uzluga.ru
добавить свой файл
1



Два взаимосвязанных направления исследований

  • Влияние эмоциональных состояний на когнитивные процессы

  • Особенности переработки эмоционально окрашенных стимулов



Связь эмоций с памятью



Bower, Gilligan, Monteiro, 1981 Эффект конгруэнтности при запоминании



Bower, 1980 Эффект конгруэнтности при воспоминании событий детства



Объяснительные модели для эффектов конгруэнтности

  • Сетевая модель (e.g. Bower, 1981)



Зависимость эффекта конгруэнтности от глубины переработки информации

  • Сысоева, 2004



Влияние эмоций на творческое мышление и креативность



Количество испытуемых, правильно решивших задачу со свечой в разных экспериментальных условиях (Isen et al., 1987)



Среднее количество решённых заданий из Теста отдалённых ассоциаций Медника (Isen et al., 1987)



Почему положительное настроение повышает креативность?

  • Объяснения Айзен:

  • (на основе сетевой модели) облегчение доступа к положительно окрашенной информации, которой больше

  • Расфокусировка внимания



Исследования Г. Кауфманна и С. Восбург

  • Решение малых творческих задач Майера улучшается

  • при отрицательных эмоциях.

  • Экспериментальные и квазиэкспериментальные планы.

  • Объяснение через стратегии решения

  • (satisficing vs. optimizing).

  • Эти стратегии должны по-разному влиять на

  • оригинальность (и/или эффективность) и беглость



Модель «эмоция как информация» (Л. Мартин с соавт.)

  • Взаимодействие настроения со стратегиями

  • Martin et al., 1993

  • Задания на дивергентное мышление и на получение информации

  • Инструкция задаёт 2 правила остановки: удовольствия или достаточности

  • Предсказания модели: при отрицательном настроении «правило достаточности» заставляет дольше выполнять задание, чем «правило удовольствия». И наоборот.



Множественность механизмов влияния эмоциональных состояний на креативность

  • Когнитивные:

  • 1. Изменения процессов категоризации

  • 2. Обогащение когнитивного контекста при положительном настроении

  • 3. Расфокусированность внимания при положительном настроении



Механизмы влияния эмоций на мышление по К. Гаспер





Особенности переработки эмоционально окрашенных стимулов

  • Существуют ли они?

  • Исследования Э. Остин:

  • Задания на переработку нейтральной информации (распознавание + / х и лексическое решение) и эмоционально окрашенной информации («Экман-60» и определение эмоциональной окраски слов)

  • Конфирматорный факторный анализ



Переработка угрожающих стимулов при сублиминальном предъявлении

  • Цикл исследований А. Эмана

  • Öhman & Soares, 1994

  • Фобические и здоровые выборки

  • Целевые стимулы – змеи, пауки, грибы, цветы

  • ЗП – КГР

  • Пугающие стимулы подвергаются быстрой грубой переработке без полного определения значения.

  • Öhman et al., 1999

  • Задача на зрительный поиск, те же стимулы

  • Эффект не зависел от расположения на экране и количества дистракторов

  • Следовательно, параллельная переработка



Эмоциональный эффект Струпа

  • Объяснения:

  • Модель Коэна с соавт. для классического эффекта Струпа (Williams et al.)

  • Общее замедление переработки под влиянием угрозы (Algom et al.)

  • «Быстрый» эффект vs. «медленный эффект» (McKenna & Sharma)



Экспериментальное различение объяснений Коэна и Алгома

  • Сысоева, 2010

  • Анализ ошибок в условиях жёсткого ограничения времени ответа

  • Ошибки по типу прочтения слова будут подтверждать объяснение Коэна



Расщепление эмоционального эффекта Струпа (Frings et al., 2010)