uzluga.ru
добавить свой файл

II. Человек и информация. Основы Логики. 6 кл.


6. Информация и знания

Информация играет в жизни людей огромную роль. Мы получаем ее с помощью наших органов чувств из окру­жающего мира, посредством разговорного языка от других людей или из книг, добываем в процессе деятельности.

Информация – это все увиденное, услышанное, полученное через органы чувств, это сведения об интересующем объекте, об окружающем мире, наши мысли... Информация для человека — это знания, которые он получает из различных источников. Часть информации называют сообщением.

Сообщение, полученное человеком, может пополнить его знания, если содержащиеся в нем сведения являются для человека понятными и новыми. Информативность конкретного сооб­щения зависит от жизненного опыта, знаний получателя информации.

Человеческое общество по мере своего развития иссле­довало окружающий мир, накапливая о нем информацию. Знания об окружающем мире и о самом себе позво­ляют человеку лучше приспособиться к жизни.

Все знания, которыми обладает каждый из нас, услов­но можно разделить на две группы: факты и правила.

^ К фактам относятся знания об определенных явлениях (солнеч­ные и лунные затмения происхо­дят тогда, когда Солнце, Луна и Земля в своем видимом взаимном перемещении занимают положе­ние на одной линии), событиях (первый персональный компью­тер фирмы IBM появился в 1981 году), свойствах объектов (вес первой электронной вычис­лительной машины равнялся 30 тоннам) и зависимостях меж­ду объектами (у квадрата все углы прямые и все стороны рав­ны). Описание фактов можно на­чинать со слов: «Я знаю, что ...».

^ К правилам относятся знания о последовательностях действий, направленных на достижение некоторой цели (выполнить фонетический разбор слова, вылечиться от простуды, убрать свою комнату и так далее). Описание правил можно начи­нать со слов: «Я знаю, как ...» или «Для того, чтобы ...»

Получение знаний, или познание реальной дейст­вительности — это ее отражение в сознании человека. Существует две формы познания: чувственное (с помощью органов чувств) и логическое, которое называют еще абст­рактным мышлением.


^ Чувственное познание окружающего мира


Человек находится в мире, содержащем множество предметов, явлений. С первых минут жизни он воспринимает реаль­ную действительность, или окружающий мир (тепло, хо­лод, звуки, свет и другие его проявления). То, на что направлено внимание человека, называют объектом. Все окружаю­щие нас объекты воздействуют на наши органы чувств. Органы чувств человека — средства приема сигналов из внешнего мира для передачи их в мозг. Человек воспринимает постоянно звуковую, вкусовую, обонятельную, осязательную и зрительную информацию от окружающих его объектов, но осмысливает только что-то одно в данный момент времени. Он переключает своё внимание с одного объекта на другой по мере необходимости и значимости воспринимаемой информации. Познание окружающего мира с помощью органов чувств называют чувственным познанием. Возможности чувственного познания ограничены.

Каждый объект имеет множество свойств, по которым мы и отличаем один объект от другого. Примеры:

  • желтый, овальный, кислый, сочный, ароматный — это лимон;

  • зеленая, колючая, пахнет смолой — елка.

Отдельные свойства объектов окружающего мира вы­зывают у нас ощущения. Восприятие — это целостное отражение объекта, не­посредственно воздействующего на наши органы чувств. Оно складывается из отдельных ощущений. Предполо­жим, вас угостили яблоком. С помощью глаз вы воспри­нимаете его форму и цвет; с помощью языка определяете, кислое оно или сладкое; с помощью носа ощущаете его аро­мат. В результате создается целостное отражение этого объекта.

Восприятие одного и того же объекта разными людьми может быть различным. Так, скорее всего, взглянув на зеленый луг, художник восхитится его красотой, формой и красками, биолог увидит различные виды расте­ний, а крестьянин прикинет, сколько с него можно полу­чить сена. Восприятие каждо­го человека очень сильно переплетается с его опытом и знаниями.

Услышав слово «снег», каждый из нас может мыслен­но его представить, описать его свойства. Представле­ние — это чувственный образ объекта, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее.

Представление человека об объекте может изменяться, если человек получает новую инфор­мацию о нём, узнаёт больше о его свойствах. Понятие о любом объекте становится со временем глубже и шире. Понятие — это объект внутреннего, виртуально­го мира, то есть мира идей и мыслей человека.

Из понятия, изображения, описания возникает образ объекта. Образ (представление) может соответствовать реальному объекту, а может и не соответствовать. Например, услышав слово «машина» каждый сформулирует своё понятие и представит свой образ названного объекта. Законы мира, сущность предметов и явлений, общее в них мы познаём с помощью мышления.

Наши представления об объектах, то есть образы и понятия, — это бесценные сокровища нашего внутреннего (виртуального) мира, кото­рый является отражением мира реального.

Чем больше в сознании человека образов и понятий, тем богаче его внутренний мир.


Контрольные вопросы:

  1. Что такое информация? Сообщение?

  2. Каким должно быть сообщение, чтобы оно пополнило ваши знания?

  3. Что такое факты? Приведите 2 собственных примера.

  4. Что такое правила? Приведите 2 собственных примера.

  5. Что такое реальная действительность?

  6. Что такое объект?

  7. Что такое чувственное познание?

  8. Что такое восприятие? Из чего оно складывается?

  9. Что такое представление?

  10. Где находится виртуальный мир?

  11. Из чего строится образ объекта?