uzluga.ru
добавить свой файл
1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Отрадненская средняя общеобразовательная школа №3»


«Рассмотрено»

на Методическом совете школы

протокол № ____от «____»____201 г

______________________

председатель: И.Ю.Ларченко

«УТВЕРЖДАЮ»

____________________________

Директор школы: И.В.Валышкова

Приказ № _____

от «____»____201 г

«Принято»

на Педагогическом совете школы

протокол № ____от «____»____201 г






Рабочая программа


курса «Скоро в школу»

для подготовительных классов

на 2012-2013 учебный год






Составитель:

Фомина Виктория Геннадьевна,

учитель начальных классов



2012г

Пояснительная записка

Настоящая программа «Скоро в школу» разработана на основе авторской учебной программы по подготовке детей 5-7 лет к школе «Преемственность». Н.А. Федосовой «Просвещение», 2012. Программа позволяет создать преемственность между школьным и дошкольным образованиями; подходит для детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и задержкой психического развития (ЗПР).

Программа реализуется на базе МБОУ «ОСШ№3» с 02.10.2012 по 14.05.2013 уч.г. в количестве 180 часов.

Цель и задачи программы «Скоро в школу»

Основная цель дошкольного образования: обеспечение равных стартовых возможностей детям старшего дошкольного возраста.

Цель программы: всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой. 

Задачи:

  • развитие психических функций и качеств личности;

  • охрана и укрепление здоровья;

  • обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием; 

  • устранение разноуровневой подготовку к обучению в школе; 

  • исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению;

  • развитие фонетико-фонематической системы;

  • развитие лексико-грамматического строя речи.



^ Концепция программы «Скоро в школу» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе. Эта модель может быть реализована в семье, в мини-садах, в группах кратковременного пребывания, в образовательных заведениях типа «начальная школа — детский сад».
В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:


  • развитие эмоционально-волевой сферы;

  • развитие коммуникативных навыков;

  • формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;

  • сохранение здоровья дошкольников.

Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.

Основными принципами подготовки к обучению являются:

  • единство развития, обучения и воспитания;

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

  • комплексный подход;

  • систематичность и последовательность;

  • вариативность и вариантность;

  • сознательность и творческая активность;

  • наглядность;

  • доступность и достаточность.


В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.

Основными задачами подготовки к обучению являются:

  • охрана и укрепление здоровья;

  • развитие психических функций и качеств личности;

  • обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.

Содержание подготовки детей к обучению построено на интегрированной основе.

В основе интеграции лежат следующие принципы:

  • интеграция всех видов искусства и разных видов художественно-творческой деятельности (игровой, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной) с целью воспитания восприятия и познания образа, представленного средствами выразительности разных видов искусства, и развития умения осознавать прекрасное, творчески мыслить;

  • взаимосвязь ребенка с окружающим миром, учитывающая присущий ему наглядно-образный характер познания;

  • широкое включение искусства и произведений детского творчества в жизнь ребенка и окружающую его среду;

  • частая и незаметная смена деятельности в целях устранения разного рода перегрузок.
^

Организация занятий подготовки к обучению в школе


Структура дошкольного образования: подготовка к обучению в школе. Возраст 5-7 лет. Продолжительность — 1 год.

Подготовка детей к школе начинается со 2 октября и длится до 14 мая.

Концепцией предусмотрено несколько вариантов организации подготовки к обучению:

1 вариант — для детей, как охваченных, так и не охваченных дошкольным образованием;

2 вариант — для детей младшего школьного возраста (для детей с низким уровнем готовности к школе).

Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно.

Организованные на базе МБОУ «ОСШ№3» занятия включают следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей», «Познание»

Подготовка детей к школе начинается с 2 октября и длится до 14 мая.

Занятия проводят с группой детей. Максимальное количество детей в группе – 12 человек. Продолжительность занятий 25 минут с 5—10-минутными перерывами.

Примерное количество занятий :

Название раздела

Число занятий в неделю

Число занятий в год

«Речевое развитие»

3

90

«Развитие математических способностей»

2

60

«Познание»

1

30

Всего:

6

180

Занятия проводятся 2 раз в неделю (предположительно вторник и суббота) с помощью комплекта пособий, подготовленных к программе «Преемственность».


Учебно-методический комплект «Преемственность» 

В программе «Преемственность» дошкольное и начальное образование рассматриваются в системе непрерывного образования. Пособия комплекта позволяют обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе.

Комплект пособий к программе «Преемственность» (под редакцией Н.А.Федосовой)



^ УМК ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

Федосова Н.А. и др. 

Преемственность: Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет/ - М.: Просвещение, 2012.

Федосова Н.А. и др. 

Методические рекомендации к программе «Преемственность»: пособие для педагогов./ - М.: Просвещение, 2012.

^ УМК ДЛЯ ДЕТЕЙ

Федосова Н.А.

От слова к букве. Пособие для детей 5-7 лет. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2012.

Волкова С.И.

Математические ступеньки: пособие для детей 5-7 лет. - М.:

Просвещение, 2012.

Плешаков А. А.

Зеленая тропинка: учеб. Пособие для подг. детей к шк. - М.:

Просвещение, 2012.

Белова Т.В.

Готов ли я к школе?: пособие для детей 5-7 лет. - М.:

Просвещение, 2012.


Материал, представленный в пособиях, не допускает дублирования материала 1 класса. 

УМК «Преемственность»:

Пособие «От слова к букве: в 2 ч.» Н.А. Федосовой готовит ребенка к обучению чтению и письму: развивает фонематический слух, учит выражать свои мысли. Содержание «От слова к букве» соответствует временам года и делится на осенние, зимние, весенние и летние странички. Дети рассматривают рисунки, составляют по ним тексты, учат стихотворения, делают звуковой анализ слов, рассказывают прочитанные им сказки, составляют рассказы по иллюстрациям, отгадывают загадки, дополняют рисунки, раскрашивают узоры, учатся вписывать изображения предметов в ограниченное пространство, вырезают различные элементы, предметные рисунки. Работа заканчивается заданиями, помещенными под рубрикой «Проверь себя» и предназначенными для диагностики полученных детьми умений. 


«Математические ступеньки» С.И. Волковой нацелены на то, чтобы помочь детям научиться считать, складывать и вычитать числа, различать геометрические фигуры. Книга дает возможность развивать внимание, восприятие и воображение, память и мышление, учит проводить сравнение. Делать простые обобщения, логически рассуждать. Работа по пособию позволит сформировать и первые учебные навыки: находить по странице нужное задание, рисунок, запись; слушать учителя; работать в едином с классом ритме и др. Знания и умения детей 5-7 лет могут выступать как продолжение их практических действий, а потому большая часть заданий носит практический характер: дорисуй, раскрась, нарисуй столько же (больше, меньше), вырежи

и наклей. 

«Зеленая тропинка» А.А. Плешакова формирует у детей бережное отношение к природе, навыки наблюдения, сравнения и анализа. В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т.д. Осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы. Данный курс, состоящий из тем «Наши друзья животные», «Зеленое чудо – растения», «Звезды, Солнце и Луна», «Приключения солнечного зайчика», «Круглый год», представляет собой первый для малышей опыт систематизации и «научной» коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно-научным дисциплинам методам познания: как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Содержание программы – это синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания, включая доступные элементарные сведения из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе. 


Пособие «Готов ли я к школе?» Т.В. Беловой является как диагностическим, так и коррекционно-развивающим. Задания данного пособия направлены на выявление уровня развития и коррекцию графических навыков, восприятия сенсорных эталонов, восприятия пространства и времени, памяти, внимания, мышления, речи, эмоциональной сферы, ориентации в окружающем мире.


Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.


Преемственность планируемых результатов формирования УУД (дошкольное и начальное образование)

Характерной чертой подготовительной к школе программы «Предшкольная подготовка» является ее связь с программами начальной школы, что образует преемственность, которой так часто не хватает между образованием дошкольным и школьным.


Образовательная область

Программа «Преемственность»

Комплект «Школа России»

Обучение грамоте и русский язык

Федосова Н. А. 
«От слова к букве»


Горецкий В. Г. и др. «Русская азбука» 



Федосова Н.А. «Прописи 1-4» 

Л. М. Зеленина, Е. Хохлова «Русский язык» 

Канакина В. П., Горецкий В. Г.«Русский язык»


Математика

Волкова С.И. 
«Математические ступеньки»


Моро М. И., Степанова С.В., Волкова С.И. «Математика»

Окружающий мир

Плешаков А.А. «Зеленая тропинка» 

Плешаков А. А. «Окружающий мир»


Программа раздела «Речевое развитие»

курс «От слова к букве» (90 ч.)

Курс «От слова к букве» (автор - Н.А.Федосова) помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствовать их устную речь. Содержание курса направлено на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения русского языка.Содержание ориентировано на решение следующих задач:

- создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребенка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;

- практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;

- формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей.

Отличительной чертой данного раздела программы, по сравнению с уже существующими, является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию их устной связной речи и с подготовкой к обучению письму.

Основными задачами развития речи на подготовительном этапе являются:

  • расширение, обогащение и активизация словарного запаса детей;

  • формирование грамматического строя речи ребенка;

  • совершенствование навыков устной связной речи, монологической и диалогической (ответы на вопросы, пересказ рассказа, сказки, составление рассказа по картине, рисункам и иллюстрациям к произведению, рассказ по личным наблюдениям и впечатлениям, составление загадок, сказок, рассказов, словесное рисование и т. д.);

  • создание речевых высказываний различных типов: описания (человека, животных, предметов, помещения); рассуждения (прочитай свое любимое стихотворение. Чем оно тебе нравится? Расскажи свою любимую сказку. Почему она тебе нравится больше других? И т. д.); повествования (различные виды пересказа, рассказа).

Развитие речи осуществляется, в значительной степени, на произведениях художественной литературы, что способствует обогащению речи детей, расширению их словарного запаса, их духовно-нравственному и эстетическому развитию, подготавливает к адекватному восприятию литературных произведений в курсе «Литературное чтение» в начальной школе и курса «Литература» в основной школе, стимулирует развитие читательского интереса, воспитывает читателя, что является одной из актуальных задач современной школы. Помимо этого, материалом для занятий, содействующих речевому развитию детей, являются окружающий ребенка мир, явления живой и неживой природы, произведения различных видов искусства (музыка, живопись) и др.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста обусловливают необходимость использования в процессе занятий разнообразных заданий по расширению и активизации их словарного запаса и развитию речи.

При подготовке к освоению родного языка дети знакомятся с помощью взрослых с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями, учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывают прочитанное, выразительно читают выученные наизусть стихотворения, составляют по иллюстрациям загадки, сказки, рассказы.

В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание детей, развитие их эмоциональной отзывчивости на явления окружающей жизни. Они овладевают диалогической и монологической речью, учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.

^ Целью подготовки к обучению чтению является создание условий для осмысленного и осознанного чтения, воспитания эстетически развитого и эмоционального читателя.

В процессе чтения (слушания) произведений устного народного творчества и литературных произведений происходит интенсивное многостороннее развитие ребенка: интеллектуальное, нравственное, эмоциональное, эстетическое, речевое; у детей формируется стабильное внимание к слову в художественном тексте (что является основой работы по изучению литературы в начальной и основной школе), умение воспринимать слово как основной элемент художественного произведения.

Уже в дошкольном возрасте важно воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, что впоследствии явится залогом успешного освоения произведений художественной литературы; вести целенаправленную и систематическую работу по формированию умения ребенка эмоционально осмысливать художественное произведение, выражать собственное восприятие прочитанного, отношение к произведению и его героям.

Важно подчеркнуть, что уже на этапе подготовки к обучению чтению дети должны познакомиться с отдельными средствами художественной выразительности (эпитет, сравнение) без введения терминов, должны уметь определять их роль в произведении и уметь пользоваться ими в своей собственной речи — без этого процесс освоения ими курсов «Чтение» в начальной школе и «Литература» в основной школе будет существенно затруднен.

Непременным условием успешной работы по подготовке к чтению является создание условий для формирования у дошкольников стойкого и стабильного интереса к произведениям художественной литературы. Это достигается несколькими путями. Прежде всего тщательно продуманным отбором произведений для чтения: это должны быть произведения, представляющие собой образцы детской художественной литературы, отвечающие возрастным и психологическим особенностям детей, представляющие разные литературные жанры (сказки, рассказы, стихотворения, загадки, пословицы, поговорки). Кроме того, использованием преимущественно игровых форм работы (инсценирование эпизодов, игровые импровизации по сюжетам литературных произведений, различные конкурсы и пр.).

В содержание работы по подготовке детей к обучению чтению входят:

  • развитие звуковой культуры речи в целях подготовки к обучению грамоте и чтению (умение вслушиваться в речь, в отдельные звуки, работа по правильному произнесению звуков, обучение правильному интонированию, управлению темпом речи). Работа по развитию артикуляционного аппарата (развитие правильной дикции, силы голоса, выделение особо значимых слов и пр.);

  • чтение стихотворений русских и зарубежных поэтов, сказок, рассказов, пословиц, поговорок, загадок;

  • беседа о прочитанном по вопросам воспитателя (ответы на вопросы, связанные с эмоциональным восприятием произведения, пониманием сюжета, характеров основных действующих лиц, умением услышать, воспринять на слух выразительные языковые средства — эпитеты, сравнения, разумеется, без использования терминологии);

  • разучивание наизусть и выразительное чтение.

При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно говорить на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.

Ведется работа по коррекции и развитию фонематического слуха, по выработке отчетливого и ясного произношения звуков, слогов, слов.

При подготовке к обучению значительное время отводится работе над звуковым анализом слов, вводятся понятия «гласные звуки» и «согласные звуки», которые фиксируются с помощью различных фишек, цветных карандашей.

Если в основе подготовки к обучению чтению и работы над совершенствованием устной речи лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.

^ Подготовка к обучению письму — процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.

При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.

Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, конструирование, работа по формированию тонкой моторики и развитию координации движений.

^ Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. Это, например, игры «Подскажи словечко», «Составь слово», «Угадай слово», «Составь загадку», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Повтори быстро и правильно», «Расскажи об игрушке (цвет, форма, размер)», «Назови звук», «Подбери слова на заданный звук», «Угадай слово» и др.

Конструирование помогает детям осознанно подготовиться к обучению письму и развивает их аналитические способности. Работа по конструированию проходит с помощью различных объектов: фигур, элементов печатных букв, из которых дети конструируют предметы различной конфигурации, печатные буквы, составляют узоры, украшения.

^ Предваряющее ориентировочное действие помогает сформировать тонкую моторику, развивает координацию движений, готовит детей к восприятию форм букв. Оно включает в себя обведение контура предмета, обведение общих элементов в предметах, штриховку предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, вписывание предметов в ограниченное пространство, пальчиковую гимнастику и др.


Содержание программы

Развитие и совершенствование устной речи. Расширять и активизировать словарный запас детей: обогащать словарь ребенка словами, обозначающими действия, признаки предметов (точные названия качеств неодушевленных предметов — материал, форма, цвет, размер — и одушевленных — человек: свойства характера, признаки внешности, поведения), словами с прямым и переносным значением, уменьшительно-ласкательными суффиксами; обращать внимание детей на обобщающие слова, стимулировать их правильное употребление в собственной речи; находить в литературном произведении, прочитанном воспитателем (стихотворении, сказке, рассказе) слова, с помощью которых автор точно, метко, образно и выразительно описывает человека, природу, и употреблять их в собственной речи.

Развивать у детей стабильное внимание и интерес к слову, осознание роли слова в тексте фольклорных и литературных произведений. Разучивать произведения наизусть. Учить задавать вопросы, составлять вопросы к тексту, картине, строить краткие сообщения. Развивать умения и навыки связной монологической и диалогической речи. Обучать связно, логично и последовательно излагать содержание услышанного (сказок, рассказов) с опорой на иллюстрации, по вопросам воспитателя (рассказ об интересном событии из своей жизни, о наиболее ярких впечатлениях, рассказ по картине, создание рассказов, сказок, стихов, загадок и др.). При этом главное — развитие у детей интереса к самостоятельному словесному творчеству. Формировать у детей уже на подготовительном этапе умение замечать и исправлять в своей речи и речи своих товарищей речевые ошибки.

Расширять запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов. Формировать умение правильно употреблять слова, подходящие к данной ситуации. Формировать правильное понимание переносного значения слов. Учить замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.

Учить сравнивать предметы, выделять и правильно называть существенные признаки; обогащать словарь точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер). Обращать внимание на правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, активизировать их использование в речи. Развивать диалогическую и монологическую речь. Обучать передаче текста на основе иллюстраций содержательно, логично и последовательно. Развивать у детей внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений. Разучивать загадки, скороговорки; пересказывать сказки с опорой на иллюстрации. Развивать умение связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному воспитателем, или по аналогии. Развивать эмоциональное восприятие речи взрослых и детей. Учить отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения. Учить составлять рассказы по картине: описание содержания, придумывание сюжета, предшествующего изображению и следующего за ним. Развивать интерес детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрять создание рассказов, сказок, стихотворений. Пробуждать желание детей общаться, вызывать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начинать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие темы.

Наряду с развитием монологической и диалогической речи особое внимание обращается на технику речи, в связи с чем в занятие включаются элементы дыхательной гимнастики, артикуляционные упражнения, речевые разминки, помогающие развитию устной речи, усвоению норм литературного языка.

Звукопроизношение: речевая гимнастика (упражнения для дыхания, губ, языка); произношение звуков русского алфавита, произношение и сравнение звуков, тренировочные упражнения по произношению звуков, закрепление и автоматизация звука.

Сферы общения: бытовая (повседневная); искусство слова; деловая.

^ Подготовка к обучению чтению. Обучать правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка. Совершенствовать звуковую культуру речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух: учить детей называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове. Закреплять правильное произношение звуков. Упражнять в дифференциации звуков на слух. Укреплять и развивать артикуляцию: обучать детей четкому произношению слов и фраз; формировать умение менять силу, высоту голоса (голос, сила, мелодия, интонация, темп речи, паузы), обучать правильному использованию интонационных средств. Знакомить с правильным произношением звуков, выделять звуки из слов по порядку; различать гласные и согласные звуки и обозначать их с помощью цветных фишек и печатных букв; узнавать гласные и согласные звуки в словах. Выделять звуки в начале, в конце и в середине слова; сопоставлять слова по звуковой структуре.

^ Подготовка к обучению письму: готовить пишущую руку к письму с помощью обведения по контуру узоров и букв различной конфигурации, составления узоров по аналогии и самостоятельно, дополнения и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомить с правилами письма — с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша (ручки) при работе в тетради; учить работать в ограниченном пространстве (в рабочей строке), перемещать пишущую руку снизу вдоль строки, слева направо; знакомить с контуром предмета и его особенностями; знакомить с конфигурацией печатных букв и их звуковой оболочкой; моделировать и конструировать предметы из элементов букв различной конфигурации.

Планируемые результаты:

  • ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

  • знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

  • знать устойчивые формулы речевого этикета — приветствие, прощание, благодарность, просьба;

  • осознавать, что в различных ситуациях говорить можно по-разному: громко — тихо, быстро — медленно, весело — грустно и т. д.;

  • артикулировать звуки русской речи, понимать, что правильная артикуляция, хорошая дикция способствуют эффективному общению;

  • оценивать звучание своего голоса с точки зрения произношения, темпа, громкости;

  • обращаться к собеседнику тогда, когда это уместно, отвечать на обращение;

  • использовать соответствующие ситуации, темп, громкость;

  • следовать принятым в обществе правилам поведения при разговоре смотреть на собеседника, не перебивать говорящего, использовать мимику и жесты, не мешающие, а помогающие собеседнику понять сказанное и т. д.;

  • сообщать определенную информацию, договариваться о совместной деятельности;

  • соблюдать культуру слушания: вежливое слушание, внимательное слушание;

  • правильно произносить все звуки;

  • отчетливо и ясно произносить слова;

  • выделять из слов звуки;

  • находить слова с определенным звуком;

  • определять место звука в слове;

  • соблюдать орфоэпические нормы произношения;

  • составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

  • составлять рассказы, сказки по картине, по серии картин;

  • пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

  • соблюдать элементарные гигиенические правила;

  • ориентироваться на странице тетради.
^




Программа раздела «Развитие математических способностей»


курса «Математические ступеньки» (60 ч.)

Автором данного кура является С. И. Волкова. В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.

Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В курсе реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.

Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.
^

Содержание программы


Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.

Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.

Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.

Содержательно-логические задания на развитие:

  • внимания: простейшие лабиринты, игры «Веселый счет», «Сравни рисунки», «Найди общие элементы» и др.;

  • воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;

  • памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;

  • мышления: выделение существенных признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.

Планируемые результаты:

  • знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

  • знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

  • проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).


Программа раздела «Познание»

курс «Зеленая тропинка» (30 ч.)


Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формированию экологического сознания.

Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественно-научным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях.

Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.

В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Для организации наблюдений в природе последовательность рассмотрения отдельных вопросов курса в процессе преподавания может быть изменена относительно порядка их изложения в программе.
^

Содержание программы

Наши друзья животные


Обитатели живого уголка. Домашние животные. Животные нашей местности. Бабочки и жуки, их распознавание на рисунках и в природе, раскрашивание изображений.

Наблюдение за поведением рыбок в аквариуме, обсуждение условий, необходимых для жизни рыб. Разнообразие рыб, сравнение их по размерам, форме тела, окраске, выявление связи между особенностями строения и условиями жизни рыб.

Наблюдение за поведением воробьев, галок, ворон и других птиц ближайшего природного окружения (особенности передвижения, питания, издаваемых звуков, взаимоотношений с другими птицами и т. д.). Разнообразие птиц, сравнение их по размерам и окраске.

Наблюдение за белкой и зверьками из живого уголка. Разнообразие зверей, сравнение их по размерам, форме тела, окраске.

Лепка и раскрашивание изображений рыб, птиц, зверей, распознавание их на рисунках и в природе.

^ Зеленое чудо - растение.

Растения нашей местности: распознавание их в природе. Декоративные растения; раскрашивание изображений, рисование. Лепка из пластилина овощей и фруктов, различающихся размерами, формой, цветом. Выращивание детьми растений из семян.

Отношение человека к растениям: каким оно должно быть.

Звезды, Солнце и Луна.

Наблюдение звездного неба, выделение отдельных созвездий (двух-трех). Солнце и его роль для жизни на Земле. Наблюдение Луны на небе.

Приключения Солнечного Зайчика.

Наблюдение световых лучей, игры с Солнечным Зайчиком, совместное сочинение сказки о Солнечном Зайчике. Свет и тень: постановка сценок театра теней.
Круглый год

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года, их важнейшие признаки. Выявление связей между различными сезонными изменениями (положение слднца, погода, жизнь растений и животных).

Планируемые результаты:

- распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных;

- перечислять в правильной последовательности времена года

- называть основные признаки времен года


В рамках данного курса идет работа и по пособию «Готов ли я к школе?»

Содержиние тем:

  • ориентация в окружающем мире (я и моя семья, времена года, сутки, животные дикие и домашние, овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья);

  • развитие графических навыков;

  • пространственная ориентация;

  • восприятие предметов;

  • развитие памяти;

  • развитие внимания;

  • развитие мышления;

  • развитие речи;

  • развитие эмоций и коммуникации;

  • мотивация к обучению.