uzluga.ru
добавить свой файл
1
n=Учебники по русскому языку и литературному чтению (литературе) для 4 5 классов с точки зрения соблюдения преемственности в обучении~sz=108277;pg=1;te=Основы преемственности в преподавании русского языка и литературного чтения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования~cat=~t=Учебники~!~
ГУО «Средняя общеобразовательная школа №3 г.Дятлово»


Основы преемственности в преподавании русского языка и литературного чтения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования


Учитель начальных классов

Г.Н. Герус


- 2010 -

Содержание

Введение. Актуальность темы.

1. Психолого-педагогические вопросы преемственности при переходе учащихся из начальной школы в среднюю.

2. Преемственность в содержании программ и учебников по русскому языку для 4 и 5 классов.

3. Преемственность в содержании программ и учебников по литературному чтению и литературе для 4 и 5 классов.

4. Рекомендации по преемственности преподавания русского языка и лите – ратурного чтения (4 – 5 классы).

5. Заключение.

6. Использованная литература.


Задачи:

1. Обосновать необходимость преемственности в преподавании русского языка и литературного чтения (литературе) между начальной и средней школой.

2. Проанализировать современные программы и учебники по русскому языку и литературному чтению (литературе) для 4 – 5 классов с точки зрения соблюдения преемственности в обучении.

3. Определить педагогические условия осуществления преемственности в преподавании русского языка и литературного чтения (4 – 5 классы).


Проблема преемственности обучения между 1 и 2 ступенями общего среднего образования, несмотря на многочисленные исследования путей её решения, до сих пор остаётся актуальной. Понятие «преемственность» в учебном пособии для студентов «Методика преподавания русского языка» рассматривается следующим образом: «Преемственность – это учёт знаний, полученных учащимися в предшествующих классах, при изучении нового материала». Преемственность образования предполагает, что между ступенями школы должны быть установлены закономерные, устойчивые связи с учётом того, что предшествующая ступень образования является естественной базой для последующей ступени. Решение проблемы преемственности позволит создать целостную систему непрерывного образования, адекватно удовлетворяющую образовательные запросы каждой личности в соответствии с её способностями.

Русский язык и литература – одни из наиболее сложных и трудоёмких предметов в курсе средней школы, а потому соблюдение одного из основных принципов дидактики – принципа преемственности необходимо. К условиям соблюдения принципа преемственности в обучении русскому языку относят:

- изучение, знание «сквозных» тенденций языкового развития от дошкольного возраста до старшего школьного возраста в обогащении словаря, в синтаксисе речи и пр.;

- понимание того, что появляется впервые в речевом развитии учащихся на каждом новом (последующем) этапе обучения;

- согласование программ и учебников смежных классов;

- разработка единого курса русского языка между начальной и средней школой;

- пропедевтика в начальных классах тех тем, которые будут изучаться в последующих классах;

- согласование норм и критериев оценки знаний, умений и навыков учащих- ся в области языка на разных этапах обучения. Однако, отдельные из названных условий в настоящее время не соблюдают- ся в полной мере.

Всё это говорит об актуальности выбранной темы.

1. Переход учащихся из начального в среднее звено – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в пятом классе – один из труднейших периодов школьного обучения. В последние годы в педагогической литературе много говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься чуть ли не как объективный кризис развития детей 10 – 11 лет, порождающий серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, иногда недисциплини- рованностью, снижением интереса к учёбе и её результатам, с психо- логической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Это значит, что увеличивается число детей, испытывающих затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса. Для них особенно важна правильная организация адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднее звено. Переходный период из начальной школы в среднюю сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, специалистах психолого-педагогической службы. Часто последствия бывают отрицатель- ными , что обусловлено:

- сменой социальной обстановки;

-изменением роли учащегося;

- увеличением учебной нагрузки;

- изменением режима дня;

- разностью систем и форм обучения;

- нестыковкой программ начальной и средней школы;

-различием требований со стороны учителей-предметников.

По мнению педагогов и методистов решение проблемы преемственности успешно при определённых условиях: создание единого образовательного пространства в школе; создание условий для сотрудничества между педагогами на всех ступенях данного образовательного учреждения, а также между образовательными учреждениями города, района.

2. Практика современной школы решает проблему преемственности путём создания непрерывного курса русского языка, способного обеспечить органическую связь всех звеньев от начала до конца изучения предмета. В школьных программах по русскому языку как в начальных, так и в средних классах уделяется особое внимание систематической работе над формированием орфографической грамотности учащихся. Необходимость поиска путей и условий повышения качества обучения русскому языку в целом, и особенно орфографии как наиболее сложного его раздела, возникает у каждого учителя. Успешная адаптация пятиклассников во многом зависит от реализации преемственности между начальным и средним образованием. В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи. Его главная задача – обобщить, систематизировать и дополнить представления младших школьников об устройстве русского языка, о его использовании в процессе общения, о требованиях к речевому поведению, об основных проблемах письменной речи и правилах регулирующих грамотное письмо. Изучаемый материал группируется вокруг понятий: текст, предложение, словосочетание, слово.

Знакомство с частями речи завершается изучением склонения имён существительных и прилагательных, спряжением глаголов, что сочетается с ознакомлением (на практическом уровне) со способами проверки правописания безударных падежных окончаний всех частей речи (кроме су- ществительных на –мя, -ий, -ие, -ия и прилагательных с основой на шипящие и ц). В центре внимания находится формирование общего способа действия, который должен обеспечить правильное письмо.

Для общего знакомства учащимся представляется наречие, что вызвано частотностью данной части речи, её практической необходимостью учащим – ся. Правописание наречий специально не изучается - запоминание наиболее употребляемых обеспечивается в словарном порядке.

Особенностью рассмотрения частей речи на данном этапе является пристальное внимание к синтаксическим связям, к построению словосочетаний и специфике «поведения» в них слов, относящихся к разным частям речи. Учащиеся осваивают постановку двух типов вопросов, задаваемых к имени существительному («по форме», «по смыслу»), уточня- ют назначение каждого из них (узнать падеж зависимого слова или понять значение). Данной работе придаётся большое значение с точки зрения развития речи детей – повышения её правильности, точности, богатства и выразительности.

Знания учащихся о предложении расширяются за счёт знакомства с однородными членами.

На этапе работы над текстом учащиеся знакомятся (на практическом уровне) с типами текстов, с построением несложного текста – описания, текста – рассуждения.

В целом программа четвёртого класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся к успешному продолжению занятий языком и речью в средней школе.

Содержание и структура курса русского языка реализуется также в учебнике, который является основным пособием, определяющим всю совместную работу учителя и учащихся. Большинство материалов действующего учебника для 5 класса (авторы Л.А.Мурина, Ф.М.Литвинко, Г.И.Николаенко) располагается концентрически по отношению к материалам учебника для начальной школы (авторы Е.С.Грабчикова, Н.Н.Максимук). Многие разделы (например, «Предложение», «Текст», «Словосочетание») знакомы учащимся по начальной школе, в них уточняются и систематизируются сведения, полу – ченные в начальной школе. Вместе с этим, объём материала расширяется, добавляются новые темы (например, «Культура речи», «Жанры речи»). Однако, можно наблюдать некоторую «несогласованность» в учебнике для средней школы. Так, авторы учебника в разделе «Повторение изученного в начальной школе. Текст. Предложение» предлагают учащимся назвать сложное предложение, предполагая, что эти сведения уже известны учащимся (упр. 2).


3. Литературное чтение в начальной школе – первое звено в системе единого непрерывного литературного образования и культурологической подготовки учащихся. В современных условиях обострению проблемы преемственности в содержании литературного образования между начальной и средней школой способствует переход начальной школы с предмета «Чтение» на предмет «Литературное чтение», когда обучение чтению младших школьников дополняется приобщением их к литературе как к искусству слова. Программа и учебники по литературному чтению привлекают для этой цели высокохудожественные произведения отечественной и зарубежной литературы, знакомят младших школьников с определённым кругом теоретико - литературных понятий. Это даёт позитивный эффект – позволяет уже в младшем школьном возрасте почувствовать разнообразие отечественной и мировой литературы.

В четвёртом классе при сохранении тенденции к формированию навыка чтения и умений работать с текстом, больше внимания уделяется литературному образованию младших школьников. Это достигается благодаря соответствующим вопросам и заданиям к текстам, а также в силу систематизации учебного материала по принципу принадлежности к тому или иному роду, виду и жанру литературы. В каждый раздел учебника включены произведения одного литературного вида (жанра) (например, первый раздел «Золото, золото – слово народное» посвящён устному народному творчеству. Школьникам даётся представление о былине, углубляется представление о легенде), что позволяет педагогу научить детей выбирать адекватный способ чтения и соответствующие особенностям текстов творческие и практические виды освоения прочитанного. Упорядоченное накопление литературных представлений, которое происходит при этом, является непременным условием последующих литературных обобщений, на которых базируется дальнейшее (в средней школе) литературное развитие и образование учащихся. Таким образом соблюдается преемственность между начальным и средним звеньями школьного литературного образования.

Общая логика расположения литературного материала и её соответствие ведущим учебным задачам очевидны: наработка технической базы чтения во втором классе ---- накопление литературных представлений (идейно – тематических и жанровых ) в третьем классе ---- литературное развитие на основе упорядочения литературных впечатлений в рамках видо – жанровых особенностей в четвёртом классе.

Свидетельствует о преемственности учебного материала для учащихся начального и среднего звена и то, что курс литературы начинается с изучения произведений устного народного творчества. Отрадно отметить, что сохраняется принцип преемственности в изучении творчества таких традиционных для школьного курса писателей, как А.С.Пушкин, С.Я.Маршак, Х.К.Андерсен.

Но и тут мы сталкиваемся с несоответствием программ начальной и средней школы. По литературе требуется, во-первых, достаточная для понимания прочитанного скорость чтения, а во-вторых, большой запас лексики. Сказки, рассказы, стихи в учебниках начальной школы содержат простую лексику. Едва ли не самыми сложными произведениями являются сказка А.С.Пушкина и былины с их устаревшей лексикой. В учебнике для пятого класса большое разнообразие лексики, ребёнок порой не в силах понять прочитанное. Учитель тратит много времени на то, чтобы «перевести» прочитанное.


4. Проанализировав программы и учебники по русскому языку и литературному чтению (литературе) (4 – 5 классы) можно предложить учителям ряд методических рекомендаций по преемственности преподавания.

Начальная школа

Пятый класс

1^ . Изучение простого предложени.

Разбор простого предложения производится без названия второстепенных членов.

Учителям нужно иметь в виду, что:

1) разбор простого предложения производится в начальной школе без названия второстепенных членов;

2) расстановка знаков препинания при обращениях проводится в начальной школе на уровне ознакомления.

2. Слово.

1) предлагать учащимся задания по работе с толковым словарём;

2) углублять, обогащать, и увеличивать словарный запас учащихся;

3) сформировать у младших школьников потребность обращения к словарю как к справочнику того или иного вида.



Учителям необходимо учитывать, что:

1) знакомство с межъязыковой омонимией в русском и белорусском языках (русск. качка – бел. качка) проходит в начальной школе на практическом уравне;

2) в начальной школе для разбора слов по составу не берутся слова типа основание, лисий, взялся, быстрее.

Общие рекомендации учителям начальных классов

1. Приучать школьников начинать работать на уроке по звонку, быстро включаться в выполнение заданий, не давать отдельным ученикам дополнительного времени на выполнение контрольных и проверочных работ, заканчивать урок со звонком.

2. Использовать формы и методы организации занятий, требующие от каждого ученика активного и осознанного участия, в том числе парной и групповой работы.

3. Предлагать учащимся задания по работе со справочниками и словарями, приучать готовить сообщения, рассказы по дополнительным материалам.

4. Совершенствовать работу по формированию у учащихся навыков самооценки и взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.

5. Можно с уверенностью сказать, что проблема преемственности разрешима даже с теми объективными трудностями, которые испытывают учителя. Но разрешима лишь в том случае, если в работе над ней будут участвовать и начальная и средняя школа в самом тесном сотрудничестве.


6. Использованная литература

1. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 1 – 4 классы. – М : Просвещение, 2009.

2. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. 5 класс.

3. Грабчикова Е.С. Русский язык: учебник для 4 кл. общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч. /Е.С.Грабчикова, Н.Н.Максимук. – Минск : Нац. ин-т образования, 2008.

4. Мурина А.А. Русский язык: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. В 2 ч. /А.А.Мурина, Ф.М.Литвинко, Г.И.Николаенко.

5. Миллер О.М. Диагностика готовности младших школьников к переходу в среднюю школу /О.М.Миллер, Т.Л.Ядрышникова. – Красноярск, 1991.

6. Львов М.Р. Преемственность и перспективность в обучении русскому языку /под ред. В.В.Бабайцевой, Г.К.Лидман-Орловой. – М., 1979.

7. Пачатковае навучанне. – 2009. - № 1.

8. Начальная школа. – 1999. - № 2

9. Начальная школа. – 2000. - № 12.