uzluga.ru
добавить свой файл
1

УПРАЖНЕНИЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ VIII ВИДА

Червякова Е. В.

воспитатель Бейской

специальной (коррекционной)

школы – интернат VIII вида.

Важным методом психолого-педагогического воздейс­твия на эмоциональное развитие является упражнение, которому А.С. Белкин придавал ведущее значение при воспитании у школь­ников со сниженным интеллектом привычек нравственного поведе­ния. Являясь последовательным, вариативным повторением того или иного положительного действия, упражнение позволяет не только закрепить это действие, но и совершенствовать его, исправляя имею­щиеся недостатки.

В работах Л.С. Выготского, А.Н. Граборова, Г.М. Дульнева, А.С. Белкина и других специалистов подчеркивается высокая эффек­тивность этого метода воспитания умственно отсталых учащихся. Вместе с тем отмечается, что повторение более или менее результа­тивно лишь в том случае, если оно базируется на осознании школь­ником значимости повторяемого действия, а бессмысленное, чисто механическое использование различных коррекционных упражнений скорее из нормального ребенка сделает умственно отсталого, чем по­может в развитии личности аномального школьника.

В исследовании индивидуальная форма работы обеспечи­вает устойчивый контакт экспериментатора и школьника, способст­вует установлению доверительных отношений, дает возмож­ность тонко регулировать направление коррекционно-развивающего воздействия.

Многие упражнения строятся на материале использованных в данном исследовании диагностических методик. Их вариативное повторение в течение достаточно длительного времени позволяет заметно улучшить индивидуальные результаты учащихся. Однако в реальной жизни позитивные изменения в эмоциональной сфере ис­пытуемых проявляются несколько слабее, чем в экспериментальной ситуации, что связано с затруднениями таких школьников в осущест­влении переноса усвоенного способа деятельности в новые условия.

При выполнении упражнений учащиеся оперируют словесным, наглядным и практическим материалом. Активный интерес стимули­руется с помощью занимательной формы заданий и небольших поощ­рительных призов, создающих атмосферу успеха. Тем не менее, прак­тически все испытуемые без особого энтузиазма относились к упраж­нениям, требующим длительной концентрации и серьезных усилий.

Индивидуальные занятия обязательно включают развивающие и коррекционные упражнения.

Упражнения развивающего характера направлены на пре­одоление личностной незрелости школьников, а также на развитие высших чувств и сохранных качеств эмоциональной сферы.

Например, упражнения «А где смеяться?», «Шутки разные бывают», «Твой любимый анекдот», «Нарочно не придумаешь», «Чтобы было смешно» и другие, включены в технику по разви­тию чувства юмора и построены на материале смешных картинок, высказываний, рассказов, анекдотов.

Выполнение упражнения «А где смеяться?» предполагало выяв­ление комического элемента в той или иной ситуации, рисунке или рассказе, подбор аналогичных примеров из собственного опыта и другие вариации. Объем, содержание, эмоциональная насыщенность и сложность задания регулировалась в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями каждого учащегося. Под воздейс­твием данного упражнения учащиеся приходят к осознанию того, что многие люди считают смешными одни и те же вещи.

«Шутки разные бывают» - упражнение на классификацию сти-мульного материала. «Шутки разные бывают, веселят и обижают», -говорит экспериментатор, а затем предлагает школьнику распределить высказывания или картинки на две группы. По окончании работы про­водится беседа об умении шутить, не обижая других людей. Во время беседы учащегося побуждают приводить реальные случаи из школьной жизни, или из опыта его общения с внешкольным окружением.

В основе классификации могут быть и другие признаки: живые или неживые объекты составляют основу комической ситуации, на­личие или отсутствие неприятных последствий, преднамеренность действий, вызывающих смех и т.д.

Материалом для упражнения «Нарочно не придумаешь» служит описание реальных смешных случаев, в которых испытуемый прини­мал непосредственное участие. Взрослый «припоминает одну исто­рию» или просит школьника рассказать что-нибудь смешное из жизни его класса. Потом они совместно разбирают ситуацию, выясняют, что именно послужило поводом для смеха, и рассматривают различные варианты решения.

^ Интересные упражнения были включены в технику, направленную на развитие адекватности эмоциональных проявлений. Такие упраж­нения эффективно использовались в работе и с младшими, и со стар­шими школьниками. Рассмотрим некоторые из них.

Выполняя упражнение «Директор школы», испытуемые оцени­вали поведение и отдельные поступки учащихся, поставив себя на место директора школы. Одни поступки они одобряли, за другие вы­носили порицания воображаемым школьникам. Нередко «строгому директору» предлагалось принять решение относительно поступка, напоминающего его собственную недавнюю шалость. Решения было необходимо объявлять с соответствующим выражением лица и инто­нациями голоса. Варианты упражнения:

«Справедливый учитель» - представив себя в роли учителя собс­твенного класса, школьник оценивает различные поступки одноклас­сников. Могут рассматриваться как реальные, так и вымышленные ситуации. При необходимости экспериментатор напоминает «учите­лю», что у него не должно быть любимчиков, поведение всех учащих­ся надо оценивать одинаково справедливо.

«Я - это ты» - оценивая тот или иной поступок, школьник пы­тается поставить себя на место совершившего его человека, само­стоятельно или с помощью экспериментатора он подбирает ответы на вопросы о том, почему некто повел себя именно так, и можно ли было поступить иначе.

«Такой поступок мне к лицу» - взрослый называет поступок, а школьник отвечает «Такой поступок мне к лицу» или «Подходит больше подлецу». Экспериментатор может попросить школьника по­яснить свой ответ и, если это необходимо, оказывает помощь в выра­ботке адекватного отношения к своим и чужим поступкам и поведе­нию в целом.

^ С большим удовольствием школьники всех возрастных групп вы­полняют упражнения, составляющие технику развития эмоциональ­ного диапазона. Эти упражнения стимулируют проявление пози­тивных переживаний и высших, социально обусловленных чувств, обогащают запас слов, обозначающих эмоциональные состояния, рас­ширяют представления школьников об эмоциях.

Например, упражнение «Поделись радостью» позволяет уча­щимся повторно пережить позитивные эмоции. Они должны вспомнить какое-то приятное и радостное событие из своей жизни и составить о нем рассказ, или нарисовать картинку. По ходу работы экспериментатор оказывал помощь в уточнении представлений о по­зитивных переживаниях, в подборе для них правильных словесных обозначений. Переключение на приятные воспоминания способствует не только расширению эмоционального диапазона, но и развива­ет умение управлять своим настроением.

Сходные результаты дает и веселое упражнение «Баранья голо­ва». Испытуемому предлагается с самым серьезным и невозмутимым видом отвечать этим словосочетанием на разные вопросы экспери­ментатора, придавая ему правильные грамматические формы. Для старших школьников использовался вариант упражнения, в котором они поочередно извлекали из специальной коробки карточки и зачи­тывали написанные на них вопросы.

Работая над упражнением «Добрые слова для всех», испытуемые развивают доброжелательные отношения к окружающим людям, учатся активному сопереживанию. Рассматривая с экспериментатором-сюжет-ные картинки или разбирая случаи из реальной жизни, а также из книг и фильмов, они решают вопрос о том, какие именно слова было бы прият­но услышать тому или иному человеку в конкретной ситуации.

«Подбери другое слово» - учащемуся поочередно предлагаются карточки, на которых написаны предложения с повторяющимися сло­вами, обозначающими эмоциональные состояния:

  • Грустная девочка грустно смотрела вслед улетающему шарику.

  • Сердитый пес сердито лаял на прохожих.

  • Миша радостно и радостно рассматривал подарки.

- Во время грозы Саше было тревожно и тревожно. И т.д.
Школьника просят убрать повторы, заменить их другими, сходны­
ми по смыслу словами (обозначающими то же состояние).

Упражнение «Я могу назвать змоции» также направлено на обо­гащение запаса слов, обозначающих эмоциональные состояния. Оно может использоваться для работы с учащимися начиная с 5 класса, поскольку школьники младших классов с ним практически не справ­ляются. Перед учеником раскладывают перевернутые карточки (тек­стом вниз). Он должен произнести слова: «Я могу назвать эмоции, которые...», затем взять одну из карточек, прочитать текст и ответить на сформулированный таким образом вопрос. При этом его побужда­ют назвать как можно больше эмоций. Приведем варианты заданий:

  • помогают мне общаться (мешают мне общаться);

  • делают меня счастливым (мешают мне быть счастливым);

  • мне нравится наблюдать у других людей (не нравится);

  • я переживаю очень часто (редко);

  • испытывает моя мама, когда я получаю пятерки;

- чувствуют многие люди, когда идет дождь и нельзя гулять. И т.д.
^ Упражнения, направленные на развитие средств эмоциональной

выразительности, вызывали у всех школьников особый интерес и вместе с тем серьезные затруднения. Даже для многих старшеклас­сников успешное выполнение таких упражнений, как «Это мой лю­бимый кот», «Веселый мим», «Изобрази», «Надень маску», «Вверх по лестнице», стало возможным лишь после длительных занятий.

«Это мой любимый кот» - фраза, которую учащийся должен про­изнести так, чтобы ее эмоциональное содержание соответствовало сле­дующим ситуациям: хозяин гладит довольного кота; кот принес хозяи­ну пойманную мышь; мама бинтует хозяину поцарапанную котом руку; хозяин дает маме пояснения по поводу разбитой вазы; кот катается на люстре и т.д. Ситуации могут быть записаны на карточках либо пред­ставлены в картинках. Варианты упражнения «Молодец, всегда так делай», «Большое Вам спасибо», «У нас все по-старому» и т.д.

Упражнение «Веселый мим» выполняется перед зеркалом. Сна­чала проводится разминка, в процессе которой ученику предлагают выполнить несколько простых мимических движений (широко улыб­нуться, сдвинуть брови, поднять их, сморщить нос, расширить нозд­ри, поджать губы и т.д.). Потом задание усложняется, испытуемому следует отразить с помощью мимики определенные эмоциональнысостояния (сделать веселое, злое, испуганное, удивленное, безразлич­ное, виноватое лицо). Затем его просят состроить зеркалу рожицу, ко­торая могла бы кого-либо насмешить, испугать, разозлить, опечалить, пристыдить и т.д. И в заключение он получает одну или несколько фотографий и пытается повторить зафиксированные на них проявле­ния эмоциональной экспрессии. Для младших школьников лучше ис­пользовать картинки с изображением, например, клоуна.

«Изобрази» - упражнение, которое может выполняться с речевым сопровождением или без него. В зависимости от возраста и уровня эмоционального развития испытуемого ему предлагается изображать самого себя, других людей и животных в различных эмоционально насыщенных ситуациях:

  • я получил подарок;

  • меня не пускают гулять;

  • мама сердится;

  • учитель пришел в класс и увидел, что все ученики сбежали;

  • кот стащил со стола рыбу;

  • собака встречает дома своего хозяина. И т.д.

Работа над упражнением «Вверх по лестнице» способствует развитию у школьников умения выражать и распознавать эмоцио­нальные проявления, различные по интенсивности. На листе бумаги рисуют лестницу из трех ступенек и объясняют учащемуся, что на нижнюю ступеньку следует помещать карточки, на которых отражено слабое проявление того или иного чувства, на среднюю - карточки с более ярко выраженными признаками. На верхней ступеньке должны быть карточки, на которых изображены наиболее интенсивные эмо­ции. Затем поочередно работают с несколькими наборами карточек. Каждый набор соответствует определенному эмоциональному состо­янию и включает три карточки с изображениями человеческих лиц.

В процессе работы школьника просят не просто помещать карточки на ступеньки лестницы, но и давать словесные обозначения того или иного состояния и его интенсивности (веселый, еще веселее, самый веселый; слегка испуганный, испуганный, очень испуганный и т.д.). При этом экспериментатор обращает внимание ученика на внешние признаки эмоций, проявляющиеся в мимике. На следующем этапе выполнения данного упражнения учащийся перед зеркалом повторя­ет мимическое выражение эмоциональные состояний, различных по своей интенсивности (сделай немного обиженное, обиженное, очень обиженное лицо).

Итак, упражнения, способствующие развитию различных парамет­ров эмоциональной сферы умственно отсталых школьников, являют­ся необходимым элементом воспитательной работы в школе VIII ви­да. Не менее важны и коррекционные упражнения, которые должны подбираться и разрабатываться в соответствии с индивидуальным своеобразием нарушения эмоционального компонента психики.

Например, для преодоления повышенной тревожности, иррацио­нальных страхов могут быть рекомендованы такие упражнения, как «Нарисуй свой страх», «Страшные сказки», «Не боюсь темноты», «Испуганное лицо», «Добрый совет», «Воздушный шар» и др.

«Нарисуй свой страх» - это задание, связанное с творческой изобразительной деятельностью. В течение некоторого времени уче­ник рисует, давая пояснение по поводу замысла, деталей и цветовой гаммы рисунка. Взрослый может ненавязчиво комментировать его ра­боту, снижая интенсивность негативного переживания: «Как здорово, что ты нарисовал свой страх в виде черной тучи. Видишь, вот в этом месте просматривается светлое пятно. Значит, туча скоро растает», «Я бы такого забавного зверя взяла домой и держала вместо котенка», «Ты так решительно нажимаешь на карандаш, что страх сам сейчас испугается и сбежит» и т.д. По окончании работы рисунок следует уничтожить, победить свой страх. Вместо листа бумаги можно ис­пользовать воздушный шарик, мел и доску, запотевшее зеркало и т.д.

«Страшные сказки» - взрослый совместно с учащимся разбирает различные случаи из жизни, приводимые ребенком истории и различ­ные установки, вызывающие у него тревогу и страх. Обращают вни­мание на то, что именно и почему в данной ситуации вызывает страх, и насколько эта эмоция соответствует реальной действительности. Как правило, после обсуждения интенсивность эмоционального воз­действия тех или иных объектов заметно снижается.

«Воздушный шар» - школьника просят представить, что он на­ходится как бы внутри большого воздушного шара, невидимые сте­ны которого надежно защищают от любой опасности. Этот образ можно закрепить с помощью рисования и учить использовать в ка­честве механизма психологической защиты при переживании ирра­циональных страхов.

Ряд интересных упражнений помогает учащимся избегать аффек­тивных вспышек, преодолевать агрессивные тенденции, контролиро­вать свои чувства, сохранять эмоциональное равновесие («Получай, противная подушка», «Посчитай до десяти», «Письмо обидчику», «Чудо-Юдо», «Меня это не касается» и др.).

«Посчитай до десяти» - перед тем, как ответить на грубую шут­ку или совершить какое-либо действие, которое может оказаться обидным для других людей, ученику предлагается попытаться взять себя в руки и просто посчитать до 10. В процессе работы над этим упражнением он на конкретных примерах убеждается в том, что оно помогает избежать многих неприятностей.

Для учащихся старших классов будет полезным упражнение «Письмо обидчику», которое позволяет осмыслить свои пережива­ния и отношения и в определенной степени контролировать их. Суть упражнения сводится к тому, что школьнику, недовольному поведе­нием кого-либо из одноклассников или взрослых людей, предлагают взять лист бумаги и, не стесняясь, написать обидчику все, что он о нем думает. Поясняют, что содержание письма не выйдет за преде­лы кабинета и не подлежит критике со стороны экспериментатора. Работа над письмом поглощает энергию негативного переживания, снижая его интенсивность. По окончании работы письмо убирают, через какое-то время (несколько дней) снова читают и беседуют о его содержании, а также об отношении автора к адресату. Ученик отмеча­ет, какие моменты в письме он продолжает считать справедливыми, а что хотел бы изменить. Затем письмо уничтожают.

Упражнение «Чудо-Юдо» направлено на решение аналогичных задач, но, в отличие от предыдущего, может использоваться в работе и со старшими, и с младшими школьниками. Роль психологического громоотвода в данном случае играет процесс и продукт изобразитель­ной деятельности. Ученику предлагают нарисовать портрет своего обидчика или вылепить его из пластилина, поясняя, что можно и же­лательно придать изображению карикатурный вид. Затем уже готово­му портрету можно рассказать, почему его нарисовали таким «краси­вым». Когда обида пройдет, портрет выбрасывают.

^ Приведем еще несколько интересных упражнений, способствую­щих коррекции эмоционального развития учащихся школы VIII вида.

«Оптимист» («Могло быть хуже») - задание направлено на преодо­ление подавленного, негативного фона настроения, на выработку пози­тивного отношения к окружающей действительности. Подбирается серия картинок и вербальных описаний различных ситуаций, обычно вызыва­ющих у людей неприятные переживания. Школьнику поочередно пред­лагают рассмотреть каждую ситуацию с оптимистической точки зрения, доказать, что в данном случае нет серьезного повода для переживаний, по­тому что могло быть еще хуже. Например, ребенок упал в лужу, испачкал одежду и горько плачет. - Он мог бы пораниться, а одежду легко привести в порядок; мама ругает огорченного сына за серьезный проступок. - Сыну следует сделать правильные выводы, так как в следующий раз его могут лишить обещанной поездки к бабушке; и т.д. При необходимости взрос­лый оказывает помощь, подводя учащегося к пониманию того, что наши эмоции лишь частично определяются внешними воздействиями. К любым явлениям окружающей действительности можно относиться по-разному.

«В подарок маме» - методом словесного рисования школьнику предлагается приготовить для мамы такой подарок, о котором она толь­ко могла бы мечтать. Потом придумать и описать саму ситуацию пре­поднесения этого подарка, возможные варианты ответной реакции.

«Развесели грустного клоуна» - упражнение для младших школь­ников. Испытуемому говорят, что когда человеку грустно, люди на фотографиях и картинках ему тоже могут казаться печальными, а если настроение у него хорошее, то лица людей выглядят веселее. Показывают рисунок с изображением клоуна (выражение лица эмо­ционально нейтральное). По-моему, - говорит взрослый, - этот клоун сегодня грустный. Если школьник с ним согласен, его просят приду­мать и рассказать что-то такое, что могло бы развеселить клоуна.

Итак, упражнение является важным методом воздействия на эмо­циональную сферу учащихся школы VIII вида. Его эффективность обусловлена индивидуальной формой работы, обеспечивающей ус­тойчивый контакт и доверительные взаимоотношения с воспитан­ником; максимальной направленностью на преодоление возможных негативных тенденций, сопутствующих развитию личности.

Подчеркнем, что многократное и даже вариативное повторение тех или иных упражнений не должно быть самоцелью, но данному методу, бесспорно, необходимо уделить особое внимание при разработке как об­щих, так и индивидуальных программ психолого-педагогической поддерж­ки эмоционального развития учащихся с нарушением интеллекта.