uzluga.ru
добавить свой файл
1


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Беломорского муниципального района

«Пушнинская средняя общеобразовательная школа»





Подготовила Воробьева С.В.,

учитель истории 5-6 г.о.


Пушной

2012


Цели:

1) Систематизировать и закрепить знания учащихся по истории древней Руси.

2) Развить навыки установления исторических связей между фактами и событиями, выявления причин, использования технологии критического обучения и КСО, межпредметных связей, групповой и парной работы.

3) Воспитать уважительное отношение к истории России, способствовать укреплению чувства товарищества в парной работе.


Учебное оборудование:

1) Мультимедийный проектор.

2) Презентация с электронными материалами к теме урока

3) Карточки для игры и рефлексии


Число учащихся: 6

Тип урока: обобщающий


^ 1. Вступительное слово учителя

Тема нашего урока – «Русь Древняя». Данный урок является обобщающим и сегодня мы должны продемонстрировать все, чему мы научились за последнее время в рамках изучения этой темы.

^ Кроссбух (работа в группах).




Чтение надписи «Откуда есть пошла русская земля?»

^ Постановка цели (вместе с обучающимися)

«Вот повести минувших лет,

откуда есть пошла Русская земля,

кто в Киеве начал первым княжить

и как возникла русская земля?

^ Речь учителя: Как вы думаете, о чем мы сегодня должны поговорить, что вспомнить?

Предполагаемый ответ учащихся: Мы должны вспомнить, как шло формирование

Древнерусского государства: какие восточно-славянские племена в него вошли, какие князья и в какое время правили, чем занималось население и др.

^ Речь учителя: Как мы могли бы сформулировать цель нашего урока?

Предполагаемый ответ учащихся: Цель нашего урока – проверить наши знания по главе «Русь Древняя»

^ Речь учителя: Цель нашего урока - обобщение и закрепление знаний по теме формирование Древнерусского государства. Мы должны продолжить навыки работы в парах сменного состава и в группах, поэтому мы будем играть, делиться прочитанным, активно обсуждать материал.

2.^ А) Актуализация знаний по теме посредством организации на стенде кластера с ключевым словом «Русь Древняя».

Речь учителя: Итак, я предлагаю начать с кластера. На стенде вы можете видеть ключевое словосочетание – ^ Русь Древняя.

Пожалуйста, назовите 5 слов, которые могли бы стать ключевыми для блоков кластера.

Предполагаемый ответ учащихся: восточные славяне, князья, государство, христианство, культура.

^ Речь учителя: Сейчас я предлагаю вам поработать в парах. Выберите слово или словосочетание и продолжите кластер по нему в тетрадях, затем представьте свой вариант.

У вас есть 3 минуты на эту работу.

^ Б) Парная работа над кластерами в тетрадях (3 пары).

Речь учителя: Итак, ваше время истекло. Прошу представителей пар выйти к доске и заполнить свою часть кластера и представить ее.

^ В) Выступление представителей пар у доски, заполнение своей части общего кластера ( из предложенных слов выбрать по своей теме).


Предполагаемый набор слов кластера по восточным славянам: 15 племен, язычество, земледелие (подсечно- огневая и переложная системы земледелия), скотоводство, бортничество, охота, рыболовство, ремесла, родовой старейшина, вече, вервь, народное ополчение, любовь к свободе.

^ Предполагаемый ответ ученика: Восточные славяне заселили в VI –VII вв. обширную территорию Восточной равнины. На этой территории проживало 12 (15) восточно- славянских племен (поляне, ильменские словене, древляне и др.) Основным занятием было земледелие. Они использовали подсечно- огневую или переложную системы земледелия. Также занимались скотоводством, бортничеством, рыболовством, охотой. Успешно развивались ремесла- выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело. Восточные славяне были язычниками, т.е поклонялись многим богам (Ярило, Перун, Стрибог, Велес, Мокошь). Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков (Щур, Домовой, русалки, водяной, леший). Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом, во главе стоял старейшина, имевший большую власть. По мере расселения кровно- родственную общину сменила соседская (территориальная) община- вервь. Для решения важных дел собирались на общий совет- вече. В случае военной опасности создавалось народное ополчение, которое строилось по десятичной системе ( десятки, сотни, тысячи). Славяне были хорошими воинами, отличались любовью к свободе, все вопросы решали сообща.

^ Предполагаемый набор слов кластера по князьям:

Рюрик, Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир, Ярослав I Мудрый, военные походы, погосты, уроки, дань

Предполагаемый ответ ученика: Деятельность первых киевских князей была подчинена двум основным целям. Во - первых, они стремились распространить свою власть на все восточно - славянские племена. Во- вторых, хотели выгодно продать полученное во время полюдья добро. Для этого необходимо было поддерживать торговые связи с другими странами. Наиболее привлекательной и доступной для русов была Византийская империя, поэтому киевские князья совершали военные походы на Константинополь, чтобы поддержать или восстановить торговые связи с Византией. С правлением Ольги связана первая государственная реформа - был установлен точный размер дани- уроки и места ее сбора- погосты. Святослав - выдающийся полководец своего времени (присоединил вятичей, разгромил волжских булгар, разгромил главные хазарские города Итиль, Саркел, Семендер, на Таманском полуострове было образовано русское Тмутараканское княжество, захватил ряд болгарских поселений, борьба с Византией). С правлением Владимира связано крещение Руси. Ярослав Мудрый положил начало созданию на Руси письменного свода (сборника) законов «Правда Ярослава»

^ Предполагаемый набор слов кластера по государству:

Киевский Великий князь, столица Киев, единые границы, дружина, договор с великим князем, единые законы и традиции, «Правда Ярослава», регулируемые отношения с другими государствами.

^ Предполагаемый ответ ученика: Государство- это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

^ Предполагаемый набор слов кластера по христианству:

Ольга, Владимир, митрополит, епископы, черное и белое духовенство, церковный устав, письменность

^ Предполагаемый ответ ученика: В 957 году княгиня Ольга отправилась в Царьград, где приняла христианство. В 988 году Владимир принял крещение. Вернувшись домой, он устроил массовое крещение жителей Киева. Новая религия стала распространяться по всей Руси, частью мирно, а кое-где в результате столкновений (например, в Новгороде). Во главе церкви стоял киевский митрополит, присылавшийся их Константинополя. Русь была разделена на округа во главе с епископами. Духовенство разделялось на белое (священники) и черное (монахи). При Владимире был принят церковный устав, который предоставил церкви широкие права. Принятие христианства оказало огромное влияние на дальнейшее развитие Руси: изменило быт наших предков, сохранило некоторые языческие праздники. Решительно запретило жертвоприношения, многоженство, кровную вражду. Духовенство призывало оказывать помощь убогим и нищим. Вместе с христианством на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство.

^ Предполагаемый набор слов кластера по культуре:

Патриотизм, устное народное творчество, летописи, Нестор, былины, жития, Иларион, зодчество, изобразительное искуство, фрески, мозаики, письменность

^ Предполагаемый ответ ученика Главным мотивом древнерусского искусства был патриотизм, призыв к объединению народных сил от внешних врагов. С незапамятных времен развивалось на Руси устное народное творчество- песни, былины, сказки. Любимыми былинными героями стали Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Народ воспевал не только ратные подвиги богатырей, но и нелегкий труд пахаря- земледельца в образе Микулы Селяниновича. В 11 веке появились письменные познавательные произведения, т.е зарождается древнерусская литература: летописи, жития (описания жизни людей). Деревянное и каменное строительство (Софийский собор в Киеве тринадцатикупальный 1=4=8; Софийский собор в Новгороде - пятикупольный). Иконы, фрески, мозаика, торжественное богослужение, церковное пение составляли удивительное храмовое единство. Русь славилась своими искусными ремесленниками- оружейниками, ювелирами

^ Речь учителя: Спасибо всем за работу. Нам удалось многое вспомнить, но кое-что еще предстоит.

3. Речь учителя: Итак, в рамках заполнения кластера мы вспомнили ту основную информацию об истории создания Древнерусского государства.

А сейчас мы проведем с вами игру « Звездный час»

Позвольте познакомить вас с условиями проведения соревнования:

- в игре участвуют все.

- выбывающих нет.

За ходом игры наблюдает Совет старейшин в составе: Мухина Л.А., Ефремова И.М., И.Н.Рябова, Т.И.Танцева

По итогам 4 туров определяются 2 финалиста, затем финал.

И сегодня мы узнаем, для кого наступит «Звездный час». Удачи всем!

^ I тур (слайд 2). Верования славян (5)

II тур (слайд 3) Первые киевские князья. Установи последовательность

(карточки 5,6 поменять местами)

(слайд 4) А теперь обратимся к летописи Нестора «Повесть временных лет»:


-) В год 862 и избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь и пришли. И сел старший, в Новгороде, а другой –Синеус- на Белоозере, а третий, Трувор, - В Изборске. И от тех варягов прозвались новгородцы - Русская земля.

^ Как звали старшего князя(1- Рюрик)


-)В год 945 сказала дружина князю: Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, а мы наги. Пойдем, князь, с нами за данью, и себе добудешь. И нам». И послушал их князь - пошел к древлянам за данью и прибавил к прежней дани новую. Взяв дань, пошел он назад, поразмыслив, сказал своей дружине: «Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще» И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что идет снова. Держали совет с князем своим: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит».

^ О каком князе идет речь? (3 – Игорь)

-) «Христос бог, сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, господи, познать тебя, истинного бога. Утверди в них правильную и неуклонную веру, и мне помоги, надеясь на тебя и на твою силу»

Кто из князей произнес эти слова? (6- Владимир)

III тур (слайд 5). Исторические даты

  1. Назовите год крещения Руси (2)

  2. Назовите дату начала правления Ярослава Мудрого (4)

  3. Назовите годы правления одного из первых киевских князей- выдающегося полководца Святослава (5)

  4. В каком году были произнесены следующие слова « Земля наша велика и обильна, а наряда (управления) в ней нет. Да пойдите (приходите) княжить и володете нами» (1)

  5. В каком году была проведена первая государственная реформа на Руси (3)

  6. В каком году новгородским князем стал Олег (^ 6)

IV тур (слайд 6). Исторические термины.

Я буду озвучивать определения. Вам необходимо поднять карточку с вариантом ответа. Совет старейшин должен зафиксировать ваш ответ.

9.Вече-

народное собрание на Руси

6.Полюдье-

объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани

4.Уроки-

размер дани и сама дань в Древней Руси. Были установлены реформой княгини Ольги.

7.Митрополит-

титул Главы Русской православной церкви

2.Усобицы-

княжеские раздоры на Руси

8.Вотчина-

наследственное земельное держание.

1.Общество-

люди, объединенные общей жизнью и деятельностью в одном государстве.

3.Политика-

искусство управлять государством.

5.Государство


Это такая организация жизни, при которой существует единая система управления людьми, проживающими на одной территории; взаимоотношения между ними регулируются на основе единых законов (или традиций), осуществляется охрана границ; регулируются тем или иным образом взаимоотношения с другими государствами и народами.

^ Слайды 7-8. Выводы

V тур (слайд 9). Финал.

В участия в финале приглашаются Евсеева Елена и Колотушкина Софья.

Вам будет предложено слово. Необходимо придумать как можно больше слов за 1 мин. Внимание - это слово ГОСУДАРСТВО. Время.

^ И победителем нашей игры становится Евсеева Елена.

Поздравляем! Твой звездный час настал, тебе слово.

Награждение участников и победителя.

^ Б) Заполнение карточек рефлексии.




Речь учителя: Итак, давайте подведем итоги нашего урока и дадим оценку нашей работе и знаниям, которые мы получили в ходе прохождения темы «Русь Древняя». У каждого из вас на столе находится карточка рефлексии. Я прошу подумать и заполнить ее в течение 1 минуты.

^ Речь учителя: Кто желает поделиться тем, что он написал?

5. А) Оценка работы каждого учащегося

Б) Вывод

Речь учителя: Давайте попробуем сделать вывод по теме «Русь Древняя». Кто желает попробовать?

Речь учителя: Таким образом,

В конце IX века на землях восточных славян сложилось государство, получившее название Русь. Оно появилось как закономерный результат изменений, происшедших во внутренней жизни восточно- славянских племен, и было ускорено внешним фактором- нападением варягов на северо- западные земли и хазар на южные.

Спасибо всем за урок.