uzluga.ru
добавить свой файл
1

Ученые России и Урала.


Историю развития астрономии можно условно разбить на три

этапа: первый – наблюдение звездного неба невооруженным глазом; второй – наблюдение с помощью телескопов, начало третьего периода связано с развитием космонавтики.

Третий этап в развитии астрономии связан с освоением человеком Космоса. Этот шаг был подготовлен многими поколениями ученых, инженеров, техников. Первый ученый, который сумел доказать, что реальным средством освоения космоса является ракета, был наш соотечественник Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935).

Астрономам требовались ракеты, искусственные спутники, которые находились бы на орбите выше земной атмосферы неограниченно долго. В 1957 году эта задача была решена – в нашей стране был запущен первый искусственный спутник. Большой вклад в развитие отечественной космонавтики внес С.П.Королев.

Уральские предприятия, научно – исследовательские институты и конструкторские организации внесли и вносят большой вклад в развитие отечественной авиации и ракетно - космической отрасли.

В годы войны на Урал были эвакуированы десятки авиационных научно – исследовательских институтов и конструкторских бюро, здесь же работали и некоторые пионеры советской космонавтики.

В 1943 году в Кольцово проходили испытания первого в мире ракетного самолета БИ-1. Испытания ракетного перехватчика проводил капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи. Через 30 лет после гибели Бахчиванджи Г.Я. присвоено звание Героя Советского Союза. Ю.Гагарин в своей книге написал так: «Без полета Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года»

В поселке Билимбай под Первоурвльском трудился автор первого турбореактивного двигателя Архип Михайлович Люлька.

После войны сложились яркие талантливые коллективы, создавшие уникальные образцы научной и военной техники:

- КБ «Новатор» - руководитель В.Люльев (создано несколько классов ракет)

- КБ «Старт», в котором создавались ракеты

- НИИ машиностроения в Нижней Салде

- Государственный ракетный центр имени академика В.Макеева в Миассе

- НПО Автоматики (Н.А.Семихатов возглавлял эту фирму)

Николай Александрович Семихатов был назначен главным инженером и главным конструктором СКБ-626, которое явилось прародителем НПО Автоматики в 1953 году.

Задачами предприятия на многие годы стало создание систем управления баллистических ракет (БР).

Сейчас в освоении Космоса участвуют многие страны. За последние годы запустили спутники Франция, Япония, Китай, Великобритания, Индия. Человек вышел в открытый Космос. Он активно изучает солнечную систему.

Термин «Космос», перешедший в современную науку от древних греков, является, по существу, синонимом Вселенной. Греческое слово «космос» означает - строй, порядок, мир, Вселенная. Термин «космос» получил широкое распространение после запуска в 1957 году в СССР первого искусственного космического объекта – искусственного спутника Земли.


^ Астероиды, метеоры и метеориты.


В 1801 году итальянский астроном Пиацци заметил в телескоп незнакомый объект в космосе. Сначала он подумал, что это неизвестная, и дал ей имя Церера. Вскоре и другие астрономы обнаружили подобные объекты. Они выглядят на небе как слабые звезды. Поэтому их назвали астероидами, то есть «звездообразными».

Существуют разные виды астероидов. Их делят на три группы: 1) углеродистые – они каменистые и черные как уголь; 2) силикатные – светлые каменистые тела; 3) металлические астероиды – возможно ободранные металлические ядра некогда крупных небесных тел.

Ежедневно в земную атмосферу попадает более 180 тонн космического мусора. Это пыль, мелочь, размером с горошину, а иногда и крупные куски камней или железа. Поскольку они летят со скоростью более 13км/сек., трение о воздух настолько их разогревает, что большая часть их сгорает в атмосфере, образуя светящиеся штрихи. Их называют метеорами.

Метеориты обычно мелкие – их можно взять в руку, но они бывают и крупнее дома. Существует несколько видов метеоритов: каменный метеорит, железный, железокаменный метеорит, марсианский метеорит.


^ Солнечная система.


Ученые предполагают, что Солнечная система возникла примерно 4,5 – 5 млрд. лет назад из газово – пылевого облака. В настоящее время известно, что ее составляют звезда – Солнце, 9 планет и их спутники, астероиды, кометы и множество метеорных тел.

Некоторые планеты можно увидеть с Земли невооруженным глазом. Они кажутся яркими звездами. Но планеты, в отличие от звезд, не испускают собственного света. Они лишь отражают свет Солнца. Все планеты делятся на две группы: планеты земной группы и планеты – гиганты.

Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс.

Планеты – гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун, Плутон.

Хорошо наблюдать за звездами в темную безоблачную ночь, особенно за городом, где не мешает электрическое освещение. На черном небе мерцает множество звезд, больших и маленьких, голубоватых, желтоватых и красноватых.

Если мы присмотримся к звездам, то увидим, что они образуют какие – то группы, скопления, фигуры. Эти фигуры заметили еще в древности и назвали созвездиями. Созвездие – это участок неба с расположенными на нем созвездиями. Насчитывают 88 созвездий.

Мир звезд необычайно разнообразен. Звезды различаются по массе, яркости, температуре, размерам и многим другим признакам. Звезды во Вселенной образуют звездные системы – галактики.

Солнце – ближайшая звезда. Без солнечного света и тепла жизнь на Земле была бы невозможна. Солнце обеспечивает на Земле круговорот воды, под его влиянием рождаются ветры, штормы и вихри, изменяется поверхность нашей планеты.


^ Спутник Земли – Луна.


Земля не одинока в своем движении вокруг Солнца. Ближайший сосед Земли, точнее, не сосед, а ее спутник в бесконечном космическом путешествии – это Луна.

Древние люди наделяли Луну волшебными свойствами. С Луной связывали удачу на охоте, урожай в поле, победу на войне и даже здоровье. Луну воспевали в стихах, ей поклонялись как божеству и изображали на боевых знаменах.

Наблюдая за Луной, люди не переставали изумляться, как она, будто в сказке, то росла от узенького серпа до круглого яркого диска, то постепенно убывала, пока не исчезала совсем. А через некоторое время все повторялось, и конца этому не было. Задумались люди: может быть, по Луне отсчитывать время? И они создали календарь, по которому стали вести счет неделям и месяцам.

Человек еще только мечтал слетать на Луну, а ученые уже подсчитали до нее расстояние. Велико ли оно?

Если сделать шары с размером с Землю и поставить их друг на друга, то тридцатый шар коснется Луны.

Луна сравнительно невелика: в пятьдесят раз меньше Земли. А большой она кажется, потому что расположена ближе других небесных тел.

С давних времен люди мечтали совершить путешествие на Луну. Чего только они не придумывали для этого: и крылья, и стрелы, и огромные пушки, стреляющие ядрами, в которых должен был находиться путешественник. Но только с изобретением ракеты стал возможен полет на Луну. И не простой, а многоступенчатой. В январе 1959 года ракета конструкции академика Королева стартовала с Байконура, унося к Луне автоматическую станцию «Луна -1». Но «Луна – 1» на Луну не попала, промахнулась: слишком мала была точность ее приборов.

Но прошло немного времени, и новая автоматическая станция «Луна – 2», достигла лунной поверхности. Произошло это 14 сентября 1959 года. А вскоре станция «Луна – 3» совершила облет планеты и сфотографировала ее обратную сторону.

С этого времени начались регулярные рейсы советских и американских аппаратов к Луне. Они фотографировали ее с близкого расстояния и передавали ее изображение на Землю, исследовали околоземное пространство и отрабатывали посадку на планету. И вот в феврале 1966 года советская станция «Луна – 9» впервые мягко опустилась на поверхность Луны.

Позже ученые придумали, как доставить на Землю лунный грунт, чтобы лучше его изучить. Это сделали другие автоматические станции – «Луна -16», «Луна – 20», «Луна – 24».

Совсем недавно конструкторы ломали головы над тем, как доставить «Луноход – 1» на Луну, как его заставить работать. За время работы он передал на Землю много различных снимков с лунной поверхности, исследовал грунт в разных ее местах и обо всем этом сообщал ученым. Луноход был первым самодвижущимся роботом, посетившим Луну. Управляли им с Земли по радио, а он послушно выполнял все команды.


^ Луна и человек.


Побывал на Луне и человек. В июле 1969 года американский корабль «Апполон -11 с тремя астронавтами на борту был отправлен к Луне.

Что же увидели и что почувствовали астронавты на Луне? Они увидели, что Луна похожа на пыльную серую пустыню. Ни звука, ни дуновения ветерка.

Астронавты рассказывали, что страшно было сделать первый шаг – грунт казался очень мягким. Но когда этот шаг был сделан, астронавты осмелели. Они стали не только ходить, но и прыгать, подобно кенгуру, отталкиваясь сразу двумя ногами.

Большая часть лунной поверхности покрыта воронками. Это кратеры - огромные ямы, которые образовались от падения на Луну небесных камней – метеоров.

Полмесяца стоит лунный день, а остальные полмесяца – сплошная ночь. Днем на Луне очень жарко, зато ночью температура опускается до -170 С.

Луна оказалась мертвой пустыней, ни люди, ни роботы, посланные с Земли, не обнаружили на ней никаких признаков жизни.


^ Планета Земля.


Земля – это планета, на которой мы живем. На протяжении многих веков человек осваивал и изучал Землю.

Наша планета уникальна. Это единственная нам известная планета, на которой есть гигантские водоемы (реки, озера, моря, океаны). Но главное – это планета, на которой существует жизнь.

Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток. Полный оборот вокруг своей оси она совершает за сутки. Благодаря этому вращению, на Земле происходит смена дня и ночи. Одновременно Земля движется и вокруг Солнца. Полный оборот вокруг Солнца Земля совершает за год.

Земная ось расположена наклонно. Из-за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, как бы подставляет ему то северную, то южную свою часть. Поэтому и происходит смена времени года.

Земля – сравнительно небольшая планета. Ее диаметр равен примерно 12740км.

Расстояние от Солнца обеспечивает Земле такую температуру, при которой вода может находиться в жидком виде, а не только в виде льда или пара.

Земля движется по орбите вокруг Солнца со скоростью около 110000 км/ч. Она удалена от Солнца примерно на 150 млн.км. Один оборот вокруг Солнца Земля совершает за 365, 256 суток.

Атмосфера Земли – это смесь газов, окружающих ее. Кислорода, нужного для дыхания живых существ, в ней примерно 20%. Атмосфера состоит из нескольких воздушных слоев (тропосфера, стратосфера, мезосфера, термосфера, экзосфера).

Подобно Меркурию, Венере и Марсу, Земля имеет каменную кору и твердое металлическое ядро. Между ними есть разные слои (внутреннее ядро, внешнее ядро, мантия, кора).

Кора Земли состоит из отдельных кусков, которые называют плитами. Они находятся в постоянном движении и трутся друг о друга. На их стыках иногда возникают землетрясения.

Атмосфера Земли пригодна для дыхания. Оба эти условия необходимы для жизни животных и растений.

Сейчас ученые все больше и больше узнают о нашей планете из информации, передаваемой спутниками и космическими станциями.

В прогнозах погоды используют данные, собранные метеорологическими спутниками. Эти прогнозы помогают предупреждать людей о плохих погодных условиях. Информацию со спутников используют и для исследования земной поверхности. Места, которые обычно трудно увидеть, например океанское дно, можно теперь изучить подробно.

Население мира растет, и люди используют для своих нужд все больше земли, а автомобили и заводы все больше загрязняют окружающую среду. Это вредит и суше, и океанам, и атмосфере. Наша планета снабжает нас пищей, водой. Электроэнергией и материалами для повседневной жизни. Планету необходимо оберегать. Мы можем это делать, сокращая загрязнение, уменьшая отбросы, защищая природу и повторно используя старые материалы.

Свое выступление мы заканчиваем словами человека, который совершил первый в истории человечества космический полет:

«Облетев Землю в корабле – спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить, и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»


- Вас приветствует команда Маминской средней школы:

«КосмоЗнайки»

Много Космознаек живет на белом свете,

Много Космознаек гуляет по планете.

И у нас такой девиз никогда не падать вниз.


- Вас приветствует команда Маминской средней школы:

«КосмоЗнайки»

Много Космознаек живет на белом свете,

Много Космознаек гуляет по планете.

И у нас такой девиз никогда не падать вниз.


- Вас приветствует команда Маминской средней школы:

«КосмоЗнайки»

Много Космознаек живет на белом свете,

Много Космознаек гуляет по планете.

И у нас такой девиз никогда не падать вниз.


- Вас приветствует команда Маминской средней школы:

«КосмоЗнайки»

Много Космознаек живет на белом свете,

Много Космознаек гуляет по планете.

И у нас такой девиз никогда не падать вниз.


- Вас приветствует команда Маминской средней школы:

«КосмоЗнайки»

Много Космознаек живет на белом свете,

Много Космознаек гуляет по планете.

И у нас такой девиз никогда не падать вниз.