uzluga.ru
добавить свой файл
1


УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ


ФУНКЦИИ ВНЕШНЕГО ДЫХАНИЯ (1 этап)



Картотеку составила Бойцова Т.Ю.


Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания при спокойно сомкнутых губах.

« СОБАЧКИ»

Ребенок стоит прямо, голова чуть приподнята. Настроение отличное.

Ребенок совершает два коротких шумных вдоха носом и один произвольный выдох. «Собачка принюхивается».


« СОВА»

Ребенок выполняет два коротких шумных вдоха носом, при этом поворачивает голову влево. Потом вернуть голову в исходное положение вместе с выдохом. Следующие два коротких шумных вдоха носом сопровождают поворот головы направо. И опять возвращение головы в исходное состояние с одновременным выдохом.


^ Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания. Обучение короткому ритмичному выдоху через нос.


« ХОМЯЧКИ»

Воспитатель показывает картинку «хомячки». Задание: пошмыгать носом, рот закрыт.


^ УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВЫРАБОТКУ


ГЛУБОКОГО ВДОХА И ДЛИТЕЛЬНОГО ВЫДОХА (2 этап)



Цель: тренировка правильного носового дыхания. Развитие равномерного продолжительного выдоха.


« РАЗДУЙ ГОРОШКИ»

На дно неглубокой тарелки приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка - раздуть горох с середины и увидеть картинку.


^ Что-то спряталось на дне,

Но пока не видно мне.

На горох подую я

И скажу, что там, друзья.

« АВТОМОБИЛИ»

По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.


^ Мотор гудит, настал черед

Быстрее вырваться вперед.

Как надо ездить, покажу,

И первым к финишу приду.


« ЗАДУЙ СВЕЧУ»

Свечи- крышки от фломастеров, расставить и « зажечь». Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выиграет.

^ Свечи я задуть хочу,

Всех сейчас я научу.

Полной грудью вдохну,

Свечи все я потушу.


«САМОЛЕТИКИ»

Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. Чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.


Самолет построил я,

Поиграть зову вас я.

^ Чей дальше улетит,

Тот пилот и победит.


«КАРАНДАШИКИ»

По команде дети начинают дуть каждый на свой карандаш. Чей карандаш дальше прокатится, тот и выиграл.

« БУРЯ В СТАКАНЕ»

Для этой игры необходимы соломинка для коктейлей и стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила.


^ «ПОДУЕМ НА СНЕЖИНКУ»

Дети дуют на снежинку, привязанную на ниточку.


Цель: Тренировка правильного носового дыхания. Формирование сильной воздушной струи.


« СНЕГОПАД»

Игрок поднимается на табурет и сдувает снежинки на детей.


Снежинок много я собрал,

Ветерком я легким стал.

^ Если очень постараться,

Снежинки дружно разлетятся.


« ДОРОЖКА»

Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача - быстрее раскрутить свою трубочку.


^ Ленту цветную я раскручу,

Длинную дорожку вам покажу.

Мы посмотрим, кто быстрей:

Хлопай, топай, веселей.


«ВЕРТУШКА»

Дети дуют на бумажные вертушки, закреплённые на палочках.


« ПИНГВИНЫ НА ЛЬДИНЕ»

В емкость с водой поместить «льдинки» (из пенопласта), На них прикрепить пингвинчиков из бумаги. Пингвины плывут к противоположному берегу.


Цель: тренировка носового дыхания. Формирование короткого ритмичного выдоха через рот.

« КОЛОБОК»

В невысокой коробке - макет леса с дорожкой и зверями (заяц, волк, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному мячику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.

Колобок-колобок

Ты румяненький бочок,

^ По дорожке ты катись,

Лесных зверей берегись.


« ВЕСЕЛЫЙ МЯЧ»

Дети дуют на теннисный мячик, плавающий в миске с водой


^ УПРАЖНЕНИЯ , НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ


ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

(3 этап)


Цель: формировать умение протяжно произносить, «пропевать» гласные звуки на одном выдохе.


^ ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

Взрослый предлагает детям поиграть в игру.

«В мире вокруг нас слышатся разные звуки. Как плачет малыш? «А-А-А!»

А как вздыхает медвежонок, когда у него болит зуб? «О-О-О!». Самолет в небе гудит: « У-У-У!». А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы!». Повторяйте за мной». Взрослый обращает внимание на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.


« КЛУБОЧЕК»

Показать детям клубочки с яркими нитками. Задание: петь гласные звуки, пока тянется ниточка из клубочка (воздух добирать нельзя). Сравнить, чья ниточка длиннее.


« ТРОПИНКА ДЛЯ КОЛОБКА»

На столе - полоски зелёной бумаги разной длины и плоскостное изображение колобка. Задание: петь гласные звуки, пока колобок бежит по тропинке.


^ Цель: формировать умение длительно произносить на одном выдохе согласный звук Ш.


«ЗМЕЙКА»


Предложить малышам поиграть в змеек. Игра проводится на ковре.

« Давайте поиграем в змеек! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!».

Напомнить, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.


Список литературы:

  1. Алябьева Е.А. «Использование на логоритмических занятиях речевых упражнений без музыкального сопровождения». // Логопед. № 5 2004 г.

  2. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. М., 2009 г.

  3. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. СПб «Детство – Пресс» 2004 г.

  4. Т.АТкаченко.«Дыхательные упражнения в игровой форме» // Логопед. №2 2010 г.