uzluga.ru
добавить свой файл
1



а) установленный порядок нормативного и стандартизированного поведения;

  • а) установленный порядок нормативного и стандартизированного поведения;

  • б) сообщество индивидов, чье поведение регулируется нормами и ролями;

  • в) функциональные органы управления и регулирования, обеспечивающие кодификацию социальных норм и контроль за их соблюдением, формулирующие общественные цели и потребности и организующие процесс их реализации



Важнейшим институтом политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство.

  • Важнейшим институтом политической системы, от нормального функционирования которого в решающей степени зависит ее самосохранение и адаптация, является государство.



Понятие «государство» (Staat, stati, etat, state) появляется в период итальянского Ренессанса и до XIX века распространяется в Европе.

  • Понятие «государство» (Staat, stati, etat, state) появляется в период итальянского Ренессанса и до XIX века распространяется в Европе.



1 Средневековое общество первоначально делится не по государственным границам, которые были неопределенны, а по сословиям

  • 1 Средневековое общество первоначально делится не по государственным границам, которые были неопределенны, а по сословиям

  • Высшие сословия - духовенство и рыцарство - по всей Европе разделяли общие духовные и правовые ценности, представлявшие собой соединение унаследованных племенных и новых христианских полученных от Рима и Римской Церкви



Система феодальной верности была тогда важнее государственных границ, и нередко феодалы в отношении разных частей своего имущества находились в вассальных отношениях с различными правителями. Государственность опиралась на насилие и принцип верности вышестоящему феодалу, главному сюзерену - королю.

  • Система феодальной верности была тогда важнее государственных границ, и нередко феодалы в отношении разных частей своего имущества находились в вассальных отношениях с различными правителями. Государственность опиралась на насилие и принцип верности вышестоящему феодалу, главному сюзерену - королю.



2 Следующий этап эволюции европейской государственности связан с XI - XII веками (этот этап некоторые исследователи называют “антипапской революцией”) характеризуется эмансипацией папства от королевской (императорской) власти

  • 2 Следующий этап эволюции европейской государственности связан с XI - XII веками (этот этап некоторые исследователи называют “антипапской революцией”) характеризуется эмансипацией папства от королевской (императорской) власти



Характерно постепенное разграничение духовной и светской властей, укрепление королевской власти и законодательства, создание (с заимствованием опыта управления Римской католической церкви) системы государственного территориального управления, что заложило фундамент принципиально нового типа государственности - территориального государства

  • Характерно постепенное разграничение духовной и светской властей, укрепление королевской власти и законодательства, создание (с заимствованием опыта управления Римской католической церкви) системы государственного территориального управления, что заложило фундамент принципиально нового типа государственности - территориального государства



3 Переход от территориального государства к национальному(XV-XVII вв.)

  • 3 Переход от территориального государства к национальному(XV-XVII вв.)

  • Все более важную роль стал играть династический фактор



Целые народы и обширные территории в результате династических браков и законов наследования оказывались объединенными в общие государства, иногда территориально разбросанные.

  • Целые народы и обширные территории в результате династических браков и законов наследования оказывались объединенными в общие государства, иногда территориально разбросанные.





Произвольное распоряжение судьбами народов способствовало постепенному осознанию народами их права на распоряжение собственной судьбой.

  • Произвольное распоряжение судьбами народов способствовало постепенному осознанию народами их права на распоряжение собственной судьбой.

  • Династические правители были заинтересованы в консолидации населения их государств, формировании чувства патриотизма.



Падение роли Священной Римской империи германской нации и Римской католической церкви

  • Падение роли Священной Римской империи германской нации и Римской католической церкви

  • В монархиях – внедрение общих государственных стандартов, которая вела к унификации общественной жизни



“Затвердение” государственных границ по Вестфальскому миру 1648 г. было решающим шагом в становлении национальных государств в Европе

  • “Затвердение” государственных границ по Вестфальскому миру 1648 г. было решающим шагом в становлении национальных государств в Европе





Определяющим для завершения оформления национальной государственности в Западной Европе была победа принципа суверенитета народа над принципом суверенитета монарха

  • Определяющим для завершения оформления национальной государственности в Западной Европе была победа принципа суверенитета народа над принципом суверенитета монарха



Начиная с XVII века понятие "государство" также обозначает государственное учреждение (аппарат, администрация), господство, и, наконец, общность - государственный народ (нацию)

  • Начиная с XVII века понятие "государство" также обозначает государственное учреждение (аппарат, администрация), господство, и, наконец, общность - государственный народ (нацию)



обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом

  • обладает административным и правовым порядком, изменяемым посредством законодательства, в соответствии с которым осуществляется организованная корпоративная деятельность административного персонала, также регулируемая законом

  • эта система порядка претендует на принудительную власть не только над членами государства, гражданами, большинство которых обрело свое членство по рождению, но и в весьма значительной степени над всеми действиями, происходящими на контролируемой ею территории (территориальность и монополия на насилие)



гоббсовское властное государство (К.Маркс и др.), которое есть, прежде всего, монополия аппарата на разрешение социальных конфликтов и применение легитимного насилия. В ХХ веке этот подход развивал М.Вебер и его последователи: “Принудительная политическая ассоциация может быть названа государством в той степени, в которой ее административный штаб успешно осуществляет монополию легитимного насилия”. Этот подход фиксирует политический аспект современного государства.

  • гоббсовское властное государство (К.Маркс и др.), которое есть, прежде всего, монополия аппарата на разрешение социальных конфликтов и применение легитимного насилия. В ХХ веке этот подход развивал М.Вебер и его последователи: “Принудительная политическая ассоциация может быть названа государством в той степени, в которой ее административный штаб успешно осуществляет монополию легитимного насилия”. Этот подход фиксирует политический аспект современного государства.



либеральное конституционное государство , (Дж.Локк, И.Кант) его цель в ограничении, обуздании властного государства посредством правовой системы (конституционализма).

  • либеральное конституционное государство , (Дж.Локк, И.Кант) его цель в ограничении, обуздании властного государства посредством правовой системы (конституционализма).



С точки зрения права необходимыми признаками государства служат три элемента:

  • С точки зрения права необходимыми признаками государства служат три элемента:

  • государственная территория,

  • государственный народ,

  • государственная власть.



От других политических институтов государство отличается:

  • От других политических институтов государство отличается:

  • 1) наличием особой группы людей, занятых исключительно управлением обществом и охраной его экономической и социальной структуры;

  • 2) монополией на принудительную власть;

  • 3) правом и возможностью осуществления внутренней и внешней политики от имени всего общества;

  • 4) суверенным правом издания законов и правил, обязательных для всего населения;

  • 5) монопольным правом на взимание налогов и сборов с населения, на формирование национального бюджета;

  • 6) организацией власти по территориальному признаку



Государство имеет сложную структуру

  • Государство имеет сложную структуру

  • Структура государства зависит от формы государства.

  • Особенности функционирования государства зависят от политического режима





- это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений.

  • - это организация верховной власти, характеризуемая ее формальными источниками, она определяет структуру государственных органов (институциональный дизайн) и принципы их взаимоотношений.



Две основные формы правления:

  • Две основные формы правления:

  • монархия;

  • республика.



(классическая) характеризуется тем, что власть главы государства - монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей.

  • (классическая) характеризуется тем, что власть главы государства - монарха передается по наследству и не считается производной от какой-либо другой власти, органа или избирателей.



абсолютная монархия - характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя;

  • абсолютная монархия - характеризуется всевластием главы государства и отсутствием конституционного строя;

  • конституционная монархия - предполагает ограничения полномочий главы государства более или менее развитыми чертами конституционного строя. В зависимости от степени ограничения власти главы государства, различают: дуалистическую и парламентарную конституционные монархии.





Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства.

  • Президентская республика характеризуется особой ролью президента; он одновременно и глава государства и глава правительства.



Парламентская республика: ее важнейшая отличительная черта - формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом.

  • Парламентская республика: ее важнейшая отличительная черта - формирование правительства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом.



премьер-президентская форма характеризуется тем, что:

  • премьер-президентская форма характеризуется тем, что:

  • президент избирается на прямых всеобщих выборах;

  • президент наделен широкими властными полномочиями;

  • одновременно с президентом существует и выполняет функции исполнительной власти премьер-министр и кабинет, ответственные перед законодательным собранием.



президентско-парламентская форма имеет следующие важные особенности:

  • президентско-парламентская форма имеет следующие важные особенности:

  • наличие всенародно избранного президента;

  • президент назначает и смещает членов правительства;

  • члены правительства должны пользоваться доверием парламента;

  • президент имеет право распустить парламент.







это единое государство, которое подразделяется на административно-территориальные единицы, не обладающие политической самостоятельностью.



это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.

  • это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, каждое из которых обладает собственной компетенцией и имеет свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов.

  • Современные федеративные государства:

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D4%E5%E4%E5%F0%E0%F6%E8%FF



Форма государственного устройства зависит от исторических условий образования и существования государства, традиций, степени территориальной и этнической общности в государстве и т.д. В конечном счете, форма государственного устройства отражает степень централизации или децентрализации государственного управления, соотношение центра и мест.

  • Форма государственного устройства зависит от исторических условий образования и существования государства, традиций, степени территориальной и этнической общности в государстве и т.д. В конечном счете, форма государственного устройства отражает степень централизации или децентрализации государственного управления, соотношение центра и мест.



  • единая конституция,

  • единая правовая система,

  • единая система высших органов государственной власти и управления,

  • единое гражданство,

  • единство судебной системы,

  • деление на административно-территориальные единицы, статус органов управления в которых определяется общегосударственными правовыми нормами, подчинение этих органов центральным.



федерацию составляют государственные образования (штаты в США и Австралии, земли в ФРГ и Австрии, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде и Бельгии, республики в Югославии и бывшем СССР и др.) являющиеся ее субъектами и имеющими собственный круг властных полномочий;

  • федерацию составляют государственные образования (штаты в США и Австралии, земли в ФРГ и Австрии, кантоны в Швейцарии, провинции в Канаде и Бельгии, республики в Югославии и бывшем СССР и др.) являющиеся ее субъектами и имеющими собственный круг властных полномочий;

  • субъекты федерации не обладают полным суверенитетом, несмотря на формальное провозглашение в некоторых федерациях (РФ);

  • наряду с общефедеральной конституцией и законами, действуют конституции и законы субъектов федерации при верховенстве общефедеральных;



помимо законодательных, исполнительных, судебных органов федерации имеются такие же органы субъектов федерации, при этом проводится (по-разному) разграничение компетенции в сфере законодательства и управления между федерацией и её субъектами;

  • помимо законодательных, исполнительных, судебных органов федерации имеются такие же органы субъектов федерации, при этом проводится (по-разному) разграничение компетенции в сфере законодательства и управления между федерацией и её субъектами;

  • в федеральном парламенте обеспечивается в разных формах представительство субъектов федерации (как правило, палата представительства субъектов);

  • еще один возможный признак - наличие двойного гражданства.



Благодарю за внимание!

  • Благодарю за внимание!