uzluga.ru
добавить свой файл
1


ВИЗАНТИЙСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

  • Византийский культурно-исторический круг.


Цель урока:

  • Показать, что Византийская цивилизация, оставаясь преемницей христианского Рима, сумела вобрать в себя античное наследие, перерабатывая его и вкладывая в него новое содержание.



Византийская империя считала себя прямой и законной наследницей Рима.

  • Византийская империя считала себя прямой и законной наследницей Рима.



Византия пала в 1453 г. под ударами турок – османов, пережив своего западного собрата почти на тысячелетие и сохранив античное, в первую очередь греческое, культурное наследие . Ее историческая судьба отличалась своеобразием и самобытностью

  • Византия пала в 1453 г. под ударами турок – османов, пережив своего западного собрата почти на тысячелетие и сохранив античное, в первую очередь греческое, культурное наследие . Ее историческая судьба отличалась своеобразием и самобытностью



Факторы самобытности истории Византии



Византия имела очень сложную территориальную и этническую структуру.

  • Византия имела очень сложную территориальную и этническую структуру.

  • Ее владения были расположены на трех материках – в Европе, Азии, Африке.

  • В Византии проживали греки, фракийцы, армяне, грузины, копты, иллирийцы.

  • Поддержание стабильности предполагало наличие сильного государственного начала, ослабление которого всегда сопровождалось немалыми потрясениями.





Постоянным фактором византийской истории являлась военная опасность, с разных сторон угрожавшая ее владениям.

  • Постоянным фактором византийской истории являлась военная опасность, с разных сторон угрожавшая ее владениям.

  • Среди народов и государств , натиску которых не всегда успешно, приходилось противостоять были сасанидский Иран, арабы, болгары, восточные славяне, турки –сельджуки, турки –османы.

  • Привлекала Византия и западно-европейских рыцарей, в 1204 г. подвергших опустошению христианский Константинополь(1261 г. - восстановление)



Обстоятельства происхождения империи.

  • Обстоятельства происхождения империи.

  • Она не знала полного разрыва с античностью. Античные традиции сохранялись длительное время, медленно эволюционируя и изменяясь.

  • Ее агрикультура, ремесла, города, торговля не переживали того глубокого упадка, через который пришлось пройти Западной Европе в раннее средневековье.



Историки считают, что кризис византийской экономики VII в. не сопоставим по своим последствиями с кризисом Западной Римской империи III - V вв.Он был преодолен и сменился подъемом XI – XII вв.

  • Историки считают, что кризис византийской экономики VII в. не сопоставим по своим последствиями с кризисом Западной Римской империи III - V вв.Он был преодолен и сменился подъемом XI – XII вв.

  • Важнейшим элементом экономической жизни оставалось римское право – одно из высших достижений античной цивилизации. Предпринятая при императоре Юстиниане (VI в.) кодификация законов привела к созданию надежной правовой основы для регулирования широкого круга имущественных и иных гражданских отношений .



Предпринятая при императоре Юстиниане (VI в.) кодификация законов привела к созданию надежной правовой основы для регулирования широкого круга имущественных и иных гражданских отношений.

  • Предпринятая при императоре Юстиниане (VI в.) кодификация законов привела к созданию надежной правовой основы для регулирования широкого круга имущественных и иных гражданских отношений.

  • «Византия была в определенном смысле правовым государством средневековья» (С.П.Карпов)



Сочетание всех этих факторов обеспечивало поддержание относительно стабильного уровня благосостояния , который в Византии, во всяком случае до начала XIIIв. Был выше, чем в Западной Европе.

  • Сочетание всех этих факторов обеспечивало поддержание относительно стабильного уровня благосостояния , который в Византии, во всяком случае до начала XIIIв. Был выше, чем в Западной Европе.

  • Византийская цивилизация принадлежала к числу тех, в формировании и обеспечении жизнеспособности которых важную роль играло государство.

  • Византия оставалась централизованным государством на протяжении всей своей истории.



Теперь император обо всем заботится и печется сам и с Божьей помощью все дела направляются и решаются его попечением.

  • Теперь император обо всем заботится и печется сам и с Божьей помощью все дела направляются и решаются его попечением.

  • Из постановления императора Льва VI Мудрого, 886 – 912гг.



Наличие сильной государствен-ной власти определило ряд особенностей Византии как государства.

  • Наличие сильной государствен-ной власти определило ряд особенностей Византии как государства.



Характер императора Юстиниана.

  • Характер императора Юстиниана.

  • Итак, был этот василевс исполнен хитрости, коварства, отличался неискренностью, обладал способностью скрывать свой гнев, был двуличен, опасен, являлся превосходным актером, когда надо было скрывать свои мысли…Неверный друг, неумолимый враг, страстно жаждущий убийства и грабежа… легко податливый на зло. Ко всему прочему он отнюдь не брезговал доносами и всегда был скор на наказания. Ибо он вершил суд никогда не расследуя дела, но, выслушав доносчика, тотчас же решался вынести приговор. Он не колеблясь составлял указы, безо всяких оснований предписывающие разрушение областей, сожжение городов и порабощение целых народов.

  • Прокопий Кесарийский. Тайная история, 550 г.



Мрачен цвет пурпура, и государи должны быть сдержаны в благополучии, не терять разума в счастье: ведь императорский скипетр говорит не о праве на полную свободу действий, а о праве жить в блестящем рабстве. Феофилакт Симокатта,

  • Мрачен цвет пурпура, и государи должны быть сдержаны в благополучии, не терять разума в счастье: ведь императорский скипетр говорит не о праве на полную свободу действий, а о праве жить в блестящем рабстве. Феофилакт Симокатта,

  • 628 – 636 гг.



Приоритет государства отразился в особом положении церкви. Если не формально, то реально император был ее подлинной главой.

  • Приоритет государства отразился в особом положении церкви. Если не формально, то реально император был ее подлинной главой.

  • Лишенный возможности совершать культ и вносить изменения в Символ веры, он, однако, фактически управлял церковью, обладая правом назначать и смещать патриархов.

  • В этом смысле Восточная церковь отличалась от Западной.



Догматические различия Западной и Восточной христианских церквей, расколовшиеся в 1054 г. на две самостоятельные церкви.

  • Восточная, православная церковь:

  • Святой дух исходит только от Бога – отца;

  • Рай –ад;

  • Совершение культа на всех языках империи:

  • Духовенство: черное –целибат, белое –семья;

  • Подчинение государству, не претендовала на светскую власть;

  • Жила насыщенной духовной жизнью, фактор сплочения империи.



Борьба Западной и Восточ-ной церквей, подогреваемая спорами о верховенстве одной из них, завершилась в 1054 раз-рывом: папа римский и патриарх константинопольский обменя-лись взаимными отлучениями от церкви.

  • Борьба Западной и Восточ-ной церквей, подогреваемая спорами о верховенстве одной из них, завершилась в 1054 раз-рывом: папа римский и патриарх константинопольский обменя-лись взаимными отлучениями от церкви.

  • Надежды сохранить един-ство христианского мира рух-нули. Западная Европа смотре-ла с тех пор на Византию как на раскольницу, со смешанным чувством зависти, презрения и недовольства.

  • Разгром христианского Константинополя в 1204 г. христианскими рыцарями ясно показал эти чувства.



29 мая 1453 г. Константинополь пал. Турки- османы вступили в залитый кровью и полный трупов «Новый Рим».

  • 29 мая 1453 г. Константинополь пал. Турки- османы вступили в залитый кровью и полный трупов «Новый Рим».

  • Европа остававшаяся глухой к просьбам о помощи, пришла в смущение и ужас, но их питал страх перед османской угрозой.

  • Вскоре в далеком Московском государстве правитель которого Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Константина IX Зое (Софье) Палеолог.

  • Так возникла идея о том, что именно Москва является подлинной наследницей величия Константинополя и Рима, «третьим Римом».



Домашнее задание

  • Для подготовки материал :

  • Загладин Н.В. Всемирная история, 10 класс,

  • п.16, 17, вопросы;

  • Конспект

  • Вопросы к параграфам



Айя –София

  • Айя –София

  • Айя-София, - здесь остановиться

  • Судил Господь народам и царям!

  • Ведь купол твой, по слову очевидца,

  • Как на цепи подвешен к небесам.

  • И всем векам – пример Юстиниана,

  • Когда похитить для чужих богов

  • Позволила эфесская Диана

  • Сто семь зеленых мраморных столбов.



Но что же думал твой строитель щедрый,

  • Но что же думал твой строитель щедрый,

  • Когда, душой и помыслом высок,

  • Расположил апсиды и экседры,

  • Им указав на запад и восток?

  • Прекрасен храм, купающийся в мире,

  • И сорок окон – света торжество.

  • На парусах, под куполом, четыре

  • Архангела – прекраснее всего.

  • И мудрое сферическое зданье

  • Народы и века переживет,

  • И серафимов гулкое рыданье

  • Не покоробит темных позолот.

  • Осип Мандельштам

  • 1912