uzluga.ru
добавить свой файл
1

Урок с элементами развивающего обучения

« Причины гражданской войны».


Цели урока:

1. Посредством анализа исторических документов и учебного текста определить причины гражданской войны.

2. Способствовать развитию навыков анализа исторических источников, умения аргументировать свою точку зрения.

3. Способствовать формированию личностного отношения к происходящему, умение давать оценку историческим событиям.


Оборудование урока:

1. Карта «Великая Октябрьская Социалистическая революция, гражданская война и иностранная интервенция».

2. Схема: «Раскол в партии большевиков».

3. Пакет документов на каждой парте:

- Из открытого письма Г.В.Плеханова к петроградским рабочим «Меня эти

события огорчают» (28 октября 1917г.)

- Из декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа

(12 января1918г.)

- Об организации рабочее - крестьянской красной армии ( из декрета СНК

от 15января 1918г.)

- Постановление ВЦИК « О мобилизации трудящихся в красную армию»

(от 29 мая 1918г.)

- Из Конституции РСФСР (1918г.) общее положение, избирательное право

4. Загладин Н.В., Минаков С.Т., Козленко С.И., Петров Ю.А. История Отечества, ХХ век.- М., «Русское слово»,2002г.

^ Основные понятия: сепаратный мир, гражданская война, интервенция.

Персоналии: Л.Д.Троцкий


Ученики делятся на 3 группы по одинаковому уровню способностей и садятся за отдельные столы.


^ План урока:

  1. Вводно-мотивационный этап (создание ситуации стимулирующей познавательную деятельность к формулировке вопросов по данной проблеме)

  2. Собственно-ученическая деятельность- работа по группам с документами и учебным текстом:

    • – Из декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (12 января1918г.)

  • - Подписание сепаратного мирного договора

  • - Об организации рабочее – крестьянской красной армии ( из декрета СНК от 15января 1918г.)

  • - Постановление ВЦИК « О мобилизации трудящихся в красную армию» (от 29 мая 1918г.)

  • - Из Конституции РСФСР (1918г.) общее положение, избирательное право

  1. Итог урока. Выводы.

Ход урока:

I. 1.Вступительное слово учителя: В ночь с25 на 26 октября 1917 года большевики, свергнув временное правительство, взяли власть в свои руки. Как вы оцениваете это событие?

(в своих ответах ученики чаще всего положительно оценивают эту ситуацию)

Учитель: А вот старейшего марксиста Г.В. Плеханова эти события огорчали. Почему? Познакомьтесь с его открытым письмом к петроградским рабочим, написанном 28 октября 1917г.

Задание: 1гр.: Какое мнение высказывает Г.В.Плеханов в своем письме?

2гр. Почему Г.В.Плеханова огорчает захват власти большевиками?

Какова позиция, по мнению Г.В.Плеханова, крестьян?

3 гр. : Каких последствий опасался Плеханов?

^ Выступление групп

Учитель: Таким образом, определите, что вы должны выяснить на уроке?

(учащиеся определяют задачи урока)


II Учитель: И так, тема нашего урока «Причины Гражданской войны.»

Беседа:

  • На прошлом уроке вы работали с документом от 26 октября «Декрет о власти»

  • Какую власть провозглашали большевики?

  • Почему свою власть большевики назвали временной?


Учитель: -рассказ о созыве Учредительного собрания.

5 января 1918г.- созыв

7 января 1918г.- разгон

Почему?

Задание: по учебному тексту на с.89 определите:

1 гр.: О чем говорится в этом тексте?

.2 гр.: Почему большевики распустили Учредительное собрание?

3 гр.: Каковы могут быть последствия разгона Учредительного собрания?

Выступление групп

(ученики делают вывод, что этот шаг не оставил оппозиции никаких иных средств борьбы с большевиками, кроме военных.)


Учитель: 10 января состоялся III Съезд рабочих и крестьянских депутатов.

В этот день была расстреляна по приказу большевиков демонстрация оппозиции. На Съезде принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа.

Задание: на странице 91-92 учебника прочитайте документ и определите:

1гр. - какова главная мысль этого документа

2гр.- Почему Декларация была неприемлема для большинства членов

Учредительного собрания?

3гр.- Спрогнозируйте последствия действия этого документа.

Выступление групп

(возможен следующий вывод: т.к. Декларация была неприемлемой для большинства членов собрания, то она могла привнести раскол в обществе)


Учитель: На II Съезде Советов был принят декрет о Мире , О чем он?


Учитель: Германия согласилась вести переговоры, но Англия и Франция игнорировали предложение России. Однако и центральные державы не были согласны на мир без аннексий и контрибуций. Переговоры начались 2декабря 1917года. Центральные державы выдвинули грабительские требования: Все территории, оккупированные Германией, остаются за ней. Россия должна выплатить 3 миллиарда золотых марок.

По вопросу заключения мира в партии большевиков произошел раскол:

- левые коммунисты (представитель Н.И.Бухарин) выступали за ведение революционной войны;

- В.И.Ленин - невозможность ведения войны при разложении армии и заключения мира на любых условиях.

-Л.Д.Троцкий, возглавлявший делегацию на переговорах, 10 января 1918г. заявил об отказе от переговоров, прекращении Россией военных действий и ее мобилизации армии.

Германия, воспользовавшись отказом России от переговоров, 21 февраля начала наступление на восточном фронте. 23 февраля немцы подошли к Нарве и Пскову, предъявив еще более тяжкие условия мирного договора. По настоянию В.И.Ленина правительство большевиков приняло эти условия.

3 марта 1918г. в г. Брест-Литовске был подписан сепаратный мир.

Задание: На основе учебного материала (стр. 94-95):

1 гр.- Определите и объясните, что значит Сепаратный мир.

2 гр. – Оцените условия Сепаратного мира.

3 гр. – Определите последствия сепаратного мира.


Выступление групп

(возможные выводы: ^ Последствия этого мира были разрушительными

1. В российском обществе этот мир был воспринят как национальное унижение и вызвал недовольство властью большевиков, что послужило причиной гражданской войны

2. Брестский мир стал поводом к гражданской войне. Чехославатский корпус, сформированный еще в годы 1мир. Войны, опасаясь выдачи его Центральным державам, поднял мятеж против большевиков на огромной территории от Поволжья до Владивостока. Здесь формировалось белое движение из офицеров царской армии.

^ 3. Брестский мир способствовал тому, что страны Антанты ввели свои войска на территорию России, начав интервенцию.

4. После подписания Брестского мира в стране усилился экономический кризис.)


Учитель: 29 мая ВЦИК принял постановление «О мобилизации трудящихся в Красную Армию».

Задание: По документу определите:

1гр.: Почему произошел переход то добровольческой армии ко всеобщей мобилизации?

2гр. Какова могла быть реакция населения на постановление о всеобщей мобилизации?

3гр. Могло ли это постановление стать одной их причин начала гражданской войны?


Выступление групп

(возможный вывод: это постановление могло быть одной из причин гражданской войны, так как его целью была борьба с контр революцией.)


Учитель: Обращаю ваше внимание ещё на один документ-конституцию РСФР, принятую в 1918г.

Задание: на основе документа определите:

1гр. Какая форма власти была установлена в России?

2гр. Почему после принятия конституции резко возросло сопротивление населения власти большевиков?

3гр. Можно ли считать, что эта конституция могла быть одной из причин гражданской войны?


Выступление групп

.

(возможны выводы: Конституция, провозгласившая диктатуру пролетариата, раскалывало общество на две части граждан и не граждан, следовательно, делило общество на два враждебных лагеря, что могло привести к гражданской войне.)


^ III Выводы урока:

Учитель: определите, был ли прав Г.В.Плеханов, утверждая, что диктатура пролетариата в России приведёт к гражданской войне?

Определите причины гражданской войны.

Возможна следующая формулировка причин:

Причины гражданской войны.

  1. Разгон Учредительного собрания, не оставивший, оппозиций никаких других средств борьбы с большевиками кроме военных.

  2. Подписание сепаратного мира, вызвавшего недовольство общества, экономический кризис, мятеж Чехославатского корпуса, интервенцию стран Антанты.

  3. Конституция РСФР утвердившая диктатуру пролетариата, расколола общество на два враждебных лагеря.

  4. Всеобщая мобилизация в Красную Армию создал условия для ведения военных действий.


^ Домашнее задание:

§ 10,(с. 89-91),§ 11; задания по группам:

1гр. – по учебному тексту составить хронологию событий;

2гр. – по материалам урока и учебному тесту сформулировать

причины гражданской войны;

3гр. – используя дополнительный материал, подготовить

сообщение о: А.И.Колчаке, А.В.Деникине, П.Н.Врангеле.


Литература:

  1. Загладин Н.В., Минаков С.Т. и др. История Отечества ХХ век, учебник для 9 класса основной школы- М., «Русское слово»,2002г.

  2. Хрестоматия по истории России, ХХ век, пособие для учащихся 9класса общеобразовательных учреждений – М. «Просвещение»,1999г.

^ Самоанализ урока.


Класс 9

Тема урока: « Причины гражданской войны»

Форма обучения: Урок с элементами развивающегося обучения.

^ Метод обучения: Проблемно- исследовательский


  1. Данный урок входит в тему « Россия в годы революций и гражданской войны». Данный урок непосредственно связан с предыдущим вводно-мотивационным документом «Меня эти события огорчают», а так же декретом о власти и декретом о Мире. На уроке продолжается разговор о захвате власти большевиками, установлении диктатуры пролетариата, политической деятельность большевиков. На этом уроке устанавливаются причины гражданской войны, которые были следствием политики большевиков. Тема следующего урока «Гражданская война и развитие белого движения», что является продолжением разговора на данном уроке.

  2. Класс, в котором проводился урок средних способностей. В классе 8 человек, на уроке присутствовало – 6, 2 ученика отсутствовали по болезни. В классе два ученика слабоуспевающих, сильных учеников нет. Среди учеников со средними способностями есть более способные-2 человека.

^ 3. Цели урока:

1. Посредством анализа исторических документов и учебного текста определить причины гражданской войны.

2. Способствовать развитию навыков анализа исторических источников, умения аргументировать свою точку зрения.

3. Способствовать формированию личностного отношения к происходящему, умение давать оценку историческим событиям.

Данные цели урока реализовывались через работу групп над анализом предложенных учителем документов. В процессе работы над документами ученики самостоятельно выявляли противоречия политики большевиков, которая вызывала раскол в обществе, что являлось причинами гражданской войны. Ответы учащихся показали, что материал урока понят, ребята высказывали свои точки зрения, аргументируя свои ответы.

4. Учебные тексты и документы, подобранные к уроку небольшие по содержанию, но раскрывающие характер политики большевиков. С целью мотивации поиска причин Гражданской войны, в начале урока ребятам был предложен исторический документ, в котором излагается позиция отличная от их оценки событий.

Вся работа на уроке была направлена на поиск причин гражданской войны. Наибольшее внимание было уделено разгону Учредительного собрания и подписания сепаратного мирного договора. В итоговой части урока в качестве закрепления нового материала ученики формулируют причины гражданской войны.

Желательно было бы , чтобы выводы ребят были проверены учебным текстом, однако, рамки урока на позволили сделать это. В качестве вводно-мотивационной статьи к следующему уроку предлагается документ «Мы не знали рабоче-крестьянской России» (Из записок генерал-лейтенанта Е.И. Достовалова), в которой наряду с причинами выступления белого движения возможна постановка проблемы: было ли Белое движение врагом народа? Таким образом, будет осуществлена связь данного урока с последующим, закреплены причины гражданской войны и дана мотивация на изучение развития белого движения в России.

  1. В качестве наглядного пособия на уроке использовалась карта «Великая Октябрьская Революция, гражданская война и иностранная интервенция» и Схема «Раскол в партии большевиков. Целью урока не ставилась отработка навыков работы с картой, поэтому данные наглядные пособия использовались пассивно.

  2. Контроль усвоения знаний, умений и навыков осуществлялся в форме беседы в течение всего урока после работы учеников с документами и учебными текстами.

  3. Считаю, что атмосфера на уроке была доброжелательной, рабочей. Напряжение у детей и у учителя создавало наличие кинокамеры на уроке.

  4. Цели урока были выполнены. Ответы учащихся показали их понимания изучаемого материала. Данная методика проведения урока позволила, не только добиться понимания, но и организовать работу каждого ученика на определенном уровне, что способствует личностно-ориентированному обучению школьников.

  5. В своей практике преподавания истории предпочитаю формы работы с элементами развивающего обучения, однако для отработки определенных учебных навыков использую и традиционные методы обучения, проверочные тесты и контрольные работы.