uzluga.ru
добавить свой файл

МОБУ Магдагачинская СОШ № 1 Амурская область пгт. Магдагачи.

Учитель русского языка и литературы Шевченко Наталья Васильевна.

Урок русского языка в 6 классе ( программа Разумовской М.М)


Урок по теме: « Действительные и страдательные причастия»


Цель: дать понятие о действительных и страдательных причастиях.


Задачи: формировать умение различать причастия разных групп; совершенствовать коммуникативные умения и навыки; прививать любовь к слову, интерес к русскому языку.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал.


^ Тип урока: объяснение новых знаний.

На уроке использована технология проблемного обучения; групповая форма работы.

Учебно-методическое обеспечение: учебник русского языка под редакцией Разумовской М.М.


^ Ход урока.


Психологический настрой:

-Здравствуйте ребята, сегодня вам предстоит познакомиться с одной из сложных тем в разделе «Причастие». Я вам желаю успешной работы и отличных отметок.


-Откройте тетради, запишите тему урока. (Слайд1)

- Что вы должны узнать на уроке, чему вы должны научиться ? ( ученики сами формулируют цель и задачу урока)


- Узнать, какие причастия называются страдательными и действительными.

-Научиться различать группы причастий.


Повторение:


- Какая часть речи называется причастием? (Слайд № 2)


-Действительно, причастие совмещает признаки глагола и прилагательного.

Но вот беда в моем сундучке все признаки перемешались. Я прошу

1 группу ребят распределить признаки в две колонки:



Причастие

Признаки глагола

^ Признаки прилагательного

Образец:

сверкающая



Несовершенный вид, настоящее время

И.п, ж.р.

2 группа

-С причастие связан еще один термин – причастный оборот.

-Дайте определение термину. Выполните задание по карточке №1.


Карточка №1

^ Запишите предложения, расставьте знаки препинания, выделите графически причастный оборот.

Кругом лежит сверкающий на солнце снег. Дремлют посеребренные деревья. Прижались к земле кусты, запорошенные снегом. За окном освещенным лунным светом падает пушистый снег.


3 группа

Группа продолжит работу с причастным оборотом. Вам нужно образовать причастия от глаголов, данных в скобках, и согласовать с определяемым словом.

Мы ступаем на тропинку,( прикрывать) кустами вереска. Это плывут сотни и тысячи испуганных рыб, спасать) от преследования. Цветы ( замерзнуть)за ночь, постепенно оживали.


4 группа

Вы, ребята, займетесь редактированием текста. Задание называется «Улыбнемся ошибке».


^ Росшие у ручья уже расцвели незабудки. Солнце, показавшаяся из-за тучь, уже осветило лес.Остров озаренный сонцем пышно и ярко сиял


Объяснение нового материала.


Молодцы, вы хорошо потрудились. Переходим к новому материалу.

Вы уже знаете, что причастия делятся на действительные и страдательные. Каковы же их различия?


-Я предлагаю вам это выяснить самостоятельно. Возьмите карточку №2. Сравните группы причастий. Обратите внимание на суффиксы, на названия групп, соотнесите причастие с определяемым словом.




Читающий книгу

Цветущий сад

Расцветающие каштаны

Потухший костер

Уснувший малыш

Вертевшийся мяч



Оглушаемый выстрелом

Тревожимый колесами

Вывезенный из Самары

Разрезанный арбуз

Вымытый пол

Заваленный книгами

Слайд № 3

Итог: Действительные причастия имеют суффиксы- УЩ, -ЯЩ, -АЩ. -ЯЩ, -ВШ,- Ш

Они сами производят действие, поэтому очень шипят (наличие шипящей) от удовольствия.

Страдательные –ЕМ, ИМ, ОМ, ЕНН, НН, Т. Страдают от того, что на них оказывается действие.

(Слайд № 4)

-Запишите суффиксы в тетради и запомните.

- Представьте, что ваш одноклассник заболел и пропустил урок, вам нужно рассказать ему правило, составьте алгоритм ответа, чтобы не забыть важную информацию.


Проверка по слайду №5


Закрепление: Слайд №5

Распределите причастия по группам.


Выделенное слово

Расколотый орех

Забиваемый гвоздь

Размешанный раствор

Хохочущий ученик

Сомневающийся читатель

Выросший цветок

Залаявшая собака

Погрузившийся в воду.



Рассмотрите иллюстрацию (Слайд № 6)


Составьте словосочетания с причастиями разных групп, характеризующие действия героев рисунка.


^ Индивидуальное задание.


2 ученика пишут сочинение миниатюру по рисунку.

2 ученика работают у доски, распределяют причастия по группам.


Проверочный тест ( работают сигналы)

1. Суффикс ущ-ющ принадлежит …… причастиям

2. Причастия улыбающийся является ….

3.Формула тот, которого принадлежит….

4. Суффикс енн, нн, т признак….причастий

5. Прочитанная-это….причастие

6. Действие производит сам предмет, значит это…

7. Формула тот, который принадлежит…

8. Если предмет подвергается действию другого предмета, то это…

9. Причастие отмытый является..

10. Причастие уснувший является…


Д/З. Придумать сказку о жизни Действительных и Страдательных причастий.


Рефлексия.