uzluga.ru
добавить свой файл
1


УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ДЯТЛОВСКОГО РАЙСПОЛКОМА

УПК «ВЕНЗОВЕЦКИЙ ДЕТСКИЙ САД – СРЕДНЯЯ ШКОЛА»











Руководитель проекта: Ерёмина Л.Ф.


2010 год



«Здоровье – не всё, но всё без здоровья –

ничто!»


Каждый человек стремится быть здоровым, но при этом по-разному понимает, что такое здоровье. Одни считают, что это бодрость и работоспособность. Другие воспринимают здоровье как отсутствие болезней. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Здоровы дети это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели её секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах физических упражнений. А панацея эта, оказывается, в здоровом образе жизни. С самого рождения ребёнка эта истина должна находиться в основе его воспитания – именно здесь закладывается фундамент пирамиды здоровья, к вершине которой человек поднимается всю жизнь.

Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в современном обществе. Врачи, родители, педагоги повсеместно констатируют отставание, задержки, нарушения, отклонения, несоответствие нормам в развитии детей, неполноценность здоровья. Проанализировав данные наблюдений состояния здоровья детей в нашей группе, я предлагаю тему проекта « Здоровыми – во взрослую жизнь!»

Для многих родителей главное, чтобы ребёнок не болел, а воспитание относится к числу менее важных категорий. Но разве можно разъединить физическое и духовное воспитание? Это всегда должно оставаться единым целым.

Сейчас много пишут и говорят об использовании в школах здоровьесберегающих технологий, направленных на улучшение ситуаций со здоровьем подрастающего поколения. Да, очень важно сберечь здоровье детей, но ещё важнее – учить их самих беречь своё здоровье. Именно эта идея красной нитью проходит по данному проекту. Данный проект представляет собой систему эффективного взаимодействия классного руководителя, воспитателя, учителей предметников, родителей на пропаганду бережного отношения к своему здоровью, формированию у учащихся потребности соблюдать принципы здорового образа жизни, через участие в акциях и мероприятиях.


Меня Здоровьем называют,

Я с человеком с давних лет дружу,

Но если мной пренебрегают,

Я далеко в пустыню ухожу.

Прошу я вас, услышьте мой призыв,

Здоровье берегите с детства,

Оно, как драгоценный малахит,

Улыбкой счастья на лице блестит.

И если будешь ты заботиться о нём,

Удача, смех, веселье ждут тебя,

Задор, светлейший ум и красота,

И счастья набежавшая волна.







  • Создание эффективной системы работы по формированию здорового образа жизни у подростков с деятельным участием их самих.



  • Формирование у детей бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, как к общечеловеческим ценностям;

  • повышать информированность и образованность по проблеме здорового образа жизни среди учащихся;

  • развитие творческой инициативы, ответственности за порученное дело;

  • обучения навыкам культурного общения и делового взаимодействия.



  • учащиеся;

  • учителя;

  • родители;

  • медработники.



Сентябрь 2010 – май 2011 года








Подготовительный



ЗАДАЧИ:


  • создать благоприятные условия для реализации проекта;

  • определить психофизиологические и личностные особенности учащихся, степень интереса к проблеме здорового образа жизни;

  • провести диагностику запросов, интересов и пожеланий учащихся.


^ ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ:


  • изучение проблемы;

  • привлечение представителей медицины для реализации проекта;

  • коллективное обсуждение плана реализации проекта.


^ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


  • активизация детей в работе над проектом;

  • налаженный контакт с родителями;

  • повышение уровня мотивации всех участников проекта.



Практический




ЗАДАЧИ:


  • реализовать творческий, интеллектуальный и физический потенциал детей;

  • ориентировать подростков на участие в пропаганде идей за здоровый образ жизни;

  • развивать нравственные и коммуникативные качества, формировать у детей культуру здорового образа жизни.


^ ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ:


  • научно-организационное обеспечение;

  • организация взаимодействия;

  • мониторинг здоровья.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


  • включенность в процесс реализации проекта родителей, учащихся;

  • сформированность интереса у родителей и учащихся к сохранению своего здоровья;

  • положительный психолого-педагогический климат



Заключительный




ЗАДАЧИ:



  • провести итоговую диагностику сформированности знаний и умений учащихся по основам здорового образа жизни;

  • организовать пропаганду технологий здоровьесбережений через акцию «Мои шаги к здоровью».


^ ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ:


  • диагностика;

  • анкетирование;

  • издание памяток;

  • заключительное мероприятие.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:


  • определение дальнейших целей и задач по совершенствованию работы в этом направлении.







содержание

срок

результат












1.

Диагностика запросов, интересов и пожеланий учащихся.

сентябрь

составление плана работы по проблеме ЗОЖ

2.

Мониторинг здоровья

сентябрь

составление мониторинга

3.

Тестирование «Твой образ жизни»

октябрь

определение степени интереса к проблеме ЗОЖ

4.

Лекторий для родителей «Здоровый образ жизни - залог успешного воспитания учащихся»

октябрь

укрепление семейных отношений












1.

Гостиная «Секреты здоровья»

ноябрь




2.

Заочное экологическое путешествие «Зелёная аптека»

ноябрь

Познакомить с лекарственными растениями

3.

Диалог с элементами игры «Посеешь привычку - пожнёшь характер»

декабрь

формирование умений отказаться от вредных привычек

3.

«Неразлучные друзья – взрослые и дети» спортивные семейные соревнования

январь

приобщение родителей к занятиям физ. и спортом

4.

«Я здоровье берегу – сам себе я помогу»- КТД

февраль

расширение знаний о правилах ЗОЖ

5.

«Почему нельзя»

февраль

негативное отношение к вредным привычкам

6.

Обучающая экспресс-эстафета «Счастливый случай»

март

пополнение знаний по вопросам ЗОЖ

7.

Путешествие в мир здоровья

апрель

пополнение знаний




«Здоровые дети –

счастливые дети!»







1.

«Оздоровительные минутки»

апрель

выпуск буклетов

2.

Игровой марафон «Мы выбираем здоровый образ жизни»

май

пополнение знаний по вопросам ЗОЖ

3.

Итоговое занятие «Твоё здоровье в твоих руках».

май

























* Степень изменения в поведении учащихся по отношению к своему здоровью, а также рост их социальной активности.


* Рост уровня воспитанности учащихся, создание программ самовоспитания.


* Укрепление партнёрских отношений с родителями, учителями, социумом.


* Создание положительного имиджа детской организации в связи с реализацией проекта посредством выпуска печатных изданий, интервью в школьную газету.


* Отказ от вредных привычек.


* Формирование умения организации здорового семейного отдыха.




« Все люди в мире делятся на 2 категории: настоящие, которые следят и заботятся о своё здоровье сами и ненастоящие, которые заботу о своём здоровье перекладывают на плечи врачей и других людей. К какой категории относитесь Вы? (Поль Брек)

Чтобы в жизни всё успеть,

Чтобы в жизни всё уметь,

Надо думать о здоровье.

И, проникнув этой мыслью,

Поразмыслив, обсудив.

Предлагаю свой проект

Чтоб здоровым быть 100 лет.


Цель проекта очень проста

Сделать всё, чтоб в сознании детей

Укрепилась мысль одна,

Что здоровье всего важней

И чтоб у нас всё свершилось

И, конечно, получилось

Нужно, чтобы все вокруг

Объединились в один круг.


Всё разбили по этапам,

В каждом цель и результат.

И на каждом своём шаге

Подводим мы итоги.


Направления взяли актуальные:

Рекламное, духовное, моральное,

Медицинское, спортивное, экологическое

Ведь здоровье бывает различное.


Чтобы было всем известно

Что работа наша идёт.

Мы плакаты, визитки, журналы

В школе печатаем и раздаём.

Мы в любое время года,

Несмотря на мороз и зной,

Мы стараемся быть в природе –

Ведь она наш дом основной.


За природой наблюдаем

И себя не забываем.

Говорят занятия спортом

Нам здоровье укрепляет.

И здоровыми прожить 100 лет позволяет.

Этому закону мы чётко подчиняемся

И в спортивных секциях с желаньем занимаемся.


Говорят в здоровом теле

Есть всегда здоровый дух.

Поэтому направление важное –

Это духовно-моральное.

И чтоб всего добиться в этом

Мы в школу приглашаем всех.

И батюшку, и клуб, и ФАП, и сельсовет

И в тесном кругу со всеми

Мы всегда достигнем цели.


Есть ещё направление отличное –

Эколого-туристическое

Его реализуем мы на практике

В экскурсиях, турслётах и за партами.


Медосмотры мы проходим,

За здоровьем строго следим

Мониторинги составляем

И работу строим по ним.


Подводя итог всему

Мне хотелось бы отметить

Что мир, в котором мы живём

Зависит не только от нас

Но и детей, которых мы

Оставим на планете.





“ Первое богатство – это здоровье”. ( Р.Эмерсон )


“Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам”. ( И.Брехман )


“Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно”. ( Л.Толстой )


“Здоровье – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут”.

( Ж. Лабрюйер )


“ Заботу о пише и уходе за телом нужно отнести к области здоровья и поддержания сил, а не к области наслаждения”. ( Цицерон )


“ Надо, чтобы ум был здравым в теле здоровом”.

( Ювенал )


“ Здоровье – это единственная драгоценность”.

( Монтень )




1. Как часто вы моете руки?

Около 10 раз в день – 1б, Только перед едой и после туалета – 2б,

Если сильно испачкаете – 3б.

^ 2. Сколько раз вы чистиете зубы?

Два раза в день (утром и вечером) – 1б, Один раз – 2б, Вообще не чистиете – 3б.

3. Как часто вы моете ноги?

Каждый вечер перед сном – 1б, Если потребуют родители – 2б,

Только когда моетесь в бане, принимаете душ – 3

^ 4. Как часто вы делаете зарядку?

Ежедневно – 1б, Иногда – 2б, Никогда – 3б.

5. Как часто вы едите сладости?

По праздникам и в выходные дни – 1б, Почти каждый день – 2б,

Когда и сколько захотите – 3б.

^ 6. Сколько раз в день вы едите сырые овощи?

2-3 раза и больше – 1б, 1 раз – 2б, Ни разу – 3б.

7. Как часто простужаетесь?

Редко, один раз в несколько лет – 1б, Один раз в год – 2б,

Несколько раз в год – 3б.

^ 8. Сколько времени проводите на свежем воздухе?

Ежедневно несколько часов – 1б, Ежедневно, но менее часа – 2б,

По выходным дням – 3б.

9. Сколько времени проводите у телевизора?

Не более 1,5 часа в день – 1б, Более 3 часов – 2б,

Смотрите всё, что нравится – 3б.

^ 10. Ходите в спортивную секцию или в танцевальный кружок?

Постоянно – 1б, Редко – 2б, Нет – 3б.

11. Как вы переходите улицу?

Всегда по правилам – 1б, иногда нарушаете правила – 2б,

Не соблюдаете правила – 3б.

^ 12. Как вы поступаете, если рядом курят взрослые?

Отойдёте подальше или попросите не курить – 1б,

Ничего не сделаеье – 2б, подойдёте поближе – 3б.

^ 13. Когда вы ложитесь спать?

В 9 часов – 1б, после 10 часов вечера – 2б, после 11 часов – 3б.

14. Как часто вы задумываетесь о своём здоровье?

Часто – 1б, иногда – 2б, никогда – 3.


Если вы набрали 14-16 баллов – это значит, что вы ведёте здоровый образ жизни, учите этому и помогаете другим.

Если же больше 16 баллов – значит, вам следует серьёзно задуматься над тем, чего не хватает для формирпования навыков здорового образа жизни и придумать систему заботы о собственном здоровь


^ Лекторий для родителей




Форма: диалог

Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению здоровья своих детей.

Задачи:

  1. ознакомить родителей оздоровительными методами восстановления здоровья щкольника в домашних условиях;

  2. познакомить родителей с гигиеническими требованиями при выполнении домашних заданий.

Уважаемые родители, мы живём в 21 веке, который уже окрестили веком максимальных скоростей и науки. Новый век, технический и научный прогресс требуют от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как с этим можно справиться? Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которые предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами – абсолютно здоровый ученик. Поэтому сегодня мы поговорим о здоровье вообще и о здоровье школьников в частности, о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье и о многом другом очень важном и серьёзном.

  1. ^ Что такое “Здоровье”?

Теоретики здоровьесбережения трактуют это важное понятие по-разному.

Здоровьепроцесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности, социальной активности при максимальной продолжительности жизни” (В.П.Казначеев ).

Здоровьеэто такое состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен” (В.И.Дубровский).

Здоровье это не отсутствие болезни, а физическая, социальная и психологическая гармония человека” (И.Т.Фролов)

Самое популярное опеделение. Данное Всемирной организацией Здравохранения:

Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов”.

Важным во всех этих и других определениях здоровья считается отношение к нему как к динамическому процессу, что допускает возможность целенаправленно управлять им. Основываясь на определениях Всемирной организации здравохранения. Выделяют следующие компоненты здоровья:

  • Здоровье физическоеэто состояние, при котором у человека имеет место быть гармония физиологических процессов и максимальная адаптация к различным факторам внешней среды.

  • Здоровье психическое Это способности человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой.

  • Здоровье социальное мера социальной активности, деятельностного отношения человека к миру.

  • Здоровье нравственное это комплекс характеристик мативационной и информационной сферы личности. Основу которого определяет система нравственных ценностей.

  1. ^ Оздоровительные методики восстановления школьников в

домашних условиях.

Сегодня мы познакомим вас с некоторыми правилами рационального питания, расскажем о значении движения в жизни человека. Что такое режим дня и зачем его нужно соблюдать. Какие гигиенические требования необходимо соблюдать при выполнении домашнего задания и зачем надо повышать психоэмоциональную устойчивость школьников.

^ Рациональное питание

* Пища должна быть рациональной по химическому составу и содержать белки, жиры и углеводы, витамины и микроэлементы. Быть безвредной и безопасной. Ещё в древности было известно, что правильное питание есть непременное условие долгой жизни.

* Современные учёные выявили, что основными нарушениями в питании являются избыток углеводов и жиров животного происхождения, дефицит фруктов, овощей и ягод, а также нарушение режима питания.

* По данным исследований содержание витаминов в организме школьников только у 10% в норме. Поэтому рекомендуется использование детьми витаминных комплексов. Особенно в зимнее время.

* В школьной столовой в этом учебном году организован такой стол, в состав которого входят лук, чеснок, лимон и витамнные чаи.

* Родителям также надо помнить, что детям в младшем школьном возрасте надо питаться 4-5 раз в день и придерживаться таких правил: разнообразие, умеренность и своевременность питания.

* Следует заставлять ребёнка кушать, если он отказывается? Заставлять нельзя, оценивая своё желание поесть, ребёнок прислушивается к потребностям своего организма.

* Обязательно ли детям есть первые блюда? Да. Употребляемые только вторые блюда не вызывают достаточного отделения жлудочного сока, пища долгое время задерживается в пищеварительном канале, бродит и раздражает слизистую оболочку.

* Кроме того следует научить ребёнка есть не спеша, хорошо пережёвывая пищу, не заниматься во время еды посторонними делами.

^ Двигательная активность

* Движение как форма физиологической активности, показатель физического здоровья, присуще практически всему живому и играет важную роль в развитии психики и интеллекта человека.

* У растущего организма создаётся некоторый избыток двигательной активности. Существует понятие “биологической достаточности движений”. Например, минимальная норма количества шагов в день для взрослого человека – 10 тысяч, а школьник должен сделать 25-30 тысяч шагов в день.

^ Гигиенические требования при выполнении домашних заданий.

Воздушно-тепловой режимодин из важных факторов среды, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье детей. Гигиенистами установлено, что в помещении, где ребёнок работает. Должна быть температура 18-20 градусов, относительная влажность до 60%. Обязательным является ежедневное осуществление влажной уборки и проветривания помещения.

Световой режим может предупредить перегрузки, стимулировать развитие зрительно анализатора, препятствовать возникновению близорукости. Наиболее оптимальное расположение комнаты для уроков – южная или юго-восточная сторона.

Мебель и другие предметы оборудованиятоже влияют на здоровье школьников. Уровень столешницы должен быть на 4 см выше локтя свободно опущенной руки сидящего человека. При слишком низком стуле, ученик вынужден высоко поднимать правое плечо, а если стул высокий, ребёнок вынужден горбиться, а это всё приводит к искревлению позвоночника.

Обязательным условием во время выполнения домашни заданий является его время.

Уроки надо выполнять в одно и тоже время. Оптимальным и наиболее продуктивным считается время с 16 до 18 часов. К 12 часам наступает падение работоспособности. За 2 часа подготовки уроков можно сделать 2-3 переменки по 5 минут каждая.

В течении недели, самым продуктивным считается вторник, от среды до субботы работаспособность снижается. Самые низкие её показатели отмечены в понедельник. В пятницу отмечается вновь повышение работоспособности.

Поэтому лучше готовить домашние уроки так:

1 урок – фаза врабатывания, уроки средней сложности.

2 урок – уроки максимальной сложности.


Притча.

Эта история произошда давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец на него не смог ответить.

И он пошёл на луг, поймал бабочку. Посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: “спрошу-ка я у мудреца; скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?”

Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее.

Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мёртвая?” И тогда мудрец сказал “всё в твоих руках, человек!”





Цель: продолжить работу над профилактикой простудных заболеваний; формировать осознанное отношение к необходимости укреплять здоровье; показать важность и необходимость соблюдения правил личной гигиены.


Сегодня мы с вами поговорми о здоровье. Только здоровый человек по-настоящему радуется жизни. А чтобы быть здоровым, нужно вести здоровый образ жизни. Что это значит? (правильно питаться, соблюдать режим дня, правила личной гигиены, закаляться, заниматься спортом).

В старину говорили: 2здоровье приходит золотниками, а уходит пудами”. Золотник – это совсем немного, примерно 2 грамма. А пуд – 16 кг. Это значит, чтобы стать здоровым, нужно постоянно придерживаться определённых правил. А вот потерять здоровье можно сразу. Сегодня мы постараемся выяснить, как каждый из вас относится к своему здоровью, знает ли основные правила здорового образа жизни и регулярно ли их выполняет.


^ Задание 1. Успевайки и неуспевайки

Многие дети всё успевают:уроки приготовить, в спортивной секции позаниматься, с друзьями погулять, книжки почитать, по дому помочь. На столе у них всегда прибрано, одежда в порядке. Остаётся время и с домашними любимцами поиграть. Некоторые девочки и мальчики не успевают почти ничего. Только обещают: вот завтра …

Успевайки знают три главных секрета, которые помогают им всем и всегда успевать. Попробуйте их раскрыть.

Секрет 1. Соберите первые буквы каждого слова, написанного на карточке, и вы узнаете секрет. Торопитесь. (Взялся за дело – не отвлекайся!)

Волк, заяц, яблоко, лиса, сок, яхта, зима, абрикос, дом, ель, лимон, осёл, ноль, енот, обруч, тыква, вилка, лось, Емеля, каток, арбуз, йод, сахар, ярмарка.

Секрет 2. Расставьте буквы по порядку, назовите секрет. (Делай всё быстро).

5

7

14

1

11

6

2

10

4

9

3

8

13

12

й

с

о

д

с

в

е

ы

а

б

л

ё

р

т

Секрет 3. Отгадайте загадки и из первых букв ответов соберите третий секрет. (Режим дня).

К звёздам мчится птица эта. Обгоняет звук … (ракета)

Хороводы зазвенели В новый год у каждой … (ели)

Завязал глаза я Юрке – Мы играем с братом в … (жмурки)

Платье Машеньки из шёлка, Сшили нитки и … (иголка)

Мы довольные остались, Праздником Серёжиным-

Там гостей всех угощали, Сливочным … (мороженым)

Из листьев резных зелёная шуба, На толстом стволе могучего … (дуба)

Вальс хотят сыграть еноты, Но забыли вальса … (ноты)

Начинает календарь , Месяц с именем … (январь0

Вот вы и раскрыли три секрета, три правила успеваек. Постарайтесь их запомнить, а лучше выполнять каждый день, чтобы не пополнять ряды неуспеваек.


Задание 2. Помните ли вы?

Что такое режим дня, и умеете ли вы планировать свой день? Восстановите режим дня для учащихся нашей группы по порядку и по времени.


Задание 3. Операция “Чистюлька”

В процессе любой деятельности у человека могут запачкаться руки, лицо, растрепаться волосы. И ничего тут страшного нет. Просто нужно постоянно следить за своим внешним видом: при необходимости вымыть руки, причесать волосы, поправить галстук… Разгадав кроссворд, мы узнаем, как называют человека, который не следит за своим внешним видом. (неряха)

Быть сутулой не должна, наших школьников … (спина)

Для наших детишек уже не секрет, что кости все вместе зовутся … (скелет)

Любят труд, не терпят скуки, Всё умеют наши … (руки)

С детства людям всем твердят: Никотин –смертельный … (яд)

Не лишился друг чтоб слуха, Не кричи ему ты в … (ухо)

Нашей жизни нет конца, Коль стучат у нас … (сердца)


Задание 4.

1. Ответьте на вопросы:

Ступня – часть ноги, а кисть? Кисть – часть руки, а рука?

Рука – часть плеча, а плечо? Пятка – часть ступни, а ступня?

Локоть – часть руки, а колено? Спина – часть туловища, а темя?

Зрачок – часть глаза, а ноздря?

Завтра поучусь, а сегодня погуляю”, - говорит ленивый. Что говорит прилежный? (Завтра погуляю, а сегодня поучусь).

2. Отгадайте загадки: “Полезные продукты”

Не корень, а в земле, Красный нос в землю врос,

Не хлеб, а на столе, А зелёный хвост снаружи.

И к пище приправа, Нам зелёный хвост не нужен.

И на микробов управа.(чеснок) Нужен только красный нос.(морковь)


Что полезно – всем известно? Может разбиться,

Я ответ найду легко. Может свариться,

На моей любимой чашке Если хочешь, в птицу

Нарисованы ромашки, Что же в чашке? Может превратиться

(молоко) (яйцо)

Подошло время подводить итоги. Все участники были активными и после нашего мероприятия начнут не с понедельника а уже с завтрашнего дня вести здоровый образ жизни Договорились?





Цель: прививать основы экологической этики, формировать представление о важности здорового образа жизни.


Ребята, давайте подумаем, чем лечились люди, которые жили давным – давно, когда ещё не было ни аптек, ни врачей? Возможно, от бабушек или из фильмов вы знаете, что раньше человек все, что было ему нужно для жизни, брал у природы. И сегодня, если у вас поднимается температура. Мамы дают вам тёплый малиновый или смородиновый чай, а если расшибёте коленку – прикладывают лист подорожника. Зачастую, люди плохо знают свойства лекарственных растений, поэтому рассчитывают в основном на таблетки., а они не всегда безобидны. Вот и давайте уже со школьного участка будем знакомиться с целебными свойствами окружающих нас растений.

Остановка Шиповниковая

Шиповник – популярное лекарственное растение. Его применяют при малокровии, заболевании печени желудка. Его действие обусловлено высоким содержанием аскорбиновой кислоты. Из плодов шиповника готовят витаминные сиропы, таблетки, драже и чаи.

Шиповник подготовил нам задание-игру «Верю - не верю». Если мы с ней справимся, то сможем продолжить наше путешествие.

^ Игра «Верю – не верю»

Найдите фактическую ошибку в рассказе.

Мы идём по осеннему парку и видим, как в траве растут подснежники, а на деревьях растут ягоды клюквы и сушатся грибы. Среди жёлтых листьев сидят ласточки. Спускаясь к реке, мы наслаждаемся ароматом цветущей черёмухи. Вдруг залаяла собака, из-под куста выскочил белый заяц и пустился бежать через полянку к речке, при этом он испугал куропатку, которая поднялась высоко в небо и запела песню. А зайчик прыгнул в воду, нырнул в свой домик, забрался в мягкую постельку и только потом успокоился, уснул на целую зиму.

Остановка Кленовая

Многие деревья сначала распускают листья и только потом начинают цвести. А клён наоборот: сначала цветёт. Есть у клёна ещё одна особенность: он умеет предсказывать ненастье. Перед дождём у него появляются капельки воды – «слёзы» - в том месте, где черешки листьев крепятся к веткам.

Отвар листьев и семян клёна обладает мочегонным, противомикробным, жаропонижающим и ранозаживляющим действием. Толчёные листья используют наружно при длительно незаживающих ранах и язвах. Чтобы продолжить наше путешествие, мы должны разгадать 2древесный « кроссворд.

Клейкие почки Что же это за девица: Белым цветёт,

Зелёные листочки, Не швея, не мастерица, Зелёным висит,

С белой корой Ничего сама не шьёт, Красным падает.

Стоит над горой. А в иголках круглый год.

(береза) (ель) (яблоня)


Листики в ладошку, У меня длинней иголки, С моего цветка берёт

Семена – крылатки, Чем у ёлки. Пчёлка самый вкусный мёд,

Яркое, веселое, Очень прямо я расту: А меня все обижают:

Словно все в заплатках. В высоту. «Кожу» тонкую сдирают.

(клён) (сосна) (липа)


В сенокос – горька, У речки и в низинах То ли с крыши, то ли с неба

А в мороз – сладка. Она всегда растёт. Или вата или пух,

Что за ягодка? А прутик на корзины Или, может, хлопья снега

(рябина) И коробы идёт. Появились летом вдруг?

(ива) Кто же их исподтишка

Сыплет, будто из мешка?

(тополь)


Что за дерево такое? Он листвой шумит, Зелены кусточки,

Чудо – ёжики на нём. Он в тени стоит, Алые цветочки,

Внутри каждого ежа Лёгкая корона Когти – коготочки

Семена его лежат. На кудрях зелёных, Стерегут цветочки.

(каштан) Взгляд его так ясен (шиповник)

Как же звать вас?

(ясень)


Никто не пугает, А вся дрожит. (осина)

Ключевая фраза: «Зелёная аптека».


Остановка Яблоневая

Яблоки и вправду очень полезны, потому что в них много витаминов. Чего только не делают из яблок: и варенье, и повидло, и джемы, и сок! Из яблоневых лепесков готовят целебные настои и чаи. Давайте постараемся разгадать названия лекарственных растений, которые любят расти рядом с яблоней.

^ Игра «Друзья – соседи»

1.Это первоцвет. Листья обладают интересным свойством: их верхняя часть гладкая т холодная, а нижняя, покрытая белым пухом, мягкая и тёплая. ( мать-и-мачеха). Это очень ценное лекарственное растение. Его листья сушат, заваривают как чай и пьют от кашля.

2. Из стеблей этого растения получали волокна для тканей. Из этого растения Эльза из сказки Андерсена «Дикие лебеди» плела рубашки для своих братьев. (крапива). Крапива прекрасно останавливает кровотечение, насыщает организм витаминами, укрепляет волосы.

3. Каждый лист этого растения собран из небольших листиков-пушинок, которых может быть чуть ли не целая тысяча. Вот и назвали это растение …(тысячелистник).

Чай из тысячелистника повышает аппетит, а листья, приложенные к ранам, заживляют их, останавливают кровь и снимают воспаление.

4. Это растение зацветает в конце весны и цветёт всё лето. Листок состоит из трёх лопастей. Цветок – головка малинового цвета, состоящая из множества «иголочек», сладких на вкус. Из молодых листков можно приготовить салат, а из цветков – чай. (клевер) Настой листьев и цветков помогает при расстройстве желудка, воспалении глаз, примочки лечат язвы и нарывы.


Остановка Медовая

Липа – лекарственное растение. Липовый цвет люди сушат, заваривают и получают отвар, который пьют при простудах и гриппе.

^ Викторина «7 вопросов от липы»

Какое дерево поит нас сладким соком? (берёза)

Какое дерево живёт дольше других? (дуб)

Листья какого дерева и «без ветра шумит»? (осина)

Какой гриб любит расти под берёзой? (подберёзовик)

Какие деревья называют медоносами? (липа, клён, ива, рябина, яблоня)

Какое дерево самый лучший медонос? (липа)

Какое дерево часто сажают в городах? ( тополь)


Остановка Дубравная

Из древесины дуба делают красивые и прочные вещи, а из дубовой коры и листьев готовят целебные настои для полоскания горла. Если желуди высушить и измельчить, получится вкусный и полезный напиток – желудёвый кофе.

^ Игра в слова

Нужно хлопнуть в ладоши, услышав слово, подходящее дубу.

Смола, яблоко, лекарственный, ельник, желудь, светолюбивая, медонос, пух, тёмноствольная, великан, серёжки.

Мы справились с заданием и можем отправляться дальше по нашему маршруту.

Остановка Экологическая

Мы видели много красивых деревьев. Однако, чтобы они радовали нас своим благоуханием, им необходим чистый воздух, вода и почва. Природа ждёт от нас уважения и заботы.

«человек стал Человеком потому, - писал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, - что увидел глубину лазурного неба. Мерцание звёзд, разлив вечерней зари, увидел и, изумленный, пошёл по земле, создавая новую красоту. Остановись и ты в изумлении перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство».




^ Диалог с элементами игры

Цель: формировать у школьников потребность в здоровом образе жизни, ответственность за своё здоровье, негативное отношение к вредным привычкам.


- Ребята, какие ассоциации у вас вызывает слово «привычка»? (ответы детей).

«Привычка, образ действия, состояние, поведение или склонность, усвоенные кем-нибудь за определённый период жизни, вошедшие в обыкновение, ставшие обычными, постоянными для кого-нибудь». (толковый словарь Д.Ушакова)

Таким образом, привычка – это такое действие, которое человек выполняет как бы автоматически. У каждого человека в течении жизни вырабатывается много привычек. Это относится и к вам. Для кого-то стало привычным делом заниматься спортом, читать книги, помогать по дому, без напоминаний делать уроки. Это все привычки полезные. А теперь давайте вместе подумаем, а что такое вредные привычки.

^ 1.Игра-упражнение «Сорняки и розы»

Ребятам предлагается на картинках с изображением розы написать полезные привычки, на картинках с сорной травой написать вредные привычки. После выполнения задания проводится обсуждение.

Все полезные и вредные привычки человек «выращивает» в себе сам. Только полезные привычки требуют особого ухода – дело это не лёгкое, изо дня в день нужно трудиться, чтобы получить результат, а вредные привычки очень легко пускают корни, как сорная трава.


^ 2. Чтение отрывка из сказки «Маленький принц»

«Есть такое твёрдое правило, - сказал мне Маленький принц. – Встал поутру. Умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету. Непременно надо каждый день выпалывать баобабы, как только их уже можно отличить от розовых кустов: молодые ростки у них почти одинаковые. Это очень скучная работа, но совсем не трудная».

- Какую замечательную привычку Маленький принц вырастил в себе? Можно ли баобабы сравнить с вредными привычками, которые человек побеждает в себе?

Среди наиболее опасных привычек человека следует назвать алкоголь, курение, наркомания. Даже один раз попробовав что-то, человек может попасть в зависимость, которая обернётся для него большой бедой. Ни одна вредная привычка не вырабатывается так быстро, как дружба с дурманом.

^ Алкоголь, никотин, наркотик вредны для любого человека, но самую большую опасность они представляют для растущего организма. Учёные подсчитали, что здоровье человека на 60% зависит от его поведения, на 20% - от здоровья родителей (т.е. наследственности) и ещё на 20% - от усилий, в которых живёт человек. Поэтому необходимо с детства вырабатывать в себе «здоровые привычки», чтобы не стать рабом «вредных привычек».


3. Тест

Тест, который поможет учащимся оценить уровень физического развития. Да – 3, нет – 1.

  1. Соблюдаю ли я режим дня?

  2. Делаю ли я утреннюю зарядку?

  3. С удовольствием ли я хожу на уроки физкультуры?

  4. Занимаюсь ли я физическим трудом?

  5. Вызывает ли у меня отвращение табачный дым?

  6. Могу ли я несколько раз подтянуться на перекладине (отжаться от пола)?

  7. Люблю ли я свежий воздух?

  8. Считаю ли я алкоголь вредным веществом?

  9. Умею ли я плавать?

Подсчитайте набранные баллы и по их сумме определите, на какой ступени физического развития вы находитесь: 9-13 баллов – низкая, 14-19 баллов – средняя, 20-27 баллов – высокая.


^ 4. Тренинг « Роль рекламы на формирование вредных привычек у молодёжи»

- Ребята, давайте рассмотрим с вами несколько фотографий из популярных журналов, где молодые люди изображены на красивых яхтах, в дорогих автомобилях, на природе на фоне сигарет. Подумайте, почему эта реклама является опасной для подрастающего поколения? (ответы детей)

Вывод: молодые люди на этих фотографиях изображены счастливыми, они выглядят успешными бизнесменами, красивыми моделями, и у молодёжи формируется стереотип. Если я буду курить эти сигареты, то и меня ждёт счастливое будущее. Мы же с вами сейчас докажем, что это обман.

Выполним некоторые вычисления. (на партах лежат ручки и листочки)

- Предположите, сколько сигарет выкуривает в день человек.

- Вычислите: сколько пачек сигарет он выкуривает в месяц.

- Сколько тратит человек на покупку сигарет в месяц?

- Сколько тратит человек на покупку сигарет в год?

- Предположите, какую полезную вещь вы можете себе купить на эти деньги.


^ 5. Практическая работа

Первая группа, используя чёрный, синий, коричневый фломастеры, рисуют образ жизни, который ведёт человек с вредными привычками.

Вторая группа, используя красный, зелёный и жёлтый фломастеры, рисует образ жизни, который ведёт человек без вредных привычек. Защита рисунков.

6. Мини-итоги


1. С детства необходимо работать над собой, вырабатывать в себе полезные привычки, которые помогут добиться успеха, достичь целей в жизни, быть счастливым.

2. Человек может стать рабом вредных привычек, если не воспитает в себе с детства уважение к самому себе.



^ Спортивный праздник


Цель: пропагандировать здоровый образ жизни, любовь к физкультуре и спорту, развивать взаимопонимание детей и родителей; воспитывать чувства коллективизма и здорового соперничества.


Добрый день, наши дорогие гости! Сегодня мы собрались, чтобы провести не совсем обычное спортивное соревнование «Неразлучные друзья – взрослые и дети», в котором будут принимать участие ребята и их родители. Семья – главное в жизни человека. В народе говорят:

  • Где мир и лад, не нужен клад.

  • Когда семья вместе – и душа на месте.

  • Согласную семью и горе не берёт.

  • Когда в семье согласно, тогда идёт дело прекрасно.


Семья – это дом, это дружба и счастье.

Семья – это вместе в погоду, в ненастье.

Семья – где помогут, поддержат, поймут.

Всегда успокоят, научат всему.

Большое счастье для родителей – их дети. Вот они: художники и писатели, актёры и математики, тихие и шалуны… Какими они станут в будущем – зависит от семьи, от здоровья семьи. Мы будем и соревноваться, и отдыхать, и поддерживать друг друга, радоваться и улыбаться.

^ Конкурс «Знакомство»

Командам даётся слово для приветствия.

Приветствие команды родителей

Команда – Старики

Девиз – может мы и старики, но совсем не слабаки!

^ Приветствие команды учеников.

Команда – Чудаки.

Девиз – Мы не просто чудаки, чудаки – ученики.

Конкурс «Волшебная ракета»

Участники проносят теннисный мяч на теннисной ракетке.

^ Конкурс «Водители»

Командам необходимо проехать на самокате, объезжая препятствия.

Конкурс «Воздушный шар»

Участникам необходимо, передвигаясь, удержать ракеткой для бадминтона воздушный шар.


^ Конкурс «Кто быстрее?»

Участники собирают рассыпанные шашки в коробку и закрывают крышкой.

Игра с болельщиками.

  1. Какой мяч самый тяжелый – футбольный, баскетбольный или волейбольный? (баскетбольный)

  2. Как называется начало бега и его окончание? (старт, финиш)

  3. Назовите спортивные игры, в которых в мяч играют руками? (волейбол, баскетбол, гандбол, большой теннис, настольный теннис и т.д.)

  4. Назовите виды спорта, которые проводятся на воде? (плавание, гребля, прыжки в воду, водное поло и т.д.)

  5. Как часто проходят олимпиады? (один раз в четыре года)

  6. Что представляет собой. Символ олимпийских игр? (5 соединённых между собой цветных колец)


^ Конкурс «Не зевай»

Следует попрыгать в мешке, затем пролезть в обруч и бегом вернуться назад, передать эстафету.

Конкурс «Кузнечики»

Команды совершает прыжки на большом мяче.

^ Конкурс «Футболисты»

Участникам необходимо прокатить футбольный мяч между кеглями – «воротами».


Подведение итогов. Награждение победителей призами.

Вот и закончилось наши конкурсы, не огорчайтесь, если не сбылись мечты. Самое главное. Что праздник состоялся, что вы приняли в нём участие, ведь важнее всего наша дружба и взаимопонимание, улыбки на ваших лицах, хорошее настроение.


Всем спасибо за внимание,

За задор, за звонкий смех,

За азарт соревнованья,

Обеспечивший успех.

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь:

Говорим всем:»До свиданья!»

До счастливых новых встреч!»





Цель: расширить знания детей о правилах здорового образа жизни; о своём здоровье и ценить его; воспитывать сознательное отношение к охране здоровья и проявлению заботы о создании экологически благоприятной окружающей среды.


Сегодня мы проводим в нашей группе коллективное творческое дело «Я здоровье берегу – сам себе я помогу». И действительно, о своём здоровье в первую очередь мы должны заботиться сами. Конечно, за будущее детей в ответе взрослые, но каждый ребёнок сам должен с ранних лет бережно относиться к своему здоровью. Работать будем по микрогруппам вместе с родителями. Вам предстоит дать ответы на самые разнообразные вопросы.

^ Литературная мини-викторина

Из каких произведений пришли эти персонажи, чтобы напомнить нам о правилах ЗОЖ?

1. В какой сказке от хозяйки убежали все домашние вещи? (К.Чуковский «Федорино горе»)

2. Почему домашняя утварь убежала от Федоры? (Федора была неряшливая. Она не следила за чистотой и порядком в своём доме).

3. В каком произведении рассказывается о таком мальчике?

Одеяло убежало, Улетела простыня.

И подушка как лягушка, Ускакала от меня. (К.Чуковский. «Мойдодыр»)

4. Почему мальчик остался один? (Он был грязный, растрёпанный, неаккуратный).

5. К чему призывает нас Мойдодыр? (К соблюдению правил личной гигиены и заботливому отношению к своему здоровью).

6. К кому побежит мальчик?

У меня болит живот, и никак не заживёт.

Ой! Ой! Больно! Не могу терпеть –

Я могу умереть! (к доктору Айболиту).

7.Как вы думаете, почему у мальчика заболел живот? (Он ел немытые фрукты).

8. Какое правило хотели бы вы ему напомнить? (чтоб здоровым быть, овощи и фрукты надо мыть, витамины принимать и на солнце загорать).

^ Игра-практикум «Скорая помощь айболитов»

Ребята по рисункам определяют вид травмы и рассказывают о правилах оказания первой помощи.

Кровотечение из носа. Сесть, слегка наклонив голову вперёд; положить на нос холодную примочку, дышать ртом; сжать нос чуть ниже переносицы на 4-5 минут. После остановки кровотечения посидеть спокойно.

^ Лёгкий порез. Промыть рану холодной водой. Приподнять раненое место, чтобы кровь отхлынула, и прижать бинтом. Когда рана подсохнет, смазать йодом и зелёнкой.

^ Уксус пчелы (комара). Не расчёсывать; положить холод;показать родителям место укуса.

Соринка в глазу. Глаз не тереть. Можно попробовать промыть водой, хорошо поморгать; могут вымыть соринку обильные слёзы. Если сами не справитесь с соринкой, обратитесь к врачу.

^ Волшебная почта

Каждая микрогруппа получает конверт, в котором написаны отдельные слова пословицы, дети составляют и зачитывают пословицу.

  • Здоровье, богатство, дороже. (Здоровье дороже богатства0

  • Здоровым, забыть, быть, горе. (Здоровым быть-горе забыть)

  • За, не, деньги, купишь, здоровье. (здоровье за деньги не купишь).

  • Человек, человек, богатый, здоровый. (здоровый человек-богатый человек)

Коллективное отгадывание загадок «Чтобы быть здоровым»

1. Этот конь не ест овса. 2. Я под мышкой посижу,

Вместо ног – два колеса. Что вам делать – укажу:

Сядь верхом и мчись на нём, Или разрешу гулять,

Только лучше правь рулём. Или уложу в кровать.

(велосипед) (градусник)

  1. Две новые кленовые 4. Кто в дни болезни

Подошвы двухметровые: Всех полезней

На них поставил две ноги - И лечит нас

И по большим снегам беги. От всех болезней?

(лыжи) (доктор)

5. Ой, насыпало снежка! 6. Мои новые подружки

Вывожу коня-дружка. И блестящи, и легки.

За верёвочку-узду И на льду со мной резвятся,

Через двор коня веду, И мороза не боятся.

С горки вниз на нём лечу (коньки)

А назад его тащу. (санки)

^ Составление предложения из карточек и выполнение тестовых заданий

  1. Обведите кружком буквы, соответствующие правилам, которые нужно выполнять.

Чтобы расти здоровым, надо:

а/ соблюдать режим дня;

б/ уроки готовить при включенном телевизоре, магнитофон;

в/ долго заниматься одним и тем же делом;

г/ чередовать различные виды занятий;

д/ при чтении и рисовании каждые 15020 минут делать перерыв, чтобы отдохнули глаза.

  1. Закончите предложения:

Чтобы воздух в помещении был чистым, нужно делать … (проветривание)

Мы разводим в классе растения, чтобы они очищали воздух от … (микробов)

В морозном воздухе почти нет микробов, поэтому зимой нужно чаще … (бывать на свежем воздухе).

И действительно, самое ценное в нашей жизни – это здоровье. С раннего возраста надо заботиться о его сохранении.