uzluga.ru
добавить свой файл
1


Занимательные (игровые) формы обучения на уроках русского языка в 5 – 7 классах для

  • Занимательные (игровые) формы обучения на уроках русского языка в 5 – 7 классах для

  • развития творчества детей, стимулирования интереса к предмету, создания базы знаний на данном этапе.

  • Выполнила:

  • учитель русского языка и литературы

  • 1 квалификационной категории

  • МОУ «СОШ с. Маянга»

  • Балаковского района

  • Щепилова Елена Валерьевна.


показать значимость занимательных форм обучения

  • показать значимость занимательных форм обучения

  • ( игры ) в организации учебного процесса для детей среднего школьного возраста.

  • Считаю, что тема в методике проведения уроков актуальна и выбрана не случайно: она подсказана многолетним опытом преподавания в 5 -7 классах.



2.1. Принцип занимательности – один из важных принципов в преподавании русского языка в школе.

  • 2.1. Принцип занимательности – один из важных принципов в преподавании русского языка в школе.

  • Методика проведения уроков с элементами занимательности - одна из форм, способствующая развитию логического мышления и творческих возможностей учащихся, помогающих им уяснить сущность языкового материала.

  • Игры, упражнения – игры, игры – путешествия, конкурсы, загадки, игры – шутки создают положительный эмоциональный фон для учебной деятельности, располагают к выполнению тех заданий, которые слабоуспевающие считают трудными и даже непреодолимыми.



Современные подростки 10 – 13 лет отличаются самостоятельностью и независимостью. По каждому вопросу у них может быть своё мнение, суждение, выводы удивляют своей зрелостью, а порой и практичностью. Их интересует многое – спорт, музыка, политика, проблемы этики и эстетики, взаимоотношения со взрослыми.

  • Современные подростки 10 – 13 лет отличаются самостоятельностью и независимостью. По каждому вопросу у них может быть своё мнение, суждение, выводы удивляют своей зрелостью, а порой и практичностью. Их интересует многое – спорт, музыка, политика, проблемы этики и эстетики, взаимоотношения со взрослыми.

  • И всё же они…дети, которые любят всё новое, занимательное.

  • Поэтому учитель, учитывая возрастные и психологические особенности детей, должен понимать, что только в игре ребёнок раскрепощается, а раскрепостившись, он может творить и познавать в творчестве.

  • Следовательно, педагогу необходимо применять на уроках занимательные принципы, формы и методы обучения.





. 1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, провожу игры настольные, комнатные.

  • . 1-й способ. Не меняя расстановку мебели и позиции учащихся, провожу игры настольные, комнатные.

  • 2-й способ. Мебель в классе сдвигается либо по количеству команд (стулья расставляются вокруг сдвинутых столов), либо по принципу «игровое поле» - «жюри» - «игроки».



В структуре учебного процесса для себя я выделяю 4 элемента – этапа урока – игры.

  • В структуре учебного процесса для себя я выделяю 4 элемента – этапа урока – игры.

  • 1. Ориентировочный этап, в котором учитель представляет изучаемую тему, далее делает обзор общего хода игры.

  • 2. Подготовка к проведению игры. Учитель ставит задачу перед игроками, обсуждает с детьми игровые процедуры

  • 3. Проведение игры. Учитель фиксирует игровые действия.

  • 4. Обсуждение игры. Высказываются мнения учителя и ребят о результативности игры, пожелания, корректируются критерии оценок.



Фонетические игры – разминки провожу в 5 классе для развития речевого аппарата у детей и выявления степени усвоения лингвистического материала. Так, например, при изучении в 5 классе темы «Звонкие и глухие согласные» провожу игры «Найди пару», «Поймай мяч», «Эхо». Все они основаны на делении согласных на парные и непарные звонкие и глухие. Дети с интересом играют на уроке, а педагог незаметно создаёт почву для лучшего восприятия более сложного материала.

  • Фонетические игры – разминки провожу в 5 классе для развития речевого аппарата у детей и выявления степени усвоения лингвистического материала. Так, например, при изучении в 5 классе темы «Звонкие и глухие согласные» провожу игры «Найди пару», «Поймай мяч», «Эхо». Все они основаны на делении согласных на парные и непарные звонкие и глухие. Дети с интересом играют на уроке, а педагог незаметно создаёт почву для лучшего восприятия более сложного материала.



В лексико – фразеологическом разделе наиболее распространенная, на мой взгляд, и простая форма игры – это игра со словом. Такие игры решают предметные задачи: развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса. Они занимают 5 – 7 минут, и я провожу их в любое время урока.

  • В лексико – фразеологическом разделе наиболее распространенная, на мой взгляд, и простая форма игры – это игра со словом. Такие игры решают предметные задачи: развитие орфографической зоркости, расширение словарного запаса. Они занимают 5 – 7 минут, и я провожу их в любое время урока.

  • По моим наблюдениям, очень популярной остаётся у детей 5 – 7 классов игра на составление слов из букв, входящих в данное слово.



1. Игра «Кто больше?»

  • 1. Игра «Кто больше?»

  • Мой друг- преданный, верный. Чуткий , отзывчивый, внимательный…

  • Если приходит беда, мой друг становится храбрым, отважным, смелым, мужественным, бесстрашным…

  • 2. Игра – упражнение.

  • Подберите антонимы к словам, характеризующим вашего четвероного друга:

  • Дружелюбный – враждебный, гигант – карлик, могучий – слабый, отважный – трусливый, простодушный – хитрый, угрюмый – весёлый и т.д.





1. Диалектизмы и рисунки.

  • 1. Диалектизмы и рисунки.

  • На доске вразброс написаны диалектные слова.

  • Следует их поместить под нужными рисунками.

  • 1.Певень, кочет, певун, Петька (петух).

  • 2. Стежка, следки (тропа)

  • 3. Яруга, балка, яр, рынва (овраг).





. 3. Запишите фразеологизмы, подберите к ним слова – синонимы.

  • . 3. Запишите фразеологизмы, подберите к ним слова – синонимы.

  • Гусь лапчатый- … (пройдоха, проходимец)

  • Тише воды, ниже травы-… (робкий)

  • Рукой подать- … (близко)

  • Без задних ног (спать)- … (крепко спать)

  • Без сучка без задоринки- … (легко, гладко)

  • Воды не замутит- … (кроткий)



  • 1. ставить на кон = сгущать краски

  • ставить на карту ? (делать из мухи слона)

  • 2. видимо - невидимо = по щучьему велению

  • ? как по волшебству (тьма - тьмущая)

  • 3. в мгновение ока = ?

  • в два счёта с гулькин нос (кот наплакал)

  • 4. ? голова – два уха

  • с места в карьер = медный лоб ( не тратя времени)

  • 5. засучив рукава = раз-два – и обчёлся

  • через пень-колоду ? ( непочатый край)

  • 6. на чужой шее сидеть = душа в душу

  • ? как кошка с собакой (зарабатывать своим

  • горбом)



Элемент занимательности, я думаю, обязательно должен присутствовать и в таком довольно – таки трудном для детей разделе лингвистики « Морфемика и словообразование». Стараюсь подобрать для учащихся слова для разбора по составу таким образом, чтобы они были для детей чем – то интересны. Например, тем, что они тематически связаны, или в них есть трудности с точки зрения правописания. Запись на доске или в тетради слов для разбора тоже должна быть запоминающаяся, чтобы привлечь детей к изучению данной темы. Записываю однокоренные слова, например, в воздушных шариках или создаём рисунок – цветок.

  • Элемент занимательности, я думаю, обязательно должен присутствовать и в таком довольно – таки трудном для детей разделе лингвистики « Морфемика и словообразование». Стараюсь подобрать для учащихся слова для разбора по составу таким образом, чтобы они были для детей чем – то интересны. Например, тем, что они тематически связаны, или в них есть трудности с точки зрения правописания. Запись на доске или в тетради слов для разбора тоже должна быть запоминающаяся, чтобы привлечь детей к изучению данной темы. Записываю однокоренные слова, например, в воздушных шариках или создаём рисунок – цветок.



Цель: развитие навыка словообразования.

  • Цель: развитие навыка словообразования.

  • Класс разбивается на несколько команд, в каждой выбирается капитан.

  • Каждая команда получает конверт с корнем слова.

  • Задача команды – за определённое время (5-10 минут) составить гнездо однокоренных слов, определяя при этом способ словообразования.

  • О результатах работы докладывает капитан.

  • Побеждает та команда, которая уложилась в срок и дала максимальный список слов, входящих в словообразовательное гнездо.

  • Материал для команд: корни с чередованием

  • 1) – раст-/ - ращ-/ - рос- ;

  • 2) – лаг-/ -лож- ;

  • 3) – кас -/ - кос- ;

  • 4) – тир- / - тер-.



  • 1. а) Горе, нагорный, горевать.

  • б) Переносить, переносица, носовой.

  • Здесь исключаются слова нагорный, переносить, т.к. их корни имеют другое значение.

  • 2. а) Резонный, сезонный, сенсационный.

  • б) Соловьиный, синий, воробьиный.

  • Это задание требует внимания к морфемному составу.

  • «Лишними» будут слова сенсационный ( суффикс – онн - , в остальных словах – н -), синий ( нет суффикса – ин - , как в других словах ряда).



Считаю, что такие игры не только расширяют лексический запас, тренируют быстроту реакции, активизируют память, но и подготавливают детей к тестовым видам заданий, которые будут обязательны в старших классах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

  • Считаю, что такие игры не только расширяют лексический запас, тренируют быстроту реакции, активизируют память, но и подготавливают детей к тестовым видам заданий, которые будут обязательны в старших классах при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.



Одной из популярных игр у детей в разделе орфографии, по моему мнению, является игра «Проверь безударную гласную!» ( игра с мячом)

  • Одной из популярных игр у детей в разделе орфографии, по моему мнению, является игра «Проверь безударную гласную!» ( игра с мячом)

  • Задача играющих – как можно быстрее найти проверочное слово.

  • Правила достаточно просты:

  • 1) проверять то, что требует проверки;

  • 2) подбирать проверочные слова – «родственники», а не просто похожие.

  • Играем так.

  • Ведущий ученик (или учитель) называет слово с безударной гласной в корне и бросает другому ученику мяч. Ученик, поймавший мяч, находит проверочное слово и возвращает мяч ведущему и т. д.

  • Игра по своей сути очень проста, но польза от неё огромна. Благодаря ежеурочной тренировке, умение подбирать проверочные слова у ребят автоматизируется.



Житьетиграф.

  • Житьетиграф.

  • Однажды тигр радил тигрят и ушла добычу доставать и приказал детям не кого не бояца потому что если вы будите бояца они вас седят будти осторожны и тигрица ушла за добычю.

  • Такие задания тренируют у учащихся орфографическую и пунктуационную зоркость, стимулируют интерес к теме урока, предмету.



Тема «Местоимение». 6 класс.

    • Тема «Местоимение». 6 класс.
  • 1. Рассказ - задача «Что сказала

  • Наташа?»

  • Придя из школы домой, Наташа всегда помогает маме по хозяйству.

  • Однажды мать увидела на столе стопку посуды.

  • - Эти тарелки вымыты? – спросила мама.

  • В ответ Наташа сказала слово из 3-х личных местоимений. Мама убрала тарелки в буфет.

  • Ответ можно найти в самом тексте рассказа. (Вы-мы-ты)



а) Летом в клетке зоопарка

  • а) Летом в клетке зоопарка

  • Медвежонку очень жарко.

  • Ищет он застёжку,

  • Чтобы снять одёжку.

  • б) Я с утра в лесу гуляю.

  • От росы я весь промок.

  • Но зато теперь я знаю

  • Про берёзку и про мох.

  • в) – Ты скажи мне, милый ёж,

  • Чем ежиный мех хорош?

  • - А он, лиска, тем хорош,

  • Что зубами не возьмёшь.

  • г) Я ручку куплю

  • У волшебника лично.

  • Такую, что пишет диктант

  • На «отлично».





1. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? ( ТЫ К ВЫ)

  • 1. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? ( ТЫ К ВЫ)

  • 2. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?

  • (ОНО, ТОТ)

  • 3. Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?

  • (ОН, НО)

  • 4. К какому местоимению нужно прибавить шипящую букву, чтобы получилось название ряда помещений в доме, расположенных на одном уровне? ( ЭТА Ж )

  • Так что пришлось ведьме возвращать имена жителям доброго царства. Но людям так понравились слова, которые им подарил мудрец, что с ними было жаль расставаться. И люди оставили их себе, чтобы тоже употреблять в речи.

  • Эти слова были даны вместо имён и названий предметов и их так и назвали: «вместоимения», то есть «вместо имени», но затем буква В затерялась, и слова стали называться местоимениями.



1. Игра «Поищем междометия».

  • 1. Игра «Поищем междометия».

  • а) Вспомним сказки Чуковского. Какое имя образовано от междометия и глагола? (Айболит).

  • б) Когда надо закупорить стеклянную банку, берут это.

  • Когда в отчаянии говорят, что человеку пришёл конец, тоже говорят это.

  • В первом случае – это существительное, во втором – междометие. (крышка)

  • в) Это междометие пришло к нам из итальянского языка и выражает восхищение (чаще всего в театре ). (Браво!)

  • г) Это междометие есть на дорожном знаке. (Стоп)

  • д) Крик победителя. (Ура)

  • е) Название конфеты образовалось от этого междометия. (Кис-кис)

  • Как напишете? ( Через дефис, как и все слова с повторяющимися основами)

  • ж) Если не работает звонок, а вам очень надо войти в дверь, то это междометие не произносите, но используете. (Тук – тук)



2. Игра «Угадай».

  • 2. Игра «Угадай».

  • Каждый по цепочке выражает какое – либо чувство междометием, а его сосед по парте должен угадать это чувство.



  • 1. Продолжите пословицу или поговорку.

  • Укажите, какой частью речи является отгаданное слово, в каком падеже?

  • 1. Не красна изба углами, а красна… (пирогами) Т. п.

  • 2. Корова в тепле, молоко… ( на столе) П. п.

  • 3. На свете всё найдёшь, кроме отца да… (матери) Р. п.

  • 4. Добрая семья прибавит… (ума) В. п.

  • 5. Большое горе, когда семья в … (раздоре) П. п.

  • 6. Дальше в лес – больше… (дров) Р. п.



1. - Я называю слово в единственном числе, а вы во множественном.

  • 1. - Я называю слово в единственном числе, а вы во множественном.

  • Рука – руки

  • Дуга – дуги

  • Мука -…

  • Грек – греки

  • Узбек – узбеки

  • Человек - …

  • День – дни

  • Лень - …

  • Пень - пни



- Разнесите овощи и фрукты в свои домики.

  • - Разнесите овощи и фрукты в свои домики.

  • Ж. Р. М. Р. СР. Р.

  • Вишня, картофель, яблоко, морковь, огурец, повидло, петрушка, перец.



1. Назовите существительные, которые обозначают самые дорогие для вас предметы, понятия, явления природы, предметы окружающего мира и т. д, например: мир, мама, …

  • 1. Назовите существительные, которые обозначают самые дорогие для вас предметы, понятия, явления природы, предметы окружающего мира и т. д, например: мир, мама, …

  • 2. Назовите имена людей (имена собственные), значения которых всем понятны. Например: Вера, …

  • 3. Подберите как можно больше рифм к слову ПОРТФЕЛЬ (метель, канитель, …)

  • 4. Составьте из букв слова СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ новые слова.

  • Для справки. Слово ЛЕКАРСТВО один мастер игры в «превращения» превратил в 180 слов, т. е. Составил из букв этого слова 180 слов.

  • А сколько составите вы?



1. Игра – упражнение «Верите ли вы?» поможет учителю узнать, как дети

  • 1. Игра – упражнение «Верите ли вы?» поможет учителю узнать, как дети

  • усвоили теоретические сведения о причастии.

  • Задача учеников – определить, верное или ложное суждение содержится в высказывании, и объяснить свою точку зрения.

  • Например:

  • - Верите ли вы, что причастия своим «внешним» видом похожи на прилагательные?

  • - Верите ли вы, что причастия не связаны с глаголом?

  • - Верите ли вы, что причастия не могут быть настоящего и прошедшего времени?







Учитель читает наизусть:

  • Учитель читает наизусть:

  • Кругом всё белое и синее,

  • Всё в тонком кружеве теней,

  • А лес укрыт пушистым инеем,

  • Уснул до первых вешних дней.

  • (Г. Скребицкий)

  • Предлагаю представить детям зимний лес. К сверкающим краскам присмотреться, к тишине прислушаться. Ощутить крепкий морозец, лёгкое прикосновение ветерка к щекам.

  • Задание. Напишите пейзажную зарисовку:

  • «Что я увидел в зимнем лесу»

  • « В молчаливом зимнем лесу»

  • «Что я чувствую в зимнем лесу».

  • Ученики выберут тему, соответствующую их восприятию окружающего мира, потом с удовольствием прочитают свои мини-сочинения вслух.

  • Дополнительное задание. Найдите в своих работах причастия.



Ученики ( как сильные в учёбе, так и слабые) с желанием работают на уроках с упражнениями – играми. Задания в занимательной форме вызывают у детей заинтересованность, побуждают к духу игры, соперничества, победы.

  • Ученики ( как сильные в учёбе, так и слабые) с желанием работают на уроках с упражнениями – играми. Задания в занимательной форме вызывают у детей заинтересованность, побуждают к духу игры, соперничества, победы.

  • Таким образом, ребята раскрепощаются на уроке, проявляют себя, свои творческие способности, активность. Отсюда хорошее настроение в коллективе во время урока и после него, а это положительно влияет на психическое здоровье детей.