uzluga.ru
добавить свой файл

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


1. Сформированность нравственного потенциала

1. Методика С. Петровой «Пословицы»

2. Определение ценностных приоритетов деятельности подростков 13-17 лет

2. Эстетический потенциал

  1. «Репка»

  2. Диагностика отношений к жизненным ценностям

3. Коммуникативный потенциал

Р. Овчарова «Выявление коммуникативных способностей учащихся»

^ 4. Удовлетворённость учащихся педагогов, учащихся и родителей жизнеспособностью коллектива

Методики:

Педагогов – Е. Степанова.

Родителей – Е.Степанов

Учащихся – А.Андреева

^ 5. Сформированность общешкольного коллектива

1. А. Лутошкин «Какой у нас коллектив»

2. К. Рудестам «Морские командные учения»









Методика диагностики отношения к жизненным ценностям


Инструкция: « представьте , у вас есть волшебная палочка и список из 10 желаний, но выбрать можно только 5»


Желания:


1.Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6.Иметь возможность командовать людьми.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.


Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: 2,3,6,7,10.

5 положительных ответов - высокий уровень

3-4 –средний уровень

2- ниже среднего уровень

1-0 – низкий уровень.


Сводная таблица результатов выбора учащимися желаний:


Фамилии учеников


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1































2

































^ «РЕПКА» ИЛИ «ЧТО ВО МНЕ ВЫРОСЛО»

1.

Инструкция: Уважаемый друг, поразмысли и ответь честно , что в тебе за этот год «выросло» и тогда поставь рядом с цифрой + , а что стало хуже –


  1. физическая сила и выносливость;

  2. умственная работоспособность;

  3. сила воли;

  4. Выдержка, терпение и упорство;

  5. ум, сообразительность;

  6. память;

  7. объём знаний;

  8. внимание и наблюдательность;

  9. критичность и доказательность мышления;

  10. умение всегда видеть цель и стремиться к ней;

  11. умение планировать работу;

  12. Умение организовать свой труд;

  13. умение беречь время;

  14. умение контролировать и анализировать свою работу и поступки;

  15. умение при необходимости работать самостоятельно без посторонней помощи;

  16. чуткость и отзывчивость к людям;

  17. умение работать вместе с товарищами, видеть кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь;

  18. умение подчинять свои желания интересам дела и коллектива;

  19. Умение видеть и ценить прекрасное в природе, в человеке и в искусстве;

  20. умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причёсываться.


2. над какими качествами ты собираешься работать в ближайшее время ( перечисли цифры из предыдущего вопроса)


3. что бы ты хотел пожелать себе на будущее?


Результаты


год

Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

2








































































^ МЕТОДИКА “КАКОЙ У НАС КОЛЛЕКТИВ”

(разработана профессором А.Н. Лутошкиным)

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся
своим коллективом.

Ход проведения. Школьникам предлагаются характеристики различных уровней развития коллектива: “Песчаная россыпь”, “Мягкая глина”, “Мерцающий маяк”, “Алый парус”, “Горящий факел” (Лутошкин А.Н. Как вести за собой» М., 1986).

^ Песчаная россыпь”

Присмотритесь к песчаной россыпи — сколько песчинок
собрано вместе, и в то же время каждая из них сам а по себе.
Налетит слабый ветерок и отнесет часть песка в сторону,
рассыплет по площадке. Дунет ветер посильнее и не станет
россыпи.

Бывает так и в группах людей- Там тоже каждый как песчинка: и вроде все вместе, и в то же время каждый отдельно.
Нет того, что “сцепляло” бы, соединяло людей. Здесь люди
или еще мало знают друг друга, или просто не решаются, а
может быть, и не желают пойти навстречу друг другу. Нет
общих интересов, общих дел. Отсутствие твердого, авторитетного центра приводит к рыхлости, рассыпчатости группы.

Группа эта существует формально, не принося радости и
удовлетворения всем, кто в нее входит.

^ Мягкая глина”

Известно, что мягкая глина — материал, который сравнительно легко поддается воздействию, и из него можно
лепить различные изделия. В руках хорошего мастера, а таким
в группе, классе, ученическом коллективе может быть командир или организатор деда, этот материал превращается в
искусный сосуд, в прекрасное изделие. Но он может остаться
простым куском глины, если к нему не приложить усилий.
Когда мягкая глина оказывается в руках неспособного человека, она может принять самые неопределенные формы.

В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые
усилия по сплочению коллектива, хотя они и робки, не все

получается у организаторов, нет достаточного опыта совместной работы.

Скрепляющим здесь звеном еще являются нормальная
дисциплина и требования старших. Отношения разные — доброжелательные, конфликтные. Ребята по своей инициативе
редко приходят на помощь друг другу. Существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются друг
с другом, нередко ссорятся. Подлинного мастера — хорошего
организатора пока нет или ему трудно проявить себя, так
как по-настоящему его некому поддержать.

^ Мерцающий маяк”

В штормовом море маяк приносит уверенность и опытному и начинающему мореходу: курс выбран правильно, “так
держать!” Заметьте, маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: “Я здесь, я
готов прийти на помощь”.

Формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел
верным путем. В таком ученическом коллективе преобладает
желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе. Но желание — это еще не все. Дружба, товарищеская
взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже частых вспышек. В группе есть на кого
опереться. Авторитетны “смотрители” маяка. Те, которые не
дадут погаснуть огню, — организаторы, актив.

Эта группа заметно отличается от других групп своей
индивидуальностью. Однако ей бывает трудно до конца собрать свою волю, найти во всем общий язык, проявить
настойчивость в преодолении трудностей, не всегда хватает
сил у некоторых членов группы подчиниться коллективным требованиям. Недостаточно проявляется инициатива,
не столь часто вносятся предложения по улучшению дел не
только в своем коллективе, но и в более значительном коллективе, в который он, как часть, входит. Мы видим проявление активности всплесками, да и то не у всех.


^ Алый парус”

Алый парус — это символ устремленности вперед, не успокоенности, дружеской верности, преданности своему долгу.
Здесь действуют по принципу “один за всех, и все за одного”.
Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга
сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательного

Командный состав парусника — знающие и надежные
организаторы, авторитетные товарищи. К ним обращаются за
советом, помощью, и они бескорыстно оказывают ее. У большинства членов “экипажа” появляется чувство гордости за свой
коллектив; все переживают горечь, когда их постигают неудачи. Коллектив живо интересуется, как обстоят дела в других
коллективах, например, в соседних. Бывает, что приходят на
помощь, когда их об этом попросят.

Хотя коллектив и сплочен, но бывают моменты, когда
он не готов идти наперекор бурям и ненастьям. Не всегда
хватает мужества признать свои ошибки сразу, но постепенно положение может быть исправлено.


^ Горящий факел”


Горящий факел — это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
Да, здесь хорошо проявляются все качества коллектива,
которые мы видели на ступени “Алый парус”. Но это не все.

Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, подымаясь на скалы, спускаясь в ущелья, проторяя новые тропы. Но разве можно чувствовать себя счастливым, если рядом
кому-то трудно, если позади тебя коллективы, группы, которым нужна твоя помощь и твоя крепкая рука. Настоящий коллектив — тот, где бескорыстно приходят на помощь, делают
все, чтобы принести пользу людям, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего сердца дорогу другим.

Учащиеся оценивают уровень развития своего коллектива
На основании ответов педагог может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классом, узнать, как оценивают школьники его сплоченность,
единство. Вместе с тем удается определить тех учащихся,
которые недооценивают или переоценивают (по сравнению
со средней оценкой) уровень развития коллективистских
отношений, довольных и недовольных ими.

Возможен и другой вариант использования этой методики. Школьники обсуждают, разбившись на группы, следующие вопросы: на каком этапе развития коллектива находится наше классное сообщество и почему; что нам мешает
подняться на более высокий уровень развития коллектива;


Таблица обработки методики « Какой у нас коллектив»





5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

Россыпььь
















Глина
















Маяк
















Парус
















Факел


















^ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ

УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ

( разработана А.А. Андреевым)


ЦЕЛЬ: определить степень удовлетворённости учащихся школьной жизнью.

^ ХОД ПРОВЕДЕНИЯ.

Учащимся предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:


4 — совершенно согласен;

3 — согласен;

. 2 — трудно сказать;

1 — не согласен;

О — совершенно не согласен.

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к

самостоятельной жизни.
10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на
общее количество ответов. Если У больше 3, то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же
У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно
свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.


Сводная таблица обработки результатов изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью.





5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

всего

1



















2




















^ Методика определения ценностных приоритетов для подростков13-17 лет

Инструкция:

Определите своё отношение к данным ценностям по следующей шкале:

4- очень значимы

3- значимы

2-не очень значимы

1-неприемлемы

0- непонятны

  1. Верность поставленной цели.

  2. Способность к состраданию

  3. Участливость

  4. Надёжность, безопасность

  5. Убеждённость

  6. Стремление сотрудничать с другими

  7. Мужество

  8. Упорство в достижении целей

  9. Энтузиазм, активное отношение к жизни

  10. Справедливость

  11. Вера

  12. Верность

  13. Чувство товарищества

  14. Способность прощать

  15. Дружелюбие

  16. Вежливость

  17. Великодушие

  18. Готовность прийти на помощь

  19. Святость

  20. Честность

  21. Смирение

  22. Инициативность и находчивость

  23. Оптимизм

  24. Доброта

  25. Любовь

  26. Преданность в дружбе

  27. Послушание

  28. Терпение

  29. Миролюбие

  30. Настойчивость

  31. Радостное восприятие жизни.




Фамилия

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31