uzluga.ru
добавить свой файл


Комплексный анализ учебного занятия.


Для осуществления комплексного анализа учебного занятия может быть использована методика оценки качества занятия, основанная на применении аппарата и достижений педагогической квалиметрии.

  • Для осуществления комплексного анализа учебного занятия может быть использована методика оценки качества занятия, основанная на применении аппарата и достижений педагогической квалиметрии.



Квалиметрия – научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания и качества объектов любой природы (одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы), имеющих материальный или духовный характер, имеющих искусственное или естественное происхождение.

  • Квалиметрия – научная дисциплина, в рамках которой изучаются методология и проблематика комплексного количественного оценивания и качества объектов любой природы (одушевленных или неодушевленных; предметов или процессов; продуктов труда или продуктов природы), имеющих материальный или духовный характер, имеющих искусственное или естественное происхождение.



Термин квалиметрия был предложен в 1968 году группой советских научных работников (экономистов, инженеров).

  • Термин квалиметрия был предложен в 1968 году группой советских научных работников (экономистов, инженеров).

  • Корень «метрео» - общеупотребительный в международном научном лексиконе.

  • Корень «квали» в языках большинства стран мира означает «качество».



Таким образом, термин квалиметрия очень удобен:

  • Таким образом, термин квалиметрия очень удобен:

  • он лаконичен и достаточно передаёт содержание понятия «изменение качества»;

  • составные его части понятны для людей, говорящих на разных языках;

  • характер термина позволяет легко образовывать любые нужные производные слова: например, ученый, исследователь, занимающийся квалиметрией, - квалиметролог; подход к изучению какого-то объекта с точки зрения измерения, оценивания его качества, - квалиметрический подход и т.д.



Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.

  • Конечной целью квалиметрии является разработка и совершенствование методик, с помощью которых качество конкретного оцениваемого объекта может быть выражено одним числом, характеризующим степень удовлетворения данным объектом общественной или личной потребности.



Предлагаемая методика оценки качества учебного занятия включает в общей сложности 20 параметров, по которым происходит оценивание. Каждый из 20 показателей качества учебного занятия отнесён к одному из 5 блоков.

  • Предлагаемая методика оценки качества учебного занятия включает в общей сложности 20 параметров, по которым происходит оценивание. Каждый из 20 показателей качества учебного занятия отнесён к одному из 5 блоков.



Оценка содержания учебного материала.

  • Оценка содержания учебного материала.

  • Научность, доступность.

  • Актуальность материала и его связь с жизнью (единство теории и практики).

  • Степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации.

  • Оптимальность объёма предложенного для усвоения материала.



2. Оценка эффективности способов деятельности педагога на занятии, технологий обучения.

  • 2. Оценка эффективности способов деятельности педагога на занятии, технологий обучения.

  • Рациональность и эффективность использования времени занятия, оптимальность темпа, чередование и смена видов деятельности в ходе занятия.

  • Степень наглядности, целесообразности и эффективности использования учебно- методического комплекта, дидактических материалов, технических средств обучения, оборудования кабинета.

  • Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором проводилась оценка их знаний, умений и навыков.

  • Место и роль оценки знаний, умений, навыков на занятии.

  • Степень эстетического воздействия занятия на учащихся.

  • Использование валеологических технологий, соблюдение правил охраны труда в ходе занятия.



3. Общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения.

  • 3. Общая и коммуникативная культура педагога, стиль поведения.

  • Общая эрудиция педагога.

  • Культура речи, темп, дикция, внешний вид, мимика.

  • Тактичность и демократичность.



4. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.

  • 4. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.

  • Степень познавательной активности учащихся, творчества, самостоятельности.

  • Уровень развития специальных умений и навыков.

  • Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности учащихся на занятии.



5. Оценка целей и результатов проведенного занятия.

  • 5. Оценка целей и результатов проведенного занятия.

  • Реальность, четкость постановки целей и их выполнение.

  • Степень обучающего воздействия проведенного занятия на учащихся ( чему и в какой степени научились)

  • Степень воспитательного воздействия (что и в какой степени способствовало их развитию).

  • Степень воздействия занятия на развитие учащихся

  • ( что и в какой степени способствовало их развитию).

  • 6.Самоанализ занятия педагогам.



Для определения степени проявления

  • Для определения степени проявления

  • каждого из 20 признаков качества занятия

  • устанавливаются три уровня оценки:

  • 0 - признак не проявляется

  • 1 - проявляется частично

  • 2 - проявляется в полной мере.



Оценка качества занятия (К) выражается в процентном отношении суммарного числа набранных баллов по всем показателям (∑К), использовавшимся на том или ином занятии к максимально возможному их числу (Кmax):

  • Оценка качества занятия (К) выражается в процентном отношении суммарного числа набранных баллов по всем показателям (∑К), использовавшимся на том или ином занятии к максимально возможному их числу (Кmax):

  • Kу = (∑K/Kmax) •100%.



Например, (Кmax) для показателей будет составлять 4о баллов, для 19 – 38 баллов, для 18 – 36 баллов и т. д.

  • Например, (Кmax) для показателей будет составлять 4о баллов, для 19 – 38 баллов, для 18 – 36 баллов и т. д.



При использовании данной методики, оперируя статистическими данными средних показателей за учебный год по отдельным творческим объединениям, целесообразно вести речь не только о качестве знаний, но и о приемлемости реализации тех или иных программ дополнительного образования.

  • При использовании данной методики, оперируя статистическими данными средних показателей за учебный год по отдельным творческим объединениям, целесообразно вести речь не только о качестве знаний, но и о приемлемости реализации тех или иных программ дополнительного образования.



С помощью оценки качества занятия можно определять эффективность деятельности того или иного педагога. Для этого данные целесообразно представить в сводной таблице.

  • С помощью оценки качества занятия можно определять эффективность деятельности того или иного педагога. Для этого данные целесообразно представить в сводной таблице.