uzluga.ru
добавить свой файл
1

Факультатив

«Развитие творческих способностей»


Занятие по курсу

«Мир загадок» на тему:

«Сочинение загадок про надсистемы»


Учитель

Истоменок

Жанна Николаевна





Цели занятия:

- понакомить детей с окружающим миром через сочинение загадок про надсистемы;

- развивать логическое мышление, речь, творческое воображение;

- создавать условия для формирования коллектива, умения работать в группе.

Оборудование:

- кукла Умняша;

- красные ленточки;

- ромашки;

- лопатка;

- конверты с картинками;

- схемы для решения противоречий;

- заготовки «матрешек»;

- матрешки сувенирные;

- карточки с изображениями предметов;

- муляжи овощей;

- глобус;

- ножницы, клей.

^ Ход занятия

1. Физкультминутка.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Тихо засыпают,

Головой качают.

^ 2. Задание Стражника /Драматизация сказки «Поле ромашек»/

- Сегодня снова в гости к нам пришла кукла Умняша. Она предлагает вам снова отправиться в путешествие по Стране Загадок.

Учитель рассказывает сказку-задачу от лица куклы Умняши и предлагает де­тям ее решить (по сюжету ирландской народной сказ­ки «Поле ромашек»):

«В один солнечный денек по солнечной тропинке прохаживался молодой паренек. Звали его Том. Гу­ляя по полю, он вдруг услышал негромкое «тук-тук» где-то у самой земли, за изгородью.

Том на цыпочках подкрался, думая, что увидит птичку, но увидел маленького-маленького, совсем крошечного старичка. Он прибивал каблук к башма­ку: тук-тук-тук. Это был веселый эльф-сапожник.

^ Том увидел эльфа первый раз в жизни, хотя мно­го слышал о них. Говорили, что у всех эльфов в укромном месте спрятан кувшин с золотом.

Где твое золото? — грозно спросил Том, схватив малютку-эльфа.

^ Через два поля отсюда...

Показывай дорогу! — и Том зашагал через поле, не выпуская эльфа из рук и не спуская с него глаз.

Наконец-то добрались они до широкого ромаш­кового поля, и эльф, указав на высокую ромашку, сказал со вздохом:

Копай здесь и найдешь большой кувшин с золо­том.

^ Но ведь у Тома не было лопаты, а за ней нужно бежать домой.

Как запомните место, где нужно копать? Чтобы не ошибиться, Том достал красную ленточ­ку и обмотал стебелек той ромашки, на которую указал эльф.

^ А теперь поклянись, что ты не снимешь мою ленточку, или я тебя не отпущу!

Клянусь, что пальцем не трону твоей ленточки! Том со всех ног кинулся домой, нашел лопату и вернулся на ромашковое поле. Но что это? Что уви­дел он, вернувшись на поле?

— Как эльфу удалось перехитрить Тома, чтобы он не смог найти клад?

Эльф свое слово сдержал: красной ленточки Тома он не тронул, что верно, то верно. Но зато обвязал точно такими же красными ленточками стебельки каждой ромашки в поле...».



Учитель:

- Ребята, вспомните другие аналогич­ные ситуации из сказок (кувшины в сказке про Али-Бабу, двери в сказке «Огниво» и др.).

Вывод: если хочешь что-то спрятать, то лучше это сделать среди таких же объектов: дерево на лугу го­раздо заметнее, чем в лесу.

  1. ^ Проверка домашнего задания.

/Нарисовать цветок, но так, чтобы он был «замаскирован», чтобы его нельзя было сразу увидеть, а нужно было бы его на рисунке «найти»/



Учитель показывает все работы и анализирует предложенные способы разрешения противоречия.

  1. ^ Придумывание метафор.

Последовательность работы:

Пример:

-Выбрать объект.

-Придумать, на что он по­хож (можно предложить не­сколько вариантов и выбрать лучший).

-Определить местоположе­ние или другой признак объекта.

-Составить словосочетание.

-Лампочка.

-На грушу, на сосульку, на солнце...

-На потолке, светится.

-Потолочное солнце, или груша на потолке, или светящаяся сосулька.


Объекты для составления метафор: лампочка, снежинка.




^ 5.Упражнение «Дополни».

Капуста, морковка, картошка, — каким общим словом можно их назвать?

—А какие слова нужно добавить, чтобы получился ого­род (сумка, овощной магазин, борщ)?

Саша, Витя, Игорь — все вместе — кто это?

—А какими словами нужно дополните этот ряд, что­бы получились не просто дети, а именно школьники (бра­тья, команда, эстрадная группа)?

  1. Физкультминутка.

Дружат в нашем классе девочки и мальчики.

Дружно все возьмитесь за маленькие пальчики.

^ 1, 2, 3, 4, 5. Сколько пальчиков? Их пять!

В гости к пальчику большому мы шагаем прямо к дому.

Указательный и средний, безымянный и последний

Наш мизинчик-малышок постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья! Друг без друга им нельзя.

  1. ^ Упражнение «Матрешка».

— Вы сейчас находитесь в классе? А где находится наш класс (школа, улица и т. д. до «космоса»)?

— Получается, что в космосе — планета Земля, на Земле — материк Евразия, на материке — часть света — Европа, в Европе — страна Беларусь (и т. д.). Похоже на матрешку, где все части вкладываются друг в друга...

- Придумайте аналогичные «мат­решки» для некоторых объектов («вырастать до кос­моса» каждый раз не обязательно).

Примеры объектов: паучок, елочка, космонавт, карандаш.



8. Домашнее задание.

Изготовить книжечку из серии последовательных рисунков, представляющих собой загадку-матрешку.

  1. Подведение итогов. В кругу на коврике дети передают фигурку эльфа и делятся впечатлениями о занятии.