uzluga.ru
добавить свой файл

ФОРМИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ

ЭКОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА СТАНЦИИ

ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

_____ О.В. Ярушина, Т.В. Мекюрова, Г.М. Пилипчук

Станция юных натуралис­тов начала свою деятель­ность в августе 1980 года и стала центром натуралисти­ческой и природоохранной работы в городе. У истоков юннатского движения стояли учителя биологии Худякова Т.А., Мальцева Л.С., Лазаре­ва Н.В., Паначева Н.П., По­пова Т.К., Гилязетдинова Г.Х., Туполева Л.В. Педаго­гический коллектив станции юннатов был небольшой, 10 руководителей кружков, ко­торые объединили вокруг себя около 300 школьников. Юннаты высаживали дере­вья, разбивали клумбы, оформляли учебно-опытные участки, чистили зеленую зону города от мусора, соби­рали лекарственные травы, строили домики для птиц, спасали мальков после поло­водья реки Оби и т.д. Юннат­ская работа содержала в себе лабораторный эксперимент, экскурсии, фенологические наблюдения, предусматрива­ла проведение опытов и ис­следований в природе. Это была традиционная кружко­вая работа, присущая всем детским, внешкольным уч­реждениям эколого-биологи­ческой направленности.

Совместными усилиями руководителей кружков и юн­натов было положено начало созданию коллекции живот­ных и растений. В 1986 году на станции юных натуралис­тов был организован мини-зоопарк. Это самый крупный уголок живой природы, нахо­дящийся в учреждениях до­полнительного образования Российской Федерации и в настоящее время являющийся

членом ЕАРАЗА (Евро-Ази­атской региональной ассоци­ации зоопарков и аквариу­мов). На его базе осуществля­ется учебно-воспитательная, натуралистическая, исследо­вательская, природоохранная и культурно-просветительс­кая работа. Мини-зоопарк имеет несколько экспозиций как местной, так и экзотичес­кой фауны и на 1 января 2005 года число видов и экземпля­ров животных составляло: млекопитающие - 24 вида (151 экз.); птицы - 63 вида (263 экз.); рептилии - 15 ви­дов (55 экз.); амфибии - 3 вида (12 экз.); рыбы - 46 ви­дов (441 экз.); беспозвоноч­ные - 6 видов (547 экз.). Все­го: 157 видов, 1469 экземпля­ров. Среди них много экзоти­ческих животных: крокодил, змеи, попугаи, обезьяны, фе­неки, носухи и другие. Ши­роко представлена и местная фауна: орланы, журавли, совы, лисицы, лебеди, утки и многие другие. Проект

О^ Б АВТОРАХ

ЯРУШИНА О.В.,
канд. пед. наук,

засл. учитель РФ,

членкор Международной

академии ДО,

директор СЮН г. Сургута

* МЕКЮРОВАГ.В..

канд. биол. наук, Почетный работник общего образования, замдиректора СЮТ

^ ПИЛИПЧУК Г.М..

отличник народного

просвещения,

замдиректора СЮН г. Сургута

«Мини-зоопарк» имеет две обширные исследовательс­кие программы: «Этологи-ческие наблюдения за живот­ными в неволе» и «Реабили­тация и возвращение диких животных в природу» (совме­стно с научными сотрудника­ми государственного природ­ного заповедника «Юганс-кий»). Обе эти программы имеют большое практичес­кое значение и соответствуют принципам региональной по­литики в области экологичес­кого образования.

Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югра уделяет боль­шое внимание формирова­нию экологической культуры населения, обеспечению его экологической безопасности и первым в России в 2000 году приняло Закон «Об эко­логическом образовании на­селения Ханты-Мансийского автономного округа», кото­рым утверждена программа непрерывного экологическо­го образования (I, И этапы). В 2002 году подготовлен про-I ект Концепции экологическо­го образования округа. Про­ект регионального стандарта по экологии для общего и профессионального образо­вания утвержден в 2004 году. Поэтому станция юных натуралистов связывает свою миссию с творческой трансля­цией ценностей экологической культуры в образовательном пространстве города и округа. На период эксперимен­тальной работы (2000-2004 годы) педагогический кол­лектив сформулировал сле­дующие задачи своей дея­тельности:

  • формирование ключе­
    вых компетенций, определя­
    ющих качество дополнитель­
    ного экологического образо­
    вания;

  • воспитание экологичес­
    кой культуры личности;

  • оказание педагогической
    поддержки учащимся в их
    жизненном и профессио­
    нальном самоопределении, в
    адаптации личности воспи­
    танника к жизни в изменяю­
    щемся социуме;

  • интеграция общего и до­
    полнительного образования.

Миссия и задачи согласу­ются с положениями ст.26 За­кона РФ «Об образовании» о всестороннем удовлетворе­нии образовательных потреб­ностей граждан, общества, государства.

На основе анализа соб­ственной деятельности и изу­чения социального заказа в 1999 году педагогическим коллективом была разработа­на «Программа развития

СЮН».

При разработке данной программы мы опирались на общетеоретические основы экологического образования СВ. Алексеева, А.Н. Захлеб­ного, И.Т. Суравегиной, со­циально-педагогические ис­следования ценностных ори­ентации молодежи С.Г. Вер­шловского, Е.С. Смирновой, В.А. Ядова, исследования в области экологической педа­гогики и психологии А.Г. Ас­молова, С.Д. Дерябо, В.А.Яс­вина; концептуальные иссле­дования теории развития личности в деятельности уч­реждений дополнительного образования В.А. Горского, А.И. Щетинской и др.

Актуальность, теорети­ческая значимость, практи­ческая необходимость разра­ботки проблемы обусловили выбор темы нашего экспери­мента: «Формирование эко­логических ориентации

школьников в системе допол­нительного образования».

Объектом исследования мы определили образова­тельный процесс станции юных натуралистов, предме­том исследования - экологи­ческие ориентации школьни­ков.

Гипотеза исследования основывалась на том, что сформировать экологические ориентации школьников воз­можно в том случае, если об­разовательный процесс будет направлен на:

  • обеспечение вариативно­
    сти образовательных про­
    грамм эколого-биологичес­
    кой направленности на осно­
    ве свободы выбора;

  • реализацию ценностного
    взаимодействия «педагог-
    воспитанник»;

  • конструирование ситуа­
    ций проектной деятельности.

Творческой группой педа­гогов была разработана мо­дель организационной струк­туры СЮН (схема), которая позволяет обеспечить воз­можность познания и усвое­ния школьниками системы знаний, ценностей, нрав­ственно-этических и право­вых норм поведения в окру­жающей среде.

Особенностями воспита­тельной системы СЮН явля­ются:

  • соответствие содержа­
    ния, объема и характера воспитательной работы возмож­
    ностям и условиям СЮН;

  • наличие сложившегося
    коллектива взрослых и детей,
    живущего по своим законам,
    правилам и традициям;

  • интегрированность вос­
    питательных воздействий в
    крупные организационные
    формы;

  • скоординированность
    всех воспитательных мероп­
    риятий, их педагогическая
    целесообразность, необходи­
    мость и достаточность, согла-

сованность планов действий всех учебных объединений.

Традиционной формой работы стало участие в меж­дународных природоохран­ных акциях: «День защиты животных», «Очистим плане­ту от мусора», «День биоло­гического разнообразия», «День Воды», «День Земли», «Марш парков». На протяже­нии ряда лет СЮН является центром по координации го­родских «Дней защиты от экологической опасности». В них принимают участие бо­лее 30 общеобразовательных учреждений города.

Педагогами станции юных натуралистов был раз­работан проект «Экологичес­кий всеобуч», основная идея которого заключается в эко­лого-просветительской дея­тельности в образовательном пространстве города и окру­га и включает несколько под-проектов. Например, под про­ект «Биологическое разнооб­разие» предусматривает:

  • формирование коллек­
    ций животных и растений;

  • организацию обзорных
    тематических экскурсий в
    мини-зоопарк и оранжерею
    СЮН;

  • проведение развлека­
    тельно-познавательных про­
    грамм «Клуба любителей
    природы»;




  • оказание консультацион­
    ных услуг населению города;

  • организацию и проведе­
    ние экологических практику­
    мов, летних экологических
    школ;

  • создание банка данных о
    содержании животных в ус­
    ловиях неволи и об интроду­
    цированных видах растений.
    Кроме мини-зоопарка педа­
    гогами и воспитанниками
    СЮН с 1986 года собирается
    коллекция растений, которая
    на 01.01.2005 представлена
    325 видами, формами, гибри­
    дами и сортами. В оранжерее

цветут и плодоносят карлико­вый банан, смоковница (ин­жир), фейхоа, гранат, кофе, цитрусовые, виноград и дру­гие экзотические растения.

В течение многих лет станция юных натуралистов является активным участни­ком городской программы «Лето». Для детей в летних оздоровительных лагерях мы предлагаем разнообразные экскурсии, игры, прогулки по экологической тропе. Так на­пример, в 2000 году станцию юннатов посетили 1,5 тысячи детей, а в 2004 - 3 тысячи.

Педагогический процесс станции юных натуралистов обеспечивается пакетом обра­зовательных программ, каж­дая из которых может быть рассмотрена как интегриро­ванная (по содержанию), ком­плексная (по видам деятель­ности), уровневая (по спосо­бам освоения). Одиннадцать авторских программ, разрабо­танных педагогами СЮН, по­лучили свидетельства III Все­российского конкурса авторс­ких программ по эколого­биологическому образованию детей в системе учреждений дополнительного образова­ния, общеобразовательных учреждений и школьных лес­ничеств (г.Москва). Девять образовательных программ получили сертификаты V го­родского конкурса культурно-образовательных инициатив «Образование Сургута - XXI | веку», из них четыре являют­ся программами профильного обучения, ориентированными на выполнение социального заказа.

Для определения эффек­тивности комплекса педагоги­ческих условий формирова­ния экологических ориента­ции школьников, включаю­щих отбор образовательных программ, участие школьни­ков в конструировании ситуа­ций проектной деятельности

и создание комфортной учеб­но-воспитательной среды на основе ценностного взаимо­действия «педагог-воспитан­ник», мы провели комплекс­ную психолого-педагогичес­кую диагностику учащихся, занимающихся на СЮН. Для исследования были взяты следующие показатели: уро­вень экологической обучен­ности, субъективное отноше­ние к природе, участие школьников в исследователь­ских проектах.

Для определения уровня экологической обученности использовался оценочно-ана­литический метод - тестиро­вание, было проведено ввод­ное, промежуточное и итого­вое тестирование по образо­вательным программам.

В начале обучения с тес­товыми заданиями справи­лись 20,3% школьников, т.е. уровень экологических зна­ний был низким. Через не­сколько лет, при завершении изучения программ 84,6% школьников продемонстри­ровали достаточно высокий уровень усвоения программ­ного материала.

Для определения субъек­тивного отношения к при­роде использовалась вер­бальная ассоциативная мето­дика «ЭЗОП» (Дерябо С.Д, Ясвин В.А., 1999), которая направлена на исследование типа доминирующей уста­новки в отношении природы.

Условно можно выделить четыре типа таких установок: личность воспринимает при­роду как объект красоты (эс­тетическая установка), как объект изучения, знаний (ког­нитивная), как объект охраны (этическая) и как объект пользы (прагматическая).

Если в начале учебного года когнитивная установка доминировала у 9% обуча­ющихся, то к концу года она увеличилась до 36,5% .

Установка, направленная на охрану природы (этическая), стала доминировать у 30,5% обучающихся, а прагматичес­кая и эстетическая установки | уменьшились соответствен­но до 9,9% и 23,1%.

Проанализировав полу­ченные результаты, мы мо­жем сделать вывод, что юн­наты осознанно воспринима­ют экологические проблемы, обладают способностью и потребностью к рефлексии своего отношения с приро­дой и относятся к ней как к «субъекту», т.е. не как к по­лезному продукту, а как к жи­вому существу.

Для реализации исследо­вательских проектов на | станции юных натуралистов была организована креатив­ная лаборатория «Исследова­ние социоэкологического равновесия» (научное обще­ство учащихся), основной це­лью деятельности которой стало создание условий, не­обходимых для формирова­ния экологических ориента­ции школьников через вклю­чение их в различные виды эмоционально-ценностной деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в регионе и по привлечению внимания об­щественности к экологичес­ким проблемам Крайнего Се­вера.

По результатам исследо­ваний школьники оформляют научные доклады, с которы­ми они выступают на конфе­ренциях различного уровня, где учащиеся общаются со своими единомышленниками | и узнают, чем занимаются юные исследователи округа и различных регионов России. Достижения юннатов пред­ставлены в диаграмме. Так, в 1998 году на станции юных натуралистов было 20 призе­ров, а в 2004 году насчитыва­лось уже 86.







Результаты исследований школьников передаются в средства массовой информа­ции, комитет по природополь­зованию и экологии, Сургутс­кий государственный универ­ситет и заносятся в Летописи Природы государственного природного заповедника «Юганский». Все данные на­капливаются, обрабатывают­ся. На основе мониторинга со­ставляются «Экологические карты исследуемых районов».

Смысл работы научного общества учащихся СЮН заключается не столько в по­лучении результатов иссле-

дования, сколько в привлече­нии детей к постоянной эко­логической деятельности и в конечном итоге к воспита­нию экологической культуры личности школьника.

Опытно-эксперименталь­ная деятельность, завершив­шаяся в 2004 году, подтверди­ла справедливость положений выдвинутой гипотезы о том, что комплекс педагогических условий, заключающийся в обеспечении вариативности образовательных программ эколого-биологической на­правленности на основе сво­боды выбора, реализации цен-

ностного взаимодействия «пе­дагог-воспитанник», констру­ирования ситуаций проектной деятельности, способствует эффективному формированию экологических ориентации школьников в системе допол­нительного образования.

В 2005 году станции юных натуралистов города Сургута исполняется 25 лет, и мы надеемся, что наш опыт может быть использован в практике работы образова­тельных учреждений систе­мы дополнительного образо­вания эколого-биологической направленности.








^ ШКОЛА RU - ДЕЛО НАШЕЙ ЖИЗНИ

Л.И. Седова, Т.В. Кротова, СИ. Колишева

Что такое для нас Детская компьютерная школа или про­сто ДКШ? Это творческий процесс на протяжении мно­гих лет. Начало нашей работы здесь с введением в школу предмета информатики в бес­компьютерном варианте. Ин­форматика увлекла нас, уже сложившихся учителей, воз­можностью развивать у уче­ников логическое мышление,

строить красивейшие алго­ритмы.

Свою программу «Непре­рывный углубленный курс ин­форматики с 1 по 11 классы» мы формировали до 1998 года, а в 1999 году представили на городской конкурс образова­тельных инициатив, тогда школа стала городской экспе­риментальной площадкой по этой теме.

В 2002 году на таком же конкурсе представили про­граммы профильных курсов «Оператор ПЭВМ» и «Опера­тор-программист», разработка и внедрение этих программ требовали колоссальной ра­боты всего педагогического коллектива. Когда начался процесс модернизации рос­сийского образования и был объявлен курс на профилизацию

Исследование мотивации,

проведенное педагогом-пси­хологом СЮ. Маракулиной, показало, что 72% детей, по­сещающих драматическую студию, проводят свободное время в Доме творчества. На занятиях чувствуют себя спо­койно, степень адаптации де­тей составляет от 72 до 78%. Самым полезным считают знания и навыки, которые они приобретают. Кроме того, участники студии счита­ют полезным анализ прове­денной работы (разбор сцен, спектакля). В объединении особенно ярко прослеживает­ся, что дети любят общаться друг с другом в коллективе, приобретают новых друзей, хотят быть раскованными, учатся формулировать и чет­ко выражать свои мысли, ин­тересно проводить досуг. Большинство детей отмеча­ют, что чувствуют себя на за­нятиях в драмстудии лучше, чем в школе или дома.

Дети отмечают, что заня­тия, проведенные с педаго­гами студии, интересны,

[ развивают дружелюбие, по­могают в саморазвитии. Наибольшими ценностями для детей являются образо­ванность, хорошие и верные друзья, материальная обес­печенность.

При исследовании психо­логического климата в кол­лективе, взаимоотношений педагога и обучающихся, 98% детей отмечают, что на занятиях весело; ребята веж­ливые, воспитанные - 85%; чувствуют себя спокойно во время занятия - 96%. 92% считают, что в коллективе вес равны, 85% говорят о том, что коллектив сплоченный. О степени удовлетворенности эмоционально-психологи­ческим климатом в коллекти­ве говорит 91%. К концу учебного года объединение является сплоченным коллек­тивом. Отношение ребят к Дому творчества, эмоцио­нальное состояние при посе­щении занятий в драмстудии хорошее - отметили 100% опрошенных. Хорошее на­строение и хороший руково-

дитель - так считают 100% ребят. Большинство опро­шенных отмечает, что сво­бодно могут высказывать свое мнение, это говорит о наличии доверия к педагогу. Также 100% ребят считают, что к педагогу можно обра­титься за помощью и сове­том, что драмстудия готовит их к самостоятельной жизни, что для развития способнос­тей созданы условия. Скуча­ют на каникулах по своему коллективу и занятиям 74%. Вместе с тем, мы счита­ем, что воспитательная ра­бота в детском коллективе -процесс динамичный, по­стоянно меняющийся. Поле деятельности здесь огром­ное и для педагога, и для подростков. Но если выпус­кники, закончившие студию более десяти лет назад, ин­тересуются жизнью коллек­тива, посещают занятия и репетиции, ежегодно встре­чаются, значит, зерна были брошены в плодородную землю и направление выб­рано верно.

^ ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ

МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Н.Л. Пугал, Н.С. Кудинова

Переход школ на профиль­ное обучение является основ­ным моментом концепции мо­дернизации российского обра­зования напериоддо2010 года. Российская школа накопила немалый опыт по дифференци­рованному обучению учащих­ся. Первая попытка осуществ­ления дифференциации обуче­ния в школе относится к 1864 году, когда был принят Указ об организации семиклассных гимназий двух типов: класси­ческой и реальной.

В XX веке несколько раз предпринимались попытки осуществить дифференциа­цию обучения, в том числе были и предложения о вве­дении профильного обуче­ния на старшей ступени школы. Одним из самых яр­ких и долговечных приме­ров дифференциации обуче­ния в нашей стране являет­ся введение факультативных занятий и школ (классов) с углубленным изучением от­дельных предметов, которые

сохранились до настоящего

времени.

В чем же основное преиму­щество дифференциации обу­чения перед остальными спо­собами изменения структуры учебного процесса?

Во-первых, дифференциа­ция обучения позволяет орга­низовать учебный процесс на основе учета индивидуаль­ных особенностей личности.

Во-вторых, процесс обу­чения в условиях дифферен­циации становится макси-

мально приближенным к по­знавательным потребностям ученика, его профессио­нальному интересу.

В-третьих, организация дифференцированного обуче­ния усиливает развивающие­ся функции процесса обуче­ния, например, в классах ес­тественно-математического профиля будет обращаться внимание на развитие таких мыслительных операций уче­ника, как анализ и синтез, выявление закономерностей, сравнение, выдвижение гипо­тезы и их проверка.

Таким образом, основная цель дифференциации обу­чения -обеспечить каждому ученику эффективные усло­вия для максимального раз­вития его способностей, склонностей, профессио­нальных интересов и удов­летворения познавательных потребностей.

Формой дифференциро­ванного обучения является профильное, которому всегда должна предшествовать пред-профильная подготовка. Ее основная цель - ориентация учащихся в мире профессий, выявление их интересов и способностей.

Одна из проблем, с кото­рыми сталкиваются специа­листы при внедрении про­фильного обучения - это ко­личество и направление про­филей и их учебно-методи­ческое сопровождение. Се­годня можно рассматривать несколько исторически сло­жившихся оснований для определения перечня основ­ных профилей:

I. Профилирование, не­посредственно ориентиро­ванное на важнейшие сферы профессиональной деятель­ности человека (наука, ин­формационные технологии, сельское хозяйство). В насто­ящее время насчитывается более 40 тысяч профессий.

Однако функциональное и операционное исполнение многих из них предполагает наличие у исполнителей практически одних и тех же профессиональных качеств и способностей. Это позво­ляет группировать все про­фессии в сравнительно не­большое число универсаль­ных профилей и осуществ­лять по ним широкую про­фильную и предпрофиль­ную подготовку старшек­лассников.

  1. Профилирование по
    учебным предметам Базисно­
    го учебного плана.

  2. Создание профилей,
    основу которых составляет
    основная группа предметов,
    входящих в ЕГЭ.

Исходя из вышеизложен­ного, можно предложить сле­дующий набор основных про­филей:

• Гуманитарный.

  • Естественно-математи­
    ческий.

  • Социально-экономичес­
    кий.

  • Информационно-техноло­
    гический.

Естественно, таким набо­ром школы могут не ограни­чиваться и вводить в учебный процесс разнообразные ком­бинации учебных курсов. На­пример, для биологического профиля можно предложить следующие варианты:

  • Медицинский профиль.

  • Сельскохозяйственный.

■ Химико-биологический.
Кроме разработки направ­
ления профилей существует

О^ Б АВТОРАХ

* ПУГАЛ Н.А.,

доктор пед. наук, завлабораторией

КУДИНОВА Н.С.,

аспирант кафедры педагогики ОмГПУ, лаборатория учебного оборудования ГНУ ИСМО РАО

еще одна проблема - это про­граммно-методическое со­провождение профильного обучения. На сегодняшний день еще очень мало разрабо­тано программ для различ­ных профилей, в том числе и для профилей биологических специальностей. В целом при составлении программ для биологического профиля не­обходимо следовать следую­щим требованиям:

  • Усиление научности изла­
    гаемого материала, обогаще­
    ние и уточнение понятийно­
    го аппарата, увеличение коли­
    чества рассматриваемых за­
    конов и закономерностей.

  • Обеспечение профильной
    направленности биологичес­
    кой дисциплины материалом,
    специфичным для данного
    профиля, обычно это меж­
    предметные научные знания,
    например в медицинском
    биологическом профиле уси­
    ливается медицинский ас­
    пект.

  • Включение в содержание
    учебного материала заданий,
    требующих исследователь­
    ской деятельности учащихся
    (постановка экспериментов,
    выдвижение гипотез и их
    проверка). Это направление
    связано с задачей развития
    творческого мышления уче­
    ников профильных классов.

  • Выявление в содержании
    биологического образования
    гуманитарных аспектов,
    включение объектов гумани­
    тарных наук и прежде всего
    человека с его ценностями.

В целом содержание био­логического образования в профильных классах склады­вается из курса общей биоло­гии, но для профильных клас­сов биологических специаль­ностей содержание программ может быть расширено за счет введения в программу тем по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии чело­века. Естественно, что такой

тип программ не предлагает учащимся, выбравшим про­филь биологической направ­ленности, изучать темы на уровне основной школы: уче­ники уже должны иметь базо­вые знания по этим курсам, которые они изучали в инва­риантной федеральной ком­поненте школьного образова­ния. В профиле учащиеся бу­дут углублять и расширять уже имеющиеся знания и изу­чать новый материал сразу на более высоком уровне. Воз­можно повторение лабора­торных работ, ранее проде­ланных, но выводы должны быть обоснованы на уровне общих биологических зако­номерностей.

Одним из важнейших мо­ментов профильного обуче­ния является создание специ­альной информационно-предметной среды. Для био­логическою профиля кабинет биологии (его оснащение и оформление) играет очень

важную роль. Большое коли­чество лабораторно-практи­ческих работ и демонстра­ций, которые являются обяза­тельным компонентом содер­жания биологического про­филя, требуют хорошего ос­нащения кабинета учебным оборудованием, также осо­бые требования предъявляют­ся и к помещению кабинета. Учебный кабинет для изуче­ния профильной дисциплины должен состоять из следую­щих компонентов: класса-ла­боратории, помещения для живых объектов, практикума, состоящего из двух секций: лаборатории и препаратор­ской, лаборантской.

Обязательно наличие в ка­бинете ТСО телевизора и ви­деомагнитофона, графопро­ектора, диапроектора и ком­пьютера.

Особое внимание следует уделить оборудованию. Каби­нет должен быть укомплекто­ван всем необходимым лабо-

раторным оборудованием, оптическими приборами, на­туральными объектами, моде­лями, муляжами, рельефны­ми таблицами, экранными средствами и печатными по­собиями. В классе-лаборато­рии размещаются те предме­ты учебного оборудования, которые используются наибо­лее часто.

Таким образом, профиль­ное обучение необходимо рассматривать как средство дифференциации и индиви­дуализации обучения, когда за счет изменений в струк­туре, содержании и органи­зации образовательного процесса более полно учи­тываются интересы, склон­ности и способности уча­щихся, создаются условия для образования старшек­лассников в соответствии с их профессиональными ин­тересами и намерениями в отношении продолжения образования.





^ КОЕ-ЧТО О НЕРВАХ

...Установлено, что наи­большей чувствительностью обладает кончик языка. Далее следует ладонная поверх­ность пальцев, кончик носа, середина ладони и, наконец, средняя линия шеи и спины.

.. .Все нервные волокна на­шего организма проводят сиг­налы, полученные только в начале или в конце нерва. И лишь один-единственный нерв воспринимает раздраже­ния где-то в своей середине. Это локтевой нерв, располо-

женный близко под кожей в области локтя. Он состоит из волокон, проводящих импуль­сы при ощущении боли, холо­да, давления. Вот почему при ушибе локтя возникает непри­ятное «смешанное» ощуще­ние, как при ударе током.

...Американские психоло­ги пришли к выводу, что сре­ди представителей различ­ных профессий самыми не­рвными оказались журнали­сты. Исследования показали, что журналисты работают с

гораздо большим нервным напряжением, чем водолазы, пилоты во время учебных полетов и руководители крупных предприятий. Ока­залось, что наименее нервная работа у служащих универси­тетов.

... Наибольшей чувстви­тельностью к электрическому напряжению обладает язык. «На язык» человек может об­наружить постоянный ток, когда его напряжение равно примерно 0,5 вольта.