uzluga.ru
добавить свой файл
1























Доля неэффективных расходов в общем объеме расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (%)



















Сельское хозяйство























Управление стационарной и скорой медицинской помощью



Внедрение современных методов управления в сфере здравоохранения



Оценка эффективности расходования бюджетных средств в сфере здравоохранения



Доля неэффективных расходов в общем объеме расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на здравоохранение (%)







ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ















Внедрение независимой системы оценки учащихся в общем образовании: результаты единого государственного экзамена



Кадровые ресурсы: структура, сбалансированность





Оценка эффективности расходования бюджетных средств в сфере общего образования











Проблема жилья в Российской Федерации, несмотря на принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры, остается одной из самых острых. В 2010 году в среднем на 1 человека приходилось 22,6 кв.м. общей площади жилья (в 2007 г. – 21,5 кв.м.), в то время как ввод жилой площади снизился по сравнению с докризисным периодом. В 2010 г. введено 58,1 млн. кв.м. жилой площади (2009 г. - 59,8 млн.кв.м.), или 0,41 кв.м. жилья на душу населения (в 2009 г. – 0,42 кв.м.). Увеличение ввода жилья возможно за счет ликвидации приостановленного строительства, наличие которого часто является результатом недобросовестности инвесторов и строителей и приводит к острой проблеме «обманутых дольщиков». Данная проблема в большинстве регионов решается недостаточно эффективно.

Проблема жилья в Российской Федерации, несмотря на принимаемые на федеральном и региональном уровнях меры, остается одной из самых острых. В 2010 году в среднем на 1 человека приходилось 22,6 кв.м. общей площади жилья (в 2007 г. – 21,5 кв.м.), в то время как ввод жилой площади снизился по сравнению с докризисным периодом. В 2010 г. введено 58,1 млн. кв.м. жилой площади (2009 г. - 59,8 млн.кв.м.), или 0,41 кв.м. жилья на душу населения (в 2009 г. – 0,42 кв.м.). Увеличение ввода жилья возможно за счет ликвидации приостановленного строительства, наличие которого часто является результатом недобросовестности инвесторов и строителей и приводит к острой проблеме «обманутых дольщиков». Данная проблема в большинстве регионов решается недостаточно эффективно.

Российская Федерация значительно отстает от стран Европы как по обеспеченности населения жилой площадью, так и по благоустройству жилого фонда, которое является самым низким среди этих стран. Сегодня без централизованного водоснабжения, канализации, отопления и других обязательных видов благоустройства в домах проживает более 40 млн. человек (30% населения).

За период 2007-2010 гг. улучшилась ценовая доступность жилья. Коэффициент доступности (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв.м. и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3 человек) составил 4,1 года. Вместе с тем, цены на первичном и вторичном ранках жилья продолжают расти в большинстве регионов. В этой связи, в целях повышения покупательной способности населения, значительное внимание уделяется жилищной ипотеке. По данным Агентства ипотечного жилищного кредитования рынок ипотечного жилищного кредитования в 2010 году восстанавливался в послекризисный период: объем выданных кредитов почти в 2,5 раза превысил уровень 2009 года, а их количество выросло более, чем в 2,3 раза.

В целях оптимизации деятельности региональных властей в сфере жилищного строительства и обеспечения граждан жильем проводится работа по созданию на практике прозрачной и эффективной процедуры предоставления земельных участков для строительства, а также для получения разрешения на строительство жилых объектов. В то же время, данная работа по снижению административных барьеров проводится низкими темпами. Так, продолжительность периода с даты подписания протокола о результатах аукционов по предоставлению земельных участков для жилищного строительства до даты получения разрешения на строительство в среднем составила 7 месяцев (в 2007 г. – 8,6 месяцев), а с момента выдачи разрешения на строительство жилого здания до даты получения разрешения на ввод в эксплуатацию – в среднем 22,7 месяцев (в 2007 году – 26,5 месяцев).

Наблюдается тенденция сокращения площади земельных участков, предоставленных для жилищного строительства и комплексного освоения, которая в 2010 г. составила 2,5 кв.м./чел. (2009 г. - 3,2 кв.м./чел., 2008 г. - 5 кв.м./чел.). Существенными препятствиями для активного выделения земли в целях строительства является несовершенство земельного и градостроительного законодательства, а также отсутствие схем территориального планирования у большинства регионов и муниципальных образований. По данным за 2010 год такие схемы разработаны только в 45 регионах. Вместе с тем, за период с 2007 по 2010 гг. наметилась тенденция к улучшению ситуации с неэффективным использованием земельных ресурсов. Так, почти на 20% по сравнению с 2007 г. сократилась площадь земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, в отношении которых в течение 3 лет с даты принятия решения о предоставлении не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию здания (2010 г. – 4,5 тыс. га).

Таким образом, улучшению жилищных условий граждан будут способствовать предоставление в установленном порядке региональными органами власти или органами местного самоуправления, по желанию граждан, земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов, а также развитие новых форм жилищно-строительной кооперации и жилищных некоммерческих объединений граждан с обеспечением мер дополнительной поддержки граждан, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, чему также будет способствовать развитие инициативы строительства «доходных домов» для предоставления жилья в наем.













ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

На протяжении 2008-2010 гг. наблюдается снижение объемов расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование ЖКХ. Так, в 2010 году расходы на отрасль сократились на 12% и составили 835,4 млрд. рублей (в 2009 году, при сокращении на 16,5% расходы составили 853,4 млрд. руб.). Общее снижение расходов на отрасль повлекло снижение на 10% расходов в части увеличения стоимости основных средств, которые составили в 2010 году 295 млрд. руб., и на компенсацию разницы между экономически обоснованными тарифами и тарифами, установленными для населения, и покрытия убытков, возникших в связи с применением регулируемых цен на жилищно-коммунальные услуги (неэффективных расходов) до 97,7 млрд. руб. (2009 г. – 98,7 млрд. руб., 2008 г. – 99,1 млрд. руб.) . При снижении объемов неэффективных расходов региональных бюджетов в абсолютном выражении одновременно произошло увеличение доли таких расходов в общем объеме расходов в сфере ЖКХ с 9,7% в 2008 г. до 13% 2010 г. Количество регионов, в которых отсутствуют неэффективные расходы, увеличилось до 12 (в 2009 г. – 9, в 2008 г. - 4 региона). При возмещении населением затрат за предоставленные жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ) на среднероссийском уровне 93%, в регионах с высокими долями и объемами неэффективных расходов (Республика Саха (Якутия), Чукотский автономный округ, Магаданская область) уровень возмещения населением затрат менее 70%.

По итогам 2010 года в среднем по Российской Федерации доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства составила 40,6% (2007 г. – 41,8%, 2009 г. – 38,9%). Снижение рентабельности отрасли происходит из-за политики сдерживания регулируемых тарифов, недостаточного внимания органов местного самоуправления к утверждению инвестиционных программ организаций коммунального комплекса, что приводит к отсутствию заинтересованности организаций ЖКХ в повышении эффективности использования объектов инфраструктуры, в снижении потерь в тепловых сетях и сетях водоснабжения. При этом следствием высокого износа коммунальной инфраструктуры (58%), который практически не снижается из года в год, является повышение доли утечек и неучтенного расхода воды до 21,3 % (2008 г. - 19,3%) и доли потерь тепловой энергии до 10,6% (2008 г. – 9,6%).

Повышению эффективности расходования бюджетных средств и совершенствованию ценообразования в условиях жестких тарифных ограничений препятствует несбалансированная по срокам и средствам ликвидация перекрестного субсидирования. Перекрестное субсидирование при реализации коммунальных услуг различным группам потребителей полностью ликвидировано всего в 26 регионах. Для сокращения перекрестного субсидирования необходимо единовременное резкое повышение тарифов для населения, чему препятствует установление на федеральном уровне предельной величины изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (в 2011 году - 115%).

В целях повышения качества и доступности предоставляемых населению услуг органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации продолжают проведение мероприятий по созданию конкурентной среды и развитию рынка управляющих компаний, государственно – частного партнерства. Так, доля многоквартирных домов, в которых собственники помещений выбрали способ управления посредством ТСЖ или жилищного кооператива, в 2010 году составила 10,3% (2008 г. – 5,5%), доля частных организаций коммунального комплекса (с долей участия в уставном капитале государства не более чем 25 %), использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессионному соглашению, выросла до 69% (2008 г. - 58%).

Несмотря на принимаемые меры, удовлетворенность населения жилищно-коммунальными услугами остается на крайне низком уровне - 24,5% удовлетворенных от числа опрошенных, что в целом характеризует качество предоставления жилищно-коммунальных услуг.















ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ И ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Важным направлением реализации политики энергосбережения и повышения энергоэффективности является государственная поддержка и создание благоприятного инвестиционного климата. Однако недостаток финансовых ресурсов ведет к низкой эффективности деятельности по энергосбережению и повышению энергоэффективности. В этих условиях для выполнения задачи по существенному сокращению энергоемкости ВРП регионы приступают к разработке проектов повышения энергоэффективности, реализация которых возможна, в том числе, на основе государственно – частного партнерства. Однако данная работа ведется низкими темпами, о чем свидетельствует высокая энергоемкость ВРП в большинстве регионов, особенно в Кемеровской (1290 кг.у.т./10 тыс. руб.), Вологодской (928 кг.у.т./10 тыс. руб.), Липецкой (860 кг.у.т./10 тыс. руб.) областях, что говорит о необходимости модернизации производства в данных регионах. В целях снижения энергоемкости ВРП необходимо активизировать работу по организации и проведению энергетических обследований, пропагандистской кампании по формированию энергосберегающего сознания у населения.

Реализация программ энергосбережения субъектов Российской Федерации способствует повышению энергетической эффективности жилищного фонда, уровня оснащенности приборами учета и энергетической эффективности при проведении капитального ремонта многоквартирных домов, внедрению систем регулирования потребления энергетических ресурсов, повышению энергоэффективности систем освещения, лифтового хозяйства, сокращения потерь воды. Однако в 33 регионах средства на реализацию таких программ в 2010 году не выделялись. Наибольшая доля расходов бюджета на реализацию региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности отмечена в Республике Кабардино-Балкария (1,3%).

Реализация таких программ должна обеспечить достижение полного оснащения многоквартирных домов приборами учета используемых энергетических и других ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг. В целом результаты проведенного Фондом содействия реформированию ЖКХ анализа показывают, что в субъектах Российской Федерации проведена значительная работа по оснащению многоквартирных домов общедомовыми (коллективными) приборами учета потребления указанных ресурсов. В 2010 году было установлено 74 154 прибора учета (в 2009 г. – порядка 75 тыс. приборов). Наибольшие объемы коммунальных ресурсов, расчеты за потребление которых осуществляются на основании показаний приборов учета, в 2010 году достигнуты по электрической энергии – 97,2% (2009 г. – 98%), природному газу – 87,8% (2009 г. – 91%), наименьшие - по горячей воде – 31,4% (2009 г. – 32,4%).

В 2010 г. наибольшая удельная величина потребления отмечена по электрической энергии – 781 кВт*ч на одного проживающего (2009 г. – 763 кВт*ч на одного проживающего). Зафиксировано незначительное снижение удельной величины потребления газа, при увеличении потребления иных коммунальных ресурсов.

Устаревшие применяемые технологии приводят к расточительному расходу топливно-энергетических ресурсов. Так, затраты энергоресурсов в расчете на 1 квадратный метр жилья в три раза превышают среднеевропейский уровень. Возможность переложить рост затрат на потребителя, перекрестное субсидирование, отсутствие средств регулирования потребления - все это снижает мотивацию к энергосбережению и энергоэффективности. В современных условиях повышение цен на энергоносители мотивирует не к повышению эффективности использования, а к обоснованию дальнейшего роста тарифов или дополнительным запросам на бюджетное финансирование.

Таким образом, повышение энергетической эффективности является одним из инструментов улучшения функционирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства в целом и оптимизации затрат граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг.









ДОРОЖНОЕ ХОЗЯЙСТВО

























ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ































Результаты оценки 2010 года свидетельствуют о положительных тенденциях в изменении качества регионального управления. Преодоление острой фазы финансово-экономического кризиса, а также формирующиеся тенденции к постепенному повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти привели к росту уровня жизни населения до 54,1% в 2010 году*.

Результаты оценки 2010 года свидетельствуют о положительных тенденциях в изменении качества регионального управления. Преодоление острой фазы финансово-экономического кризиса, а также формирующиеся тенденции к постепенному повышению эффективности деятельности органов исполнительной власти привели к росту уровня жизни населения до 54,1% в 2010 году*.

В 2010 году неэффективные расходы в сферах госуправления, здравоохранения, образования и ЖКХ сократились на 7% по сравнению с результатом 2009 года, однако по-прежнему составляют значительный объем финансовых ресурсов (360 млрд. рублей). При этом сохраняется низкий темп проведения реформ на всех уровнях и практически во всех отраслях, за исключением сферы образования, где темпы реформ наиболее значительны. Неэффективные расходы в сфере образования, как и в сферах здравоохранения и госуправления, связаны с несбалансированностью кадровых ресурсов и требуют проведения дальнейшей работы по их оптимизации путем максимального использования современных экономических отношений в указанных отраслях.

Сложившаяся ситуация подтверждается оценкой населения результатов деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которая продолжает ухудшаться в сферах госуправления (39,6%) и здравоохранения (34%) и находится на низком уровне в сфере ЖКХ (24,5%), несмотря на положительную динамику. Уровень удовлетворенности граждан предоставлением образовательных услуг остается высоким (64%) по сравнению с другими сферами. Однако в течение многих лет треть населения остается неудовлетворенной деятельностью органов власти в данной сфере.

Основной задачей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации является формирование эффективных региональных систем управления

Достижение данной задачи возможно, прежде всего, путем ускорения темпа внедрения институциональных реформ в ключевых сферах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, которые будут способствовать повышению эффективности использования имеющихся ресурсов, а именно:

- оптимизация неэффективных текущих расходов;

- повышение заработной платы работников бюджетной сферы;

- повышение доступности и качества предоставляемых услуг;

- увеличение расходов на основные средства в целях создания необходимой инфраструктуры.

Внедрение современных методов управления должно быть признано общегосударственной задачей, совместно реализуемой федеральными, региональными и муниципальными органами власти.

В целях стимулирования внедрения эффективных методов управления на региональном уровне необходимо обеспечить:
  • - разработку и реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов, одним из основных принципов которой должна стать взаимосвязь показателей социально-экономического развития муниципальных образований и результатов проведения институциональных реформ с бюджетной политикой в области межбюджетных отношений;

  • - взаимосвязь предоставления межбюджетных трансфертов (субсидий) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации с достижением показателей социально-экономического развития регионов и проведением институциональных реформ;

- координацию оценки эффективности деятельности региональных органов власти с отраслевыми системами оценки органов власти субъектов Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, в том числе путем интеграции отраслевых рейтингов и оценок в единую систему;
  • - распространение лучшей практики регионального управления, включая успешное проведение институциональных преобразований и улучшение качества жизни населения;

  • - активное привлечение широких слоев общественности к участию в обсуждении результатов деятельности органов власти всех уровней.