uzluga.ru
добавить свой файл



Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора

  • Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора

  • Ординалистская концепция теории потребительского выбора

  • Оптимум потребителя

  • Реакция потребителя на изменение цен и доходов



Кардиналистическая теория поведения потребителей – исходит из допущения, что можно точно и однозначно оценить полезность, как отдельной единицы блага, так и полезность всего блага или набора благ (в ютилах).

  • Кардиналистическая теория поведения потребителей – исходит из допущения, что можно точно и однозначно оценить полезность, как отдельной единицы блага, так и полезность всего блага или набора благ (в ютилах).

  • Ординалистическая теория поведения потребителей – исходит из допущения, что полезность количественно измерить нельзя, а можно только наблюдать отношения предпочтения



Полезность - абстрактная категория, используется в экономической теории для определения удовольствия или пользы, которую получают люди от потребления благ.

  • Полезность - абстрактная категория, используется в экономической теории для определения удовольствия или пользы, которую получают люди от потребления благ.

  • Функция полезности формально выглядит так: TU = F(QA,QB,...,QZ),

  • где TU - общая полезность данного товарного набора; QA...QZ -объемы потребления товаров A...Z в единицу времени.



Предельная полезность - это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

  • Предельная полезность - это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

  • Функция предельной полезности в общем виде выглядит так:





Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-либо одного блага общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все медленнее.

  • Принцип убывающей предельной полезности заключается в том, что с ростом потребления какого-либо одного блага общая полезность, получаемая потребителем, возрастает, но возрастает все медленнее.



Первый закон Госсена (или принцип убывающей предельной полезности) состоит из двух положений:

  • Первый закон Госсена (или принцип убывающей предельной полезности) состоит из двух положений:

    • первое констатирует убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе достигается полное насыщение этим благом.
    • второе констатирует убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.


Потребитель достигает максимума удовлетворения, если он распределит свои деньги (доход) на покупку различных товаров таким образом, что

  • Потребитель достигает максимума удовлетворения, если он распределит свои деньги (доход) на покупку различных товаров таким образом, что

  • для всех реально покупаемых им товаров А, В, С... имеет место:

  • 2. для всех не покупаемых им товаров Y, Z... имеет место:



Второй закон Госсена:

  • Второй закон Госсена:

  • Полезность извлекаемая из последней денежной единицы потраченной на покупку какого-либо товара, одинакова независимо от того, на какой именно товар она израсходована.



Порядковый подход базируется на следующих аксиомах:

  • Порядковый подход базируется на следующих аксиомах:

  • Аксиома полной упорядоченности: Потребитель способен упорядочить все возможные наборы с помощью отношений предпочтения (< , >) и безразличия (~), т.е. он способен их ранжировать.

  • Аксиома транзитивности:

  • если А > В > С или А ~ В > С или А > В ~ С, то А > С.



Аксиома ненасыщения:

  • Аксиома ненасыщения:

  • если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, чем набор В, а одного из них больше, то А > В, т.е. большое количество товара в наборе А предпочитается меньшему количеству товара в наборе В.

  • Аксиома независимости потребителя:

  • Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими



Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбирать.

  • Кривая безразличия - это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбирать.

  • Карта кривых безразличия представляет собой графическое отображение системы предпочтений потребителя.





Свойства кривых безразличия:

  • Свойства кривых безразличия:

  • 1) кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров;

  • 2) кривые безразличия имеют отрицательный наклон;

  • 3) кривые безразличия никогда не пересекаются;

  • 4) кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров;

  • 5) кривые безразличия выпуклы к началу координат



Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRSxy) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался прежним.

  • Предельной нормой замещения благом X блага Y (MRSxy) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено «в обмен» на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался прежним.









Бюджетная линия - это графическое изображение множества доступных потребителю товарных наборов.

  • Бюджетная линия - это графическое изображение множества доступных потребителю товарных наборов.

  • Бюджетное ограничение потребителя:

  • I = Рх X + PYY

  • Уравнение бюджетной линии:





Из всех доступных для него наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия, но который он может приобрести, исходя из своего бюджета и цен на товары.

  • Из всех доступных для него наборов потребитель выберет тот, который принадлежит наиболее удаленной от начала координат кривой безразличия, но который он может приобрести, исходя из своего бюджета и цен на товары.

  • Именно этот набор обеспечит ему максимум удовлетворения.





Условие равновесия может быть записано как:

  • Условие равновесия может быть записано как:

  • - (PX /PY) = -MRSXY, ИЛИ

  • MUX/PX = MUY/PY

  • Задача на нахождение оптимума потребителя в общем случае сводится к решению системы уравнений:



  • Кривая «доход-потребление» связывает все точки равновесия на карте кривых безразличия, соответствующие различным величинам дохода.

  • Кривая показывает как потребительский набор изменяется в зависимости от доходов.





Кривая Энгеля показывает соотношение между денежным доходом покупателя и количеством приобретенного товара X.

  • Кривая Энгеля показывает соотношение между денежным доходом покупателя и количеством приобретенного товара X.

  • Кривая «цена-потребление» – кривая, связывающая все точки равновесия потребителя при изменениях в ценах.





Эффект замещения это изменение в потреблении товара только в результате изменения его цены по отношению к ценам всех других благ; то есть изменение в объёме покупок товара (за период времени), которое наблюдалось бы, если бы реальный доход потребителя был откорректирован так, чтобы от изменения цены его благосостояние и не ухудшилось бы и не улучшилось бы

  • Эффект замещения это изменение в потреблении товара только в результате изменения его цены по отношению к ценам всех других благ; то есть изменение в объёме покупок товара (за период времени), которое наблюдалось бы, если бы реальный доход потребителя был откорректирован так, чтобы от изменения цены его благосостояние и не ухудшилось бы и не улучшилось бы

  • Эффект дохода – изменение в потреблении товара в ответ на изменение в его цене, рассматриваемое только как результат изменения реального дохода потребителя (его способности приобретать больше или меньше данного товара)