherson and Shapiro (1986))

  • Могут присваивать остаточный доход (Brown (1997))

Возможные расширения:
  • Контракты и структуры управления