uzluga.ru
добавить свой файл
1


«БАБА-ЯГА В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ»

  • Работу выполнила:

  • Прыткова

  • Екатерина Сергеевна

  • ученица 4 А класса,

  • Руководители:

  • Светопольская Т.Ф. – учитель литературы

  • Прыткова С.В. – учитель истории»


Цель работы: Изучить образ Бабы Яги в русских народных сказках.

  • Задачи работы:

  • 1. Узнать, кто такая Баба-Яга, как появился ее образ.

  • 2. Описать облик Бабы Яги, выяснить какой у нее характер.

  • 3. Определить род ее занятий.

  • 4. Выяснить в каких отношениях она находится с людьми.



Методы работы:

  • 1. Чтение русских народных сказок.

  • 2. Изучение энциклопедической литературы.

  • 3. Подбор рисунков учащихся 4А класса, посвященных Бабе Яге. Анализ рисунков.

  • 4. Просмотр рисунков русских художников, иллюстрировавших русские народные сказки для определения внешнего облика Бабы Яги.

  • Практическое применение:

  • Материал данной работы может быть использован на уроках чтения в начальной школе и литературы в 5-6-х классах.



ЗЛАЯ, СТАРАЯ и мощная колдунья или волшебница; вид у нее страшный. Она не столько в аду живет, сколько на этом свете

  • ЗЛАЯ, СТАРАЯ и мощная колдунья или волшебница; вид у нее страшный. Она не столько в аду живет, сколько на этом свете



Дом Бабы Яги

  • Дом ее - избушка на курьих ножках, стоит и сама повертывается. Ее почитали как привратницу между миром живых и мертвых, избушка - врата в мертвое царство. Древние наши богатыри всегда находили ее лежащею на лавке; нос ее висит через грядку (шест в избе для вешания вещей, укрепленный в стене).



Средство передвижения

  • Сия старая колдунья не пешком ходит, но разъезжает по белу свету в железной ступе (то есть колеснице самокатной), и когда прогуливается, то понуждает ступу бежать скорее, ударяя железною же палицей, или пестом. А чтоб, для известных ей причин, не видно было следов, то заметаются они за нею особенными, к ступе приделанными метлою и помелом.



Спутники Бабы Яги

  • Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но все же, как от всякой непонятной силы, от нее исходит много мудрости. Служат ей лягушки, черные коты, в их числе Кот Баюн, вороны и змеи - все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.



Облик

  • Подслеповатая старуха с костяной ногой, растрёпанными волосами и большими грудями. Кости местами выходят наружу. Костеногость ягихи исследователи связывают с её звероподобным или змееподобным происхождением, либо из царства мёртвых.В древности она считалась страшной богиней смерти. Ведьма, мать змеев, русский Харон.



Характер

  • Истерический. Известно три проявления. В благосклонном расположении духа яга даёт герою коня, советы и подарки, через неделю в дурном настроении она уже летит похищать детей, либо- резать ремни из спин героев.



Поведение

  • Непредсказуемо. На помеле или в ступе она ездит за человечьим мясом, пытается изжарить в печи детей. Ступу везут черти, всё стонет, скот ревёт. Иногда яга быстро бегает, подгоняя саму себя помелом, и плетёт интриги против Кощея и Змея Горыныча.



Питание

  • Любит жареных детей.



Способы борьбы

  • Против таких всесильных персонажей известно только одно средство- хитрость. Усадить вместо себя на лопату- и в печь, или заманить на непрочной мост через огненную реку.



Отношения с людьми

  • В русских сказках баба-яга злая и добрая. То она грозится поместить череп Ивана- царевича на шест около избушки, то вдруг после традиционного приветствия "Фу! Фу! Русской коски слыхом было не слыхать и видом не видать, а нынче русская коска сама на двор пришла!" советует Ивану- царевичу, как "доступать Елену Прекрасну" ("Царевна- лягушка").



Приведем фрагмент анализа сказки

  • Например, :

  • "Сказка о молодильных яблоках и живой воде". Рассматривая сказку, выделяем основные элементы ее структуры: 1. Исходная ситуация ( "В некотором царстве…жили-были…") 2. Беда 3. Уход героя из дома (младший даже уходит иначе, т.е. его сразу выделяют) 4. Получение волшебного средства 5. Испытание (обряд инициации)

  • Встреча с Бабой-ягой: - Почему герою надо было заходить в эту избушку? - Почему не мог объехать? - Почему просит избушку повернутся? - Почему Баба-яга говорит "русским духом пахнет", когда герой входит? - Почему у Бабы-яги костяная нога? - Почему герой должен был в бане попариться? - И т.д.



Сказки о Бабе Яге

  • Русские сказки. Волшебные сказки. М.: «Вита». 1993.

  • 1. Поди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что.

  • 2. Гуси-лебеди.

  • 3. Сказка о молодильных яблоках и живой воде.

  • 4. Финист – ясный сокол.

  • 5. Василиса Прекрасная.

  • 6. Две сестры.

  • 7. Два Ивана.

  • 8. Баба Яга.

  • 9. Медное, серебряное и золотое царство.

  • 10. Иван-царевич и Белый Полянин.

  • 11. Ненаглядная красота.

  • 12. Кащей Бессмертный.



Литература

  • 1. Большой энциклопедический словарь. Мифология – М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия». 1998. С.83.

  • 2. Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. – М.: ЭКСМО. 2003. С. 11-12.

  • 3. Даль В.И. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: АСТ, Астрель, Хранитель. 2006. С. 14, 347.

  • 4. Деревянное зодчество Руси. М.: «Белый город». 2003. С. 15-20.

  • 5. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М. 1996. С. 127.

  • 6. Сказочные герои. Детская энциклопедия «Аргументы и факты». Познавательный журнал для девочек и мальчиков. №4, 2000.

  • 7. Русские сказки. Волшебные сказки. М.: «Вита». 1993.

  • 8. Русские народные сказки. – Саратов: Приволжское книжное издательство. 1992.

  • 9. Сказки «Кума-чародейка». – Нижний Новгород: «Русский купец». 1993.

  • 10. Русские народные сказки. Летучий корабль. Минск: ООО «МЕТ». 2000.

  • 11. Русские сказки. Минск: ООО «МЕТ». 1999.

  • 12. Ненаглядная красота. Русские волшебные сказки. - М.: Детская литература. 1983.