uzluga.ru
добавить свой файл
  1 2 3 4

На уровень здоровья школьников и формирование здорового образа жизни существенное влияние оказывает использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. В данной работе задействован весь педагогический коллектив школы. В учебном процессе школы предусмотрены следующие режимно-оздоровительные моменты:

  • подвижные перемены для всех возрастных групп учащихся;

  • прогулки на свежем воздухе на 2-х больших переменах (после 4-го уроков);

  • проведение зарядки для всех школьников в начале учебного дня;

  • ежедневное двукратное проветривание и влажная уборка классных помещений;

  • обязательные динамические паузы, физкультурные минутки на всех уроках с 1-го по 6-й класс, включительно;

  • включение элементов зрительной и опорно-двигательной гимнастики на всех уроках во всех классах;

  • отсутствие домашних заданий в 1-м классе, на выходные дни в начальной школе;

  • строгое соблюдение дозировки домашнего задания по всем предметам школьного курса с учетом возрастных особенностей учащихся;

  • организация дополнительных каникул в середине 3-й четверти для учащихся 1-го класса;

  • соответствие расписания занятий санитарно-гигиеническим нормам и требованиям;

Ежедневно проводится влажная уборка всех помещений школы, каждый месяц - генеральные уборки. Один раз в четверть организуются смотры-конкурсы санитарного состояния классных помещений.

^ В 2011-2012 учебном году в школе проведена следующая санитарно-просветительская работа:

  • регулярно в соответствии с планом работы школы проводились классные и общешкольные воспитательные мероприятия данной тематики;

  • состояние здоровья школьников и пути его сохранения и укрепления рассматривались на общешкольном и классных родительских собраниях;

  • в кабинете педагогической информации оформлена постоянно действующая выставка методической литературы для учителей и классных руководителей по сохранению здоровья школьников и пропаганде здорового образа жизни.

  • целенаправленно ведется санитарно-гигиеническая работа, которую проводит медицинский работник. Она проводит беседы о соблюдении санитарных норм, профилактике и предупреждении различных заболеваний. Большая работа ведется по профилактике наркомании, токсикомании, курения, алкоголя. В школе разработана и действует программа «За здоровый образ жизни».

Как уже отмечалось, на состояние здоровья школьников, большое влияние оказывает рациональная организация питания в школе. На сегодняшний день горячим питанием охвачены все 100% учащихся школы. Учащиеся получают одноразовое питание: завтрак. Продолжительность перемен во время питания составляет 20 минут. Учащиеся получают завтраки за счёт бюджетных средств. Учитывая низкое качество природной питьевой воды, для обеспечения школьников качественной питьевой водой приобретено оборудование для очистки воды – кулер, который установлен в столовой.

В последние годы отмечается рост числа социально неблагополучных семей, что отрицательно сказывается на здоровье детей, на качестве питания в домашних условиях. Такие дети нуждаются в социальной защите. Составлен банк данных детей из многодетных, неполных, социально неблагополучных семей. Укреплению здоровья школьников способствует санаторно-курортное лечение и отдых. Каждый год на базе школы организуется летняя оздоровительная площадка. Учащихся школы отдыхали на курортах по бесплатным путевкам, предоставленным отделом социальной защиты населения администрации района (родители оплачивали только проезд к месту отдыха).


Выводы:

  1. ^ На сохранение и укрепление здоровья и формирование здорового образа жизни оказали положительное влияние следующие факторы:

    • регулярные занятия физической культурой и спортом на уроках и во внеурочное время;

    • соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований к организации образовательного процесса;

    • система физкультурно-оздоровительной и санитарно-просветительской работы;

    • использование здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательном процессе;

    • рациональная организация режима труда и отдыха учащихся в школе;

    • реальные меры социальной защиты и поддержки детей из малообеспеченных и социально незащищенных семей

    • хорошая организация питания в школьной столовой;

    • благоприятный морально-психологический климат в общешкольном коллективе.

  1. Отрицательное влияние на состояние здоровья школьников оказали следующие факторы:

    • снижение качества окружающей социальной и природной сред;

    • низкое качество питьевой воды, используемой, прежде всего, в домашних условиях;

    • несбалансированность пищевого рациона детей дома, несоблюдение режима дня школьника, бесконтрольность со стороны родителей;

    • длительное, бесконтрольное пребывание у экрана телевизора в домашних условиях.

)))))))))))

Анализ результатов образовательной деятельности учреждения

Одним из важнейших направлений деятельности школы является совершенствование управления качеством образовательного процесса, установление соответствия уровня и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов. Использованная школой модель управления качеством образования предполагает систематическое отслеживание уровня учебных достижений школьников. Ежегодно разрабатываются план внутришкольного инспектирования, график промежуточной аттестации, которыми дидактически обусловлено отслеживание результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся по всем предметам федерального, регионального и школьного компонентов учебного плана.

Внутришкольное инспектирование уровня учебных достижений обучаемых проводится в форме текущего, рубежного, итогового контроля, промежуточной и государственной аттестации. Уровень учебных достижений обучаемых представлен в следующей таблице.


Уч. год

2007-2008г

.2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

Классы













2класс

25%

25%

34%

100%

33

3 класс

50%

24%

30%

24%

75

4 класс

50%

14%

25%

25%

0

5 класс

100%

50%

24%

40%

10

6 класс

33%

75%

43%

28%

40

7 класс

0%

0%

75%

97%

20

8 класс

25%

0%

0%

33,3%

33

9 класс

-

25%

25%

0

50

Итого

40%

30%

32%

34%

31



Анализ результатов качества знаний учащихся 5-8 классов свидетельствует, что среди учащихся этих классов 1 неуспевающий. Качество знаний по физической культуре по итогам промежуточной аттестации остается стабильным и составляет от80 до100 %. Качество знаний по русскому языку в 5 классе в среднем за три последних года составляет 28 %, в 7 классе- 60 %. Данный факт говорит о том, что у учащихся 5-х классов повысился уровень познавательных интересов и потребностей в продолжении образования, формируется позитивное ценностное отношение к учебе. Качество знаний по математике в 6 классе - 43 %, в 7 классе-60%.


^ Результаты государственной ( итоговой) аттестации

учащихся 9 класса



Год

2009-2010 уч.год

2010-2011

2011-2012




% успев.

% качества

% успев.

% качества

% успев.

% качества

Русский язык

100

50

100

0

100

50

Алгебра

100

25

100

0

100

50

обществознание

100

50

100

100

100

100

География







100

0

100

50

биология

100

6

100

0

100

0

Анализируя итоги проведения государственной аттестации, можно остановиться на следующем. В течение последних трех лет неуспевающих среди выпускников 9 классов нет.

На формирование творческой самостоятельности школьников как непосредственное, так и опосредованное влияние оказывают многие факторы. Важнейшим из них является сохранение и углубление психического, физического и социально-нравственного здоровья школьников.


^ Поступление выпускников за три года

Учебный год

Количество выпускников

В ПТУ

В СУЗы

В 10 класс

Не работают и не учатся

2008-2009

7

3

1

3

-

2009-2010

2010-2011

4

1

3

1

0

0

1

0

0

0

2011-2012

2

1

0

1

0







































В школе ведется целенаправленная работа по профориентации учащихся. В большинстве своем выпускники школы на вступительных экзаменах подтверждают свои знания. Педагоги много делают по распространению необходимой информации об учебных заведениях, пропаганде специальностей, которые профилируются в учебных заведениях района, края, оказывают конкретную помощь ученикам в подготовке к вступительным экзаменам. Этому способствует также работа предпрофильного обучения и профильной ориентации учащихся. Выпускники основной школы стремятся продолжить обучение. Учитывая результаты распределения предыдущих лет и обстановку, сложившуюся в регионе и стране, педагогам следует приложить все усилия по повышению уровня качества знаний учащихся, собирающихся продолжить обучение после школы, практиковать среди учеников данной категории проведение зачетов, производить тематический учет знаний, в особенности базового уровня, обращать особое внимание наболее глубокое усвоение предмета, формирование умений логически и полно излагать учебный материал в устной и письменной формах .

Принципы образовательной политики учебного заведения.

  1. Принцип развивающего обучения. Развивающее обучение предполагает отказ от преимущественно репродуктивных методов и применение методов творческой деятельности и самообразования учащихся. Развитие умственных способностей призывает к необходимости использования в образовательном процессе новейших педагогических технологий, которыми формируются навыки умственного труда.

  2. Принцип индивидуализации обучения. Под индивидуализацией обучения понимают всесторонний и всеобщий учет уровня развития и способности каждого ученика, формирование на этой основе личных планов развития и обучения, программ стимулирования и коррекции развития способностей. Индивидуализация обучения в адаптивной школе предполагает формирование и развитие логического мышления, креативности и умения учебного труда при опоре на зону ближайшего развития каждого учащегося.

  3. Принцип дифференциации обучения. Данный принцип предполагает такое формирование классов с учетом индивидуальных способностей и психологических особенностей учащихся: групп внутри классов, индивидуальных учебных планов и программ. С целью осуществления дифференцированного обучения в адаптивной школе создается система элективных и факультативных курсов по всем отраслям знаний.

  4. Принцип психологической комфортности учащихся. Психологическая комфортность предполагает: снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса; создание такой атмосферы во взаимоотношениях учащихся с учителем и школой в целом, которая расковывает учащихся, стимулирует развитие их духовного потенциала, их творческую активность.

  5. Принцип открытости образовательной среды школы. Открытость школы проявляется, прежде всего, во взаимосвязи ее с окружающей средой. В этой связи важно, чтобы школа стала открытым культурным социально-педагогическим центром микрорайона.

  6. Принцип педагогической поддержки. Реализация этого принципа заключается в разработке на основе собранной информации (диагностики) системы мер, предотвращающих развитие негативных тенденций, ослабляющих их влияние на личность, образовательный процесс в школе.

  7. ^ Принцип гуманизации образования находит свое выражение в следующих положениях:

    • педагог ставит ученика не в позицию объекта, а в позицию полноправного субъекта учения, создавая тем самым условия для его творческой самореализации;

    • групповая работа в школе сочетается с индивидуальной, причем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка.

  1. Принцип вариативности. В условиях реализации личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе должна быть достаточно обеспечена вариативность содержания, методов, форм, приемов обучения, а также образовательной среды в целом. Основу вариативности в школе составляет ориентация на удовлетворение различных образовательных потребностей учащихся, учет их интересов.



Образовательные программы,

реализуемые в 2012-2013 учебном году.

1. Образовательные программы начальной школы (первая ступень обучения).

1.1.Общеобразовательные программы (1-4 классы).

^ 2. Образовательные программы основной школы (вторая ступень обучения).

2.1.Общеобразовательные программы 5-9-х классов.

2.2. Предпрофильное обучение в 9 классе.

3. Дополнительное образование. В школе лицензировано 7 программ дополнительного образования.

Характеристика процессов в школе,

основные направления

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Мельничная основная общеобразовательная школа» является малокомплектной сельской школой. Наша школа содействует сохранению и развитию национальных традиций, нравственных ценностей. Сельская школа рассматривается не только, как педагогическое, но социальное явление, важнейший демографический селообразующий фактор. Именно школа определяет культурный уровень села, его микроструктуру.

Понимая, что положение человека в современном мире определяется высоким уровнем образования: чтобы дети умели адаптироваться в различных сферах деятельности, самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные ценности. Это, в свою очередь, побуждает педагогический коллектив находиться в постоянном поиске эффективных путей повышения качества образования.

Основная задача современной школы – создание условий для развития личности. В законе РФ «Об образовании» провозглашена личностно-ориентированная парадигма образования. Учитывая принципы государственной политики в обучении и воспитании подрастающего поколения, а также цели и задачи модернизации образования, школа создает оптимальные условия для повышения качества образования.

Педагогический коллектив школы проводит определенную работу по внедрению инноваций в образовательный процесс. Проблема, над которой работают педагоги школы – Личностно-ориентированое обучение школьника.

Основная идея обновления старшей ступени основного образования состоит в том, что образование должно стать индивидуализированным, функциональным и эффективным. С этой целью вводятся элективные курсы – курсы по выбору учащихся, но обязательные для посещения. Задачами элективных курсов являются:

  • повышение уровня индивидуализации обучения и социализации учащихся,

  • подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной деятельности.

^ Успешность решения поставленных задач во многом зависит от того, насколько точно учитель определяет их место в образовательном процессе.

Одной из основных задач элективных курсов является создание условий для самообразования, формирования у учащихся умений и навыков самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений, что требует включения в процесс обучения различного рода материалов, способствующих реализации деятельностного подхода.

Учебный план 9-го класса предполагает организацию предпрофильной подготовки учащихся. Это система работы, которая в обязательном порядке должна предшествовать выбору профиля. Необходимо создать условия для перехода в профильную школу, выявить, есть ли у школьника необходимые для выбранной им профессии способности; организовать ребятам «пробу сил» по тем направлениям профильного образования, которые школьники себе наметили. Необходимо организовать и дополнительную подготовку девятиклассников к более успешной итоговой аттестации и к более уверенному переходу к профильному обучению.

Такой набор элективных курсов мы считаем оправданным решением, так как обучение должно носить личностно-ориентированный характер, и учащиеся имеют возможность выбрать для себя именно то, что их интересует больше всего и то, чтобы они хотели бы изучать на более высоком уровне. Главное условие успешного решения проблем обучения и профориентации в школе- это кадры.

Ведущая педагогическая идея в работе педагогов – развитие творческого потенциала учащихся на основе сотрудничества, взаимного уважения и доверия, свободного выбора, учения без принуждения, что в свою очередь достигается благодаря реализации таких принципов, как

  • создание благоприятных морально-психологических условий обучения,

  • осуществление единства мыслительной и практической деятельности учащихся,

  • использование личностно-ориентированного обучения, в основу которого положена личность человека, его опыт как источник индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой в познании.

При такой постановке вопроса неизбежным становится индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, обеспечивается своеобразие развития личности, создаются благоприятные условия для формирования способностей, повышается эффективность педагогического воздействия. Успешность образовательного процесса обеспечивается при реализации принципов непрерывности, преемственности, системности, научности, природосообразности.

В работе по данной проблеме учителя школы опираются как на свой личный педагогический опыт, так и на опыт работы учителей новаторов, идеи педагогов-классиков, современные дидактические концепции. В основу опыта работы школы положены:

Основной формой проведения учебных занятий является урок. На повышение его эффективности направлена деятельность педагогического коллектива. С этой целью в школе широко используется разноуровневое, проблемное обучение, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Индивидуализации и дифференциации образования способствует использование метода творческих проектов как педагогической технологии, в основе которой лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, который всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени, работа предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения. Данный метод находит логическое продолжение и во внеклассной предметной деятельности учащихся.

Анализ работы

учителей начальных классов

Неотъемлемой частью образования каждого человека является начальная школа. Именно здесь закладывается основа общеучебных умений и навыков.

Наши учителя начальных классов много внимания уделяют определению содержания образования на первой ступени обучения.

Учебный процесс в начальном звене осуществляют педагогами начальных классов: Будилина Любовь Григорьевна, Бриснева Галина Михайловна. Педагоги имеют первую квалификационную категорию и соответствующую специальность по диплому, своевременно проходят курсовую подготовку.

^ Обучение в школе I ступени было организовано по следующим образовательным программам.

«Школа России» (авторы: Е.В.Алексеенко, М.А.Бантова )

Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы

(1-4). В 2-х частях,2007г.

Содержание образования начальной школы реализовывалось через образование , обеспечивающее целостное восприятие картины мира. Это достигалось также за счет деятельностного подхода и индивидуализации обучения.

В 3-4-х классах в 2007-2008 учебном году был введен курс предмета «Информатика и ИКТ» и во 2-4 классах иностранный язык. Включение информационных технологий связано с необходимостью подготовки школьников к их использованию как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.

Педагоги добиваются прочности усвоения материала, используя умелое сочетание иллюстративно-объяснительных, наглядных и проблемно-поисковых методов обучения, использование новых технологий.

Анализ уровня знаний по русскому языку во 2-4 классах позволяет говорить о том, что качество знаний остаётся неизменным. Учителя начальных классов, работая в условиях сдвоенных классов- комплектов, стремятся повышать качество знаний учащихся и полного освоения программного материала

Учащиеся 2-4-х классов показывают недостаточно высокий уровень знаний по чтению в течение ряда лет, потому что спаренные классы 1/3; 2/4. В связи с этим наблюдается спад в 2011-2012 учебном году. Это обуславливается уменьшением количества часов по базисному плану, отведенных на литературное чтение (3 часа).

Имеются учащиеся с ослабленным здоровьем и требующие повышенного внимания учителей, психологов. Такие специалисты, как психолог, логопед отсутствуют, потому что школа малокомплектная. Поэтому на начальном этапе обучения первоклассников администрацией школы проводятся различные методики, позволяющие выявить, как адаптировался учащийся к школьной жизни, выявить мотивацию учения и в дальнейшем планируется психолого-логопедическая помощь таким ученикам.

^ На современном этапе в начальной школе используются как традиционные контрольные работы, так и тестовые.

Цель контрольных работ: выявление уровня учебной подготовки учащихся. Анализ контрольных работ позволяет установить динамику формирования конечных результатов, вскрыть недостатки, установить их причины.

^ Согласно плану внутришкольного контроля в I полугодии 2011-2012 учебного года проводились контрольные работы по математике, русскому языку, чтению во 2-4 классах.

Анализ уровня знаний учащихся по математике свидетельствует о том, что к концу I полугодия стабильный уровень успеваемости и качества знаний наблюдается у учащихся 2 класса, 3 класса. Учителя этих классов много внимания уделяют развитию логического мышления, вычислительных навыков, применяя в своей работе личностно ориентированные технологии обучения.

Учителя начальных классов проводят большую работу по пополнению активного словарного запаса учащихся, работе над выразительными средствами языка, понимание прочитанного и осознанное чтение. Это подтверждают результаты проверки техники чтения.

^ К причинам, влияющих на качество подготовки учащихся, можно отнести:

1). сдвоенные классы-комплекты;

2). Недостаточная подготовка детей в д.саду

3) часть детей имеет нарушение речи и звукопроизношения;

^ 4) часть семей имеет низкий социальный уровень, где дети не контролируются родителями.

Из анализа качества подготовки учащихся начальной школы вытекают проблемы, на решение которых необходимо направить усилия педагогов:

^ 1) целенаправленное использование новых форм и методов работы;

2) выработка орфографической зоркости;

3) развитие вычислительных навыков;

4) включение в материал уроков нестандартных заданий, занимательных задач по математике, с целью привития интереса к математике;

^ 5) организация самостоятельной работы;

6) применение индивидуально - дифференцированного подхода в обучении и воспитании;

7) развитие творческих способностей учащихся;

Достижению положительных результатов в работе учителей начальных классов способствует повышение квалификации, работа над личной творческой темой по самообразованию.

В учебном году велась согласно ВШК работа по проверке и анализа ведение тетрадей для контрольных работ, по развитию речи, рабочих. Упор при этом был сделан на то, что работа с тетрадями является одной из главных составляющих в формировании прочных навыков.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно- практическую направленность, т.е. он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Вместе с тем русский язык формирует языковую, коммуникативную и лингвистическую компетенцию учащихся. Важнейшим направлением в работе учителей является формирование навыков грамотного письма.

Учителя русского языка и литературы в совершенстве владеют программным материалом. Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе тематического и поурочного планирования. В своей работе учителя используют дополнительный материал из методических периодических изданий.

Учителя Шепилова Галина Григорьевна, Будилина Любовь Григорьевна большое внимание на уроках уделяют комплексному повторению, которое служит базой для формирования орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков. В связи с этим особую важность усилен контроль за классными и домашними работами учащихся.

^ На своих уроках совершенствуют устную и письменную речь учащихся, благодаря высокой культуре проведения и построения урока.

Шепилова Г.Г.. в своей работе учитывает индивидуальные особенности учащихся, особо контролирует слабоуспевающих учащихся, которым оказывает повседневную помощь.

На уроках русского языка и литературы ведется большая работа по формированию умения анализировать художественный текст через такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, опорных схем и таблиц, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам. Для активизации мыслительной деятельности используются активные формы обучения: элементы диспута, исследовательские задания, проблемные вопросы.

В своей педагогической работе учителям необходимо использовать новые технологии; оптимально сочетать групповую, индивидуальную и работу в парах, совершенствовать педагогические средства, которые они используют на уроках. Активизировать познавательную деятельность слабоуспевающих учащихся, проводить индивидуальные формы работы: дополнительные занятия, консультации; использовать дифференцированный подход к домашнему заданию; рационально распределять время на уроке.

Анализ результатов выполнения работ государственной итоговой аттестации за курс основной школы показал, что 100% учащихся с работой по русскому языку справились успешно, уровень сформированности важнейших речевых умений и усвоения языковых норм соответствует минимуму базового содержания основного общего образования по русскому языку. Учащиеся в целом овладели навыками анализа текста: передали содержание близко к тексту, сохранив его художественное своеобразие и логику изложения, четко сформулировали основную мысль текста.

Состояние обучения русскому языку в школе можно считать удовлетворительным. Основные компоненты содержания образования по русскому языку на базовом уровне осваивают большинство учеников. Однако, выпускники испытывают затруднения при создании собственного речевого высказывания на предложенную тему, не умеют ясно и точно, последовательно и логично выражать свои мысли в письменной форме, не могут аргументировать собственную точку зрения.

Учитывая, что систематический курс русского языка изучается в течение пяти лет, на занятиях регулярно повторялись ранее изученные разделы, ввели систему тестового тематического контроля: он помогает сохранить в памяти лингвистические знания, без которых невозможно осмыслить собственную речевую практику и приобрести коммуникативную компетентность.

^ Анализ результатов выполнения работы позволил выявить и недостатки в подготовке многих учащихся:

  • на недостаточно высоком уровне находится практическая грамотность учащихся;

  • учащиеся затрудняются при анализе языкового текста, не умеют достаточно ясно и стройно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; коммуникативную компетенцию: владение речеведческими знаниями и умением интерпретировать и анализировать текст, создавать письменное высказывание.

^ В целях совершенствования преподавания русского языка необходимо:

  • более последовательно осуществлять коммуникативную направленность в преподавании русского языка на всех ступенях образования: начального, основного и полного среднего;

  • обратить внимание на формирование лингвистических знаний учащихся и умение применять их на практике, больше работать с текстом, использовать тексты разных стилей и жанров;

  • использовать современные способы проверки знаний учащихся, давать задания творческого характера. Необходимо вести работу по освоению учащимися филологической терминологии, по формированию умений пользоваться ею, понимать значение специальной лексики



^ В школе преподавание истории и обществоведческих дисциплин ведут учитель:Меляхова А.И.

Исследовательская работа ведется по направлениям: исследование языка местных авторов и исследование исторического прошлого села Мельничное. Он готовит сообщения об истории родного края, генеалогические древа своей семьи.

В современных условиях развития общества возрастает роль школы в правовом воспитании подрастающего поколения. Необходимым элементом гражданского становления молодежи является приобретение правовых знаний. С этой целью в школе ведется преподавание курса «Обществознание» в 6-9 классах . Помимо этого на уроках учащиеся получают начальные знания по философии, социологии, политологии.

^ Содержание уроков истории и обществоведческих дисциплин соответствует программным требованиям. Учителем на уроках решаются следующие задачи:

  1. формировать у учащихся целостные представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России, населяющих ее народов;

  2. развивать у учащихся умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять свое отношение к ним;

  3. создавать предпосылки для дальнейшего образования.

Посещение уроковМеляховой А.И.показывает, что он целенаправленно решает задачи школьного образования по предмету; развивает мышление учащихся; умение наблюдать и объяснять исторические явления. Учителем уделяется внимание ведению тетрадей, написанию конспектов, прослеживается продуманное и целенаправленное решение всех целей с учетом индивидуальных особенностей класса и отдельных учеников: овладение теоретическими знаниями; развитие логического мышления, умения наблюдать и доказывать; воспитывать патриотизм.

Учитель на своих уроках умело использует краеведческий материал, что заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить родной край.

Хорошо организованные наблюдения, знания и понимание окружающей действительности вызывает у учащихся потребность высказаться – воспитание и обучение в данном случае взаимодействуют.

Методика преподавания учителя истории показывает, что они большое внимание уделяют совместной деятельности учителя и ученика, поэтому на уроках используются инновационные методы.

^ Учителю было рекомендовано:

- продолжить формирование прочных знаний, умений и навыков по курсу, совершенствовать эффективность процесса обучения и воспитания, индивидуального подхода к учащимся, включать в содержание учебного материала последующих уроков недостаточно прочно усвоенные разделы, даты, термины, совершенствовать виды речевой деятельности как устной, так и письменной.


Анализ работы учителя математики

Целью обучения математике является не только и не столько изучение математики, сколько развитие универсальных (общих) способностей, умений и навыков, являющихся основой существования человека в социуме. В этом смысле математика является главным гуманитарным предметом в школе. Заниматься математикой необходимо для интеллектуального здоровья так же, как заниматься физкультурой – для здоровья телесного.

^ Преподавание математики осуществляется по 5-часовой программе в соответствии с учебным планом школы в 5-9 классах.

Особое внимание уделяется подготовке к новой форме итоговой аттестации учащихся 9 класса. Учителя регулярно 2 раза в неделю в 9 классе проводит работу по подготовке к экзаменам по составленным ими программам, утверждённым на заседании РМО учителей математики.

^ Результаты экзаменов учащихся 9 классов в новой форме за 2011 -2012 учебный год



^ Класс (число учащихся)

Учитель

Оценка

Процент качества

5

4

3

1

Лунегова Е.Ф.

0

1

1

50



При подготовке к итоговой аттестации учитель пришёл к выводу, что только систематический мониторинг учебной деятельности учащихся позволит своевременно выделить пробелы в знаниях, классифицировать ошибки и помочь учащимся в подготовке к аттестации, организуя их индивидуальную и групповую деятельность на уроке и во внеурочное время.

Учителя математики направляют свою деятельность на совершенствование урока, усиление его воспитывающей и развивающей функции, внедрение современных образовательных технологий в учебный процесс.

^ Самая важная задача для педагога- повысить качество математического образования, а главное – совершенствование подготовки и проведение урока математики на основе:

  • более активного внедрения в практику работы школы принципов индивидуализации и дифференциации обучения;

  • использование активных форм организации деятельности школьников (а не собственно деятельности педагога);

  • организация самостоятельной работы учащихся по усвоению изучаемого материала;



Анализ

состояния преподавания и качества знаний учащихся

по информатике

Изучение информатики и информационных технологий в начальной и основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

^ Динамика качества знаний учащихся по информатике



2008-2009

учебный год


2009-2010у.г.


2010-2011 у.г

2011-2012 у.г

74%

80

79

50

Динамика качества знаний и результаты тестирования учащихся по информатике свидетельствует о том, что учащиеся успешно

  • усваивают знания, составляющие основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • развивают познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;

  • вырабатывают навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности,

Анализ работы учителя физики


Преподавание физики в школе осуществляется в соответствии со сложившейся структурой современного школьного образования. Учитель физики Будилин Ф.Н. руководствуется Базисным учебным планом, обязательным минимумом содержания основного общего образования по физике. Изучение физики в 7-9 классах основной школы осуществляется в количестве 2 часов в неделю (210 ч за 3 года) согласно федеральному компоненту базисного учебного плана.

Преподаватель физики оптимально использует возможности в отборе содержания физического образования в зависимости от условий функционирования ОУ и потенциальных возможностей и способностей обучающихся, а так же особенности своей методической системы.

Широкое использование различного типа задач по физике из сборников А.П. Рымкевича, и др. способствует решению проблем дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся при обучении физике.

^ Динамика качества знаний учащихся по физике



2008-2009

учебный год

I полугодие

2010-2011у.г.

2011-2012у.г.

64%

60

70



В процессе преподавания физики главной задачей остаётся качественная подготовка к уроку. Учителю физики необходимо шире использовать компьютерные технологии, разнообразные обучающие и контролирующие программы, применение видеоматериалов и программных продуктов, работать над повышением качества знаний учащихся.


Анализ

состояния преподавания и качества знаний учащихся по биологии


Учебная дисциплина «Биология» - одна из основных базовых в структуре содержания основного общего образования, неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях школы.

Роль биологии в системе школьного образования обусловлена её значением в формировании культуры подрастающего поколения, воспитании творческой личности, осознании своей ответственности перед обществом за сохранение общей жизни на Земле.

^ Преподавание осуществляет Ксензова Ирина Николаевна: учитель второй квалификационной категории. Качество знаний учащихся по биологии выглядит следующим образом:


Динамика качества знаний учащихся по биологии



2007-2008

учебный год

2008-2009

учебный год


2009-2010

учебный год


2011-2012

учебный год


89%

56%

54

60



Состояние знаний учащихся по биологии свидетельствует о том, что

все учащиеся овладевают умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; используют информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работают с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводят наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты, используют приобретённые знания и умения в повседневной жизни.

Необходимо усилить воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; формировать творчески активную личность.


Анализ

состояния преподавания и качества знаний учащихся по химии


Для повышения уровня подготовки по химии при организации учебного процесса учащиеся под руководством учителя повторяют и обобщают наиболее важные и объективно наиболее трудные темы (особенности состава и строения неорганических и органических веществ, зависимость химических свойств веществ от их строения, особенности протекания процессов гидролиза и электролиза и ряд других); вырабатывают умения применять полученные знания в новой ситуации;

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с другими разделами обществоведения, с курсами математики, истории, географии, литературы и др.


Анализ работы учителя иностранного языка

В школе ведется преподавание английскому и немецкому языкам. Обучение осуществляется в соответствии с программным материалом и стандартом основного образования. Учитель имеет высшее образование, 2-ю квалификационную категорию, вовремя проходит курсовую переподготовку по преподаваемому предмету.

^ Учитель успешно применяет на практике методы и принципы передового педагогического опыта.

Основным ориентиром в определении содержания и форм учебного процесса стала реализация государственных образовательных стандартов, которыми предусматривается существенное изменение концепции обучения с ориентацией на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности. Преподавание иностранного языка ведется в соответствии с Федеральными программами преподавания иностранного языка для общеобразовательных учреждений, отражающими содержание образования, определяющими планируемый уровень владения иностранным языком, а также минимальные требования к уровню подготовки выпускников. Эти программы являются ориентиром для разработки календарно-тематического планирования. Английский язык в начальной школе изучается с использованием учебно-методического комплектам под редакцией Биболетовой М.З.,

^ В ходе проверки деятельности преподавания языка выявлено, что учитель в основу обучения иностранному языку следуют принципам

  • Личностно-ориентированная направленность обучения, предполагающая учет индивидуальных особенностей каждого ученика, специфики каждой конкретной группы, что предполагает широкое применение групповой, коллективной, индивидуальной работы, имеющих ярко выраженный творческий характер, применение технологии сотрудничества.

  • ^ Деятельностный характер обучения иностранному языку, предполагающий коллективное общение, взаимодействие и сотрудничество (проектная методика).

  • Коммуникативная направленность, предполагающая организацию дискуссий, совместных обсуждений проблем, проектов.

  • Социокультурная направленность процесса обучения, ориентирующая на формирование у учащихся межкультурной компетенции.

  • Формирование и развитие информационной культуры школьников и др.

При проведении уроков в соответствии с планом работы, учитель показал их широкий тематический диапазон, разнообразие типов, форм и методов их проведения, умело использовали на практике все виды речевой деятельности. Каждый урок носил обучающий учебно-воспитательный характер, оснащен наглядностью, техническими средствами обучения. Учитель внедряет в практику применение современных информационных технологий, использует метод проекта, стремится использовать на своих уроках богатый дополнительный страноведческий материал. При проверке журналов выявлено, что в каждом полугодии учитель проводит не менее 4 контрольных работ по всем видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению и письму. В целях повышения результативности обучения, учитель сочетает урочные формы работы с внеурочными.


Анализ методической работы в МОБУ Мельничная основная общеобразовательная школа за 2011-2012 учебный год


^ I. Анализ условий, способствующих повышению профессиональной компетентности педагогов.

Средством педагогического мастерства учителей является хорошо организованная методическая работа. Роль методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных и воспитательных проблем. Ориентация методической службы на самообразование, саморазвитие и совершенствование крайне необходимо, ибо расширение культурного кругозора, способность к самокритике – это залог успешного развития профессионализма и творческого потенциала личности учителя.

Методическая работа в 2011-2012 учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательные программы и учебно-воспитательный процесс.

Учитывая уровень учебно – воспитательного процесса, сложившиеся традиции, запросы и потребности учителей, состояние учебно – материальной базы, а также особенности состава учащихся, на 2008-2012 учебный год была выбрана следующая методическая тема: «Реализация педагогических технологий в условиях личностно- ориентированного обучения».

^ Для решения названной темы был определен круг целей и задач:

  • Расширение знаний педагогов по вопросам детской психологии через работу психолого – педагогического семинара, включения вопросов психологии в работу школьных методических объединений.

  • Формирование системы диагностики интересов, творческих возможностей и развития личности школьника и учителя как основы перестройки учебного процесса на личностно – ориентированный.

  • Использование новых методик в педагогической деятельности, как средства повышения профессионального мастерства учителя.

  • Реализация современных педагогических технологий в условиях личностно – ориентированного образования.

  • ^ Гуманизация воспитательного процесса, выражающаяся в создании условий для всемирного развития личности учителя, для побуждения её к самоанализу, самооценке.



Для решения целей и задач были созданы следующие условия:

  1. Составлен план работы.

  2. Создана структура методической работы.

  3. Организована работа школьных МО.

  4. Диагностическая основа методической работы.



В соответствии с поставленными целями и задачами, методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

^ 1. Повышение квалификации педагогических кадров на курсах повышения квалификации;

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов в межкурсовой период;

3. Работа в методических объединениях;

^ 4. Постоянно действующие теоретические и практические семинары;

5. Работа с молодыми специалистами;


Курсовая переподготовка учителей за 3 года

Особое значение в повышении профессиональной компетентности педагога имеет повышение квалификации на курсах .

^ В течение последних трёх лет курсовую переподготовку прошли:



п/п

Предмет

2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

1.

Русский язык и литература

1







1

2.

Математика

1

1

1




3.

Химия




1

1




4.

Физкультура




1

1




5.

Начальные классы

2

2




2

6.

Курсы директоров

1







1

7

География




1







8

Технология




1




1

9

История




1

1




Для успешного осуществления учебно – воспитательного процесса немаловажную роль играет аттестация, которая является составной частью повышения педагогической квалификации. Она предполагает повышение профессионализма, развитие творческой активности, стимулирование деятельности, дифференцированную оценку результатов труда. Успешно прошли аттестацию на заявленные категории все учителя.

^ Аттестация педагогических кадров представлена в таблице.






2008-2009

2009-2010

2010-2011

2011-2012

II категория

6

5

3

2

I категория

6

8

10

8

Высшая категория

-

-

1

0



Необходимо обратить внимание на то, что все педагоги школы желают проходить аттестацию и получать более высокие квалификационные категории. Это говорит об объёме проводимой работы с педагогическими кадрами со стороны администрации. В будущем учебном году будет проходить аттестацию 2 педагога на I квалификационную категорию.


^ Деятельность методических объединений

В межкурсовой период основным направлением в работе методического совета является организация деятельности методических объединений.

В минувшем учебном году в школе действовали два методических объединения: учителей – предметников и классных руководителей, их работа строилась на основе диагностики.

^ Работа школьных МО была направлена на повышение профессионального мастерства педагогов.

Заседания методических объединений проходили в форме семинаров – практикумов, теоретико – практических семинаров, «круглых столов».

Проанализировав работу МО, следует отметить, что работа велась над созданием системы обучения, обеспечивающей потребность каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.

Целенаправленно велась работа по освоению учителями современных методик и технологий обучения. За учебный год было проведено 5 заседаний МО учителей – предметников, где рассматривались следующие вопросы:

  1. Эффективность проведения факультативных занятий по курсу православная культура.

  2. Моделирование уроков на современном этапе.

  3. Особенности и роль личностно – ориентированного обучения.

  4. Технологии в педагогике и образовании. Современные подходы.

  5. Повышение влияния инновационных процессов на качество знаний.

  6. Интегрированные уроки – одно из средств формирования интереса учащихся к предмету.

  7. Защита проекта как форма организации учебно – воспитательного процесса.

8) Изучение опыта работы «Защита проекта».



<< предыдущая страница   следующая страница >>