uzluga.ru
добавить свой файл
1


____________________________________

  • ____________________________________

  • Белокрылова Ольга Спиридоновна

  • д.э.н.

  • Зав. кафедрой экономической теории Южного федерального университета

  • belokrylova@mail.ru

  • www.wto.ru




  • Соглашения ВТО базируются на 2 идеях:

  • ЗАПРЕТ ДИСКРИМИНАЦИИ

  • РЫНОЧНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЛИ ПРЕДСКАЗУЕМЫЙ, ОТКРЫТЫЙ ВЗАИМНЫЙ ДОСТУП НА РЫНКИ

  • Эти идеи реализуются через основные принципы ГАТТ/ВТО:

  • – равноправные отношения со всеми торговыми партнерами;

  • – равное отношение к зарубежным и отечественным

  • производителям;

  • либерализация торговли посредством переговоров;

  • преимущественно тарифной защиты;

  • - отказ от нетарифных мер;

  • транспарентность торговой политики;

  • разрешение торговых споров путем переговоров



1)Автономно повышать импортные тарифы. Повышение возможно:

  • 1)Автономно повышать импортные тарифы. Повышение возможно:

  • - только после консультаций

  • - в случае платежного баланса,

  • - в случае применения антидемпинговых или компенсационных мер.

  • 2) Дискриминировать импортные товары

  • 3) Применять количественные ограничения, за исключением специальных защитных мер.

  • 4) Применять максимальные или минимальные обязательные цены (энергетические товары).

  • 5) Ограничивать транзит и доступ к транзитным сетям.

  • 6) Увязывать импорт с обязательством экспорта (энергетический сектор).



7) Включать в инвестиционные и др. соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор)

  • 7) Включать в инвестиционные и др. соглашения обязательства инвестора приобретать товары на внутреннем рынке (энергетический сектор)

  • 8) Применять экспортные субсидии в любых формах

  • 9) Применять субсидии в отношении отдельных предприятий или отдельных товаров

  • 10) Применять меры, ограничивающие торговлю, без их заблаговременного опубликования.

  • 11) Предоставлять привилегии госпредприятиям или монополиям (энергетические товары).

  • 12) Ограничивать текущие платежи по внешнеторговым сделкам



13) Ограничивать платежи по капитальным операциям, если такое ограничение ведет к ограничению торговли

  • 13) Ограничивать платежи по капитальным операциям, если такое ограничение ведет к ограничению торговли

  • 14) Дискриминировать товары и их поставщиков одних стран по сравнению с товарами и их поставщиками других стран (за исключением товаров, поставляемых в рамках соглашений о свободной торговле и таможенном союзе).

  • 15) Ухудшать условия доступа на рынок по сравнению с параметрами, установленными соглашением.

  • 16) Лицензировать или иным образом ограничивать деятельность поставщика услуги, которое выходит за рамки цели обеспечить компетентность поставщика и качество самой услуги.

  • 17) Дискриминировать поставщика услуги по сравнению с отечественным поставщиком, если возможность такой дискриминации не предусмотрена соглашением.



подавляющее число ограничений уже применяется Россией в силу обязательств по международным договорам, на основе действующего законодательства или де-факто.

  • подавляющее число ограничений уже применяется Россией в силу обязательств по международным договорам, на основе действующего законодательства или де-факто.



к ВТО с 1993 г. Наиболее очевидное преимущество - отмена заградительных пошлин, что сделает импортную продукцию более доступной для российского покупателя. Вместе с тем у отечественных производителей появятся новые стимулы к совершенствованию своих товаров.

  • к ВТО с 1993 г. Наиболее очевидное преимущество - отмена заградительных пошлин, что сделает импортную продукцию более доступной для российского покупателя. Вместе с тем у отечественных производителей появятся новые стимулы к совершенствованию своих товаров.





Какова цена сделки ?

  • Какова цена сделки ?

  • - Цена определяется в ходе переговоров, индивидуальных для каждой страны



более благоприятные условия доступа на мировые рынки на основе предсказуемости и стабильности торговых отношений со странами-членами ВТО;

  • более благоприятные условия доступа на мировые рынки на основе предсказуемости и стабильности торговых отношений со странами-членами ВТО;

  • Устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов в случае, если они ущемляются партнерами;

  • реализация текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли.



Общие принципы применения мер селективной защиты:

  • Общие принципы применения мер селективной защиты:

  • - Применение только после расследования;

  • - Участие всех заинтересованных сторон;

  • - Меры могут применяться только в случае док-ва резкого роста

  • импорта и существенного ущерба (угрозы) от такого импорта;

  • - Меры могут быть введены только в таком объеме и на такой срок,

  • которые необходимы для устранения ущерба.

  • Антидемпинговые меры

  • Компенсационные меры

  • Специальные защитные меры (в основном сводятся к повышению импортного тарифа или квотированию импорта)



наиболее чувствительная сфера международной торговли: 1)особая роль продовольствия в жизни человека, 2) применяемые нерыночные меры для поддержки национального сельхозпроизводителя.

  • наиболее чувствительная сфера международной торговли: 1)особая роль продовольствия в жизни человека, 2) применяемые нерыночные меры для поддержки национального сельхозпроизводителя.

  • Поэтому в этом секторе установлены специальные правила торговли, затрагивающие применение мер не только на таможенной границе, но и при производстве.



обеспечение доступа на национальные рынки импортной агропродовольственной продукции;

  • обеспечение доступа на национальные рынки импортной агропродовольственной продукции;

  • снижение уровня господдержки, которая искажает условия рыночной конкуренции;

  • постепенное снижение и полная отмена субсидирования экспорта сельхозпродукции;

  • регулирование санитарных, фитосанитарных, ветеринарных условий торговли.



снизить общую ставку импортного тарифа на товары до 7,8% с 10% в 2011 г.

  • снизить общую ставку импортного тарифа на товары до 7,8% с 10% в 2011 г.

  • Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8% с 13,2% в 2011г. , средневзвешенная импортная пошлина на пром. товары - с 9,5% до 7,3%[1].

  • треть импортных тарифов будет снижена с момента присоединения, еще четверть - спустя 3 года. 8-летний переходный период установлен для мяса птицы, 7 лет - для автомобилей, вертолетов и самолетов.

  • Тарифные квоты сохраняются для говядины, свинины, мяса птицы. Для говядины импортная пошлина внутри квоты составит 15%, вне квоты - 55%, для свинины - 0% и 65% (с 2020 г. - 25%), для мяса птицы - 25% и 80%.





рынки шин, легковых автомобилей, чая, кофе, косметики (за исключением декоративной); в меньшей мере — одежды, полимерных пленок, бытовой техники. Наиболее острая конкуренция будет в области машиностроения, химии, лекарств. Больше всего выигрывают металлургические компании, а проигрывают - создатели компьютеров и их комплектующих. В зоне риска сельское хозяйство и сельскохозяйственное машиностроение.

  • рынки шин, легковых автомобилей, чая, кофе, косметики (за исключением декоративной); в меньшей мере — одежды, полимерных пленок, бытовой техники. Наиболее острая конкуренция будет в области машиностроения, химии, лекарств. Больше всего выигрывают металлургические компании, а проигрывают - создатели компьютеров и их комплектующих. В зоне риска сельское хозяйство и сельскохозяйственное машиностроение.



снижение импортного тарифа, например, с 10% до 7,8% на наш прошлогодний объем импорта - это $5 млрд потерь поступлений в бюджет

  • снижение импортного тарифа, например, с 10% до 7,8% на наш прошлогодний объем импорта - это $5 млрд потерь поступлений в бюджет



удавалось удерживать около 50% рынка сельхозтехники за счет высоких таможенных пошлин и программы субсидирования кредитов на ее покупку. Но уже в 2013г. пошлины на большую часть техники снизятся до 5-10%. Из-за этого к 2020 г. доля российских производителей может сократиться до 15%

  • удавалось удерживать около 50% рынка сельхозтехники за счет высоких таможенных пошлин и программы субсидирования кредитов на ее покупку. Но уже в 2013г. пошлины на большую часть техники снизятся до 5-10%. Из-за этого к 2020 г. доля российских производителей может сократиться до 15%



российских производителей сельхозтехники будет трудно. Поэтому наиболее приемлемый вариант — кооперация с крупными компаниями, которые запустят свои заводы в России. Отечественные производители могут предоставить им свои мощности, а взамен получить технологии и развитую дистрибьюторскую сеть.

  • российских производителей сельхозтехники будет трудно. Поэтому наиболее приемлемый вариант — кооперация с крупными компаниями, которые запустят свои заводы в России. Отечественные производители могут предоставить им свои мощности, а взамен получить технологии и развитую дистрибьюторскую сеть.



в разных регионах в связи с высокой степенью региональной дифференциации. Больше всего пострадают районы локализации легкой промышленности: Ивановская, Костромская, Курская, Московская, Тульская и Владимирская области. Сложная ситуация может возникнуть в Волгоградской области - к числу проблемных относятся производство тракторов и шин, в Самарской области — в сфере производства легковых автомобилей, в Пермской области - для ее химической промышленности.

  • в разных регионах в связи с высокой степенью региональной дифференциации. Больше всего пострадают районы локализации легкой промышленности: Ивановская, Костромская, Курская, Московская, Тульская и Владимирская области. Сложная ситуация может возникнуть в Волгоградской области - к числу проблемных относятся производство тракторов и шин, в Самарской области — в сфере производства легковых автомобилей, в Пермской области - для ее химической промышленности.

  • Вывод: вступление в ВТО может усилить межрегиональную дифференциацию



Россия согласилась на ограничение экспортных пошлин по 700 товарным позициям - продукты рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов

  • Россия согласилась на ограничение экспортных пошлин по 700 товарным позициям - продукты рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов



“Желтая (янтарная) корзина” - направления, финансирование которых придется сокращать.

  • “Желтая (янтарная) корзина” - направления, финансирование которых придется сокращать.

  • “Красная” - пуста, т.к.запрещенных мер практически не осталось (абсолютные квоты).

  • “Синюю” придумали в ЕС для выплат по сокращению выпуска сельхозпродукции.

  • “зеленая корзина” - разрешенные меры, сохранение финансирования сельского хозяйства, несмотря на обязательства государства в рамках ВТО.



по формальному критерию – “привязке” к ценовому уровню или объемам производства. Меры зеленой - “более рыночные”. Но любой доход, полученный фермерами от правительства подталкивает их к росту производить больше.

  • по формальному критерию – “привязке” к ценовому уровню или объемам производства. Меры зеленой - “более рыночные”. Но любой доход, полученный фермерами от правительства подталкивает их к росту производить больше.

  • Программы “желтой корзины” не играют ключевой роли в субсидировании сельского хозяйства США. Для России они также не должны быть приоритетными, а “зеленая” обеспечивает поддержку сельского хозяйства на десятки миллиардов долларов.

  • Одна из программ “зеленой корзины” США - прямые выплаты производителям без привязки к ценовому уровню или объемам производства: на участок в 100 га с зафиксированной в базовом периоде урожайностью 7 т/га кукурузы фермер получает $6 500 в год.



- не подлежащие сокращению - меры зеленой корзины - субсидии, оказывающие как можно меньшее неблагоприятное воздействие на торговлю

  • - не подлежащие сокращению - меры зеленой корзины - субсидии, оказывающие как можно меньшее неблагоприятное воздействие на торговлю

  • - подлежащие сокращению - меры желтой (янтарной) корзины (ящика).



- субсидии, объем которых менее 5% стоимости продукции (ориентированы на конкретный продукт или на все сельскохозяйственное производство),

  • - субсидии, объем которых менее 5% стоимости продукции (ориентированы на конкретный продукт или на все сельскохозяйственное производство),

  • - инфраструктурные услуги – аграрная наука, контроль за вредителями и болезнями, услуги по обучению, распространению опыта и консультационные услуги, услуги по проведению проверок, маркетинговые и сбытовые услуги, услуги в сфере инфраструктуры;

  • - расходы по формированию госзапасов для целей продовольственной безопасности и внутренней продовольственной помощи;



прямые выплаты производителям:

  • прямые выплаты производителям:

  • =>=>несвязанная поддержка дохода,

  • =>=>финансовая поддержка страхования дохода;

  • =>=>выплаты для помощи при стихийных бедствиях;

  • =>=>структурная перестройка, программы отказа от использования ресурсов или инвестиционной помощи;

  • =>=>программы по охране окружающей среды;

  • =>=> программы регионального содействия.



обязательство за несколько лет вдвое снизить общий размер субсидий сельхозпредприятиям: с $9 млрд в 2012г. до $4,4 млрд. к 2018г. АПК в 2012 г. получит из федерального бюджета 136 млрд руб.

  • обязательство за несколько лет вдвое снизить общий размер субсидий сельхозпредприятиям: с $9 млрд в 2012г. до $4,4 млрд. к 2018г. АПК в 2012 г. получит из федерального бюджета 136 млрд руб.

  • во избежание излишней концентрации господдержки на определенных видах сельхозпродукции, РФ обязалась до 2018 г. направлять на эти цели не более 30% от общей суммы субсидий.

  • Экспортных субсидий российские сельхозпредприятия получать не будут и будут отменены льготы по НДС для отдельных категорий продукции.





производство молока, мяса, птицы, сахара - на адаптацию к новым условиям им надо 96-107 млрд. руб. Производители молока недосчитаются 29 млрд. руб., сахара – 25 млрд. руб., птицы – 22 млрд. руб., свинины – 20 млрд. руб., говядины – 17 млрд. Заложенная в госбюджет поддержка(136 млрд. руб.) превышает эти потери, но большая ее часть (76 млрд. руб.) - это компенсация по кредитным ставкам для сельхозпроизводителей.

  • производство молока, мяса, птицы, сахара - на адаптацию к новым условиям им надо 96-107 млрд. руб. Производители молока недосчитаются 29 млрд. руб., сахара – 25 млрд. руб., птицы – 22 млрд. руб., свинины – 20 млрд. руб., говядины – 17 млрд. Заложенная в госбюджет поддержка(136 млрд. руб.) превышает эти потери, но большая ее часть (76 млрд. руб.) - это компенсация по кредитным ставкам для сельхозпроизводителей.



необходимо наращиваться долю агрокомпенсаций, которая сегодня в конечном продукте составляет 7%, в США – 30%, Канаде – 40%, Японии – 70%, в некоторых странах ЕС – более 80%. В противном случае российская аграрная продукция будет неконкурентоспособной не только на международном, но и внутреннем рынке.

  • необходимо наращиваться долю агрокомпенсаций, которая сегодня в конечном продукте составляет 7%, в США – 30%, Канаде – 40%, Японии – 70%, в некоторых странах ЕС – более 80%. В противном случае российская аграрная продукция будет неконкурентоспособной не только на международном, но и внутреннем рынке.

  • Вырастут также сроки окупаемости проектов в аграрном секторе: в свиноводстве – с 8 до 12 лет, в производстве говядины – с 11 до 15 лет. Мелким производителям вообще грозит банкротство.



"Если бы мы вступали в ВТО пять-семь лет назад, уверен, что нам было бы труднее отстоять интересы аграриев, чем сейчас",



+ получим более широкий доступ на мировой рынок, избежим дискриминации при продажах своих товаров, не утратим права защищать внутренний рынок и интересы отечественных товаропроизводителей, но обязаны это осуществлять цивилизованными методами, принятыми в международном сообществе. Входим в глобальную торговлю и мировое хозяйство. Всемирный банк: финансовая выгода от вступления в ВТО в среднесрочной перспективе составит 19 млрд., а в долгосрочной - 64 млрд. долл. в год.

  • + получим более широкий доступ на мировой рынок, избежим дискриминации при продажах своих товаров, не утратим права защищать внутренний рынок и интересы отечественных товаропроизводителей, но обязаны это осуществлять цивилизованными методами, принятыми в международном сообществе. Входим в глобальную торговлю и мировое хозяйство. Всемирный банк: финансовая выгода от вступления в ВТО в среднесрочной перспективе составит 19 млрд., а в долгосрочной - 64 млрд. долл. в год.

  • + быстрее приобщимся к достижениям мировой науки и техники, перейдем к более эффективному использованию трудовых и материальных ресурсов.



пошлины на импорт свиней на убой с 40 до 5% и на ввоз свинины в рамках тарифных квот с 15 до 0%.

  • пошлины на импорт свиней на убой с 40 до 5% и на ввоз свинины в рамках тарифных квот с 15 до 0%.

  • + должны подешеветь цитрусовые, груши и яблоки. Россия – крупнейший их импортер - поставки яблок превышают 1 млн т в год, и ввоз их в страну после снижения таможенных пошлин только увеличится. Основные поставщики яблок Польша, Китай, Молдавия и прогнозируются другие страны Европы.



в 2 раза до 0,06 евро за 1 кг к середине 2012 г., а к 2017 - до 0,03 евро за 1 кг. Россия должна в 2 раза уменьшить пошлину и на ввоз груш. Их импорт составляет более 400 тыс. т. Основные поставщики - Бельгия, Аргентина, Нидерланды, могут войти Франция и Испания.

  • в 2 раза до 0,06 евро за 1 кг к середине 2012 г., а к 2017 - до 0,03 евро за 1 кг. Россия должна в 2 раза уменьшить пошлину и на ввоз груш. Их импорт составляет более 400 тыс. т. Основные поставщики - Бельгия, Аргентина, Нидерланды, могут войти Франция и Испания.



на огурцы и помидоры и разные виды капусты - цветную, брокколи, брюссельскую, белокочанную и краснокочанную. Подешевеют морковь, репа и хрен.

  • на огурцы и помидоры и разные виды капусты - цветную, брокколи, брюссельскую, белокочанную и краснокочанную. Подешевеют морковь, репа и хрен.

  • Через 2-3 года на наш рынок хлынет доступный по цене импортный сок - подешевеет апельсиновый, ананасовый, виноградный, яблочный и томатный сок.



в 2006-2011гг. рост производства мяса составил 43%, птицы - в 2 разасвинины на 55%. Лидерами по объемам являются Белгородская, Московская и Челябинская области, Республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский, Ставропольский и Алтайские края.

  • в 2006-2011гг. рост производства мяса составил 43%, птицы - в 2 разасвинины на 55%. Лидерами по объемам являются Белгородская, Московская и Челябинская области, Республики Татарстан и Башкортостан, Краснодарский, Ставропольский и Алтайские края.



За 2003-2011гг. построено 14 млн. 300 тыс. кв. м жилья, в т.ч. для молодых специалистов – 3,8 млн. кв. м.

  • За 2003-2011гг. построено 14 млн. 300 тыс. кв. м жилья, в т.ч. для молодых специалистов – 3,8 млн. кв. м.

  • Введено в эксплуатацию 50 тыс. км распределительных газовых сетейуровень газификации жилищного фонда сетевым газом в сельской местности увеличился с 33,1% до 52,6 %

  • Введено в действие 12 тыс. км локальных водопроводовуровень обеспеченности сельского населения питьевой водой увеличился с 40,7% до 54,2%

  • Открыто 367 единиц фельдшерско-акушерских пунктов, районных и участковых больниц на 6,1 тыс. мест, амбулаторно-поликлинических учреждений – 7,5 тыс. посещений в смену.



4 основных принципов:

  • 4 основных принципов:

  • - Стабильность и преемственность аграрного курса,

  • - Системность политики - экономической, социальной и экологической, сочетающей прямую поддержку производства с регулированием рынков и развитием сельских территорий

  • - Софинансирование АПК из федерального и региональных бюджетов

  • - ГЧП - объединение усилий государства и бизнеса для достижения целей программы: наиболее полно этот принцип проявляется в субсидировании кредитов



 экспорт российского зерна составит до 40 млн. т ежегодно.

  •  экспорт российского зерна составит до 40 млн. т ежегодно.

  • экспорт мяса птицы - 170 тыс. т, свинины – 200 тыс. т (1 млрд. долл.)

  • Россия станет значимым участником мирового рынка продовольствия, обеспечивая не только национальную, но и глобальную продовольственную безопасность.

  • .



Рекорд по производству сахарной свеклы - 46 млн. т. - 5 млн. т российского сахара впервые в истории. При традиционном импорте сахара на экспорт уже поставлено 200 тыс. т. Рекордное производство сахара является результатом выполнения программы по поддержке свеклосахарного подкомплекса

  • Рекорд по производству сахарной свеклы - 46 млн. т. - 5 млн. т российского сахара впервые в истории. При традиционном импорте сахара на экспорт уже поставлено 200 тыс. т. Рекордное производство сахара является результатом выполнения программы по поддержке свеклосахарного подкомплекса



То Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ подготовлен комплекс мер по адаптации российского сельского хозяйства к условиям ВТО. С февраля 2012 в Министерстве началось обучение специалистов по вопросам, связанным с вступлением России в ВТО. 

  • То Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ подготовлен комплекс мер по адаптации российского сельского хозяйства к условиям ВТО. С февраля 2012 в Министерстве началось обучение специалистов по вопросам, связанным с вступлением России в ВТО. 



1.пролонгация действия ряда налоговых льгот для сельхозтоваропроизводителей - продление льготы по налогу на прибыль (0% до 2020 г.) и льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020г.

  • 1.пролонгация действия ряда налоговых льгот для сельхозтоваропроизводителей - продление льготы по налогу на прибыль (0% до 2020 г.) и льготы по освобождению сельхозтоваропроизводителей от уплаты НДС при ввозе племенного скота, эмбрионов, семени до 2020г.

  • 2.укрепить функции и полномочия Минсельхоза и Россельхознадзора. Сформировать ведомственную сеть НИИ, наделить министерство и Россельхознадзор дополнительными полномочиями в связи с вхождением в ВТО

  • 3.усилить таможенное администрирование ввоза сельсхозпродукции (особенно говядины), а также внести изменения в закон «О развитии сельского хозяйства" по определению критериев неблагоприятных регионов для ведения сельского хозяйства, для которых не будет ограничений на господдержку



1. возможность увеличения поддержки сельского хозяйства закреплена в объеме 9 млрд. долл. Сейчас - 5,7 млрд. долл. – в 1,5 раза можно увеличивать финансовое наполнение "желтой корзины" - всего того, что оказывает искажающее влияние на торговлю.

  • 1. возможность увеличения поддержки сельского хозяйства закреплена в объеме 9 млрд. долл. Сейчас - 5,7 млрд. долл. – в 1,5 раза можно увеличивать финансовое наполнение "желтой корзины" - всего того, что оказывает искажающее влияние на торговлю.

  • 2. для России не ограничены меры господдержки на строительство жилья, развитие кадрового потенциала, модернизацию инфраструктуры, мелиорацию. Это "зеленая корзина", и здесь нет предела. Россия вправе потратить на эти цели столько средств, сколько будут позволять возможности бюджета. Если подойти к этим вопросам серьезно, подготовиться, изучить ситуацию в разрезе регионов, то эффект будет только положительным.



Украина осталась практически без сахарной промышленности. По оценкам международных экспертов, Россия может потерять в общей сложности до 92 млрд. руб., а наших экспертов - 350 млрд. руб.

  • Украина осталась практически без сахарной промышленности. По оценкам международных экспертов, Россия может потерять в общей сложности до 92 млрд. руб., а наших экспертов - 350 млрд. руб.



вступление России в ВТО надо рассматривать не в «краткосрочном» периоде с целью поиска моментальных выгод. Это имеющий перспективу долгосрочный проект, направленный на дальнейшее развитие экономики страны

  • вступление России в ВТО надо рассматривать не в «краткосрочном» периоде с целью поиска моментальных выгод. Это имеющий перспективу долгосрочный проект, направленный на дальнейшее развитие экономики страны