uzluga.ru
добавить свой файл
1


ТЕМА 3. ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕМ


План лекции

    • Сущность и значимость восприятия
    • Избирательность восприятия
    • Организация восприятия
    • Социальное восприятие
    • Управление впечатлением


Восприятие - это процесс получения из окружения информации и ее обработки



Процесс восприятия формирует понимание ситуации и поведение индивидуума и поэтому напрямую связан с организационным поведением



Восприятие является уникальной интерпретацией ситуации но не точным ее отражением



Ощущение и восприятие

  • Внешние раздражители:

  • световые и звуковые волны, механическое давление, химическая энергия

  • Внутренние раздражители:

  • мышечная энергия, пища, гормональные железы

  • _________________

  • Ощущение относится к элементарным актам поведения, которые во многом определяются физиологическими функциями



2. Избирательность восприятия



Внешние факторы внимания

  • Интенсивность воздействия

  • Размеры

  • Контраст

  • Повторение

  • Движение

  • Новизна и узнаваемость



Интенсивность воздействия



Размеры



Контраст

  • Внешний раздражитель, выделяющийся на общем фоне, или раздражитель неожиданный привлекут больше внимания



Принцип контрастности восприятия



Повторение



Движение

  • Людям свойственно обращать больше внимания на движущиеся объекты, находящиеся в их сфере обзора, нежели на неподвижные



Новизна и узнаваемость

  • Объектами привлечения внимания могут служить, как новая, так и знакомая ситуация. Новые объекты или события, находящиеся или происходящие на знакомом фоне, а также знакомые объекты или события в новом окружении привлекут внимание наблюдателя



Внутренние факторы восприятия

  • Научение

  • Стереотипы восприятия на рабочем месте

  • Мотивация

  • Личность



Научение и восприятие



Иллюзии восприятия



3. Организация восприятия



Организация восприятия

  • Фигура-фон

  • Воспринимаемые объекты рассматриваются отдельно от общего фона



Иллюстрация принципа «фигура-фон»



Организация восприятия

  • Группировка восприятия

      • Заполнение пробелов
      • Целостность
      • Близость
      • Подобие


Организация восприятия

  • Константность восприятия

  • Стабильность позволяет личности чувствовать известное постоянство в необыкновенно изменчивой и крайне сложной обстановке



Организация восприятия

  • Контекст восприятия

  • Контекст придает смысл и ценность простым раздражителям, объектам, событиям, ситуациям, а также другим людям в окружающей индивидуума среде





Организация восприятия

  • Перцептивная защита

  • Личность может выстраивать защиту (блокировка или отказ узнавать) против раздражителя или событий в контексте, который ему в личном или моральном плане неприемлем или создает угрозу



Формы перцептивной защиты

  • Отрицание

  • Модификация и искажение

  • Изменение в восприятии

  • Признание, но отказ измениться



Объяснение перцептивной защиты

  • Эмоционально значимая информация обладает более высоким порогом восприятия, чем информация нейтрального или не беспокоящего характера



Объяснение перцептивной защиты

  • Неприятная информация и раздражители могут вызвать появление замещающего восприятия, искаженного, чтобы препятствовать необходимости признать негативную информацию.



Объяснение перцептивной защиты



4. Социальное восприятие



Восприятие человека состоит из двух стадий:

  • первое впечатление о человеке

  • более глубокое и широкое знакомство с его личностными характеристиками, стилем поведения, квалификацией и подходом к выполнению обязанностей



Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих:

  • воспринимаемый человек

  • воспринимающий человек

  • ситуация, в которой происходит восприятие



Характеристики наблюдателя

  • Понимание самого себя облегчает ясное понимание других

  • Черты собственной личности влияют на восприятие тех черт, которые, скорее всего усматриваешь в других

  • Люди, которые находятся в ладу с собой, скорее могут увидеть положительное в других

  • Точность в наблюдении за другими - это многофакторный навык



Характеристики наблюдаемой личности

  • Статус наблюдаемого оказывает серьезное влияние на восприятие его другими

  • Наблюдаемая личность для упрощения процесса восприятия наблюдателем обычно расписывается по категориям (статус и роль наблюдаемого)

  • Видимые черты наблюдаемого сильно влияют на его восприятие другими



Атрибуция описывает, как люди объясняют свое поведение и поведение других людей



Виды атрибуции

  • Предрасположенная атрибуция объясняет поведение личности внутренними факторами (черты характера, мотивация, способности)

  • Ситуационная атрибуция объясняет поведение внешними факторами (подготовка, социальное влияние)



На социальное восприятие влияют две распространенные ошибки или проблемы - стереотипизация и эффект «ореола»



Термин «стереотип» отражает тенденцию воспринимать другого человека через его принадлежность к определенному классу или категории



Эффект «ореола» сказывается в восприятии личности на основе одной из ее черт (интеллект, внешность, надежность, склонность к сотрудничеству и т.п.)



5. Управление впечатлением



Составляющие управления впечатлением:

    • Мотивация впечатления
    • Формирование впечатления


Степень мотивации к управлению впечатлением будет зависеть от таких факторов, как значимость произведенного впечатления применительно к стоящим перед личностью задачам, ценность этих задач и расхождение между тем впечатлением, которое человек хочет произвести на окружающих, и впечатлением, которое, по его мнению, другие уже имеют о нем



Формирование впечатления - это важный процесс, который определяет, какого рода впечатление люди хотят произвести на других и что они для этого предпринимают



Факторы, влияющие на характер впечатления, которое люди пытаются создать

  • самоидентификация

  • желаемый и не желаемый имиджи

  • ролевые ограничения

  • конечные ценности

  • уже имеющийся социальный образ



Стратегии управления впечатлением

  • Стратегия недопущения понижения в должности

  • Стратегия увеличения шансов на продвижение



Стратегия недопущения понижения в должности

  • Обоснования

  • Извинения

  • Отстранение



Стратегия увеличения шансов на продвижение

  • Приписывание

  • Наращивание

  • Выявление преград

  • Ассоциирование



Спасибо за внимание!