uzluga.ru
добавить свой файл


Восприятие

  • Понятие о восприятии Восприятие и ощущение

  • Свойства восприятия

  • Индивидуальные различия в восприятии

  • Виды восприятия

  • Исследование восприятия


Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств



Понятие

  • Субъективный образ предмета, непосредственно воздействующего на анализатор или систему анализаторов («перцептивный образ», «образ восприятия»);

  • Процесс формирования перцептивного образа («перцепция», «перцептивный процесс»);

  • Система действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств.



Восприятие

  • Результат деятельности системы анализаторов;

  • Предполагает выделение из воздействующих признаков существенных и одновременное отвлечение от несущественных;

  • Предполагает объединение существенных признаков и сопоставление воспринятого с прошлым опытом;

  • Включает активный двигательный компонент (ощупывание предметов, движения глаз и т.п.) и деятельность мозга по синтезу целостного образа.



Движение глаз рассматривания изображения



Процесс восприятия связан с:

  • Оживлением следов прежнего опыта

  • Сличением информации со сложившимися представлениями

  • Сравнением актуальных воздействий со сложившимися представлениями

  • Выделением существенных признаков

  • Созданием гипотез о предполагаемом значении информации

  • Синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы и отнесением к определенной категории воспринимаемого предмета



Таким образом,

  • Воспринимающая деятельность субъекта близка к процессам наглядного мышления

  • В процесс восприятия входит речь



Особенности восприятия (по А.Р. Лурия)

  • Активный опосредованный характер

  • Предметный и обобщенный характер

  • Постоянство и правильность (ортоскопичность)

  • Подвижность и управляемость



Теории восприятия

  • Теория гештальта (образа). Н/с воспринимает не отдельные стимулы, а их комплексы (форма, цвет, движение предмета воспринимаются как единое целое)

  • Бихевиоризм. Существуют только элементарные (одномодальные) сенсорные функции, способность к синтезу - свойство головного мозга.



Современная психология

  • Восприятие изначально носит комплексный характер, но «целостность образа» - продукт синтезирующей деятельности коры головного мозга



Восприятие и ощущение



Целостность восприятия

  • Результат - целостный образ предмета.

  • Объект воспринимается как устойчивое системное целое, даже если некоторые части этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы.

  • Данная зрительная способность не является врожденной. Восприятие формируется в процессе практики.



Факторы, определяющие целостность восприятия (М.Вертхаймер)

  • Фактор сходства

  • Фактор близости в пространстве или во времени;

  • Фактор замкнутости;

  • Фактор общей судьбы (множество элементов движется с одинаковой скоростью и по одной траектории).









Структурность

  • Восприятие не является проекцией мгновенных ощущений и их суммой

  • Фактически воспринимается обобщенная структура

  • Воспринимая предмет, человек осмысливает его как единое целое, имеющее определенную структуру.



Восприятие не отдельных обрезков прямых линий или совокупность штрихов, а квадрата, треугольника. Незавершенность рисунка восполняется опытом, знаниями



Предметность

  • Отнесенность сведений о внешнем мире к самим предметам, а не к раздражаемым рецепторам или структурам мозга, которые участвуют в обработке сенсорной информации.

  • Проблема выделения предмета из фона.



Соотношение фигуры и фона

  • Предмет из фона выделяется с целью его познания.

  • Хуже выделяются отдельные части предмета.

  • Чем больше фигура и фон отличаются, тем легче выделить фигуру из фона.

  • Когда предмет становится главным, он осмысляется как фигура, все остальное – как фон.



Где фигура, а где фон ?





Константность

  • Константность – относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий их восприятия

  • В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

  • Источник константности восприятия - активные действия перцептивной системы. Многократное восприятие одних и тех же предметов обеспечивает постоянство перцептивного образа

  • Константность- приобретенное свойство.



Осмысленность

  • Восприятие связано с мышлением, пониманием сущности предметов

  • Сознательно воспринимать предмет – мысленно назвать его, установить сходство предмета с подобными.

  • Восприятие не определяется лишь набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, оно представляет собой поиск наилучшего толкования данных.





Швейцарский психолог Роршах: даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...).

  • Швейцарский психолог Роршах: даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются как что-то осмысленное (собака, облако, озеро...).

  • Опыты Роршаха доказали, что только некоторые психически больные склонны воспринимать случайные чернильные пятна именно как таковые.





Избирательность

  • Преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

  • Проявляется значимость, значение предмета для личности



Восприятие и речь

  • Слово позволяет глубже познать и отнести воспринимаемый объект к определенной категории.





Апперцепция

  • Зависимость восприятия от содержания психики субъекта. Термин ввел Г.Лейбниц.

  • Апперцепция обеспечивает различия при восприятии одних и тех же объектов разными людьми; одним и тем же человеком в разное время.





Иллюзии восприятия

  • Ошибки (иллюзии) обнаруживаются в деятельности различных анализаторов.

  • Иллюзии восприятия — искаженное отражение реальности, носящее устойчивый характер.

  • Причины зрительных иллюзий: практический опыт человека, особенности анализаторов, изменение условий восприятия, дефекты органов чувств и пр.



Иллюзия искажения формы квадратов (на фоне концентрических окружностей прямые кажутся изогнутыми)











Синтетический тип восприятия

  • Ярче представлено общее впечатление, общие особенности того, что воспринято

  • Субъект не обращает внимание на детали



Аналитический тип восприятия

  • Склонность к четкому выделению деталей и подробностей

  • Чтобы понять суть или адекватно воспринять предмет субъекту необходимо поставить перед собой специальную задачу



Описательный тип восприятия

  • Воспринимающий субъект ограничивается фактической стороной того, что воспринимает

  • Мотивы и причины поступков человека, событий остаются без внимания



Объяснительный тип восприятия

  • Субъект стремиться объяснить воспринятое



Объективный и субъективный типы восприятия

  • Объективный тип - характерно строгое соответствие происходящему в действительности;

  • Субъективный тип - характерен выход за пределы того, что им дано фактически, субъект привносит многое от себя. Восприятие подчинено субъективному отношению к воспринимаемому.







Методы изучения восприятия

  • Исследование восприятия имеет значение для:

  • Оценки общего психического развития

  • Установления психических особенностей в профессиональной деятельности

  • Диагностики патологических состояний мозга



Приемы исследования предметного восприятия

  • Предъявление изображения предметов (реалистические, схематичные, штрихи) и предложение узнать эти предметы. Отклонения – субъект воспринимая реалистичные изображения не в состоянии узнать изображение в схематичной или неполной форме.

  • Предъявление контурных изображений предметов, перечеркнутых посторонними линиями, либо наложенных друг на друга («фигуры Поппельрейтера»)





Исследование предметного восприятия

  • Изображение предмета дается в условиях «шума», в условиях где его сложно отличить от фона



Исследование пространственного восприятия

  • Оценка возможностей ориентироваться в условиях «асимметричного пространства», не путая левую и правую стороны (предъявляется схема часов без цифр и предлагают оценить время ,которое показано стрелками)

  • Оценка возможностей мысленно представить пространственное соотношение частей в сложном целом (предъявляют схематичное изображение фигуры, построенной из кубиков, и предлагают назвать общее число кубиков, включенных в эту фигуру (проба Йеркса)



Исследование восприятия через опыты с оценкой сюжетных картин

  • Оценка возможностей устанавливать связи между элементами сложной наглядной ситуации