uzluga.ru
добавить свой файл
1
n=Урок русского языка в 7 классе «Идет волшебница зима» Ход урока~sz=65092;pg=1;te=Цель: в результате работы на уроке учащиеся должны назвать средства художественной выразительности, создать устный и письменный текст на данную тему, написать сочинение «Идет волшебница зима»~cat=~t=Урок~!~
Гогельганс Т.Ю.

Урок русского языка в 7 классе

«Идет волшебница зима»

Ход урока:

Цель: В результате работы на уроке учащиеся должны назвать средства художественной выразительности, создать устный и письменный текст на данную тему, написать сочинение «Идет волшебница зима».

Ход урока:

1 слайд (пейзаж): (учитель) Наш урок я начну словами поэта Александра Сергеевича Пушкина. (10-15 мин.)

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идет волшебница зима.

Мы отправляемся в путешествие по беспредельному, великолепному, зимнему царству.

Конечно, нам нужен путевой блокнот. В него мы и будем собирать материалы для нашего сочинения. О красоте зимы рассказали нам и художники своими картинами, и композиторы музыкой, и поэты в стихах. Но, оказывается, не все знают, что такое зима. Ребята, живущие на юге, никогда не были в Сибири, не знают, что такое мороз и настоящие сугробы. Они не представляют, как выглядят деревья зимой и в какие игры зимой можно играть. Тема нашего урока – «Идет волшебница зима», это урок подготовки к сочинению, в котором мы расскажем нашему другу с юга о зиме, расскажем о красоте зимы.

^ 2 – 6 слайд: музыка - зрительный ряд – зимний лес. Стих. Рыленкова.


7 слайд: Задание группам: 1 гр.

1) Прочитайте строки стихов о зиме. Подчеркните в них средства выразительности и внесите их в таблицу.(Для проверки - вслух прочитайте стихи, называя средство выразительности).

1 группе:

Зимушка студеная,

Седой колдун- мороз.

^ Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает

Стозвоном сосняка.

Чародейкою зимою околдован лес стоит-

И под снежной бахромою неподвижною,

^ Немою, чудной жизнью он блестит. (Ф.Тютчев)

Проверка: чтение вслух, назвать средство выразительности, затем – слайд.

2 гр.:

.

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

И стоит берёза

В сонной тишине

И горят снежинки
В золотом огне.


Тишайший снегопад, закутавшийся в хлопья,

В обувке пуховой проходит по земле.

Проверка: Зачитайте ответы, назовите подчеркнутые средства выразительности.

^ 8 слайд. Проверка: 1 гр.


Художественные средства:

метафора - сущ. и гл. в переносном значении - колдун– мороз, чародейкою зимою, под бахромою…

эпитет - худ. определение - седой (колдун-мороз), мохнатый (лес), седые (облака),

немою, чудной жизнью.

олицетворение - одушевление природы - поёт зима – аукает, баюкает.




^ 9слайд. Проверка: 2 гр.

метафора - сущ. и гл. в переносном значении - звездочки в буране, горят снежинки.

эпитет - худ. определение – В сонной тишине, в золотом огне,

олицетворение - Снег идет, снег идет, снегопад проходит по земле.



^ 10 слайд. План: Дома я просила подумать, о чем мы может написать в сочинении о зиме.

( Ответы: о лесе, о каникулах, о сугробах, о развлечениях…). Правильно. Значит, для сочинения нам нужен план, чтобы мы обо всем по порядку написали. Наш план составили в виде строчек стихов:


Сочинение.

«Идет волшебница зима».

План:

I. «Душа словно ждет перемен»

II. «Идет волшебница зима»:

1. «Чародейкою – зимою околдован лес стоит…»;

2. «Мороз - воевода дозором обходит владенья свои…»;

3. «Прошла её пора».

III. «Летела стрелой с горы ледяной».


Страничка первая

«Душа словно ждет перемен». (10 мин.)

^ 11 сл.: Как же мы начнем письмо-сочинение?

Устно объясните подчеркнутое.

«Дорогой друг! Ты просил рассказать о нашей Сибири. И я решил показать тебе зиму. Советую сначала прочитать стихи русских поэтов о природе и зиме. Ты почувствуешь красоту и прелесть нашей природы.


^ 12слайд (пейзаж): Давайте закроем глаза и представим…(музыка)

Учитель читает текст : « Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне…. Наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют «мертвой». Умер дождь, умер ветер, умер шумливый беспокойный сад. Я открыл глаза. Белый и ровный свет наполнял комнату. Я встал и подошел к окну – за стеклами все было снежно и безмолвно. Большая серая птица села на ветку клена. Ветка закачалась, с нее посыпался снег. Птица медленно поднялась и улетела, а снег все сыпался, как стеклянный дождь, падающий с елки. Потом снова все стихло… . Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту». А утром все хрустело вокруг: подмерзшие дороги, листья на крыльце, черные стебли крапивы, торчавшие из-под снега…». (К.Паустовский)

^ Красиво? Представили мороз, снег, наступление зимы? Ощутили?

И мы с вами тоже постараемся научиться передавать красоту природы, красоту нашей зимушки- зимы, будем учиться подбирать слова, достойные этой красоты.


^ 13 слайд: (текст)

Задание парам: Творческий диктант «Вставьте определения»

В тексте подпишите на месте точек слова – определения так, чтобы получился рассказ

Душа словноет перемен». Вставьте пропущенные буквы и запятые:

оследний день ноября подул ветер, посыпался снежок. Хол…дно, но настроение у меня

, . В полдень ярко св…тило солнце. Невольно вспомнилось пушкинское: «Блеснул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы!» Свеж…м и возвращаюсь я в эти деньки с улицы. А душа словно ож…дает перемен, наступлени… зимы. Вот она наша сибирская зимушка-зима, , зима.

( Слова для справок: холодный, резкий, северный, мягкий, пушистый, свежий, бодрый, хороший, отличный, счастливый , морозный, снежный.)

Проверка: чтение вслух 1 текста)

^ 14 слайд: проверка.


В последний день ноября подул холодный, резкий, северный ветер, посыпался мягкий, пушистый снежок. Хол…дно, но настроение у меня

^ Хорошее, отлично . В полдень ярко св…тило солнце. Невольно вспомнилось пушкинское: «Блеснул мороз, и рады мы проказам матушки-зимы!» Свеж…м и бодрым возвращаюсь я в эти деньки с улицы. А душа словно ож…дает перемен, наступлени… зимы. Вот она наша сибирская зимушка-зима, морозная, снежная зима.


Страничка вторая

«Чародейкою зимою околдован лес стоит…»

^ Что вы представляете, читая эти строки?

15 слайд: ( пейзаж)

(инд., письменная работа работа : (10-15 мин.)

А мы продолжаем письмо другу, живущему на юге. Он никогда не видел настоящей зимы, не видел наших снеговых лесов.

^ Опишите ему лес так, чтобы он представил сказочную красоту зимнего леса,

опираясь на данные начала:

«В лесу, как в …………………………………………………………….. .

Принакрылась сосна … ………………………………………. .

Нарядились березки………………………………………………………………….. .

Красуется …

А вокруг - следы, как снежные узоры, ………………………………………….. .

Бежит тропинка…………………………………………………………………… .

Спит, как заколдованный, …………………………………………………»


Проверка-чтение.


^ Страничка третья (15 мин.)

«Мороз – воевода дозором обходит владенья свои»

16 слайд: (Зимнее солнце)

(устная работа с текстом) А вот как рассказывает о русском морозе писатель С. Иванов. См.текст: Представьте эту картину.

Солнце выглянет утром, загорится, высоко поднимется в небо. А небо сине, бездонно. Глянешь из окошка – что за день чудесный! Прямо весна! Но потом выйдешь, и дух захватит. И сейчас же пожалеешь, что не взял вторых рукавиц… Мороз, ну и морозище!

Много снегу – много и холоду. Солнце висит вверху, словно лампочка в холодильнике: светит, а не греет.

Через поле проложена синяя тропинка. Идёшь по ней – ногу ставишь осторожно, как канатоходец. Чуть неверный шаг – по колено, а то и по пояс провалился в сыпучее снежное болото.

^ Вопросы по тексту С. Иванова. (устно)

1. Почему первое впечатление так обманчиво? (Много света)

Какие слова говорят о том, что зима морозна?(морозище…, холод…)

Какой суффикс усиливает представление о морозе?(ищ)

^ 2.Каким бывает солнце в сильный мороз ? Каким сравнением автор подчеркивает, что даже солнце бессильно согреть землю. (загорится…, словно лампочка…)

3.Каким словом - тропом автор называет сугроб?(сыпучее снежное болото)

^ 4.Какие эпитеты подойдут для сибирской зимы?( трескучие, сильные, ядреные, крещенские, крепкие, долгая, холодная, снежная).


17 слайд: Задания.

А мне вспомнилось, как в совсем недавно, в феврале, в воскресный день я шла по улице. На улице был мороз до 40 гр. Солнце еще не взошло. Я шла и любовалась небом, воздухом, тишиной.

Задание 1 гр. ^ Составьте письменный текст «Ударил мороз», опираясь на словосочетания:

«Зимним морозным днем, иду из школы, принес радость детям, посеребрил все вокруг

заставил потрудиться, укрыл все инеем, пригрозил холодами, пригрозил лентяям,

крещенские, крепкие морозы.

Задание 2 гр. ^ Составьте письменный текст » «Морозный день, опираясь на словосочетания:

Снежная зима, ядреные морозы глубокие сугробы взошло солнце, свет солнца яркий, небо бездонное, синее; воздух прозрачный, нежные снежинки, волшебные узоры.

Проверка: слушаем тексты 2 и 1 гр.

18 слайд. Страничка четвертая

«Летела стрелой с горы ледяной» (3 мин.)

Как вы думаете, о чем мы будем писать в этой части сочинения?.

18-22 слайды: Зимние развлечения.

Проверка дом. задания : прочесть дом. сочинения «Зимние развлечения».

Начните так: «Дорогой друг! А теперь я расскажу о наших зимних развлечениях. …»

Слушаем 1 текст на фоне слайдов 23-26.


27 слайд. Дом.работа: Написать сочинение – письмо «Идет волшебница зима»