uzluga.ru
добавить свой файл


Компетенции: от смысла к документации


План

  • «Компетенция». Личная история того, как это слово приобретало смысл.



На преодоление каких дефицитов направлен разговор = чему можно научиться?

  • «Компетенция» - «антихристова лжа и блажь заморская».

    • Найти свое, и подходящее для собственной работы, а не навязанное значение. А точнее – не значение, а опыт полезного употребления.
  • Главное – сделать по шаблону, но ни в коем случае не задумываться.

    • Лучше (= эффективнее и приятнее) понимать (пускай даже часть и не совсем так, как другие), чем множить бессмысленное.
  • Форматы описания компетенций (формулировки ФГОС, паспорт, программа формирования) – отвратительная догма.

    • От этих шаблонов можно отступать, если представлять себе цель изменений, и дух, а не букву компетентностного подхода.
    • Шаблоны – как правила в родном языке: не помеха, а возможность выражения, и подсказка, как сделать это эффективнее.
  • Все это пригодится при выполнении заданий к итоговому круглому столу 06.12 (и, вероятно, к тренингу 17.11).



История понимания «компетенций» (прошу прощения за повторы от 20.10)

  • 2002 – идея «дидактической единицы». Курс состоит не из тем (предмета), а из часов работы (среднестатистического) студента.

  • «МГЗ» (электронный курс в 2005). Преподаю философию как (живой) иностранный язык. «Знать предмет» = «уметь говорить» (но, возможно, это ближе гуманитариям).

  • «ОАР» (2002 - …). Курс прямой (а не через материал) трансляции компетенций («организовывать время», «преодолевать страх чистого листа») + сильная обратная связь. 2009 – переосмысление курса.

  • С 2007 – понимание того, что «компетенции» можно понимать неправильно, механически. Работа по переводу (с бюрократического на человеческий).



1. Не сумма знаний (предмета), а результаты образования (студентов)

  • Чего Вы хотите от своих студентов:

      • через полтора часа?
      • через полгода?
      • Что реально происходит со студентами в результате курса?
  • История России 1880-х-1890-х. Не темы, а результаты:

    • Не реформы, внешняя политика, экономическое положение и Лев Толстой (хотя все это было)
    • У Вас 90 минут на занятии и 90 минут работы студентов на неделе
      • (к которой их надо еще убедительно принудить – или заданиями, или соблазнить).
    • И все: понимаешь, что внешней политики и экономического положения в 1880-х-1890-х не было.
    • Потому что на связи реформ и Толстого – чему-то можно научить – тому, что история это что-то единое.


Нас учили (или мы так думаем) как будущую смену

  • Традиционное (самообразование мотивированной конкурентной будущей элиты) университетское образование – подготовка будущей смены

  • Современная ситуация массового высшего образования – сменой станет один из 20, а остальные пришли за навыками «интеллектуального ПТУ».

  • Согласны ли Вы на КПД в 5 % (готовить одного из двадцати)?



2. Способность говорить на (иностранном или родном) языке ≠ знать слова, топики и правила

  • К. Вашик (Рур-университет, Бохум): «Ты преподаешь МГЗ / Историю философии / философский язык как иностранный». На котором можно говорить, делать ошибки и т.п. Т.е. главное – не «что» студент скажет, а чтобы он заговорил - со мной и другими студентами.

  • Быть способным говорить – не означает знать слова, определения или правила. И даже не умение совершать действия по правилам. Это именно быть способным говорить на языке.

  • Еще один пример – карта. Уметь ориентироваться по карте ≠ знать названия стран и улиц.

  • Чему ты учишь? (материал только средство)



  • Из описания курса МГЗ - http://aperlov.narod.ru/viz/mgz.htm

  • Компетенции, приобретаемые студентами

  • I. Компетенции, приобретаемые за время освоения курса

  • Понимать теоретические тексты

  • Видеть возможность соотнесения обыденной жизни и рутинных умозаключений, а также «простых» гуманитарных исследований с «высокой теорией» гуманитарного знания

  • Тренироваться в распределении теоретической информации по «осознаваемым ячейкам» (таблица, карта); приобрести более системное и осмысленное видение функций и многообразия теорий в гуманитарном знании

  • По овладении базовым словарем и относительно компактной (а значит – упрощенной) схемой гуманитарной гносеологии, – приблизиться к осознанию и оптимизации собственных методологических приоритетов.



  • II. Компетенции, в формировании которых курс участвует

  • Учиться думать. Иногда, столкнувшись с ситуацией нехватки или недостоверности какой-либо информации, с ее непониманием – не игнорировать задачу и пытаться решить проблему не за счет поиска дополнительной информации, но посредством сосредоточенного интеллектуального усилия – фиксации непонимаемого и попыток подобрать и / или скомбинировать максимально подходящий багаж из собственного опыта.

  • Расшатывание шаблонов мышления. Способность посмотреть со стороны на интеллектуальные проекты – умение видеть не только бонусы (как правило, артикулируемые авторами читаемых книг, статей или заявок), но и неизбежно соответствующие любым бонусам издержки. Предупреждение о том, что одной из важнейших проблем в гуманитарном знании (по преодолении «детской болезни» недостатка креативности и уверенности в себе) является легкость, с которой материалу навязывается собственная интерпретация. «Методология» в рамках данного курса понимается совсем не как предоставление более или менее универсального набора методик для решения всевозможных исследовательских задач, но, наоборот – как развитие у исследователя установки «недоверия к себе». Следует осознать, что между первым впечатлением об исследуемом материале и озвучиванием концепции должна иметь место многоступенчатая работа, производимая в соответствии с последовательной системой правил – методом.



  • III. Компетенции по ФГОС-3, к формированию и контролю которых курс имеет отношение

  • а) общекультурные (ОК):

  • способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК- 1);

  • способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности (ОК- 2);

  • владение навыками организации исследовательских и проектных работ (ОК- 4).

  • б) общепрофессиональные (ПК):

  • знакомство с современной методологией гуманитарного знания (ПК-1);

  • способность использовать знание фундаментальных наук в своей научно-исследовательской, педагогической и научно-практической деятельности (ПК-2);

  • готовность использовать углубленные специализированные знания для решения профессиональных задач (в соответствии с профилем магистерской программы) (ПК-3);

  • способность самостоятельно ставить и решать проблемы в области изучения, сохранения и актуализации культурного наследия (в соответствии с профилем магистерской программы) (ПК -4);

  • владение навыками подготовки практических рекомендаций по использованию результатов научных исследований (в соответствии с профилем магистерской программы) (ПК-6);

  • готовность к реализации многообразных культурно-образовательных программ (в соответствии с профилем магистерской программы) (ПК-16);

  • готовность к педагогической деятельности (ПК-17).



10 минут работы № 1.

  • Выберите какой-то из преподаваемых Вами курсов и сформулируйте (в форме «компетенции»), что должно произойти с Вашими студентами.

  • Группы экономистов и юристов (управленцев) – сформулируйте 1-2-3-4-5 «программных» компетенций, которыми должен обладать выпускник филиала РГГУ.



3. (Средства контроля и) обратная связь Специфическая характеристика ОАР - курс, подразумевающий прямую трансляцию компетенций

  • В большинстве курсов высшего гуманитарного образования (по инерции) усвоение и контроль компетенций являются своего рода побочными процессами, сопровождающими передачу знаний.

  • В сравнении с этой основной массой курсы, обеспечивающие подготовку к написанию квалификационной работы:

    • позволяют отработать некоторые принципы трансляции рекомендаций и навыков, когда они меньше опосредованы содержанием материала,
    • гораздо благодарнее с точки зрения «обратной связи».
  • Проследить, насколько получилось или не получилось транслировать определенные компетенции, можно двумя способами:

    • по отображению этого процесса в промежуточных работах или в итоговом квалификационном проекте;
    • по итоговым документам (т.н. «ранжированиям»), которые студенты сдают в конце семестра и которые являются частью их отчетности - http://aperlov.narod.ru/ar/otzyvyOAR.doc.


Две главных проблемы обучения студентов основам исследовательской работы.

  • Первая – нерефлективность, автоматизированность понимания студентами научной работы: как определенного алгоритма вербальной трансформации («нулевая степень» – «пересказ», «отрицательная» - «онаучивание»).

    • Очень важно научить останавливать этот нерефлексивный процесс: задавать себе вопрос, поняли ли они то, что собираются рассказывать; поймет ли это их гипотетический читатель и т.д.
  • Вторая – в силу распространения компьютера, де-элитаризации высшего образования, прямолинейного отождествления «взрослости» и заработка у современного студента-гуманитария атрофировалась идея «рабочих материалов».

    • По умолчанию, даже сильный студент ожидает, что готовый текст сам возникнет у него «из материала» и «из головы»; в расчете на это планируются и время, и ход работы.
    • В докомпьютерную эпоху выписки, карточки, планы и черновики были необходимы хотя бы из-за трудностей правки;
    • сформировавшиеся еще до 1990-х годов преподаватели иногда, кажется, не отдают себе отчет в том, что современный студент часто начинает сразу писать текст потому, что никто не закрепил у него навыка, что это может быть и не так.
  • Основной задачей курса становится обучение студента необходимости и хотя бы элементарным форматам промежуточных рабочих материалов: прежде всего, конспектов и разнообразных «баз знаний» (+ «лучевые схемы», тезисные схемы и т.п.).

  • Демонстрация преимущества этих форм: тезисного конспекта перед развернутой эпитомой, табличной базы знаний перед пересказом источника и гладким текстом проекта и т.п.



Практический вывод для преподавания курса (лето 2009)

  • Разбить курс («Основы академической работы») на две части: «Работа с информацией» и «Конвенции академического сообщества».

  • Отдельно разработать и добавить сюжеты на «медленную» работу с информацией и на понимание своего непонимания («Конспектирование») и на создание рабочих материалов («Конспектирование», «База знаний»).



Как это ни грустно,

  • Если ориентироваться именно на трансляцию компетенций, приходится жертвовать именно модулями объяснений и рассказов.

  • Студенты воспримут как реальную пользу:

  • четкие инструкции,

  • задания,

  • обязательный и всеобщий контроль выполнения заданий (желательно, с объяснением и исправлением недостатков каждой работы).

  • См. таблица «Цели – тезисы – задания». Сейчас – каждое занятие начинается с указания того, что они получат. Так же, кстати, как на http://owl.english.purdue.edu/sitemap/



Выберите какую-либо из компетенций задания № 1. При необходимости разложите ее на составные части (не больше 5 мин).

  • Выберите какую-либо из компетенций задания № 1. При необходимости разложите ее на составные части (не больше 5 мин).

  • Заполните рабочую таблицу



4. От умения увидеть со стороны (глазами студента?) свои цели и практику – к использованию шаблонов Минобра



Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции

  • Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции

  • Место и значимость данной компетенции в совокупном ожидаемом результате образования выпускника вуза по завершении освоения компетентностно-ориентированной ООП ВПО по направлению подготовки

  • Принятая структура компетенции

  • Планируемые уровни сформированности компетенции у студентов-выпускников вуза

  • Общая трудоемкость формирования компетенции у «среднего» студента вуза (в часах) на «пороговом» уровне.



1. Определение, содержание и основные сущностные характеристики компетенции

  • Под компетенцией ПК-2 – «способность понимать, изучать и критически анализировать научную информацию по тематике исследования, используя адекватные методы обработки, анализа и синтеза информации, и представлять результаты исследования»

  • понимается: готовность бакалавра музеологии приступить к работе по специальности (исполнению обязанностей музейного сотрудника, экскурсовода и т.п.), обладая желанием и умением применять к конкретным условиям и месту своей работы научную информацию, публикуемую в специальной музееведческой, искусствоведческой и экскурсоводческой литературе.



  • Готовность бакалавра музеологии очень внимательно знакомиться с уже существующими на его месте работы практиках хранения и консервации объектов культурного наследия, выставочной деятельности, организации культурного туризма и т.д.

  • Способность выделять в этих уже существующих на месте его работы практиках компоненты, заслуживающие сохранения и развития, но также и критической переработки;

  • Знание, где и как искать специальную литературу, в которой может содержаться информация по улучшению интересующих практик хранения и консервации объектов культурного наследия, выставочной деятельности и т.д.

  • Способность к пониманию и критическому прочтению специальной литературы; умение адаптировать содержащиеся в ней знания и рекомендации к конкретным (в том числе бюджетным, социальным и т.п.) условиям рабочего места.

  • Умение представлять результаты своих изысканий и размышлений в компактной доходчивой форме, понятной для коллег и руководства.



Программа формирования компетенции -

  • Цель (и) программы формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО

  • Необходимое содержание образования для обеспечения формирования у студентов вуза данной компетенции

    • Базовая структура знания (БСЗ), необходимая студенту для освоения данной компетенции
    • Учебные дисциплины, модули, практики (или их разделы), на предметном содержании которых необходимо (или возможно) формировать данную компетенцию
  • Основные пути, методы и технологии формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО

  • Календарный график и возможные траектории формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО

  • Формы текущего контроля успеваемости, промежуточных и итоговых аттестаций сформированности данной компетенции и необходимые оценочные средства

  • Учебно-методическое и информационное обеспечение программы формирования у студентов вуза данной компетенции при освоении ООП ВПО

  • Основные условия, необходимые для успешного формирования у студентов данной компетенции при освоении ООП ВПО



4. Календарный график и возможные траектории формирования данной компетенции у студентов вуза при освоении ООП ВПО



Выводы

  • Если иметь в голове ориентацию не на предмет и не на то, что после пары нужно купить еду и позвонить детям, а на результаты образования, то компетенции – это очень легко.

  • Формальные шаблоны становятся не ограничением, но каналом, помогают лучше передать свои мысли. Так же как слова и правила родного языка.



Выводы

  • Будет ли переход на новые стандарты. Вопрос веры. Я верю, что «да»:

    • Продолжать (России, Китаю, Мексике, Танзании) ходить «своим путем» в эпоху глобализации – бессмысленно.
    • Для руководства страны образование – вопрос второстепенный. Поэтому даже при желании сохранения своего пути – «обменяют» в обмен на особость в других областях (политика, свободы и т.п.). Пообещают доперейти и придется переходить.
    • Чем позже будем переходить, тем дороже обойдется.
  • Обучайтесь сами. В особенности – обучайте молодежь (лаборантов, проектировщиков ООП и т.д.)



Понимать, а не исполнять

  • Пример – РГГУ, понятие «программной компетенции». Расписывать 50 компетенций по ФГОС – бессмысленно и вредно. Лучше с умом расписать 3-4-5 самостоятельно сформированных компетенций (право добавлять к ФГОС свои компетенции – есть), отражающих в чем специфика выпускника (филиала) РГГУ на рынке труда, чем быстро и бессмысленно скопипастить 50, а потом нести за это ответственность.

  • Любая аккредитация:

    • или приходит взять взятку (и все равно возьмет),
    • или ей все по фигу,
    • или она вникает в существо.
  • Если Вы знаете, что то, что у Вас разработано, имеет смысл, Вы сможете это объяснить. Это надежнее и полезнее, чем бессмысленное формальное соответствие.

  • Используйте официальные шаблоны и разрабатывайте свои!



Варианты задания (17.11 и 06.12; может быть <при Вашем желании> сдано и проверено раньше):

  • Список программных компетенций по направлению подготовки (см. слайд 19) и готовность обосновать их.

  • Паспорт и программа формирования одной программной компетенции.

  • Компетентностная характеристика учебного курса: перечень реальных (а не по ФГОС) компетенций и таблица формирования компетенций (слайд 16 или стр. 3 раздаточных материалов).