uzluga.ru
добавить свой файл
1

Формирования у школьников опыта правовых отношений и правового поведения.


Человек родился на свет! Этим он уже доказал своё первое право – право на жизнь. Ребёнок становится полноправным гражданином своей страны, жителем планеты Земля. С первых минут жизни он уже имеет свои права.

Права – это те права и свободы, которыми должен обладать каждый человек вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Их не нужно покупать, зарабатывать или наследовать, они принадлежат людям просто, потому что они – люди.

Их нельзя отобрать – никто не имеет права лишить прав другого человека ни по какой причине

Очень часто, в современном мире и взрослым, и детям приходится сталкиваться с нарушением прав и свобод. Задача классного руководителя – учителя начальной школы - формировать основы не только знаний, но и норм поведения, убеждений, привычек, потребностей личности.

Важность решения этой задачи состоит в том, что осуществление прав личности есть одно из главных условий физического и психологического благополучия подрастающего поколения, его нравственного развития. В этой связи большое значение для успешной социализации учащихся имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием.

Права дают возможность людям уважать друг друга и сосуществовать друг с другом. Иными словами, они являются не просто правами, которые необходимо соблюдать, но и правами, соблюдение которых необходимо требовать от других.

Нарушение прав человека и основных свобод является не только личной трагедией, но и создает условия для беспорядков, порождает насилие и конфликты между людьми.

Для того чтобы ученики были уверены в себе, подготовлены к жизни в быстро меняющемся мире, классному руководителю необходимо воспитывать, развивать, формировать в детях основу взаимоотношений в правовом государстве - уважение к себе (соблюдение своих прав и обязанностей) и, как следствие, уважение к другому человеку (уважение его прав и свобод).

В связи с этим появляется необходимость создания педагогических условий, организации системы работы для формирования у школьников опыта правовых отношений и правового поведения.

В результате наблюдений, проведенного анкетирования «Знаешь ли ты свои права и обязанности?» среди учащихся 3 класса было выявлено, что только 25% школьников знают свои права, 45% - не уверены в полноте своих знаний; 20% - не знают своих прав вообще. Что касается обязанностей, то 50% третьеклассников знают, могут назвать какие обязанности у них, как у школьников существуют, в то же время признаются, что не всегда их выполняют. Среди названных учениками прав чаще всего упоминались: право на жизнь, на образование, на медицинскую помощь, на собственное мнение, на личную неприкосновенность; среди обязанностей: слушаться родителей, старательно учиться, соблюдать режим дня. Затруднения у большинства детей вызывают задания, вопросы, связанные с документами, в которых записаны права и обязанности школьников, только дети не смогли назвать Конвенцию о правах ребенка и Декларацию по правам человека.

Таким образом, у учащихся 3 класса на низком уровне сформированы следующие представления, качества в области правовых отношений:

  • правовая культура и грамотность учащихся (знание правил и норм поведения, документов, регламентирующих правовое поведение);

  • уважение к правам другого человека;

  • практический опыт деятельности в реальных жизненных ситуациях, регулируемых правилами и нормами;

  • набор умений и навыков действия в социальной сфере;

  • способность к удерживанию своей позиции.


^ Внеклассное занятие.


Тема. Путешествие в страну Правознайку.

Задачи:

- формировать у учащихся представления об их правах и обязанностях, правилах и нормах поведения в обществе;

- закрепить правовые знания, касающиеся основополагающих международных документов о правах человека;

- развивать активность, творческое мышление;

- формировать навыки практического использования полученных знаний, уважение друг к другу.

Оборудование: презентация «Права ребенка», карточки с заданиями, документы: «Конвенция о правах ребенка», «Всеобщая декларация прав человека», действующие лица (учащиеся класса)


^ Ход занятия:


I. Введение понятий «право», «обязанность»

Знакомство с основными документами.


- Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди, а одновременно с ними и главные вопросы. Что люди могут делать, чего не могут, что разрешено, а что нельзя? Что они обязаны делать? На что они имеют право, а на что нет?

Очень долго решались эти вопросы, и когда их решили, появилась Всеобщая Декларация прав человека – заявление о правах и свободах людей во всем мире.

- Что такое права человека?



- Кроме «Всеобщей декларации о правах человека» существует и другой очень важный документ «Конвенция о правах ребенка», в котором также записаны все права, только не всех людей, как в Декларации, а права детей всего мира. Конвенция прав ребенка была принята 20 ноября 1989. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучие, образовании и всестороннем развитии.




- Ребята, а гражданами какой страны вы являетесь?

- Так вот, наша страна тоже подписалась под «Конвенцией о правах ребенка», а значит – пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах.

- А какие права есть у детей? Вам интересно узнать?


В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.


^ II. Знакомство с некоторыми статьями

«Конвенции о правах ребенка» на примере сказок


  1. Право на жизнь (ст. 6)

  1. Сценка с героями сказки « Гуси – лебеди»


(Звучит русская народная мелодия.)

Баба – Яга. А ну-ка, Ивашка, сядь ко мне на лопату!

Ивашка.      Зачем это?

Баба – Яга. Как это зачем? Я тебя зажарить хочу и съесть!

^ Ивашка. Ой-ей-ей! Спасите! Помогите! Съесть, зажарить хотят! Люди добрые, из беды меня выручайте!

Мадам Декларация. Не беспокойся, милый Ивашка, выручим обязательно! Вот сейчас Статью встретим и послушаем!

(Входит Статья.)

^ Статья.

« Никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному обращению»!

Мадам Декларация. Вам все понятно, Баба Яга?

Баба Яга. Понятно, понятно! Ухожу я от вас! Тоже мне, знатоки прав!

Уходит

Ивашка. Вот спасибо, люди добрые! Думал все, конец мне, съест меня Баба Яга!

Статья. Пойдем – ка, дружек, будем с тобой изучать Декларацию прав человека!

Ивашка. С удовольствием. (Уходят)


2. Послушайте отрывок из сказки «Колобок» (сцена встречи Колобка с лисой).

- Какая опасность угрожает Колобку? Какое право нарушила Лиса?

- Да, ребята, лиса нарушила право, которое имеет каждый человек, и оно записано в Конвенции – это право на жизнь.

- А в каких сказках, которые вы знаете, также нарушается это право? («Волк и семеро козлят», «Красная Шапочка», «Сказка о мертвой царевне», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»)




- Каждый человек должен сам стремиться защищать себя и свою жизнь, в том числе и дети: прежде всего не впускать никого чужого в дом, не вступать в доверительные разговоры с незнакомыми людьми, соблюдать правила дорожного движения, не играть с огнем.

- Ребята, на примере сказочных героев с каким правом мы познакомились?

Итак, первое право, которое имеет каждый ребенок – право на жизнь.


^ 2. Право на имя (ст. 7)

- Ребята, внимательно послушайте отрывок из известной вам сказки: «…И как только она поцеловала лепестки, там внутри, в бутоне, что-то щелкнуло, цветок распустился. Это был точь-в-точь тюльпан, но в самой чашечке на зеленом пестике цветка сидела девочка. Она была маленькая – маленькая, всего в дюйм ростом. Ее так и прозвали … Дюймовочка».

- Слово Дюймовочка это что?

- А как назвал Папа Карло мальчика, которого он выстругал из полена?

- Буратино – это что?

_ Родители при рождении дают вам имя.

( Чтение стихов)

1-й ученик:

Как славно девочек зовут,

Вот Настя - шелковый лоскут,

И Олечка – листва лесная,

И Маша – звездочка ночная.

2-й ученик:

Как славно мальчиков зовут,

Вот Боря – пушечный салют,

И Павлик – парус средь простора,

И Рома – ровный рев мотора.

- Ребята, как вы думаете, о каком праве мы сейчас говорили?

- Какое право детей соблюдается?  ( Право на имя)

- Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» говорится о том, что каждый имеет право на имя.

У каждого из вас есть имя. Назовите, пожалуйста, ваши имена.

- Родители придумывают вам имя, дают фамилию, а затем ваши данные записывают в специальный документ – свидетельство о рождении (показывает свидетельство о рождении). Это первый документ ребенка. Он есть у каждого из вас. Свидетельство о рождении говорит не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая заботится о его благополучии.

Итак, второе право, которое имеет каждый ребенок – право на имя.


^ 3. Право на защиту от разлучения с родителями. (ст. 9)

Просмотр фрагмента мультфильма «Мамонтенок».

- Ребята, что общего в сказках «Гуси-лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева» и в мультфильме «Мамонтенок»?

- Какое правило было нарушено?

- Кто помог этим героям?




Итак, третье право, которое имеет каждый ребенок – право на защиту от разлучения с родителями.

^ 4. Право на образование. (ст. 26)

- Ребята, мы с Вами читали рассказ Л.Н.Толстого «Филиппок». Каким правом воспользовался мальчик, отправившись в школу?

- Герои, каких сказок, пользовались своим правом на образование?




Итак, четвёртое право, которое имеет каждый ребенок – право на защиту от разлучения с родителями


^ 5. Право на медицинскую помощь.

- Если кто-то из детей заболеет, к кому он обращается? Давайте и мы отправимся к доктору Айболиту.

Айболит.

Здравствуйте, дети.

Что случилось, вы заболели?

Вы не будете болеть,

Ну а вдруг случится,

Буду горлышко вам греть,

В ноги класть горчицу,

К вам домой всегда приду,

Выпишу лекарства,

Ведь нельзя болеть вам всем,

Кашлять и сморкаться.

- Ребята, какое право соблюдается? ( Право на медицинское обслуживание)

- Пятое право, которое имеет каждый ребёнок – право на медицинскую помощь.


^ 6. Право на владение имуществом.

 Сценка с героями сказки «Буратино» (звучит муз. Фрагмент из муз. фильма – сказки «Приключение Буратино»)
Буратино (загадочно). Крекс! Пекс! Фекс! Ну вот, дело сделано! А теперь я буду ждать, когда вырастет дерево с золотыми монетами, чтобы я мог купить моему дорогому папе Карло миллион новых курток!
(^ За спиной Буратино появляются Кот и Лиса с оружием в руках.)
Кот и лиса. А ну-ка, руки вверх! Где ты прячешь деньги, негодный мальчишка? Немедленно отдай их нам!
Буратино. Ни за что! Они мои! Моему бедному папе Карло необходима куртка!
^ Мадам Декларация. Ты абсолютно прав, Буратино! Вот послушайте вместе с другими ребятами, что расскажет об этом Статья.
Статья. Первое! «Каждый человек имеет право владеть имуществом»! Второе! «Никого нельзя произвольно лишать его имущества»!
Мадам Декларация. Так что, Кот Базилио и Лиса Алиса, вы нарушаете права Буратино и можете понести заслуженное наказание! Уходите лучше по добру – поздорову!
(^ Кот и Лиса неохотно уходят.)

Статья. А ты, Буратино, пойдешь со мной, я расскажу тебе еще много интересного, чтобы тебя больше никто не мог обмануть! (Статья  и Буратино уходят.)

- Итак, шестое право, которое имеет каждый ребёнок - право владеть имуществом.

^ 7. Право на специальную охрану и защиту.

- Каждый человек в тот или иной момент своей жизни нуждается в помощи и защите.

Послушаем, что нам хочет рассказать Сережа.

- Я свою сестренку Лиду

Никому не дам в обиду!

Я живу с  ней очень дружно,

Очень я её люблю,

А когда мне будет нужно,

Я и сам её побью.

- Ребята, правильно поступает Сережа? Какое право он нарушает? (Право на защиту)

- Итак, седьмое право, которое имеет каждый ребёнок - право на защиту.


^ 8. Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища.


Сценка с героями сказки «Красная Шапочка»


Волк. Здравствуй, Красная Шапочка!
Красная Шапочка. Здравствуйте, господин Волк!
Волк. Куда ты идешь?
^ Красная Шапочка. К бабушке
Волк. А где живет твоя бабушка?
Красная Шапочка. Надо идти вон по той дороге!
Волк. Понятно! Ну всё, удачи тебе, Красная Шапочка, а я побежал! У меня дела!
(^ Злорадно смеется и убегает.)
Мадам Декларация. Что же ты наделала, деточка? Зачем показала Волку дорогу? Он же может съесть твою бабушку, а затем тебя, и тем самым нарушит ваши права!
^ Красная Шапочка. А что же делать?
Мадам Декларация. Для начала послушай мою Статью 3!

(Выходит Статья 3)
Статья 3. Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу!
^ Красная Шапочка. Уважаемая Статья 3, помогите мне, пожалуйста!
Статья 3. Пойдем, Красная Шапочка, Волка догоним и постараемся его образумить!
Красная Шапочка. Спасибо Вам большое! Пойдемте!
Мадам Декларация. Ну вот, друзья, вы и познакомились со мной и некоторыми моими помощницами! Но это еще не всё! Вы с нами еще обязательно встретитесь!
Выходят все предыдущие статьи


III. Работа в группах


- А сейчас вам самостоятельно нужно будет определить, каким правом герои воспользовались, а какие права героев были нарушены?

(Каждая группа получает карточки)


Карточка 1

- Карабас-Барабас заставлял кукол выступать ежедневно по нескольку раз без перерыва.


- Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у лисы избушка и растаяла. Вот она меня из избушки и выгнала.

Карточка 2

- Говорящий сверчок посоветовал Буратино отправиться в школу и набраться там ума.

- Полицейские силой ворвались в каморку папы Карло.

- И повадился кто- то их пшеницу мять и топтать.


Карточка 3

_ Ведьма схватила Алёнушку, привязала ей на шею камень и бросила в воду. Сама, обернулась Алёнушкой, надела её одежду и вернулась в дом. 


- Когда - то Карло ходил с шарманкой. Пением и музыкой добывал себе на хлеб. Сейчас Карло был уже стар и болен, и шарманка его давно сломалась, и ему нечем стало зарабатывать себе на хлеб.


^ За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. По количеству набранных баллов определяется команда-победительница.


- Ребята, мы рассмотрели несколько важных прав из Конвенции. Назовите их.




- А о чем мы еще забыли сказать?

^ Права ребёнка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

- Дети, вы должны помнить, что ПРАВ у человека много, а обязанностей всего две:

1) уважать права и свободы других людей;

2) соблюдать законы, т.к. неисполнение их повлечёт проблемы либо с государством, либо с другими людьми, которые пользуются такими же правами, как и ты.

^ Викторина для детей

(для проверки и закрепления полученных правовых знаний проводится викторина с использованием презентации.)

Слайд 1.
- В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? («Лиса и Заяц», лиса).


Слайд 2.
- В какой сказке и кто воспользовался правом на свободное передвижение и путешествовал на прутике между двумя утками? («Лягушка-путешественница», лягушка)

Слайд 3.
- В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино», Карабас-Барабас)

Слайд 4.
- В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок»)

Слайд 5.
- Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-Яга) 

Слайд 6.
-В какой сказке народ свободно наслаждался искусством бродячих артистов? («Бременские музыканты»).


^ Игровая пауза.

Игра «Разрешается-запрещается.

Правила игры: если согласны, то хором говорим «разрешается», а если не согласны-«запрещается».

(идет показ плакатов)

а) Посмотри на этот знак- человек поднял флаг.

Слушать мнение ребенка …(разрешается)

б) Вот в углу стоит мальчонка, плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка…(запрещается)

в) С мамой дети жить должны, ей цветы всегда дарить- это… (разрешается)

г) Эта грань обозначает: мать с ребенком разлучают, это…(запрещается) а) д) д) Рисовать и петь, учиться, если заболел- лечиться, это…(разрешается)

е) Этот трудится ребенок, мало у него силенок,

ж) Ноги подгибаются, применять детский труд…(запрещается)

з) Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить,    это…(разрешается)

с) Этот слабый горбит спину, перед сильным преклоняется,

Быть рабом у господина строго…(запрещается)

 

^ Поэтическая страничка.


А теперь мы очутились в Поэтическом городке страны Правознайки.

1 ученик: Мы знаем, о законе мало, но больше всех иных,

Мы знаем, делать нужно то, что благо для других.

2 ученик: Человеку много нужно, чтоб прожить счастливо!

Нужен дождь и даже лужи, нужно с кем – нибудь дружить.

3 ученик: Нужен ветер, нужно море, и , конечно же леса,

Нужно счастье, нужно горе и родные голоса.

4ученик: Невозможно без природы, без синеющих небес,

Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес!

5ученик: Чтобы жить на белом свете, чтоб остался рядом друг,

Надо главное заметить, все почувствовать вокруг.


6 ученик: (стихотворение «Новый закон»)

На час начальником бы стать, среди законодателей

Велел бы я закон издать - для взрослых обязательный.

«В дни отдыха,- гласил бы он,- одних, без нас, родителей

В театры, в цирк, на стадион не допускать, как зрителей».

Пусть надпись - буквы покрупней!- там ярко освещается:

Вход мамам, папам без детей строжайше запрещается!

Тогда бы поняли они, все взрослое сообщество,

Как детям в праздничные дни, быть вместе с ними хочется!

 

Ребята, вы хорошо запомнили права? Сейчас будем работать в группах, вы должны придумать лозунг. Лозунг – это призыв к чему-либо. Итак, напишите призыв на плакате и громко его прочитайте      (Каждая группа обсуждает и пишет лозунг).

Лозунги:

       Даёшь бесплатное образование!

       Нет – насилию и жестокому обращению!

      Даешь качественное медицинское обслуживание! и др.


 - Вот и подошло к концу наше путешествие в страну Правознайку. Чтобы этот город надолго сохранился в вашей памяти, я предлагаю вам нарисовать его символ: улыбающееся, ласковое солнце. Во все времена  люди самое хорошее и доброе сравнивали с солнцем. В каждом человеке живет солнце, это- то добро, которое мы  дарим людям. И ничего, что вы ещё маленькие. Солнце в вас может жить самое большое!

^ Дети под музыку рисуют  в альбомах улыбающиеся солнышки. Выставка детских работ.


Ресурсы Интернет:

http://www.start.crimea.ua/news/news_details.php?news_type_id=13&new

www.godembassy.org - Декларация

http://www.bookin.org.ru/book/194854.jpg - Конвенция

http://gnomik-nn.narod.ru/fairytale/kolobok.html - Колобок и Лиса

http://yarland.ru/rest/afisha/event_2096.html - Дюймовочка

http://www.lentatv.ru/55125 - Буратино

http://www.kelia.ru/pages/deti/andersen/sn-koroleva.htm - Снежная королева

http://www.radio-dialog.ru/content/articles/index.php?article=368&PAGEN_1=3 - Филиппок