uzluga.ru
добавить свой файл


  • Уровни образования. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС). Основные образовательные программы (ООП). Направления и профили подготовки.


Гармонизация образовательных систем

  • Гармонизация образовательных систем

  • Повышение мобильности студентов и преподавателей (а также - достижений образовательных систем и рабочей силы)

  • Установление взаимной прозрачности систем образования

  • Взаимное признание дипломов в разных странах



  • введение легко читаемых и сравнимых степеней

  • введение двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр

  • введение единой системы академических кредитов, сходной с ECTS

  • стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения

  • применение общеевропейских Приложений к диплому (Diploma Supplement).

  • создание системы оценки качества образования



принятие единой Европейской системы квалификаций

  • принятие единой Европейской системы квалификаций

  • формирование Национальной системы квалификаций

  • два уровня высшего образования: бакалавриат и магистратура

  • компетентностный подход: проектирование образовательных программ, ориентированных на результат образования

  • использование системы зачетных единиц (кредитов), соотносимой с ECTS

  • применение модульного принципа организации образовательной программы

  • выдача Европейских приложений к диплому о высшем образовании (Diploma Supplement)





  • новое законодательство

  • нормативно-методические документы

  • инструкции

  • рекомендации



(утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803)

  • (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2005 г. N 803)

  • «Реализация системы мер по обеспечению участия России в Болонском… процессе с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и получения возможности участия российских студентов и выпускников образовательных учреждений в системе международного непрерывного образования».



(одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г.)

  • (одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 9 декабря 2004 г.)

  • Важнейшим элементом комплексного преобразования сферы высшего образования является введение следующих уровней высшего образования: бакалавриат (первый уровень), магистратура или подготовка специалиста на базе бакалавриата (второй уровень).

  • Разработка принципиально новых стандартов образования, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его практическую направленность.

  • Непрерывное образование как институциональная возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию.



Закон «Об образовании» от 13.01.1996 N12-ФЗ (редакция от 16.12.2007)

  • Закон «Об образовании» от 13.01.1996 N12-ФЗ (редакция от 16.12.2007)

  • Закон о высшем и послевузовском профессиональном образовании от 22.08.1996 N125-ФЗ (редакция от 16.12.2007)

  • Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ (в части уровней высшего профессионального образования) от 24.10.2007г. № 232-ФЗ

  • Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия структуры и содержания государственного образовательного стандарта)» от 01.12.2007г. № 309-ФЗ



Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 01.12.2007 № 307-ФЗ .

  • Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предоставления объединениям работодателей права участвовать в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» от 01.12.2007 № 307-ФЗ .

  • Закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки» от 01.12.2007 № 308-ФЗ .



Федеральный закон Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".

  • Федеральный закон Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. N 260-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете".

  • Переход на уровни с 31 декабря 2010

  • Возможно поступление «дипломированных специалистов» в магистратуру



Приказ от 17 сентября 2009 №337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования»

  • Приказ от 17 сентября 2009 №337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования»

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. N 1136 "Об утверждении Перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ…"

  • Приказ от 25 января 2010 г. N 63 "Об установлении соответствия направлений подготовки… специальностям высшего профессионального образования…»



Инструктивное письмо МО №24-55-206/10 от 17.07.2000 «О лицензировании высших учебных заведений по программам магистерской подготовки»

  • Инструктивное письмо МО №24-55-206/10 от 17.07.2000 «О лицензировании высших учебных заведений по программам магистерской подготовки»

  • Инструктивное письмо МО №14-52-357 от 19.05.2000 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям»

  • «Примерное положение об организации учебного процесса в высшем учебном заведении с использованием системы зачетных единиц» (Информационное письмо Минобразования России от 09 марта 2004 года № 15-55-357ии/15)

  • Постановление Правительства РФ № 71 от 14.02.2008 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования»



«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»

  • «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)»

  • ФЗ «Об образовании». Ст. 24. п.1:

  • «Целями высшего профессионального образования являются подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования».



ФЗ «О высшем и послевузовском…». Ст. 6. п.1:

  • ФЗ «О высшем и послевузовском…». Ст. 6. п.1:

  • В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни высшего профессионального образования:

  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «бакалавр» - бакалавриат;

  • высшее профессиональное образование, подтверждаемое присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую аттестацию, квалификации (степени) «специалист» или квалификации (степени) «магистр» - подготовка специалиста или магистратура.





  • Ст. 4. п. 3:

  • «Прием в вузы для обучения по образовательным программам соответствующих ступеней высшего профессионального образования прекращается 31 августа 2009 года».

  • ФЗ-260: 31 августа 2010 года



Уровни высшего

  • Уровни высшего

  • профессионального образования









  • Рассматривается как второе высшее образование:

  • обучение по программам бакалавриата или программам подготовки специалиста - лицами, имеющими диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра;

  • обучение по программам магистратуры - лицами, имеющими диплом специалиста, диплом магистра.





Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата (по решению ученого совета вуза).

  • Лица, имеющие среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получить высшее профессиональное образование по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата (по решению ученого совета вуза).

  • Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.



«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»

  • «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»

  • В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

  • В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные требования к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (за исключением докторантуры).





Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется основной образовательной программой (ООП).

  • Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется основной образовательной программой (ООП).

  • ООП в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ (ПООП) и должна обеспечивать достижение обучающимися результатов освоения ООП, установленных соответствующими ФГОС.





1. ФГОС-3 разрабатывается по направлениям подготовки в целом для ООП различного уровня (бакалавр, магистр, специалист).

  • 1. ФГОС-3 разрабатывается по направлениям подготовки в целом для ООП различного уровня (бакалавр, магистр, специалист).

  • 2. Требования к результатам освоения ООП выпускником устанавливаются в форме компетенций.

  • 3. Макет ФГОС-3 НЕ предусматривает деления на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты.

  • 4. Вместо требований к минимуму содержания ООП устанавливаются требования к структуре ООП.

  • 5. Трудоемкость ООП устанавливается в зачетных единицах (аналог академических кредитов в системе ECTS).

  • 6. При проектировании ФГОС ВПО и ООП вводится требование формирования устойчивого и эффективного взаимодействия высшей школы и сферы труда.





«Основная образовательная программа

  • «Основная образовательная программа

  • совокупность учебно-методической документации, включающей в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии».









«Направление подготовки

  • «Направление подготовки

  • совокупность образовательных программ для бакалавров, магистров, специалистов различных профилей, интегрируемых на основании общности фундаментальной подготовки»;

  • (новая версия) совокупность образовательных программ различного уровня в одной профессиональной области





































  • Учебные циклы:

  • гуманитарный, социальный и экономический;

  • математический и естественнонаучный;

  • профессиональный.

  • Разделы:

  • физическая культура;

  • практика и/или научно-исследовательская работа.

  • Итоговая государственная аттестация.





Профиль

  • Профиль

  • совокупность основных типичных черт какой либо профессии (направления подготовки, специальности) высшего образования, определяющих конкретную направленность образовательной программы, ее содержание.

  • (новая версия) направленность основной образовательной программы на конкретный вид и (или) объект профессиональной деятельности



Профиль – конкретизированная (более узкая) область профессиональной подготовки в рамках направления.

  • Профиль – конкретизированная (более узкая) область профессиональной подготовки в рамках направления.

  • Профилизация бакалаврской программы – часть образовательной программы бакалавра, обеспечивающая его востребованность на рынке труда или позволяющая ему продолжать обучение на 2 уровне ВПО по магистерским программам соответствующего профиля.

  • Программа специализированной подготовки магистра - часть образовательной программы магистра, отвечающая его академической или профессиональной специализации внутри профиля подготовки.











Общая трудоемкость - 35-45 з.е.

  • Общая трудоемкость - 35-45 з.е.

  • Минимум три дисциплины в базовой части цикла (иностранный язык, философия, история)

  • Остальные дисциплины цикла ГСЭ действующего ГОС рекомендуются для вариативной части цикла



Общая трудоемкость - 10-14 з.е.

  • Общая трудоемкость - 10-14 з.е.

  • Минимум 1 дисциплина в базовой части цикла («экономика», «педагогика высшей школы», «логика и методология науки» и т.д.).

  • Объем и состав базовой части цикла определяется в зависимости от вида магистратуры (научно-исследовательская, научно-педагогическая и т.д.) либо предполагается универсальной для магистратур всех видов.