uzluga.ru |
|
1
Два взаимосвязанных направления исследований Влияние эмоциональных состояний на когнитивные процессы Особенности переработки эмоционально окрашенных стимулов Связь эмоций с памятью Bower, Gilligan, Monteiro, 1981 Эффект конгруэнтности при запоминании Bower, 1980 Эффект конгруэнтности при воспоминании событий детства Объяснительные модели для эффектов конгруэнтности Сетевая модель (e.g. Bower, 1981) Зависимость эффекта конгруэнтности от глубины переработки информации Влияние эмоций на творческое мышление и креативность Цикл исследований Элис Айзен: влияние положительных эмоций на - творческое мышление Количество испытуемых, правильно решивших задачу со свечой в разных экспериментальных условиях (Isen et al., 1987) Среднее количество решённых заданий из Теста отдалённых ассоциаций Медника (Isen et al., 1987) Почему положительное настроение повышает креативность? Объяснения Айзен: (на основе сетевой модели) облегчение доступа к положительно окрашенной информации, которой больше Расфокусировка внимания Исследования Г. Кауфманна и С. Восбург Решение малых творческих задач Майера улучшается при отрицательных эмоциях. Экспериментальные и квазиэкспериментальные планы. Объяснение через стратегии решения (satisficing vs. optimizing). Эти стратегии должны по-разному влиять на оригинальность (и/или эффективность) и беглость Модель «эмоция как информация» (Л. Мартин с соавт.) Взаимодействие настроения со стратегиями Martin et al., 1993 Задания на дивергентное мышление и на получение информации Инструкция задаёт 2 правила остановки: удовольствия или достаточности Предсказания модели: при отрицательном настроении «правило достаточности» заставляет дольше выполнять задание, чем «правило удовольствия». И наоборот. Множественность механизмов влияния эмоциональных состояний на креативность Когнитивные: 1. Изменения процессов категоризации 2. Обогащение когнитивного контекста при положительном настроении 3. Расфокусированность внимания при положительном настроении Механизмы влияния эмоций на мышление по К. Гаспер Особенности переработки эмоционально окрашенных стимулов Существуют ли они? Исследования Э. Остин: Задания на переработку нейтральной информации (распознавание + / х и лексическое решение) и эмоционально окрашенной информации («Экман-60» и определение эмоциональной окраски слов) Конфирматорный факторный анализ Переработка угрожающих стимулов при сублиминальном предъявлении Цикл исследований А. Эмана Öhman & Soares, 1994 Фобические и здоровые выборки Целевые стимулы – змеи, пауки, грибы, цветы ЗП – КГР Пугающие стимулы подвергаются быстрой грубой переработке без полного определения значения. Öhman et al., 1999 Эффект не зависел от расположения на экране и количества дистракторов Следовательно, параллельная переработка Эмоциональный эффект Струпа Объяснения: Модель Коэна с соавт. для классического эффекта Струпа (Williams et al.) Общее замедление переработки под влиянием угрозы (Algom et al.) «Быстрый» эффект vs. «медленный эффект» (McKenna & Sharma) Экспериментальное различение объяснений Коэна и Алгома Сысоева, 2010 Анализ ошибок в условиях жёсткого ограничения времени ответа Ошибки по типу прочтения слова будут подтверждать объяснение Коэна Расщепление эмоционального эффекта Струпа (Frings et al., 2010)
|
|