uzluga.ru
добавить свой файл
1





Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.

  • Древнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.

  • С XI века, после крещения Руси, параллельно с деревянным, начинает распространяться и каменное строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. В деревнях, городах начинают строиться каменные церкви и дворцы, а позже, с XVII века — богатые жилые дома. С XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы — собирательницы русских земель.

  • Архитектура и искусство Древней Руси достигли высокого уровня разви­тия. Большое количество достопримечательных архитектурных сооружений, произведения искусства того периода являются подлинными шедеврами ми­ровой культуры



Первый значительный этап в развитии русской культуры, в том числе и архитектуры, нашел свое проявление в эпохе Киевской Руси. Период расцвета Киевского государства — конец X — XI века. Киев превращается в один из самых богатых и красивых городов Европы, наряду с деревянными сооружениями в городе появляются дворцы, храмы и крепостные башни, построенные из кирпича и камня, выложенных рядами на розоватого цвета известковом растворе и образующих «полосатую» кладку. Крупнейшим памятником архитектуры Киева явился многокупольный Софийский собор (начат в 1037 г.— окончен в конце XI в.), сооруженный князем Ярославом как главный храм. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти церковь, где бы сохранилось столько фресок XI века. Вокруг собора находятся монастырские строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке - чугунные напольные плитки. Святая София Киевская - это не истощаемый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры. Каждого, кто переступает порог собора, поражает величиной фигура в центральном апсиде - фигура молящейся Святой Девы Марии.

  • Первый значительный этап в развитии русской культуры, в том числе и архитектуры, нашел свое проявление в эпохе Киевской Руси. Период расцвета Киевского государства — конец X — XI века. Киев превращается в один из самых богатых и красивых городов Европы, наряду с деревянными сооружениями в городе появляются дворцы, храмы и крепостные башни, построенные из кирпича и камня, выложенных рядами на розоватого цвета известковом растворе и образующих «полосатую» кладку. Крупнейшим памятником архитектуры Киева явился многокупольный Софийский собор (начат в 1037 г.— окончен в конце XI в.), сооруженный князем Ярославом как главный храм. Он расположен в самом центре города. Сохранились и через века дошли до нас 260 кв.м. мозаик и 3 тысячи кв.м. фресок. Вряд ли где-либо в Европе можно найти церковь, где бы сохранилось столько фресок XI века. Вокруг собора находятся монастырские строения 17 века, выполненные в архитектурном стиле украинского барокко. Внутреннее убранство собора почти не изменялось. В конце 18 века появился иконостас и в 19 веке - чугунные напольные плитки. Святая София Киевская - это не истощаемый кладезь произведений искусства, к которому приходят историки и туристы, чтобы увидеть и полюбоваться чудом византийской и древнерусской архитектуры. Каждого, кто переступает порог собора, поражает величиной фигура в центральном апсиде - фигура молящейся Святой Девы Марии.





Михайловский Златоверхий монастырь — один из древнейших монастырей в Киеве. Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобычная традиция. Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу. Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом — Изяславом I (в крещении Димитрием). Возведённый в 1108—1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей. Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

  • Михайловский Златоверхий монастырь — один из древнейших монастырей в Киеве. Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта своеобычная традиция. Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу. Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславовичем на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом — Изяславом I (в крещении Димитрием). Возведённый в 1108—1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей. Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.







На высоких холмах правого берега Днепра величественно возвышается увенчанная золотыми куполами Киево-Печерская Лавра - удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры. Монастырь Печерская Лавра был основан в ХI веке и застраивался в течение 9 следующих веков. Название "Печерская" происходит от слова "пещеры", которые были найдены на этой территории и в которых селились первые монахи. Лавра - это почетное название, которое давалось очень крупным и значительным монастырям. Архитектурный комплекс монастыря и сегодня производит грандиозное впечатление. В солнечный день отблески многочисленных куполов и звонниц слепят глаза. До середины ХХ века Великая Лаврская колокольня была самым высоким строением в Киеве. Предлагаем Вам полюбоваться панорамой Киева с её вершины Большинство строений Монастыря датируется ХII-ХIII веками, и являются прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре. Киево-Печерская Лавра начала свое существование в 1051 г.

  • На высоких холмах правого берега Днепра величественно возвышается увенчанная золотыми куполами Киево-Печерская Лавра - удел Пресвятой Богородицы, колыбель монашества на Руси и твердыня православной веры. Монастырь Печерская Лавра был основан в ХI веке и застраивался в течение 9 следующих веков. Название "Печерская" происходит от слова "пещеры", которые были найдены на этой территории и в которых селились первые монахи. Лавра - это почетное название, которое давалось очень крупным и значительным монастырям. Архитектурный комплекс монастыря и сегодня производит грандиозное впечатление. В солнечный день отблески многочисленных куполов и звонниц слепят глаза. До середины ХХ века Великая Лаврская колокольня была самым высоким строением в Киеве. Предлагаем Вам полюбоваться панорамой Киева с её вершины Большинство строений Монастыря датируется ХII-ХIII веками, и являются прекрасным примером стиля Украинского Барокко в архитектуре. Киево-Печерская Лавра начала свое существование в 1051 г.









Великий Новгород - один из старейших русских городов, настоящая сокровищница национальной культуры и искусства. Невозможно представить себе историю России без Новгорода. Недаром говорят в народе: «Новгород - отец, Киев - мать, а Москва - сердце всех древнерусских городов». История Великого Новгорода насчитывает более 1200 лет. Впервые летопись упоминает о нем в 859 году. Благодаря выгодному географическому положению город развивался как торговый центр древней Руси и накопил сказочные богатства. В XII-XV веках Новгород - столица Новгородской феодальной республики, самого большого государственного образования средневековой Европы. Его территория простиралась от Великого литовского княжества до Уральских гор, от Белого моря до верховьев Волги. Наиболее тесные торговые контакты были с немецкими купцами, которые имели в городе свой собственный торговый двор. Ни в одном русском городе не сохранилось так много памятников архитектуры, живописи и прикладного искусства X-XVII веков. С 1992 года все памятники Новгорода находятся под охраной ЮНЕСКО как часть всемирного культурного наследия.

  • Великий Новгород - один из старейших русских городов, настоящая сокровищница национальной культуры и искусства. Невозможно представить себе историю России без Новгорода. Недаром говорят в народе: «Новгород - отец, Киев - мать, а Москва - сердце всех древнерусских городов». История Великого Новгорода насчитывает более 1200 лет. Впервые летопись упоминает о нем в 859 году. Благодаря выгодному географическому положению город развивался как торговый центр древней Руси и накопил сказочные богатства. В XII-XV веках Новгород - столица Новгородской феодальной республики, самого большого государственного образования средневековой Европы. Его территория простиралась от Великого литовского княжества до Уральских гор, от Белого моря до верховьев Волги. Наиболее тесные торговые контакты были с немецкими купцами, которые имели в городе свой собственный торговый двор. Ни в одном русском городе не сохранилось так много памятников архитектуры, живописи и прикладного искусства X-XVII веков. С 1992 года все памятники Новгорода находятся под охраной ЮНЕСКО как часть всемирного культурного наследия.



Новгородский кремль - святыня земли Русской. Заложенный князем Ярославом, он является древнейшим из сохранившихся в России кремлем (впервые упоминается в летописи под 1044 годом). Он расположен в самом центре города, на левом берегу Волхова. Более девяти веков прошло со времени его возникновения. Сам кремль, его стены и башни представляют собой огромную ценность как с архитектурной, так и с инженерной сторон. К тому же это памятник относительно хорошей сохранности, что дает прекрасную возможность для изучения древнерусского военно-инженерного искусства. Сохранившиеся кирпичные стены и башни кремля возведены в самом конце XV века, в 1484 – 1490гг. Длина кремлевских стен –1385 м, высота- от 8,5 до 10,6 м, толщина – от 2,7 м до 3,3 м, общая площадь – 12,1 га.

  • Новгородский кремль - святыня земли Русской. Заложенный князем Ярославом, он является древнейшим из сохранившихся в России кремлем (впервые упоминается в летописи под 1044 годом). Он расположен в самом центре города, на левом берегу Волхова. Более девяти веков прошло со времени его возникновения. Сам кремль, его стены и башни представляют собой огромную ценность как с архитектурной, так и с инженерной сторон. К тому же это памятник относительно хорошей сохранности, что дает прекрасную возможность для изучения древнерусского военно-инженерного искусства. Сохранившиеся кирпичные стены и башни кремля возведены в самом конце XV века, в 1484 – 1490гг. Длина кремлевских стен –1385 м, высота- от 8,5 до 10,6 м, толщина – от 2,7 м до 3,3 м, общая площадь – 12,1 га.



Новгородский Софийский собор - один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси, новгородская София лишь на несколько лет моложе Софии Киевской. Построенный в 1045-1050 годах князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, Софийский собор уже с 30-х годов XII века стал главным храмом Новгородской вечевой республики: «Где Святая София - тут и Новгород!» София Новгородская построена на месте деревянного дубового храма «о тринадцати верхах», срубленного новгородскими плотниками за полвека до того. Этот многоглавый храм сгорел, и на его месте началось строительство каменной Софии. Вплоть до последних дней новгородской независимости собор был символом Новгорода. «Постоять, умереть за Святую Софию» на языке древних новгородцев означало постоять за свой родной город и, в случае необходимости, умереть за него.

  • Новгородский Софийский собор - один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Древнейший памятник каменной архитектуры на севере Руси, новгородская София лишь на несколько лет моложе Софии Киевской. Построенный в 1045-1050 годах князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого, Софийский собор уже с 30-х годов XII века стал главным храмом Новгородской вечевой республики: «Где Святая София - тут и Новгород!» София Новгородская построена на месте деревянного дубового храма «о тринадцати верхах», срубленного новгородскими плотниками за полвека до того. Этот многоглавый храм сгорел, и на его месте началось строительство каменной Софии. Вплоть до последних дней новгородской независимости собор был символом Новгорода. «Постоять, умереть за Святую Софию» на языке древних новгородцев означало постоять за свой родной город и, в случае необходимости, умереть за него.

  • За свою многовековую историю Софийский собор неоднократно перестраивался и реставрировался, в результате чего существенно изменился его первоначальный облик. Особенно серьезные изменения внешнего вида храма были произведены в конце XIX столетия. Сложенный из глыб дикого камня -плитняка и ракушечника, скрепленных цементным раствором с примесью мелкотолченого кирпича, собор первоначально не был оштукатурен и возвышался в кольце крепостных стен с суровой простотой и монументальностью.













В облике одного из древнейших городов нашей страны – Пскова, - в его историческом развитии прослеживаются славные вехи, формирующие богатое наследие края, археологические и историко-культурные ценности, с любовью передающиеся потомкам на этой славной земле.

  • В облике одного из древнейших городов нашей страны – Пскова, - в его историческом развитии прослеживаются славные вехи, формирующие богатое наследие края, археологические и историко-культурные ценности, с любовью передающиеся потомкам на этой славной земле.

  • Согласно Псковской летописи, Псковское городище возникло в 862 году, на возвышенном мысе при слиянии рек Великой и Псковы. Археологи установили, что в Х-ХI вв. на территории городища жили потомки славян – псковских кривичей, представители балтских, прибалтийско-финских и скандинавских племен. Соединение речной системы Чудского озера и Варяжского (Балтийского) моря способствовало быстрому освоению края, при этом шла непрерывная борьба славян с варягами (скандинавами) и чудью (эстами и ливами) за выход к Балтике. В названии города Псков (Плесков, Пльсков) отражается полиэтничность его раннего населения. Пскова – название реки, от которой произошло название города, означает по-эстонски «смолистая вода», согласно другим толкованиям – «плеск», «рыбная река», «песок». По утверждению летописцев, город «…был уже в то время как наехали князь Рюрик з братиею из Варяг в Славяне княжити...».



Кремль или Кром, как называют его псковичи, расположен на скалистом мысу при слиянии двух рек - Великой и Псковы. Деревянные стены Кремля возводятся в VIII - X вв., в X - XIII вв. появились первые каменные укрепления, после чего началось строительство новых башен Кремля, усиление крепостных стен и их наращивание в высоту. В Кремль вели двое южных проездных ворот, из которых сохранились только Великие (Троицкие), надежно защищенные Троицкой башней и захабом. Первоначально Великие ворота находились на 5 - 6 м ниже сегодняшнего уровня. Из чего можно сделать вывод о мощи Персей (первая каменная стена Кремля с южной стороны), высота стен которых превышала 20 м. Глубокий ров - Гребля, - проложенный псковичами параллельно подножию Персей, превратил Кремль в неприступную крепость. В Кремле никто не жил. Здесь собиралось народное вече, хранились запасы продовольствия, стояли клети, которые охраняли сторожевые собаки - «кромские псы». Кража из Кремля считалась тяжким государственным преступлением и каралась смертной казнью. На территории Кремля находится Троицкий собор - главный храм Пскова и Псковской земли.

  • Кремль или Кром, как называют его псковичи, расположен на скалистом мысу при слиянии двух рек - Великой и Псковы. Деревянные стены Кремля возводятся в VIII - X вв., в X - XIII вв. появились первые каменные укрепления, после чего началось строительство новых башен Кремля, усиление крепостных стен и их наращивание в высоту. В Кремль вели двое южных проездных ворот, из которых сохранились только Великие (Троицкие), надежно защищенные Троицкой башней и захабом. Первоначально Великие ворота находились на 5 - 6 м ниже сегодняшнего уровня. Из чего можно сделать вывод о мощи Персей (первая каменная стена Кремля с южной стороны), высота стен которых превышала 20 м. Глубокий ров - Гребля, - проложенный псковичами параллельно подножию Персей, превратил Кремль в неприступную крепость. В Кремле никто не жил. Здесь собиралось народное вече, хранились запасы продовольствия, стояли клети, которые охраняли сторожевые собаки - «кромские псы». Кража из Кремля считалась тяжким государственным преступлением и каралась смертной казнью. На территории Кремля находится Троицкий собор - главный храм Пскова и Псковской земли.







Свято-Троицкий кафедральный собор - символ всей Псковской земли, Господарства Псковского. Еще в XIII в. псковский князь Довмонт призывал в трудную минуту: «Братья мужи, Псковичи! По-тягните за Святую Троицу, за свое Отечество!» Основание собора Святой Троицы предание приписывает равноапостольной княгине Ольге. У стен собора собиралось псковское вече, на сенях Святой Троицы заседал псковский совет, здесь в архиве хранились важнейшие документы, а в усыпальнице собора покоятся святые и архиереи Псковской земли. Нынешний собор - четвертый по счету - построен в 1699 г. В 1935 г. собор был закрыт, в нем был организован антирелигиозный музей. Во время немецкой оккупации города (1941 - 1944 гг.) собор был открыт и с того времени уже не закрывался. Троицкий собор - самое высокое здание Пскова и доминирует в архитектуре города, в ясную погоду его главы видны за несколько километров от города.

  • Свято-Троицкий кафедральный собор - символ всей Псковской земли, Господарства Псковского. Еще в XIII в. псковский князь Довмонт призывал в трудную минуту: «Братья мужи, Псковичи! По-тягните за Святую Троицу, за свое Отечество!» Основание собора Святой Троицы предание приписывает равноапостольной княгине Ольге. У стен собора собиралось псковское вече, на сенях Святой Троицы заседал псковский совет, здесь в архиве хранились важнейшие документы, а в усыпальнице собора покоятся святые и архиереи Псковской земли. Нынешний собор - четвертый по счету - построен в 1699 г. В 1935 г. собор был закрыт, в нем был организован антирелигиозный музей. Во время немецкой оккупации города (1941 - 1944 гг.) собор был открыт и с того времени уже не закрывался. Троицкий собор - самое высокое здание Пскова и доминирует в архитектуре города, в ясную погоду его главы видны за несколько километров от города.



Древнейшие известия об этой церкви относятся к 1466 г., когда она была поставлена в один день по обету для избавления Пскова от мора. В 1495 г. на месте деревянной построили каменную. При строительстве церкви псковские зодчие применили элементы новгородской архитектуры. С Варлаамовской церковью связаны важнейшие события осады Пскова войсками шведского короля Густава Адольфа в 1615 г. Во время одного из штурмов главный удар шведов был направлен на стоявшую вблизи Варлаамскую башню. Но псковичи подложили под башню порох и взорвали ее вместе с засевшими там врагами. В другой раз шведы были изумлены сильной пальбой, которая велась с купола Варлаамовской церкви и поражала их «богоранными стрелами». В память этой осады в Пскове до 1917 г. проводились крестные ходы вокруг города, а в церкви Варлаама Хутынского совершалась заупокойная лития по православным воинам.

  • Древнейшие известия об этой церкви относятся к 1466 г., когда она была поставлена в один день по обету для избавления Пскова от мора. В 1495 г. на месте деревянной построили каменную. При строительстве церкви псковские зодчие применили элементы новгородской архитектуры. С Варлаамовской церковью связаны важнейшие события осады Пскова войсками шведского короля Густава Адольфа в 1615 г. Во время одного из штурмов главный удар шведов был направлен на стоявшую вблизи Варлаамскую башню. Но псковичи подложили под башню порох и взорвали ее вместе с засевшими там врагами. В другой раз шведы были изумлены сильной пальбой, которая велась с купола Варлаамовской церкви и поражала их «богоранными стрелами». В память этой осады в Пскове до 1917 г. проводились крестные ходы вокруг города, а в церкви Варлаама Хутынского совершалась заупокойная лития по православным воинам.



Небольшой городок широко известен и в России, и за рубежом. Его называют музеем под открым небом, городом-сказкой. Древняя столица Ростово-Суздальского княжества, первое упоминание о которой в летописи относится к 1024 году, встречает гостей пьянящей провинциальной тишиной. До наших дней город сохранил свой архитектурный облик и древние границы. Суздаль, как никакой другой древнерусский город, богат архитектурными памятниками, образующими редкий по красоте и целостности архитектурный ансамбль. Среди них - Рождественский собор, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, суздальский Кремль и многие другие памятники.

  • Небольшой городок широко известен и в России, и за рубежом. Его называют музеем под открым небом, городом-сказкой. Древняя столица Ростово-Суздальского княжества, первое упоминание о которой в летописи относится к 1024 году, встречает гостей пьянящей провинциальной тишиной. До наших дней город сохранил свой архитектурный облик и древние границы. Суздаль, как никакой другой древнерусский город, богат архитектурными памятниками, образующими редкий по красоте и целостности архитектурный ансамбль. Среди них - Рождественский собор, Спасо-Евфимиев и Покровский монастыри, суздальский Кремль и многие другие памятники.

  • Суздальский кремль - древнейшее часть города, вокруг которой с течением времени появился средневековый ансамбль города. В X-XIII вв. была сооружена крепость, окружённая кольцом земляных валов, протяжённостью до 1400 метров. По валам были возведены бревенчатые стены с башнями. В последний раз эти стены сгорели в пожаре 1645 г. и уже не восстанавливались. Остатки древних земляных валов можно видеть и сегодня. Постройки внутри суздальского Кремля неоднократно достраивались и перестраивались. Поэтому его архитектурный облик складывался в течении нескольких столетий. Каждый владыка приложил руку к совершенствованию облика Кремля.



Рождественский собор красивейший из памятников Суздаля. Впервые он был упомянут в 1222 году. Согласно летописи собор был воздвигнут на месте обрушившегося храма с 1222 по 1225 год.

  • Рождественский собор красивейший из памятников Суздаля. Впервые он был упомянут в 1222 году. Согласно летописи собор был воздвигнут на месте обрушившегося храма с 1222 по 1225 год.

  • Собор Рождества Богородицы имеет мощные фундаменты, нижняя часть которых была опущена в специальный котлован, а верхняя - скрыта искусственным холмом. Стены собора внутри выложены из кирпича - плинфы и облицованы с обеих сторон мощными блоками известняка. Нужно отметить, что такое неожиданное сочетание двух характерных для Северо-Востока Руси рубежа XII - XIII веков строительных традиций (плинфяной и белокаменной) в строительстве Суздальского собора отличает его от всех остальных памятников Владимиро-Суздальского зодчества. В 1222-1225 гг. фасады стен и порталы храма были богато украшены резьбой по белому камню. Долгое время Рождественский собор был закрыт, там велись противоаварийные профилактические работы: укрепление несущих конструкций, реставрация фресок и камня.

  • В 1991 году в Рождественском соборе прошли первые торжественные богослужения. 10 сентября 1995 г. торжественную службу в соборе совершил патриарх Всея Руси Алексий II. В 1992 г. собор внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.



Архиерейский двор построили в 15 веке рядом с Рождественским собором. Чуть поодаль уже в 16 веке была построена Благовещенска трапезная церковь., следом за ней выросли колокольня и домовая церковь. Но больше всех для Кремля сделал митрополит Илларион, про которого так и говорили: “получил титул ради суздальского княжения”. Митрополит Илларион, прославившийся своей благочестивой жизнью, фактически заново создал сложный, стилистически разнообразный облик Кремля.

  • Архиерейский двор построили в 15 веке рядом с Рождественским собором. Чуть поодаль уже в 16 веке была построена Благовещенска трапезная церковь., следом за ней выросли колокольня и домовая церковь. Но больше всех для Кремля сделал митрополит Илларион, про которого так и говорили: “получил титул ради суздальского княжения”. Митрополит Илларион, прославившийся своей благочестивой жизнью, фактически заново создал сложный, стилистически разнообразный облик Кремля.

  • Архиерейский дом, большой, сложной планировки, сочетает в себе строгость и четкость линий с “хоромностью” и практичностью. Северный корпус Крестовой палаты, надвое разделивший обширный двор, построен заново при Иларионе.

  • Крестовая палата, парадная зала, где размещался фактически центр Кремля, отличается не характерным для того времени стилем. Всем своим обликом и устройством Крестовая палата выходит за пределы традиционного древнерусского зодчества, приближаясь к европейскому стилю. С внутренней стороны это трапезная церковь, восстановленная в 16 в. - с редким для Суздаля восьмискатным покрытием, маленькой главкой, с одностолпной трапезной палатой, с живописной галереей на арках и крытым крыльцом с черепичным шатром.



Покровский монастырь — одно из самых красивейших мест в был основан в 1364 г. Нынешний вид ансамбля сложился уже в XVI - XVII веках. Это необыкновенное сочетание белокаменного храма и нетронутой природы. Монастырь — ныне действующий, в его состав входят собор, богадельня, различные хозяйственные постройки. Эта обитель приобрела широкую известность как место пожизненной ссылки женщин из аристократических родов. Наиболее известными из них были первая жена Василия III Соломония Сабурова, не сумевшая произвести наследника престола за двадцать лет супружеской жизни, одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова, а также первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина. Центром монастыря является Покровский собор, который был построен в 1518 году. В высоком подклете собора размещалась усыпальница знатных монахинь. Это очень торжественный, возвышенный храм, очень поэтичный памятник истории. Украшая собор, талантливые мастера использовали традиционные приемы древней белокаменной архитектуры Суздаля Его белые стены и керамический пол могли бы создать впечатление подчеркнутого аскетизма, но великолепные иконы и произведения художественного шитья, являющиеся гордостью музея, делали интерьер изысканным и праздничным. С собором соединяется галереей шатровая колокольня - первоначально столпообразная церковь Происхождения честных древ креста - с главкой. Шатер над ней появился в конце 17 в. Рядом с собором была построена трапезная палата с церковью – большая двухэтажная постройка, декорированная орнаментом из красного кирпича. Зал трапезной палаты очень просторный, поражает мощными сводами, опирающимися на один столп, находящийся в центре зала. Облик композиции заканчивает шестигранная звонница. К палате примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь изящной главкой. Еще один редкий памятник - приказная изба начала XVIII в., пристроенная прямо к ограде. В 1970 году музей воссоздает интерьер приказной избы XVIII века с привлечением подлинных экспонатов XVII-XIX вв., а также раскрывает историю женского Покровского монастыря, одной из древнейших и аристократических русских обителей.Покровский собор и Благовещенская церковь с 1992 г. входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

  • Покровский монастырь — одно из самых красивейших мест в был основан в 1364 г. Нынешний вид ансамбля сложился уже в XVI - XVII веках. Это необыкновенное сочетание белокаменного храма и нетронутой природы. Монастырь — ныне действующий, в его состав входят собор, богадельня, различные хозяйственные постройки. Эта обитель приобрела широкую известность как место пожизненной ссылки женщин из аристократических родов. Наиболее известными из них были первая жена Василия III Соломония Сабурова, не сумевшая произвести наследника престола за двадцать лет супружеской жизни, одна из жен Ивана Грозного Анна Васильчикова, а также первая жена Петра Первого Евдокия Лопухина. Центром монастыря является Покровский собор, который был построен в 1518 году. В высоком подклете собора размещалась усыпальница знатных монахинь. Это очень торжественный, возвышенный храм, очень поэтичный памятник истории. Украшая собор, талантливые мастера использовали традиционные приемы древней белокаменной архитектуры Суздаля Его белые стены и керамический пол могли бы создать впечатление подчеркнутого аскетизма, но великолепные иконы и произведения художественного шитья, являющиеся гордостью музея, делали интерьер изысканным и праздничным. С собором соединяется галереей шатровая колокольня - первоначально столпообразная церковь Происхождения честных древ креста - с главкой. Шатер над ней появился в конце 17 в. Рядом с собором была построена трапезная палата с церковью – большая двухэтажная постройка, декорированная орнаментом из красного кирпича. Зал трапезной палаты очень просторный, поражает мощными сводами, опирающимися на один столп, находящийся в центре зала. Облик композиции заканчивает шестигранная звонница. К палате примыкает маленькая Зачатьевская церковь, обозначенная снаружи лишь изящной главкой. Еще один редкий памятник - приказная изба начала XVIII в., пристроенная прямо к ограде. В 1970 году музей воссоздает интерьер приказной избы XVIII века с привлечением подлинных экспонатов XVII-XIX вв., а также раскрывает историю женского Покровского монастыря, одной из древнейших и аристократических русских обителей.Покровский собор и Благовещенская церковь с 1992 г. входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.