uzluga.ru
добавить свой файл
1 2 ... 4 5


«ТВОРЧЕСТВО БЕЛГОРОДСКОГО ПОЭТА ВИТАЛИЯ НИКОЛАЕВИЧА ВОЛОБУЕВА . ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ и влияние русских классических традиций. Роль современного поэта в обществе и сохранении духовности».

Выполнил:

ученик 10 «В» класса

МБОУ СОШ № 47

Остапенко Герман

г.Белгород, 2012 г .

Почему мы так часто возвращаемся к хорошо изученным, исследованным произведениям классиков, и так мало уделяем внимания своим современникам, поэтам, живущих с нами в одном ритме и одном городе в то же время умеющим так распорядиться нашей речью, использовать обыденные слова, что берет за душу.

Почему мы так часто возвращаемся к хорошо изученным, исследованным произведениям классиков, и так мало уделяем внимания своим современникам, поэтам, живущих с нами в одном ритме и одном городе в то же время умеющим так распорядиться нашей речью, использовать обыденные слова, что берет за душу.

Как и во все времена, судьбы многих современных поэтов достаточно трагичны. Их имена становятся известными только после смерти.

Вероятно, легче оценить созданное по прошествии времени, когда само время голосует забвением за неталантливых. Но я чувствую в этом небрежении к современным поэтам некоторую несправедливость.

Мне показалось интересным сделать сравнительный анализ поэтического творчества известных классиков и нашего современника, одного из белгородских поэтов.
  • Принимает ли поэзия черты современного себе общества? Меняется ли сам принцип и стиль стихосложения?

  • Как изменяется поэзия во времени?

  • Должны ли наши современники иметь какие-то особенные качества, чтобы в наше технократическое время суметь стать и оставаться поэтом?

  • Влияет ли современная поэзия на сохранение духовности?

  • Сохраняется ли преемственность традиций от классиков?

  • Особенности лирики В.Н. Волобуева. Влияние творчества поэтов-классиков на творческую деятельность автора.

  • Так же современные поэты любят свою малую родину и пишут о ней?

  • Является ли и в наши дни родная природа частью души поэта? Мир природы в поэзии Волобуева.

  • Романтический оптимизм – новая гармония современной поэзии?

В литературоведении имеется достаточное количество исследований по отдельным перечисленным мной аспектам, но нигде не встречался подобный анализ относительно белгородского автора, нашего современника. В этом заключается принципиальная новизна моей работы. Меня заинтересовал этот комплекс вопросов, и я попробовал на них ответить в первую очередь себе.

Мне известны многие замечательные поэты Белгородчины. Это и Анатолий Папанов, и Игорь Чернухин, и Михаил Дъяченко, и Олег Сикарев, и Виталий Волобуев. Творчество именно этого талантливого белгородца я решил исследовать в своей работе, так как лично с ним знаком.

Это для меня не простая задача. Место Виталия Николаевича Волобуева в современной российской литературе не определено, ещё не изучено, так как постоянно появляются новые произведения: автор находится в расцвете творческих сил. Исчерпывающих литературоведческих исследований по творчеству поэта найти не удалось. Данная тема, на мой взгляд, действительно актуальна, свежа.





После школы, с 1973 года, исключая два года службы в Московской пожарной охране (1974-1976), до 1990 года работал трактористом в колхозе.

После школы, с 1973 года, исключая два года службы в Московской пожарной охране (1974-1976), до 1990 года работал трактористом в колхозе.

В настоящее время работает программистом.

Всерьез стал заниматься литературой с 1979 года, когда познакомился с литературной студией "Современник" в Белгороде

Потом были областные литературные семинары и в 1983 году в Воронеже вышла книжка стихов "Песня жаворонка".

       В 1984 году участвовал во Всесоюзном совещании молодых писателей.

В 1985 же году поступил заочно в Московский литературный институт им. Горького в 1991 г. закончил отделение поэзии.

       В последние годы принимает участие в мастерских поэзии на фестивалях "Оскольская лира" и "Нежегольская тропа".

Член Союза писателей России.

Один из авторов Белгородского общественно-политического и литературно-художественного журнала "Звонница"

Один из авторов Белгородского общественно-политического и литературно-художественного журнала "Звонница"

Последнее увлечение - Интернет. Публикуется на сайте Стихи.ru.

Для начала подумаем, что такое поэт и поэзия в прошлом и в наше время. Совпадают ли разнесенные во времени определения.

Для начала подумаем, что такое поэт и поэзия в прошлом и в наше время. Совпадают ли разнесенные во времени определения.

Словарь великорусского языка В. Даля дает такое определение: «Поэзия – это изящество в письменности; все художественное, духовно и нравственно прекрасное, выраженное словами, и, притом, более мерной речью». «Поэт – человек, одаренный природою способностью чувствовать, сознавать поэзию и передавать ее словами, творить изящное, стихотворец».

В наше время многие искусствоведческие журналы и газеты размещают статьи о современной русской поэзии.

В некоторых, состояние современной поэзии принято считать крайне тяжелым – классики давно почили в бозе, все хорошие стихи написаны, а современные поэты мало на что способны. В других же, наоборот, описывается возрождение современной русской поэзии, которое происходит вот уже на протяжении нескольких десятилетий.

Кто же из них прав? Поэзия сама по себе вещь очень изменчивая, а русская поэзия в особенности. Русская поэзия всегда переживала времена упадка и подъема и то, что когда-то было современными стихами, теперь стало классикой, а ведь тогда, как и сейчас, никто об этом и не думал.

Современная поэзия обладает всеми признаками техногенного общества – вместо классических типографских изданий, используется гораздо более доступный Интернет, да и стиль многих современных стихов мало напоминает классику. Однако главное ведь не то, чтобы современная поэзия соответствовала канонам, а то, чтобы современные поэты создавали что-то, что трогало бы душу человека, заставляло остановиться на минутку в бесконечной гонке со временем…

Что изменилось со временем в стихотворном потоке? Есть ли надежда на то, что талант вспомнит, чему служит? Да, современная поэзия настолько многогранна, порой смела, что ее невозможно воспринимать однозначно.

Но чувствующий читатель всегда различит, если написано без вдохновения, на заказ, в угоду мимолетной моде. Слепое подражательство богемным знаменитостям - это поток, в котором может затеряться талант. Этим грешны порой современные поэты. Но, к счастью, этого лишен Виталий Николаевич.

О поэтах-классиках сказано, пожалуй, все. Им посвящены многотомные сборники, исследования, дипломные и кандидатские работы. Литературоведы, по-моему, находят в произведениях классиков даже то, чего, может быть, совсем и не подразумевали сами авторы. Классика спасена от критики тем, что она априори считается национальным достоянием. Исследователи смогли сделать анализ стиха из интуитивного, субъективного, очень личного процесса совсем иным – четко структурированным, догматичным. Такой подход, на мой взгляд, излишне технологичен. Да, таким путем мы может отобрать настоящие стихи от примитивного рифмосложения. Но не теряем ли мы при таком разборе чего-то более важного?



Новизна, порой анархичность современной поэзии делает ее разносторонней. Ее непросто загнать в рамки канонов и пытаться анализировать по схеме. Самоирония, внимание к деталям, ритмичность и музыкальность, подражание сразу нескольким стилям, попытки создать в каждом стихотворении чуть ли не собственную религию или собственное направление – все это присуще современным творцам. Осуждать ли их за это? Нет! Меняется время, и стихотворцы становятся смелее, выходят за границы, точнее раздвигают их до новых открытий.

Новизна, порой анархичность современной поэзии делает ее разносторонней. Ее непросто загнать в рамки канонов и пытаться анализировать по схеме. Самоирония, внимание к деталям, ритмичность и музыкальность, подражание сразу нескольким стилям, попытки создать в каждом стихотворении чуть ли не собственную религию или собственное направление – все это присуще современным творцам. Осуждать ли их за это? Нет! Меняется время, и стихотворцы становятся смелее, выходят за границы, точнее раздвигают их до новых открытий.

Главное, что, на мой взгляд, отличает поэзию во все времена от рифмованного текста – духовность.

Главное качество, которое объединяет, на мой взгляд, поэтов всех времен, и которое необходимо иметь современникам, чтобы стать и оставаться поэтом – не безразличность к нравственным устоям общества. Я согласен с утверждением, что в наше время встала проблема возрождения духовности. Не согласен, что духовность - архаизм. Жизнь даже нетворческого человека, простого обывателя без нее не возможна.

Считаю, что современная белгородская поэзия является одним из самых надежных инструментов духовного возрождения в нашем регионе. А сам уровень духовной культуры зависит от качества поэтического языка. Ведь именно современная нам поэзия, вследствие ее перенятой от классиков образностью и эмоциональностью, является наиболее полным отражением действительности, зеркалом душевного состояния народа. Оценивая поэтические вкусы современных читателей Белгорья можно определить грани общественного сознания, современные идеалы. Даже можем бросить дерзкий взгляд в будущее и предположить пути дальнейшего развития литературы и культуры в нашей области. Жаль, нет машины времени, и мы не можем убедиться в правильности наших прогнозов. Но если бы можно было заглянуть вперед на несколько сотен лет, я думаю, что список классиков точно бы пополнился именем нашего современника, белгородца – Виталия Николаевича Волобуева.

Читателей приятно удивляет в творчестве Волобуева, то, что у него практически нет неудавшихся экспериментов. Интуитивно ли, по праву таланта ли, он сразу действует верно, без балласта. Не одно его произведение: стихотворное, литературоведческое и философское не разочаровало отсутствием свежей мысли. В его творческой работе нет произведений ниже однажды установленного автором самим себе высочайшего уровня. Могло ли появиться такое качество без влияния, без преемственности от русской классики? Однозначно нет! Он словно впитал опыт прошедших поэтических поколений.

Кто-то из современных авторов пишет лучше, кто-то хуже, в результате все причастные к этому процессу делают одно большое дело, состоя на службе божественного (то есть непостижимого) — искусства поэзии. Никакие старания не проходят напрасно, результат есть всегда. Ведь кто знает, чей пусть маленький, но подлинный золотой самородок увидит на своем лотке старатель-время?

Кто-то из современных авторов пишет лучше, кто-то хуже, в результате все причастные к этому процессу делают одно большое дело, состоя на службе божественного (то есть непостижимого) — искусства поэзии. Никакие старания не проходят напрасно, результат есть всегда. Ведь кто знает, чей пусть маленький, но подлинный золотой самородок увидит на своем лотке старатель-время?

Говорят, — поэтом нужно родиться. Это означает иметь талант, врождённый поэтический вкус. Понять и принять роль, судьбу и участь поэта. На мой взгляд, все это в полной мере относится к В.Н. Волобуеву. Он известен в совершенно разных ипостасях. Для одних Волобуев —философ, имеющий собственную мировоззренческую концепцию, свою точку зрения на извечные вопросы бытия; для других — это нежный лирик, для третьих — член Союза писателей. Однако феномен Волобуева в том, что несмотря на такие разные точки зрения, его заслуженное место, авторитет в литературе бесспорно признан всеми теми, кто в разной степени причастен к современному литературному процессу на Белгородчине, не говоря уже о читателях и почитателях его творчества. Родившись поэтом, Виталий Волобуев тем самым получил дар познавательного виденья, которым не замедлил воспользоваться. Говорят, что действие этого дара похоже на то, как будто видишь впереди себя путь, постоянно разворачивающийся перспективой, в которой открываются тебе всё новые картины мира.

Способность такого виденья создаёт удивительную гармонию человека в пути. Родиться поэтом — значит принадлежать этому пути, никогда не отрекаясь от своего предназначения. Волобуев — это прежде всего поэт, а уж потом всё прочее. Именно поэтому, он как поэт правдив в жизни и творчестве перед самим собой и перед людьми. Искренность его творчества — зеркально-естественная, проникновенная, животворная, волнующая, исцеляющая, как у Н.Гумилева:

У меня не живут цветы, Красотой их на миг я обманут, Постоят день-другой и завянут, У меня не живут цветы. Да и птицы здесь не живут, Только хохлятся скорбно и глухо, А наутро — комочек из пуха... Даже птицы здесь не живут. Н.Гумилев

У меня не живут цветы, Красотой их на миг я обманут, Постоят день-другой и завянут, У меня не живут цветы. Да и птицы здесь не живут, Только хохлятся скорбно и глухо, А наутро — комочек из пуха... Даже птицы здесь не живут. Н.Гумилев

Я не стал холодней - это осень колдует, Навевая тоску, отбирая тепло, Не сердись на нее и плохого не думай - Кроме лета, поверь, ничего не прошло, Что светило в разлуке невидимым светом, Согревало вдали, берегло от молвы. Посмотри, как тепло, затаенное летом, Превращается в пламя осенней листвы.

В.Волобуев.

Лаконизм и энергия выражения, одновременно непосредственная доверительность роднит стиль некоторых произведений с произведениями А.Ахматовой. Подобная манера диктуется напряженностью эмоций и оставляет впечатление благородной душевной сдержанности.

Лаконизм и энергия выражения, одновременно непосредственная доверительность роднит стиль некоторых произведений с произведениями А.Ахматовой. Подобная манера диктуется напряженностью эмоций и оставляет впечатление благородной душевной сдержанности.

 

РАЗЛУКА Вечерний и наклонный Передо мною путь. Вчера еще, влюбленный, Молил: "Не позабудь". А нынче только ветры Да крики пастухов, Взволнованные кедры У чистых родников.  

А.Ахматова

Этот ветер не напрасно Две недели в окна бил, Он свидетель беспристрастный, Как порыв души прекрасный Я в слова переводил. Этот ветер знает точно, Как в былые вечера Недописанные строчки Умирали после точки, Не доживши до утра.

В.Волобуев

Именно искренность поэзии Волобуева — простое для одних и совершенно недоступное для других авторов душевное качество, оживляет его стихи. Открытость, внешняя простота и глубоко психологичное, чувственное содержание выделяют автора как уникальную, самобытную личность, органично, неразделимо связанную с самим его поэтическим творчеством как у И.Бродского.

Именно искренность поэзии Волобуева — простое для одних и совершенно недоступное для других авторов душевное качество, оживляет его стихи. Открытость, внешняя простота и глубоко психологичное, чувственное содержание выделяют автора как уникальную, самобытную личность, органично, неразделимо связанную с самим его поэтическим творчеством как у И.Бродского.

Одиночество

Когда теряет равновесие

твое сознание усталое,

когда ступеньки этой лестницы

уходят из под ног, как палуба,

когда плюет на человечество

твое ночное одиночество, -- 

ты можешь размышлять о вечности

и сомневаться в непорочности идей,

гипотез, восприятия произведения искусства,

и - кстати - самого зачатия

Мадонной сына Иисуса. 

И.Бродский

Дай мне уйти в одиночество, Я устаю от забот, Дикого берега хочется, Где паутина щекочется, И ежевика растет. В зарослях темных ольховника Тайный найду островок, Стану неловким садовником, Или нежнейшим любовником Колких кустов-недотрог. Выкрашу губы неладною Черною ягодой злой, В чащу зайду непролазную, И одиночество праздновать Буду в тиши нежилой. 

В.Волобуев

В стихах Виталия Николаевича есть различные типы лиризма. Первый тип - конкретизирующий внешний мир, но закрывающий от него своё «я». Второй – объединяющий свое «я» и окружающую реальность в единое целое.

В стихах Виталия Николаевича есть различные типы лиризма. Первый тип - конкретизирующий внешний мир, но закрывающий от него своё «я». Второй – объединяющий свое «я» и окружающую реальность в единое целое.

Стихи «бунинского типа» насыщены большим количеством деталей, примет времени, бытовых подробностей – сродни хорошему кино. Но поэзия Волобуева «кинематографична» не только поэтому. Он – превосходный «оператор» и «звукооформитель»; он может точнейшим образом передать фактуру предмета или пейзажа, игру светотени, особенность звука? Как И. Бунин.

 

 

Стихи «фетовского» типа кажутся статичными, созерцательными: вёсны и лета, закаты и восходы, звёзды и грёзы, акварельная прозрачность, щемящее чувство.

Мы встречаем в произведениях талантливого белгородца и «некрасовскую» гражданственность, но без «державинской» громогласности.

Мы встречаем в произведениях талантливого белгородца и «некрасовскую» гражданственность, но без «державинской» громогласности.

Мне кажется, что Виталий Николаевич один из самых музыкальных современных белгородских поэтов: его строки всегда великолепно интонированы. Их легко запомнить и продекламировать, но трудно пересказывать и интерпретировать. Это совершенно «толстовское» качество.

Мне кажется, что Виталий Николаевич один из самых музыкальных современных белгородских поэтов: его строки всегда великолепно интонированы. Их легко запомнить и продекламировать, но трудно пересказывать и интерпретировать. Это совершенно «толстовское» качество.

(Попробуйте пересказать своими словами, или заменить хоть одно слово в «Детских рассказах» Л.Толстого – ничего не выйдет).

Лишенные избыточности они настолько гармоничны, что на слух воспринимаются даже будто наделенные музыкальной гармонией.

Свобода ритма и музыкально- мелодическое звучание сродни творчеству поэзии символиста – К. Бальмонта:

Возможно, что своей яркой самобытностью Волобуев обязан, прежде всего тем, что он родился и вырос в деревне и по сути своей поэт деревенский, народный, знающий и чувствующий деревню в её первозданности, природной мудрости, естественной красоте. Волобуев — поэт, понимающий деревню, так, как знали и понимали её во все века люди, чей творческий путь навсегда стал частью нашей духовной культуры, как С.Есенин:

Возможно, что своей яркой самобытностью Волобуев обязан, прежде всего тем, что он родился и вырос в деревне и по сути своей поэт деревенский, народный, знающий и чувствующий деревню в её первозданности, природной мудрости, естественной красоте. Волобуев — поэт, понимающий деревню, так, как знали и понимали её во все века люди, чей творческий путь навсегда стал частью нашей духовной культуры, как С.Есенин:

Читаешь волобуевские деревенские этюды – нахлынули «воспоминания». Но откуда? Ведь я сам никогда не жил и редко бывал в деревне? Но почему появляется такая иллюзия, что это про твое родное, знаемое? Думаю, в стихах поэты, намного прозорливее, чем люди в обычной жизни. В стихах есть что-то гипнотическое, пророческое.

Читаешь волобуевские деревенские этюды – нахлынули «воспоминания». Но откуда? Ведь я сам никогда не жил и редко бывал в деревне? Но почему появляется такая иллюзия, что это про твое родное, знаемое? Думаю, в стихах поэты, намного прозорливее, чем люди в обычной жизни. В стихах есть что-то гипнотическое, пророческое.



следующая страница >>