uzluga.ru
добавить свой файл


ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ: что родители должны знать о своем ребенке

Карточка

индивидуального развития ребенка



Условия, обеспечивающие высокий уровень адаптации в школе:

  • 1.Оптимальная самооценка, адекватное понимание своего статуса в группе –97,8%

  • 2.Правильные методы воспитания в семье – 95,3%

  • 3.Отсутствие конфликтов в семье, единство требований – 94,4%

  • 4.Высокий уровень образования родителей – 87,9%

  • 5.Функциональная готовность ребенка к обучению, школьная зрелость – 86,9%



Готовность к школе - уровень развития ребенка

  • физического и физиологического 

  • психомоторного, функционального 

  • эмоционально-волевого

  • личностного 

  • социального, коммуникативного 

  • интеллектуального

________________________________________
  • специальная подготовка



Диагностика готовности ребенка к школе







Центильные таблицы



Центильные таблицы



Центильные таблицы



Центильные таблицы



Тип телосложения: НОРМОСТЕНИК, ГИПЕРСТЕНИК, АСТЕНИК





Ромберга проба (тест)

Проба Ромберга выявляет нарушение равновесия в положении стоя. Поддержание нормальной координации движений происходит за счет совместной деятельности нескольких отделов ЦНС. К ним относятся мозжечок, вестибулярный аппарат, кора лобной и височной областей. Центральным органом координации движений является мозжечок. Проба Ромберга проводится в четырех режимах при постепенном уменьшении площади опоры. Во всех случаях руки у обследуемого подняты вперед, пальцы разведены и глаза закрыты. «Очень хорошо», если в каждой позе ребенок сохраняет равновесие в течение 15 с и при этом не наблюдается пошатывания тела, дрожания рук или век (тремор). При треморе выставляется оценка «удовлетворительно». Если равновесие в течение 15 с нарушается, то проба оценивается «неудовлетворительно».

Определить биологический возраст можно и по статической устойчивости (поза Ромберга)





КООРДИНАЦИЯ



Проба Руфье

  • После 5-минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитать пульс за 15 с (Р1), затем в течение 45 с выполнить 30 приседаний. Сразу после приседаний подсчитать пульс за первые 15 с (Р2) и последние 15 с (Р3) первой минуты периода восстановления. Результаты оцениваются по индексу, который определяется по формуле: 4х (Р1 + Р2 + Р3) – 200 Индекс Руфье = -------------------------

10
  • Оценка работоспособности сердца. Индекс Руфье менее 0 – атлетическое сердце; 0,1 – 5 – «отлично» (очень хорошее сердце); 5,1 – 10 – «хорошо» (хорошее сердце); 10,1 – 15 – «удовлетворительно» (сердечная недостаточность средней степени); 15,1 – 20 – «плохо» (сердечная недостаточность сильной степени).



Связь двигательных качеств и психологических особенностей детей



ОЦЕНКА РУЧНОЙ МОТОРИКИ





Как определить индивидуальный латеральный профиль ребенка?

Определить , какая рука активная.

1.Раздавать карточки лото (карты).

2.Аплодисменты (сверху).

3.Бросать теннисный мяч в стену.

4.Погладить кошку, игрушку.

5.Вдеть нитку в иголку (палочку в кольцо).

6.Отвинтить пробку на бутылке.

7.Построить башню из кубиков.

8.Чистить обувь щеткой (губкой).

9. «Сорока –ворона» + направление

движений (по/против часовой стрелки).

10.Перелить воду из одного сосуда в другой.

11.Достать ложкой из банки с водой бусинки (вишни, др.).

12.Застегивать и расстегивать пуговицы.

13.Выкладывать фигурку из счетных

палочек (спичек).

14.Метать дротик (мячик) в цель + какой глаз щурит.

15.Составить цепочку из скрепок.













РАЗЛИЧИЯ В СКОРОСТИ ОБУЧЕНИЯ



Теппинг-тест «ДЯТЕЛ»

Этот тест измеряет динамику развития темпа деятельности ребенка. Он дает информацию о динамике работоспособности. выносливости. Это свойство характеризует время, в течение которого человек может продуктивно, не снижая темпа, выполнять заданную работу.
  • Для выполнения этого теста потребуются часы с секундной стрелкой или секундомер, карандаш и расчерченный лист бумаги.

  • Очень важно:

1. В точности повторить размер квадратов ( два ряда по три квадрата, каждый из них 4 на 4 см, а вместе они составляют общий прямоугольник 8 на 12 см ).
  • Объяснить ребенку, в каком порядке их заполнять. Если он не знает цифр, покажите ему направление стрелкой.

  • При выполнении теста ребенок не должен облокачиваться на стол, рука должна быть на весу.

  • Нужно положить перед ребенком этот лист с пронумерованными квадратами, взять секундомер и дать команду .



Теппинг-тест «ДЯТЕЛ»

Инструкцию для испытуемого:

« … Постучи карандашом по квадратам в указанном порядке, заполняя каждый квадрат просто точками. Ты должен представить, что дятел, который долбит клювом-карандашом дерево-бумагу. Начинай работать-стучать – надо по команде: «Начали!». На каждый квадрат отводится по пять секунд, а потом командой «Дальше!» дается сигнал перейти к следующему … ».

Обработка первичных данных.

Нужно подсчитать среднее количество точек для шести квадратов (для этого

нужно сложить количество точек в каждом квадрате и разделить на шесть).

Теперь нужно подсчитать результаты.

Теппинг-тест «ДЯТЕЛ»

Интерпретация полученных результатов.

  • 16 точек и меньше – ребенок склонен выполнять любые задания в медленном темпе.

  • 16-20 точек – нормальный средний темп работы.

  • 20 точек и больше – ребенок умеет и может работать в очень быстром темпе.

Также нужно посмотреть какой узор получился в квадратах. Если в первом по

счету точки стоят густо, а в других редеют и разница в количестве точек между

первым и последним квадратами составляет 10 и более, то ребенок склонен к

быстрому утомлению. Значит, занимаясь любой деятельностью, необходимо

делать частые (каждые 15 минут) небольшие (до 5 минут) перерывы.

Теппинг-тест «ДЯТЕЛ»



РАЗВИТОСТЬ РЕЧИ: рассказ по картинкам



РАЗВИТОСТЬ РЕЧИ



ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ



ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ РЕБЕНКА

Изучение кратковременной зрительной памяти.

НАЗОВИ ЦИФРЫ
  • Напишите и предложите ребенку прочитать шесть цифр: 7, 3, 6, 1, 9, 4. (На запоминание каждой цифры отводится две секунды.) Затем попросите его повторить цифры по памяти в любом порядке.

  • При оценивании результата выполнения задания из количества правильно воспроизведенных цифр отнимите количество ошибочно произнесенных цифр. Если ребенок воспроизводит цифры в первоначальной последовательности, добавьте к результату еще один балл.

  • Нормативы: высокий уровень развития — 7 баллов; уровень выше среднего — 6 баллов; средний уровень — 3—5 баллов; уровень ниже среднего — 2 балла; низкий уровень развития — 0— 1 балл.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ РЕБЕНКА

Изучение кратковременной слуховой памяти.

ПОВТОРИ СЛОВА
  • Произнесите 10 не связанных по смыслу слов: СЛОН, ГОД, МЯЧ, МЫЛО, СОЛЬ, ШУМ, РУКА, ПОЛ, ВЕСНА, СЫН. (Слова произносите ровным голосом, с паузами в две-три секунды.) После этого попросите ребенка повторить запомнившиеся слова в любом порядке.

  • При анализе фиксируйте разность межцу правильно и ошибочно воспроизведенными словами.

  • Нормативы: высокий уровень развития — 6 и более слов; уровень выше среднего — 5 слов; средний уровень — 3—4 слова; уровень ниже среднего — 1 — 2 слова; низкий уровень развития — 0.



Изучение скорости движение и уровня развития координации кисти руки.





МЫШЛЕНИЕ: классификация по психическим процессам

  • Предметно-действенное (Задачи решаются с помощью существующего, реального объекта.)

  • Наглядно-образное (Способность припоминать и осуществлять при помощи представления различные манипуляции в сознании.)

  • Абстрактно-логическое (Мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе. Формируется в возрасте 4-5 лет. Считается, что у животных нет абстрактного мышления.)



ВООБРАЖЕНИЕ





САМООЦЕНКА







Внутренняя позиция школьника тест-опросник



Внутренняя позиция школьника тест-опросник