uzluga.ru
добавить свой файл
1



Храм - определенным образом устроенное и освященное здание, в котором совершается богослужение. Храм в христианстве называют также церковью. Прообразом православного храма стал ветхозаветный Иерусалимский храм, построенный Соломоном и считавшийся обиталищем Божества.

  • Храм - определенным образом устроенное и освященное здание, в котором совершается богослужение. Храм в христианстве называют также церковью. Прообразом православного храма стал ветхозаветный Иерусалимский храм, построенный Соломоном и считавшийся обиталищем Божества.





Выявление сущности понятия «Православный храм».

  • Выявление сущности понятия «Православный храм».

  • Формирование представлений о художественной ценности храма.

  • На примере храма развивать духовно-нравственные качества.



Учебная аудитория

  • Учебная аудитория

  • Проектор

  • ПК

  • Экран

  • Репродукции

  • Слайды



Проведение ознакомительной беседы о Православных храмах

  • Проведение ознакомительной беседы о Православных храмах







Первоначально, в Ветхом Завете, при патриархах (Адаме, Ное, Аврааме и других) богослужение совершалось на жертвенниках под открытым небом. Для жертвоприношения выбирались места, где Бог являлся человеку и где Он оказывал какое0либо благодеяние, или места, своим величием, таинственностью и красотой невольно располагавшие человека к размышлению о Божией силе и Божией премудрости…

  • Первоначально, в Ветхом Завете, при патриархах (Адаме, Ное, Аврааме и других) богослужение совершалось на жертвенниках под открытым небом. Для жертвоприношения выбирались места, где Бог являлся человеку и где Он оказывал какое0либо благодеяние, или места, своим величием, таинственностью и красотой невольно располагавшие человека к размышлению о Божией силе и Божией премудрости…

  • По выходе иудеев из Египта пророк Моисей получил непосредственно от Бога повеление устроить переносной храм – скинию, состоящую из Святое Святых, святилища и двора. Храм был один с целью поддерживать в иудейском народе сознание «Единого» Бога.

  • При царе Соломоне вместо скинии был построен каменный храм

  • с большим двором вокруг. Внутри храм Соломона был разделен,

  • как и скиния, занавесом на две части – святилище и Святое

  • Святых. Простояв почти 500 лет, храм Соломона был

  • Разрушен вавилонским царем Навуходоносором, а иудеи

  • были взяты в плен. Вернувшись из 70-летнего плена, иудеи

  • примерно за 20 лет на месте храма Соломона построили

  • второй храм по образцу и плану первого, но гораздо беднее.

  • Незадолго до Рождества Христова иудейский царь Ирод

  • Великий украсил этот храм, сделал многочисленные

  • пристройки, соорудил несколько дворов с великолепными

  • колоннами…



Православный храм с точки зрения своего назначения является поистине «ковчегом» спасения для верующих людей. Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, находясь в ковчеге, так Церковь, словно корабль, спасает верующих от греховного потопа среди бурных волн житейского моря… Поэтому с древнейших времен, Православный храм имеет вид «корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих сторон к востоку притворы имеющим».

  • Православный храм с точки зрения своего назначения является поистине «ковчегом» спасения для верующих людей. Подобно тому, как Ной спасал себя и свой род в бурных волнах потопа, находясь в ковчеге, так Церковь, словно корабль, спасает верующих от греховного потопа среди бурных волн житейского моря… Поэтому с древнейших времен, Православный храм имеет вид «корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих сторон к востоку притворы имеющим».

  • С IV века стали строить восьмиугольные, крестообразные и даже круглые храмы. Каждая из этих форм имеет свое символичное значение: так, храм наподобие корабля напоминает верующим, что через житейское море только Церковь может привести нас в Небесное пристанище; восьмиугольная форма символизирует путеводную звезду в Царство Небесное; круглая – вечное существование Церкви; крестообразная форма храма подчеркивает, что истинная основа Церкви – это крест.

  • Здания храмов завершаются куполом, который символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и чаяния верующих.

  • Купол православного храма заканчивается главою, на

  • которую ставится восьмиконечный православный крест.

  • Нередко внизу креста можно видеть полумесяц. Такой

  • крест имеет несколько символических значений.

  • «И явилась на небе великое знамение: жена, облеченная

  • в солнце, - говорится в Откровении Иоанна Богослова,-

  • под ногами ее луна», а святоотеческая мудрость поясняет:

  • эта луна знаменует купель, в которой Церковь,

  • крестившаяся во Христе, облекается в Него, в Солнце

  • правды.



Притвор-это преддверие к храму. Мистическое значение притвора-это место соприкосновения божественного с землей. Это мир людей. В первые века

  • Притвор-это преддверие к храму. Мистическое значение притвора-это место соприкосновения божественного с землей. Это мир людей. В первые века

  • христианства в притворе стояли кающиеся и оглашенные- лица,

  • готовящиеся к Святому Крещению. В современных храмах притвор

  • почти совсем слился с храмом по назначению. В притворе

  • продаются церковные принадлежности и свечи. Здесь, впрочем,

  • как и в храме, много икон, а также стенных росписей. К притвору

  • примыкают колокольня, если она не стоит отдельно, и крыльцо.

  • Средняя часть, или собственно храм, символизирует собой людей,

  • но уже оправданный крестной жертвой Спасителя, освященный Им,

  • Царство Божие, новое небо и новую землю. Это сотворенный мир,

  • в отличие от алтаря, который знаменует область бытия Божия. Вот

  • почему алтарь возвышается над средней частью и отделяется от

  • нее иконостасом. Именно в средней части храма во время

  • Богослужений все верующие.

  • Иконостас- перегородка с установленными на ней в определенном порядке иконами. Он не просто отделяет мир Божественный от мира земного, он еще и образ Небесной Церкви во главе с господом

  • Иисусом Христом. Иконостас обращен иконами к средней части храма, где стоят молящиеся. Таким образом, во время богослужений собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Как писал священник Павел Флоренский, «иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым. Иконостас есть явление святых и Ангелов… явление небесных свидетелей и, прежде всего, Богоматери и Самого Христа».

  • Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские Врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается.



В самом храме почти по всем стенам располагаются многочисленные иконы в окладах и киотах – рамок под стеклом. Всегда посередине храма на аналое – высоком четырехугольном столике с покатым верхом – лежит праздничная икона или образ святого. Праздничные иконы меняются в зависимости от дня календаря. Возвышение перед иконостасом называется – солея. Середина солеи перед Царскими вратами обычно имеет полукруглый

  • В самом храме почти по всем стенам располагаются многочисленные иконы в окладах и киотах – рамок под стеклом. Всегда посередине храма на аналое – высоком четырехугольном столике с покатым верхом – лежит праздничная икона или образ святого. Праздничные иконы меняются в зависимости от дня календаря. Возвышение перед иконостасом называется – солея. Середина солеи перед Царскими вратами обычно имеет полукруглый

  • выступ, который называется амвон.

  • По обоим краям солеи у самых стен, иногда за иконами,

  • располагаются клиросы для хора и чтецов. Хоругвь – это

  • православное знамя, полотнище на древке с образом Спасителя

  • или Божией Матери и святых, предназначенные для крестных

  • ходов.

  • Алтарь – главнейшая часть храма. Алтарь знаменует собой небо,

  • Жилище Самого Господа. Алтарь, где совершается Таинство

  • Евхаристии, как бы повторяет собой ту прибранную, усталую,

  • готовую горницу, где состоялась Тайная Вечеря Господа нашего

  • Иисуса Христа и Его учеников. И в наше время он содержится

  • в особенной чистоте, устилается коврами и благоукрашается.

  • Предметы алтаря:

  • Святой Престол – стол, находящийся в середине алтаря против Царских Врат. Называется он Престолом потому, что на нем, как на троне, таинственно присутствует Господь, Царь, Владыка Церкви.

  • Антиминс – вместо престола – шелковый или льняной четырехугольный плат с зашитыми в него святыми мощами, на котором изображены положение тела Иисуса Христа во гроб, четыре евангелиста и орудия страдания Спасителя.

  • Напрестольное Евангелие символизирует Сына Божия Иисуса Христа, ибо в словах Евангелия присутствует Своей благодатью Сам Бог. Евангелие кладется на Престол поверх антиминса, чтобы его могли видеть все.



  • 3. На престоле также находится напрестольный крест. Крестом благословляются верующие, освящается вода во время праздника Богоявления и на молебнах.

  • 4. Дарохранительница предназначена для хранения Святых Даров – частиц Тела Христоова, пропитанных Его Кровью, под видом хлеба и вина.

  • 5. На престоле помещается и дароносица – небольшой сосуд

  • в виде часовенки с дверцей и крестом наверху.

  • 6. Жертвенником называется второй «стол» в северной части

  • алтаря, на котором приготовляется вещество для святой

  • Евхаристии. На жертвеннике обязательно укрепляется крест с

  • распятием и ставится лампада.

  • 7. Горним местом называется пространство между Престолом

  • И восточной стеной алтаря. Над Горним местом всегда находится

  • запрестольная икона.

  • 8. Запрестольная икона – находится на стене за Престолом.



Дискос – это круглое металлическое блюдо или тарелка сложной формы на подставочке. Во время богослужения на него кладется Агнец – вырезанная особым

  • Дискос – это круглое металлическое блюдо или тарелка сложной формы на подставочке. Во время богослужения на него кладется Агнец – вырезанная особым

  • образом из большой служебной просфоры средняя часть, которой

  • придается форма куба – для Причащения – частиц из просфор.

  • Потир или чаша – сосуд на высокой подставке, из которого верующие

  • приобщаются Тела и Крови Христовой. В потире во время Литургии

  • Совершается претворение вина в истинную Кровь Христову.

  • Копие – плоский нож в виде треугольного наконечника копья, с

  • деревянной или костяной ручкой, для вырезания из большой

  • богослужебной просфоры Агнца и частиц из других просфор. Оно

  • напоминает о том копье, которым

  • один из римских воинов пронзил

  • ребра Спасителя.

  • Звездица состоит из двух

  • металлических широких дуг,

  • соединенных между собой в верхней

  • точке крестообразно. Напоминая

  • звезду, приведшую волхвов в

  • Вифлеем.



Лжица – небольшая ложечка с крестом на конце длинной ручки, с IV века употребляющаяся для причастия мирян. Так же, как дискос, потир и звездица, лжица изготавливается из драгоценных металлов или из металлов, не дающих окислов.

  • Лжица – небольшая ложечка с крестом на конце длинной ручки, с IV века употребляющаяся для причастия мирян. Так же, как дискос, потир и звездица, лжица изготавливается из драгоценных металлов или из металлов, не дающих окислов.

  • Малые покровцы и общий покров (воздух). Малые

  • покровцы используются для прикрытия чаши и дискоса

  • с поставленной на нем звездицей. Общий покров покрывает

  • оба сосуда вместе поверх малых покровцев.

  • Кадило – сосуд на цепочках для каждения, состоящий двух

  • полукруглых чашечек, накрывающих одна другую. В нижнюю

  • часть кадила кладутся разожженные древесные угли, на них

  • – кусочки ладана, который,сгорая распространяет

  • благоуханный дым.

  • Чаша для освещения воды – большая чаша на низкой круглой

  • подставке с тремя подсвечниками, вделанными в ее край. Три горящие свечи обозначают огонь благодати Святой Троицы. Святая вода, которая освящается в этом сосуде укрепляет душевные и

  • телесные силы.

  • Купель – сосуд наподобие большого потира, в котором крестят младенцев



Известны четыре типа Православных храмов:

  • Известны четыре типа Православных храмов:

  • Ставропигиальный – храм, находящийся в непосредственном ведении патриарха или Священного Синода.

  • Кафедральный – главный храм епархиального архиерея.

  • Приходской.

  • Кладбищенский.



Слово «икона» - греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ. Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был «проказою недуга одержим». Излечить его никому не удавалось. Но однажды ему открылось, что излечение произойдет, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному Лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Божественный Образ.

  • Слово «икона» - греческое и по-русски означает «образ», «изображение». Священное предание гласит, что сам Иисус Христос дал людям Свой видимый образ. Правитель сирийского города Эдессы князь Авгар был «проказою недуга одержим». Излечить его никому не удавалось. Но однажды ему открылось, что излечение произойдет, если он увидит лицо Иисуса Христа. Он послал придворного живописца Ананию найти Христа и написать Его образ. Художник отыскал Иисуса, но сделать «портрет» не смог «по причине сияющего блеска лица Его». На помощь ему пришел сам Господь. Он взял у художника кусок ткани и приложил к Своему Божественному Лицу, отчего на ткани, силою Благодати, запечатлелся его Божественный Образ.

  • Когда Авгар увидел этот образ – первую, Самим Господом сотворенную икону, и с верою приложился к нему, то получил исцеление за свою веру по милости Божией. За этим чудотворным образом закрепилось название «Спас нерукотворный». И сейчас это одна из самых почитаемых икон в православной Церкви.



  • Православное богослужение совершается особыми лицами, имеющими специальное посвящение – рукоположение и составляющими церковную иерархию или духовенство.

  • ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ИЕРАРХИИ

  • Ветхозаветные времена (примерно 1500 лет до Рождества Христова) по воле Божией пророк Моисей избрал и посвятил для богослужения особых лиц – первосвященников, священников и левитов. Первым первосвященником был Аарон, брат Моисея; первыми священниками – сыновья Аарона. При принесении жертв им помогали левиты – потомки Левия, сына Иакова, колено которого, как давшее иудейскому народу Моисея, получило исключительное право на священнослужение.

  • МОНАШЕСТВУЮЩИЕ

  • Вступающие в монашество дают обет безбрачия. Существуют три степени монашества:

  • - рясофор

  • - мантия (или малая схима)

  • - схима (или великая схима)

  • Низшая степень монашествующих, рясофор (носящий рясу) – степень послушника. Она является как бы вступлением в монашескую жизнь, когда в ожидании принятия монашеских обетов послушник утверждается на избранном пути.

  • Собственно же монашество (или иночество) разделяется на две степени: малый ангельский образ (малая схима) и великий ангельский образ (великая схима) (с греческого «схима» - «форма, образ»). Последние отличаются более строгими обетами.



ЕПИСКОПЫ

  • ЕПИСКОПЫ

  • Всей полнотой церковной власти и благодати обладают епископы. Как говорил в одном из своих интервью патриарх Московской и всея Руси Алексий II, «без епископа нет полноты церковной иерархии и церковной жизни, а значит, нет и самой Церкви. Святой Игнатий Богоносец свидетельствует: «Где епископ, там должен быть и народ, равно как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь».

  • «Епископос» с греческого означает «смотритель», «блюститель». Это означает, что на епископа возложена обязанность блюсти в чистоте и неповрежденности Православную веру, заботится о спасении вверенного его заботам стада Христова и содействовать разумному устроению церковной жизни».

  • По древней традиции в сан епископа посвящают только священников, принявших монашеской чин. Сан епископа в административном отношении имеет пять степеней.

  • Викарный епископ («викарий» значит «наместник») руководит приходами небольшого города. Епископ управляет приходами целой области, называемой епархией. Архиепископ (старший епископ) часто управляет епархией большого размера. Митрополит – это епископ большого города и прилегающей области, который может иметь помощников в лице викарных епископов. Экзарх – начальствующий епископ (обычно митрополит) большого столичного города; ему подвластны несколько епархий, входящих в состав экзархата, с их епископами и архиепископами. Патриарх – « отценачальник» - предстоятель Поместной Церкви,

  • избираемый и поставляемый на Соборе, -

  • высший чин церковной иерархии.

  • К монашескому имени епископа всегда добавляется

  • наименование управляемой им епархии, а к имени

  • патриарха – полное наименование возглавляемой

  • им Поместной Церкви. В настоящее время

  • предстоятелем Русской Православной Церкви

  • является Святейший Патриарх Московской и всея

  • Руси Алексий II.



СВЯЩЕННИКИ

  • СВЯЩЕННИКИ

  • Священники по сообщенной им от епископов благодати Божией может совершать шесть таинств Церкви, кроме таинства Хиротонии или Рукоположения, то есть возведения в одну из священных степеней церковной иерархии. Священник находится в подчинении епископа. В сан священника может быть рукоположен только диакон (женатый или монашествующий).

  • Священник, состоящий в монашеском чине, называется иеромонах (с греческого «иеромонахос» - «священник – монах»), а принявший схиму – схиеромонахом. Старшие из пресвитеров белого духовенства называются протоиереями, протопресвитерами (протопресвитер – старший священник в кафедральном соборе), т. е. первыми иереями, первыми пресвитерами. Старейшие из пресвитеров черного духовенства называются игуменами (вождями монашествующей братии); архимандритами (настоятелями монашеских обителей); принявшие схиму – схиигуменами и схиархимандритами. Сан архимандрита обычно имеет настоятель крупного монастыря или лавры.

  • Иерархически сану архимандрита в белом духовенстве соответствует митрофорный протоиерей – протоиерей, награжденный правом ношения особого головного убора – митры – и протопресвитер.



ДИАКОНЫ

  • ДИАКОНЫ

  • Диаконы, приемля благословение высших священнослужителей, имеют право участвовать в совершении церковных таинств, сослужить епископам и священникам, но сами не совершают таинств.

  • Диакон, состоящий в монашеском чине, называется иеродиаконом, а принявший схиму – схииеродиаконом. Старший диакон в белом духовенстве называется протодиаконом – первым диаконом, а в черном – архидиаконом (старшим диаконом).

  • Иподиаконы (помощники диаконов) участвуют только при архиерейском служении: они облачают архиерея в священные одежды, держат и подают ему дикирий и трикирий и т. д.

  • ДРУГИЕ СЛУЖИТЕЛИ ЦЕРКВИ

  • Кроме лиц священного сана, в церковных службах принимают участие и миряне, занимающие низшие служебные должности – иподиаконы, псаломщики и пономари. Они относятся к числу церковнослужителей и поставляются на свою должность не через таинство Хиротонии, а по архиерейскому или настоятельскому благословению.

  • Псаломщики читают и поют во время богослужения, а также помогают священнику при совершении треб. Пономари исполняют обязанности звонарей, подают кадило, помогают во время богослужения в алтаре.



Одеяния священнослужителей бывают повседневными и богослужебными. Повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса. Подрясник – это длинное, до пят, нижнее одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами. Ряса – верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами. Богослужения совершаются священнослужителями в особых одеждах, называемых облачениями.

  • Одеяния священнослужителей бывают повседневными и богослужебными. Повседневными одеяниями духовенства и монашества всех степеней являются подрясник и ряса. Подрясник – это длинное, до пят, нижнее одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами. Ряса – верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами. Богослужения совершаются священнослужителями в особых одеждах, называемых облачениями.

  • Особую отрешенность монашествующих от мира обозначает мантия или палий – длинная, без рукавов, накидка черного цвета с застежкой на вороте, спускающаяся до земли и покрывающая собой подрясник и рясу. Мантия – исключительно монашеское одеяние. В повседневном употреблении духовенство и монашество носят особые головные уборы, которые называются скуфья.

  • ОБЛАЧЕНИЯ ДИАКОНОВ

  • Диаконское облачение состоит из стихаря, ораря и поручей.

  • Стихарь – длинная просторная верхняя одежда из тяжелой материи с

  • широкими рукавами и разрезами на боках.

  • Орарь – длинная узкая лента, носимая диаконом

  • при Богослужении на левом плече.

  • Поручи – короткие нарукавники для

  • стягивания рукавов одежды

  • священнослужителей. Ношение поручей

  • означает, что не человеческие руки, а

  • Сам Господь через них Своей

  • Божественной силой совершает

  • таинства.



СВЯЩЕННИЧЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ

  • СВЯЩЕННИЧЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ

  • Подризник священников и епископов является нижней богослужебной одеждой. Это облачение отличается от стихаря: подризник шьется из тонкой белой материи, имеет узкие рукава со шнурками на концах, которыми они плотно затягивают у запястья.

  • Епитрахиль – одежда, представляющая собой двойной диаконский орарь, охватывающий шею и двумя концами спускающийся на груди вниз.

  • Пояс – короткая и широкая лента, которой опоясывается подризник во время

  • богослужения.

  • Набедренник – четырехугольный продолговатый плат на длинной ленте, украшенный

  • крестом и носимый священником на правом боку.

  • Палица – четырехугольный плат, привешиваемый за угол на правом бедре.

  • Ромбовидная форма палицы – тоже символ Евангелия, но с большим внешним

  • уподоблением острому мечу.

  • Фелонь или риза – верхняя священническая одежда: широкая, круглая, без рукавов,

  • с отверстием для головы и большим вырезом спереди для свободного действия рук.

  • На спине в верхней части фелони так же, как и на стихаре, помещается знамение

  • креста.

  • Священнический крест – восьмиконечный крест с рельефным изображением распятого

  • Спасителя на лицевой стороне и надписями в верхней части.

  • «Гдь,Црь, Слвы» («Господь – Царь Славы»)

  • В церковное употребление как знак отличия

  • священника от других духовных лиц

  • такой крест был введен в 1896 году.



ЕПИСКОПСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ

  • ЕПИСКОПСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ

  • Архиереи или епископы кроме священнических одежд – подризника, епитрахили, поручей и пояса надевают еще саккос, омофор, палицу, панагию, митру и мантию.

  • Саккос внешне напоминает укороченный снизу и в рукавах диаконский стихарь.

  • Самым древним архиерейским облачением является омофор, представляющий

  • собой широкую длинную полосу материи с изображением крестов. Он надевается

  • на плечи епископа так, что огибает оба плеча и одним своим концом спускается с

  • левого плеча спереди, а другим - с этого же плеча сзади.

  • Митра - головной убор архиереев богато украшенная парчовым шитьем,

  • драгоценными камнями и иконами высокая твердая «шапка», плавно сужающаяся

  • к ободу вокруг головы.

  • Архиерейская мантия - подобна монашеской мантии, но гораздо шире и длиннее ее.

  • Отличительный нагрудный знак епископа - пагания с образом Богоматери, чаще всего

  • круглой или овальной формы, и многочисленными украшениями.

  • Посох изготавливается с оправой и утолщением в верхней части из

  • резной кости, дерева, серебра или другого металла.

  • Жезл - это богато украшенный посох. Жезл является

  • знаком высшей пастырской власти.

  • Орлец – круглый коврик с изображением орла, на

  • котором стоит архиерей во время богослужения.

  • Рипиды - укрепленные на длинных рукоятках

  • металлические круги с

  • изображением шестикрылых Серафимов.



Людям, идущим в храм, нужно знать, что Церковь – это особый мир со своими правилами и установлениями.

  • Людям, идущим в храм, нужно знать, что Церковь – это особый мир со своими правилами и установлениями.

  • ОБ ОДЕЖДЕ И ВНЕШНЕМ ВИДЕ ПОСЕЩАЮЩИХ ХРАМ

  • Храм – это не только дом молитвы, но и место особого присутствия Божия, и подобно тому, как, собираясь в гости, мы стараемся выглядеть достойно, так и приходя в Церковь, следует помнить, к Кому мы приходим и Кто взирает на нас. Человек, который внимательно смотрит за состоянием своей души, обязательно заметит, что и от одежды зависит его поведение, мысли, пожелания. Строгая одежда ко многому обязывает.

  • Женщины не должны приходить в Церковь в брюках, в коротких юбках, в кофтах и блузках без рукавов (с открытыми руками), с косметикой на лице. Особенно недопустима помада на губах. Голова женщины должна быть покрыта платком, косынкой или шарфом.

  • Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор. Нельзя появляться в церкви в майках, шортах, спортивной неопрятной одежде.

  • КАК ВЕСТИ СЕБЯ С НИЩИМИ,РАСПОЛОЖИВШИМИСЯ ПЕРЕД ХРАМОМ

  • Делая добро ближнему, каждый должен помнить, что Господь не оставит и его самого. «Думаешь ли, что тот, кто кормит Христа (то есть нищих), - писал святой Августин, - не будет накормлен Христом?» Ведь в глазах Господа мы из-за своих грехов, может быть, выглядим страшнее и ничтожнее, чем эти несчастные, живущие на милостыню.

  • Не следует искушать себя мыслью, что нищие «зарабатывают» не меньше нас, а иной раз и одеты не хуже. С каждого спросится прежде всего за его дела. Ваше дело в данном случае – проявить милосердие.

  • Если вы видите, что перед вами нищие, все средства тратящие на пропой, дайте им не денег, а продукты: яблоко, печенье, хлеб и т. д.



О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ

  • О ПОВЕДЕНИИ В ХРАМЕ

  • Приходить в храм следует за десять – пятнадцать минут до начала богослужения. Этого времени обычно бывает достаточно, чтобы подать записки, купить и поставить свечи, приложиться к иконам.

  • Подходя к храму, благочестивые христиане, взирая на святые кресты и купола церкви, совершают крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, снова трижды осеняют себя крестным знамением и поклоном.

  • Войдя в храм, следует остановится близ дверей и сотворить три поклона с молитвами:

  • Боже, милостив буди мне, грешному.

  • Боже, очисти мя, грешного, и помилуй мя.

  • Создавый мя Господи, прости мя.

  • По древнему обычаю, мужчины стоят в правой части храма, женщины – в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам.

  • Если вы пришли в храм во время Богослужения, лучше воздержаться от того, чтобы, протискиваясь сквозь молящихся, ставить свечи перед иконами. Свеча - жертва Богу, но в данном случае помните, что более угодна другая жертва - «дух сокрушен», смиренное осознание своей греховности перед Господом, которое ярче любой свечи высветит все ваши желания и нужды.

  • Недопустимо хождение по храму во время службы, тем более ведение разговоров.

  • Во время богослужения в православной Церкви молятся стоя, да и как можно сидеть в присутствии Божием, ведь в молитвах мы обращаемся к Царю царей, к Творцу вселенной. Сидеть разрешается только по особой немощи, болезни, чтобы, как сказал митрополит Филарет (Дроздов): «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя - о ногах». Однако нельзя сидеть, закинув ногу на ногу или вытянув ноги. Прежде чем сесть, попросите у Бога укрепить вас телесно. Во время чтения Евангелия и особо важных местах Литургии нужно стоять.

  • Нельзя входить в храм с животными и птицами. Стоит прикладываться к иконам, оставив в стороне объемные сумки. Подходить к Чаше во время Причащения нужно со скрещенными на груди руками - правая поверх левой. Во время каждения храма не следует разворачиваться вслед за священнослужителем и становиться спиной к алтарю. Во время открытия Царских врат надо поклониться. Курящим запрещается курить даже на улице в пределах церковной ограды.