uzluga.ru
добавить свой файл
1


Альтернативная стоимость и кривая производственных возможностей

Экономика

10 класс

Автор: учитель экономики МОУ «Тверская гимназия № 8» Макаревская О.М.

Рациональное поведение людей

  • Человек так организует свою деятельность, чтобы добиться наибольшего результата при имеющихся у него ресурсах.

  • Рациональное поведение не всегда является «правильным», если его оценивать с позиции норм морали.

  • Рациональность предполагает целесообразную деятельность, подразумевает постановку цели.

  • Делая выбор, субъекты экономики руководствуются тем или иным критерием выбора.





Альтернативная стоимость

  • Альтернативная стоимость – благо, которым мы жертвуем ради иного блага.

  • Конфеты – АС букета, кран – АС букета.



Свойства АС

  • Альтернативная стоимость субъективна, то есть зависит от потребностей индивида.

  • Альтернативная стоимость не зависит от цены и денежных затрат.

Принципиальная разница цены от альтернативной стоимости в том,

что цена – объективна,

а АС – субъективна.

Решите задачу

  • Ученик Петя решает задачу по геометрии за 10 минут, а задачу по физике – за 30 минут. Его друг, ученик Вася, решает задачу по геометрии за 20 минут, а по физике – за 10 минут.

  • Помогите им справиться с двумя контрольными, в каждой из которых по 3 задачи физики и 3 задачи геометрии, за 1 час, если они сидят за одной партой, но на разных вариантах.



Проверяем!

Для Пети: решая 1 задачу по геометрии, он отказывается от решения 0,3 задачи по физике.
  • АС 1 задачи по геометрии = 0,3 задачи по физике

  • АС 1 задачи по физике = 3 задачам по геометрии

Для Васи:
  • АС 1 задачи по геометрии = 2 задачам по физике

  • АС 1 задачи по физике = 0,5 задачи по геометрии.

  • Петя должен решать геометрию, а Вася - физику



Специализация

  • При производстве благ необходимо учитывать альтернативную стоимость.

  • Производство товаров по меньшей альтернативной стоимости называют сравнительным преимуществом.

  • Специализация – это концентрация производства на благах сравнительного преимущества



Кривая производственных возможностей

  • Решение подобных задач можно представить с помощью кривой производственных возможностей

  • КПВ показывает максимальный объем выпуска или производства при полном использовании ресурсов, при данной технологии и на данный момент времени.

  • Точка на кривой – комбинация двух товаров.



Кривая производственных возможностей



Решите задачу

  • В России с 1 гектара в год можно собрать 20 тонн пшеницы или 20 тонн картофеля. В Казахстане – 40 тонн пшеницы или 20 тонн картофеля.

  • Какая из стран обладает сравнительным преимуществом в выращивании пшеницы? Картофеля?

  • Постройте совокупную КПВ для обеих стран в условиях специализации. Укажите координаты точки специализации.



Решите задачу

  • В США 1 автомобиль может быть произведен за 200 рабочих часов, а на производство 1 тонны риса – 20 рабочих часов.

  • В Японии для производства машины – 150 часов, а для производства 1 тонны риса – 50 часов.

  • Какова в каждой из стран АС производства риса, выраженная в автомобилях? Какова АС автомобилей, выраженная в рисе? Какая из стран обладает сравнительным преимуществом в производстве автомобилей? Риса?



Домашнее задание

  • Конспект в тетради

  • Учебник: глава 1, пункт 2.

  • Повторить алгоритм решения задач.