uzluga.ru
добавить свой файл


«Родители меня не понимают или как слушать ребенка»

«Понимание – начало согласия»

Спиноза

Активное слушание - значит «возвращать» ребенку в беседе то, что он вам сказал, при этом обозначив его чувства.



Сын (бросая портфель, со злостью). Не пойду я больше в эту школу! Родитель (после паузы, поворачиваясь лицом к подростку, глядя в глаза). Ты не хочешь больше ходить в школу. Сын (раздраженно). Там математичка ко мне цепляется! Родитель (после паузы, обозначая чувство испытываемое подростком, используя утвердительную форму высказывания). Тебя что-то расстроило на уроке математики. Сын (с обидой). Я сам эту контрольную сделал, а она говорит – списал! Родитель. Я понимаю тебя, это действительно обидно. Сын. Вечно она ко мне придирается… Родитель. Думаю, я тоже расстроилась бы… Сын. Хоть ты меня понимаешь…Ладно, бывало ведь, что и списывал…Но я докажу всем, что могу решать задачи самостоятельно!



«Я – высказывания» включают 3 компонента:



«Ты – высказывания»

«Ты – высказывания»

1. Повернуться лицом к подростку. Глаза на одном уровне. 2. Избегать вопросов, использовать утвердительную форму высказываний. 3. Держать паузу, давая подростку время на обдумывание. 4. Обозначать чувства, испытываемые подростком.

Основные правила активного слушания:

Результаты применения активного слушания:

  • Убедившись, что взрослый готов слушать, подросток обычно начинает рассказывать о себе все больше.

  • Подросток сам продвигается в решении своей проблемы.

  • Подросток тоже начинает нас слушать и слышать.

  • Мы, действительно, начинаем лучше понимать своих детей.



Важно помнить, что активное слушание – это не способ добиться чего-то от подростка, а «просто» путь к установлению лучшего контакта, способ показать подростку, что мы его понимаем.