uzluga.ru
добавить свой файл
1



  • План лекции

  • 1. Цели и задачи биологии 7-8 класса.

  • 2. Содержание школьной зоологии.

  • 3. Специфика форм и методов обучения зоологии.



1 . Цели и задачи биологии 7-8 класса.

  • 1 . Цели и задачи биологии 7-8 класса.

  • В Государственном стандарте зафиксирована цель биологического образования «овладение знаниями о живой природе как важной составной части научной картины мира и компонента общечеловеческой культуры…». Заявленная цель в 7 кл. достигается через

  • образовательные задачи

  • и развивающие задачи:



В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

  • В процессе изучения зоологии учащиеся знакомятся с многообразием животного мира и его системой, отражающей родственные отношения между организмами и историю развития животного мира.

  • У учащихся должны сложиться представления о целостности животного организма как биосистемы, взаимосвязях между органами в системах и систем органов между собой;



о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой;

  • о том, что их согласованная деятельность осуществляется нервной системой;

  • что животные связаны с окружающей средой.

  • Учащиеся должны узнать, что строение, жизнедеятельность и поведение животных имеют приспособительное значение, сложившееся в процессе длительного исторического развития, в результате естественного отбора и выживания наиболее приспособленных;



что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть.

  • что для каждого животного характерны рождение, рост и развитие, размножение, старение и смерть.

  • На конкретном материале учащиеся изучают биогеоценотическое и практическое значение животных, необходимость рационального использования и охраны животного мира.



воспитательные задачи:

  • воспитательные задачи:

  • Поговорим о формировании у учащихся научного мировоззрения на уроках зоологии.

  • Практика показывает, что абстрактные философские формулировки недоступны для понимания школьников среднего возраста.

  • Главное в работе подведение учащихся к выводам мировоззренческого характера.



Общеизвестно, что научное мировоззрение

  • Общеизвестно, что научное мировоззрение

  • основывается на системе научного знания,

  • опирается на логические способы познания,

  • пользуется научными категориями и аргументами.

  • 1. Большое значение в развитии научного мировоззрения имеет раскрытие материальности жизненных процессов, протекающих в животном организме.

  • Материя – объективная реальность охватывает множество реально существующих объектов или систем.



При изучении зоологии учащиеся узнают, что питание, дыхание, выделение связаны с жизнедеятельностью определенных органов.

  • При изучении зоологии учащиеся узнают, что питание, дыхание, выделение связаны с жизнедеятельностью определенных органов.

  • МАТЕРИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ процессов жизнедеятельности выявляется при развитии у учащихся понятия «обмен веществ» - поступление в организм веществ из окружающей среды, окисление части этих веществ с освобождением энергии, и выделение в окружающую среду непереваренных остатков пищи и продуктов окисления.



МАТЕРИАЛЬНОСТЬ жизненных процессов может быть показана и при изучении поведения животных, в основе которого лежат безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы, сложные генетически обусловленные акты поведения.

  • МАТЕРИАЛЬНОСТЬ жизненных процессов может быть показана и при изучении поведения животных, в основе которого лежат безусловные рефлексы, инстинкты, условные рефлексы, сложные генетически обусловленные акты поведения.



2. В процессе обучения зоологии мы подводим учащихся к выводам о познаваемости окружающего мира. Этому способствует ознакомление с научными открытиями в изучении животных (открытие А. Левенгуком одноклеточных; выявление возбудителей малярии; находки ископаемых остатков животных и т.п.).

  • 2. В процессе обучения зоологии мы подводим учащихся к выводам о познаваемости окружающего мира. Этому способствует ознакомление с научными открытиями в изучении животных (открытие А. Левенгуком одноклеточных; выявление возбудителей малярии; находки ископаемых остатков животных и т.п.).





3. На уроках зоологии необходимо убедить учащихся в том, что все процессы жизнедеятельности животных не только взаимосвязаны (взаимосвязь клеток, органов, связь между строениями и функцией. Связь животных с окружающей средой), но и причинно обусловлены (философская категория).

  • 3. На уроках зоологии необходимо убедить учащихся в том, что все процессы жизнедеятельности животных не только взаимосвязаны (взаимосвязь клеток, органов, связь между строениями и функцией. Связь животных с окружающей средой), но и причинно обусловлены (философская категория).



4. Большое значение в развитии у школьников научного мировоззрения имеет раскрытие идеи развития природы на основе формирования понятия об историческом развитии животного мира. Эта идея заложена уже в самом построении курса от одноклеточных до хордовых в восходящем порядке.

  • 4. Большое значение в развитии у школьников научного мировоззрения имеет раскрытие идеи развития природы на основе формирования понятия об историческом развитии животного мира. Эта идея заложена уже в самом построении курса от одноклеточных до хордовых в восходящем порядке.



Но! Этот порядок не «лестница живых существ».

  • Но! Этот порядок не «лестница живых существ».

  • Необходима систематическая работа по установлению филогенетических отношений между изучаемыми группами животных путем привлечения данных сравнительной анатомии, эмбриологии, палеонтологии.

  • Также нужно показать, что развитие в природе шло по пути усложнения организации.



5. На уроках зоологии важно вскрыть противоречивость тех или иных процессов (интеграция и дифференциация клеток, органов, ассимиляция и диссимиляция, изменчивость и наследственность), что в дальнейшем позволит показать развитие как борьбу противоположностей.

  • 5. На уроках зоологии важно вскрыть противоречивость тех или иных процессов (интеграция и дифференциация клеток, органов, ассимиляция и диссимиляция, изменчивость и наследственность), что в дальнейшем позволит показать развитие как борьбу противоположностей.



6. Также в доступной форме подводим учащихся к пониманию диалектики как количественных и качественных изменений

  • 6. Также в доступной форме подводим учащихся к пониманию диалектики как количественных и качественных изменений



7. Знакомство учащихся с применением научных зоологических данных в практике, покажет, что практика есть критерий истины. (селекция в с/х).

  • 7. Знакомство учащихся с применением научных зоологических данных в практике, покажет, что практика есть критерий истины. (селекция в с/х).



Поговорим о других аспектах воспитательного процесса.

  • Поговорим о других аспектах воспитательного процесса.

  • Нравственное воспитание. Конечно, школьный курс зоологии не так тесно связан с проблемами нравственности как гуманитарные науки, однако и при его изучении имеются возможности для нравственного воспитания – развитие честного и добросовестного отношения к труду, чувства коллективизма, творческой активности, организованности (уголок живой природы, УОУ), гуманного (ценностного) отношения к живому.



В основу эстетического воспитания должна быть положена работа, по развитию у школьников способности воспринимать и чувствовать красоту животных, которая проявляется в окраске и форме тела, передвижении, издаваемых звуках.

  • В основу эстетического воспитания должна быть положена работа, по развитию у школьников способности воспринимать и чувствовать красоту животных, которая проявляется в окраске и форме тела, передвижении, издаваемых звуках.



Важно показать, что в живой природе нет ничего некрасивого, изменить отношение учащихся к тем животным, которые вызывают у них чувство отвращения.

  • Важно показать, что в живой природе нет ничего некрасивого, изменить отношение учащихся к тем животным, которые вызывают у них чувство отвращения.



Это можно сделать, показывая красоту изучаемых животных, разъясняя причины сложившихся к ним антипатий, организовывая наблюдения за ними.

  • Это можно сделать, показывая красоту изучаемых животных, разъясняя причины сложившихся к ним антипатий, организовывая наблюдения за ними.





Процессе эволюции, которая шла по пути дифференциации и интеграции клеток, тканей, органов, у них выработалась целостность, органическое единство частей организма, гармония, а это один из признаков красоты.

  • Процессе эволюции, которая шла по пути дифференциации и интеграции клеток, тканей, органов, у них выработалась целостность, органическое единство частей организма, гармония, а это один из признаков красоты.



Экологическое воспитание (отдельная лекция).

  • Экологическое воспитание (отдельная лекция).

  • Помните о том, что воспитание процесс длительный и о нем нельзя забывать. В «копилку» воспитания личности учитель бросает «монетки» на каждом уроке.



2. Содержание школьной зоологии.

  • 2. Содержание школьной зоологии.

  • Зоологию изучают в течение одного учебного года.

  • Школьный курс зоологии имеет комплексный характер, включая основы различных зоологических наук: морфологии, анатомии, гистологии, эмбриологии, физиологии, систематики, экологии, зоогеографии, палеозоологии, содержание которых дидактически переработано и адаптировано к возрасту и жизненному опыту учащихся.

  • Он является продолжением курса ботаники.



Реализации поставленных учебно-воспитательных задач способствует содержание школьной зоологии, предусмотренное Госстандартом и программой, согласно которым основу курса составляет система знаний о строении, жизни животных разных уровней организации – от простейших одноклеточных до сложных многоклеточных – млекопитающих.

  • Реализации поставленных учебно-воспитательных задач способствует содержание школьной зоологии, предусмотренное Госстандартом и программой, согласно которым основу курса составляет система знаний о строении, жизни животных разных уровней организации – от простейших одноклеточных до сложных многоклеточных – млекопитающих.

  • .



Вообще структуру биологии можно представить как «слоеный пирог». Деление его по вертикали дают таксономические дисциплины, обобщающие все знания о царствах, отделах (типах) или классах органического мира. По горизонтали выделены дисциплины, изучающие общие свойства живых организмов (Комиссаров Б.Д.) схема

  • Вообще структуру биологии можно представить как «слоеный пирог». Деление его по вертикали дают таксономические дисциплины, обобщающие все знания о царствах, отделах (типах) или классах органического мира. По горизонтали выделены дисциплины, изучающие общие свойства живых организмов (Комиссаров Б.Д.) схема



Таксономические дисциплины не могут изучаться, пока «нечего собирать» т.е. без минимальной общебиологической подготовки. В противном случае «инвентаризация» видового многообразия становится самоцелью, и на школьника обрушивается лавина фактического материала, не сцементированного «строительными лесами» общебиологических конструкций.

  • Таксономические дисциплины не могут изучаться, пока «нечего собирать» т.е. без минимальной общебиологической подготовки. В противном случае «инвентаризация» видового многообразия становится самоцелью, и на школьника обрушивается лавина фактического материала, не сцементированного «строительными лесами» общебиологических конструкций.



Вместе с тем специально организованный материал систематики, имеющий и самостоятельное образовательное значение, может быть прекрасным средством для «развертывания» своевременно введенных общебиологических понятий: цитологических, физиологических, экологических, эволюционных.

  • Вместе с тем специально организованный материал систематики, имеющий и самостоятельное образовательное значение, может быть прекрасным средством для «развертывания» своевременно введенных общебиологических понятий: цитологических, физиологических, экологических, эволюционных.



На сегодняшний день школьная зоология остается организмоцентричной (а, современная систематика становится популяционной – объект изучения популяция).

  • На сегодняшний день школьная зоология остается организмоцентричной (а, современная систематика становится популяционной – объект изучения популяция).



В школьной зоологии выделяют понятия: общебиологические(клетка, организм и т.д.),

  • В школьной зоологии выделяют понятия: общебиологические(клетка, организм и т.д.),

  • специальные(политехнические, эколого-морфологические, анатомо-физиологические, филогенетические),

  • локальные.



3. Специфика форм и методов обучения зоологии.

  • 3. Специфика форм и методов обучения зоологии.

  • Учеными и практиками преимущество отдается следующим методам обучения зоологии (схема):

  • рассказ, беседа;

  • демонстрация пособий, натуральных объектов и опытов;

  • наблюдения, практические работы;



Из приемов выделяют:

  • Из приемов выделяют:

  • рассматривание мелких животных, препаратов под лупой и микроскопом, рисунки учителя на доске (учащиеся выполняют в тетрадях).



демонстрация: животных или чучел, препаратов, коллекций, таблиц, учебных фильмов.

  • демонстрация: животных или чучел, препаратов, коллекций, таблиц, учебных фильмов.



РАССКАЗ – образное и последовательное изложение нового материала. В зоологии он может быть построен по-разному:

  • РАССКАЗ – образное и последовательное изложение нового материала. В зоологии он может быть построен по-разному:

  • - в виде описания изучаемых животных, особенностей их строения и образа жизни;



- как повествование о тех или иных явлениях из жизни животных;

  • - как повествование о тех или иных явлениях из жизни животных;

  • - в виде объяснений и доказательств (при обучении зоологии нет необходимости выделять собственно рассказ, описание, объяснение т.к. на практике они перемежаются).



Рассказ в чистом виде при обучении зоологии встречается редко, обычно он прерывается беседой.

  • Рассказ в чистом виде при обучении зоологии встречается редко, обычно он прерывается беседой.



Активизации учащихся во время рассказа помогает проблемная постановка вопроса. Например, перед рассказом о гидре – поставить задачу «выяснить, чем гидра отличается от одноклеточных».

  • Активизации учащихся во время рассказа помогает проблемная постановка вопроса. Например, перед рассказом о гидре – поставить задачу «выяснить, чем гидра отличается от одноклеточных».



Тогда учащиеся по ходу рассказа отыскивают наиболее характерные особенности изучаемых животных. Рассказ всегда сопровождается демонстрацией учебных пособий, скорее даже он основывается на них.

  • Тогда учащиеся по ходу рассказа отыскивают наиболее характерные особенности изучаемых животных. Рассказ всегда сопровождается демонстрацией учебных пособий, скорее даже он основывается на них.



НАБЛЮДЕНИЕ является одним из важнейших методов обучения зоологии (схема).

  • НАБЛЮДЕНИЕ является одним из важнейших методов обучения зоологии (схема).

  • Самостоятельные наблюдения обеспечивают активность учащихся при изучении всех тем зоологии. В процессе наблюдений развивается интерес к животным, воспитывается инициатива, аккуратность, ответственность за выполняемую работу.



Наблюдения желательно проводить при первичном знакомстве с животными (аквариумные рыбки, насекомые, птицы), это поможет при дальнейшем изучении объекта.

  • Наблюдения желательно проводить при первичном знакомстве с животными (аквариумные рыбки, насекомые, птицы), это поможет при дальнейшем изучении объекта.



Фенологические наблюдения , также интересны и важны : отлет птиц, ранняя или поздняя весна, осень. Наблюдения проводятся в классе, в уголке живой природы, на УОУ, в природе.

  • Фенологические наблюдения , также интересны и важны : отлет птиц, ранняя или поздняя весна, осень. Наблюдения проводятся в классе, в уголке живой природы, на УОУ, в природе.



ОПЫТЫ С ЖИВОТНЫМИ. Кроме острых.

  • ОПЫТЫ С ЖИВОТНЫМИ. Кроме острых.

  • - перемешивание дождевыми червями слоев песка и почвы в стеклянной банке, учащимся становится ясна роль их в улучшении структуры почвы;





- в с/х школах – как дополнительное освящение курятника влияет на увеличение яйценоскости кур;





Но! Обязательно добивайтесь доведения опыта до конца. Опыт, не доведенный до конца не только теряет свое УВ значение, но и приносит отрицательные результаты в воспитании.

  • Но! Обязательно добивайтесь доведения опыта до конца. Опыт, не доведенный до конца не только теряет свое УВ значение, но и приносит отрицательные результаты в воспитании.



ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ : УХОД ЗА ЖИВОТНЫМИ В УГОЛКЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (ТРЕБУЕТ ЗНАНИЙ, ВНИМАНИЯ, ТЕРПЕНИЯ).

  • ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ : УХОД ЗА ЖИВОТНЫМИ В УГОЛКЕ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (ТРЕБУЕТ ЗНАНИЙ, ВНИМАНИЯ, ТЕРПЕНИЯ).

  • Задача учителя научить учащихся применять знания и труд в их взаимосвязи.



Выбор методов определяется содержанием учебного материала. Внешнее строение Дождевого червя – наблюдение, если это известное животное (собака) – беседа, если незнакомое (кенгуру) – рассказ.

  • Выбор методов определяется содержанием учебного материала. Внешнее строение Дождевого червя – наблюдение, если это известное животное (собака) – беседа, если незнакомое (кенгуру) – рассказ.







Организационные формы обучения зоологии подобно содержанию и методам должны соответствовать целям и задачам обучения

  • Организационные формы обучения зоологии подобно содержанию и методам должны соответствовать целям и задачам обучения

  • биологии 7 классе



В средней школе преобладает наглядно-образное мышление и сам предмет зоологии способствует этому: традиционные уроки с использованием наглядных пособий, можно целый урок посвятить лабораторной работе акцент делая на самостоятельной работе учащихся.

  • В средней школе преобладает наглядно-образное мышление и сам предмет зоологии способствует этому: традиционные уроки с использованием наглядных пособий, можно целый урок посвятить лабораторной работе акцент делая на самостоятельной работе учащихся.



Экскурсии как обязательная форма, развивают интерес к предмету. Практические занятия на учебно-опытном участке также повышают интерес к предмету.

  • Экскурсии как обязательная форма, развивают интерес к предмету. Практические занятия на учебно-опытном участке также повышают интерес к предмету.



Обобщая вышесказанное напомню о том, что:

  • Обобщая вышесказанное напомню о том, что:

  • мировоззренческая направленность биологического образования в 7 кл. требует целостного видения предмета биологии.



Изучать животных не перегружая фактическим материалом, акцентируя внимание учащихся на прогрессивных чертах, на особенности того или иного таксона, на поведение и экологию животных.

  • Изучать животных не перегружая фактическим материалом, акцентируя внимание учащихся на прогрессивных чертах, на особенности того или иного таксона, на поведение и экологию животных.