uzluga.ru
добавить свой файл


«Использование наглядного моделирования в логопедической работе с детьми, имеющие ОНР»

МБДОУ Д/с №45 «Земляничка» г. Якутск

Учитель-логопед Едукина Т.Н

 






Целью данной работы является раскрытие некоторых возможностей применения наглядного моделирования в процессе коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Актуальность выбранной темы в следующем: использование наглядного моделирования способствует овладению всеми компонентами речевой системы т.к. применение символов, пиктограмм и схем облегчает запоминание, увеличивает объем памяти и в целом развивает речемыслительную деятельность детей;

Объектом: является метод наглядное моделирование, как средство преодоления речевых нарушений.

Предметом: особенности коррекционного воздействия посредством наглядного моделирования у детей с общим недоразвитием речи.

В основу положена гипотеза, согласно которой использование метода наглядного моделирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективной, если:

- планировать и содержательно наполнять коррекционное обучение посредством применения наглядных моделей;

- применять комплексное использования средств и методов психолого-педагогической коррекции.









Описание фруктов и овощей



Схема «Расскажи, чем похожи, и чем отличаются?» учит не только умению выделять характерные особенности предметов, но и сравнивать их.





Сложными в понимании и заучивании для детей с ОНР являются загадки.

Загадки часто содержат метафоры, сравнения и требуют умения анализировать. Развивающие возможности загадки огромны. Не каждую загадку можно представить с помощью схем или моделей, рисунков.

Загадка

Кругла, а не месяц.

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

(Репа.)

мы решили оформить таким образом.



Игра «Веселый мяч»

учит детей употреблять в речи предлоги «на», «под», «за» и др., правильно строить предложение и соотносить предлоги со схемой. Вот играет Буратино

В мячик весело с Мальвиной

Ты дружок реши задачу:

Кто куда закинул мячик?!

Дошкольникам предлагается назвать и соотнести предлоги со схемой.



Игра «Распредели по секторам» развивает умение обобщать предметы и соотносить их с символами. Предлагаем детям распределить все предметы из круга по секторам, сверяясь с символами-знаками.



Словесная игра «Скажи наоборот» способствует обогащению словарного запаса и умению согласованию существительных с прилагательными (большой-маленький, высокий-низкий, острый-тупой).





В «Составить из пиктограмм пару» задание - найти две пиктограммы по предложению: “Самолет летит”, “Цветок растет” или “Кузнечик прыгает”…







Считаем слоги









Игра «Куда перелетела бабочка?»

Определять и отмечать позицию заданного звука на карточке-схеме с помощью бабочки способствует игра «Куда перелетела бабочка?» Дошкольникам предлагается карточка, разделенная на три части, и бабочка на магните. Логопед называет слова, а дети должны догадаться, в какой из квадратов перелетит бабочка: если звук в начале слова — в первый квадрат (со звездочкой), если в середине — во второй, если в конце — в третий.







Заключение

В своей работе мы постарались показать  возможность использования метода наглядного моделирования в развитии речи детей с ОНР.

Следует отметить, что применения данного метода не только способствует активному усвоению знаний, но и вызывает непосредственный интерес у детей, тем самым, активизируя их познавательную активность, развивает мыслительную деятельность.

Elements

www.animationfactory.com