uzluga.ru
добавить свой файл

УПРАВЛЯЕМ РАЗВИТИЕМ ШКОЛЫ -

ИГРЫ ДЛЯ ПЕД СОВЕТА И НЕ ТОЛЬКО…


А.В. Бояринцева


«Стремление к игре, которая заключается в повторении одних и тех же действий, может поддерживаться только положительными эмоциями, которые порождаются самим процессом деятельности, это есть функциональное удовольствие».

К. Бюлер


Всегда считалось, что пед. совет – дело серьезное. Планы, стандарты, программы, оценки, проблемы – где тут место играм? Да и зачем играть взрослым людям, да еще таким занятым, как педагоги?

Подобные, вполне резонные, вопросы придут в голову любому директору, когда он увидит заголовок обсуждаемой темы. И тем не менее… попробую показать, что играть педагогам можно и даже нужно, и пед. совет – это то самое место и время, когда пора играть.


Какие эффекты мы можем получить, введя в пед. совет элементы игр – деловых, ролевых, психологических, ситуационных?

Во-первых, быстрое включение педагогов в процесс получения информации или обсуждения проблемы (игры на переключение внимание, включение резервов организма).

Во-вторых, снятие напряжения и усталости после трудного рабочего дня, ведь пед. совет обычно проходит после уроков (игры на переключение эмоций, релаксационный тренинг, игры с элементами юмора).

В-третьих, объединение педагогов в общность, сплочение коллектива для решения общих задач (игры на коллективообразование, сплочение людей).

В-четвертых, результативно решить те задачи, которые заявлены в повестке пед. совета (через деловые игры, ситуационное погружение в тему, мозговой штурм).

В-пятых, поднять авторитет и имидж администрации, которая готова идти на эксперименты и нетрадиционно проводит пед. совет.


Если идея с играми на пед. совете пришлась Вам по душе, тогда необходимо понять и освоить следующие моменты: в чем особенности игр для педагогов, какие они бывают, как их грамотно проводить, что требуется от организатора таких игр?


Начнем с игры. Игра – «активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности» (К. Гросс). В игре проявляются разные черты характера человека, его привычки, интересы, представления об окружающем, различные умения, например умение находить выход из сложившейся проблемной ситуации, руководствуясь известными нормами и правилами поведения.

Характерная особенность игры состоит в том, что в ней важен не столько результат действий, сколько сам процесс, переживания человека, связанные с игровыми действиями. Хотя педагог разыгрывает мнимые, воображаемые ситуации, но чувства, переживаемые им при этом, реальны. Эта особенность содержит в себе большие деловые и воспитательные возможности (деловые – для эффективного разрешения педагогических проблем, воспитательные – для воспитания педагога, что есть на сегодняшний день во многих школах необходимость). Ведущий, управляя содержанием игры, включая в ее сюжет определенные роли, может вызывать у играющих те или иные чувства, формировать их различные свойства, давать им новые знания о теме, о ситуации, о себе.

Общение с коллегами с необходимостью сопутствует игровой деятельности педагога, т.к. если он хочет стать участником совместной игры, то ему необходимо завязывать те или иные отношения с другими играющими. При организации игры необходимо согласовывать и объединять действия, определить игровой замысел, тему, сюжет (если необходимо), распределение ролей, игровые действия и отношения.

Важным условием участия педагога в игре является способность подчинять свои личные побуждения требованиям решения выбранной проблемы, самого процесса совместной игры. Для развития этой способности целесообразно специально заданное ролевое правило (правила), которые стремится выполнять каждый играющий. При этом ведущему следует активно одобрять следование правилам игры, призывать следовать им других участников. Например, такие:


^ ПРАВИЛА ДЕЛОВОЙ ИГРЫ

  1. Правило «Здесь и сейчас» – говорим и обсуждаем только то, что касается темы игры и о том, что зависит от нас.

  2. Правило «Уважения другого мнения» – кто-то может думать по-другому, не так, как вы: выслушайте его внимательно и постарайтесь понять, не осуждая.

  3. Правило «Регламента» – бережем наше время: говорим кратко и по существу.

  4. Правило «Поднятой руки» – человек поднял правую руку вверх: он просит тишины и внимания, ему есть что сказать.

  5. Правило «Инициативы» или «Кто, если не Я» – каждый старается в меру своих сил и понимания, предлагает идеи и думает над предложениями коллег: от этого зависит общее решение.


Кроме того, эффективным средством работы с педагогическим коллективом через игры является поочередное выполнение педагогами ведущих, второстепенных и средних ролей, но при условии создания новых групп играющих (т.к. если дать ведущую роль непопулярному педагогу в сложившемся игровом объединении, он не сможет выполнить ее самостоятельно из-за давления со стороны более авторитетных коллег). Смена ролей и соблюдение игровых правил позволит педагогам научиться соотносить свои желания с желаниями других коллег, а переакцентирование интересов участников с удовлетворения собственных побуждений на сам процесс игры, достижение общего результата, сохранение интересов всех участников, сгладит переживания педагога из-за нереализации собственных стремлений.


Какие бывают игры:

  1. игры на переключение внимание, включение резервов организма;

  2. игры на переключение эмоций, снятие напряжения, релаксацию, игры с элементами юмора;

  3. игры на коллективообразование, сплочение людей;

  4. деловые игры, ситуационное погружение в тему, мозговой штурм.


Приведу ряд игр в качестве примеров.

Можно начать встречу с того, что мы все вместе будем хлопать ладошками РИТМ – сначала каждый свой, потом ритм ведущего, потом можно выбрать ритм сегодняшнего дня и прохлопать его всем вместе (тихо, громко, средне). Создание таким образом общего ритма организует внимание и мобилизует организм на общую работу.


ЦЕПЬ (для сосредоточения, поднятия настроения, командный дух)

За отведенное время изготовить цепь с помощью скрепок. Чья цепь окажется длиннее - побеждают в конкурсе.


НАЙДИ потерянныЕ вещИ! (сосредоточение и переключение внимания, настройка на проблему, снятие напряжения)

Инвентаризация в школьном Бюро Находок. Все несут «находки» - запылившиеся пособия, методички, пустые стенды, забытые учебники, бесхозный цветок, а директор (ведущий) находит для потерянных вещей друзей и хозяев.

Дама сдавала багаж: Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку, чайник, насос, собачонку, белку, лисицу, ежонка, елочку и слоненка. А багаж потерялся. Нужно изобразить деталь из списка, не названную другими и пересказать весь список...


ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР (на сосредоточение, переключение внимания).

На большом листе ватмана вразброс изображены различные денежные знаки. Их необходимо быстро сосчитать, причем вести счет нужно так: один доллар, один рубль, одна марка, две марки, два рубля, три марки, два доллара и т.д. Кто сосчитает верно, не сбившись, дойдя до дальней купюры - тот и победитель.


СКАЗОЧНИКИ (на фантазию, объединение коллектива)

Педагогам напоминаются сюжеты известных русских сказок и предлагается составить и рассказать новые версии - в жанре детектива, любовного романа, трагедии и т.д. Победителя определяют с помощью аплодисментов.


ПЕРЕДАВАЙ ШАПКУ (объединение людей, поднятие настроения)

Все участники встают в два круга - внутренний и внешний. У одного игрока на голове шапка, ее нужно пустить по своему кругу, условие одно - шапку передавать с головы на голову, не касаясь ее руками. Выигрывает та команда, в которой игрок под номером один вновь окажется в шапке.


ПЕРВООТКРЫВАТЕЛИ (на поднятие настроения, на объединение)

Сначала участникам конкурса предлагается сделать "открытие" - "открыть" новую планету - надуть как можно быстрее воздушные шары, а затем "заселить" эту планету жителями - быстро нарисовать на шаре фигурки человечков фломастерами. У кого "жителей" на планете окажется больше - победитель!


ПОРВИ ГАЗЕТУ (снятие напряжения, поднятие настроения)

Одной рукой правой или левой разорвать газету на мелкие куски, рука при этом вытянута вперед, свободной рукой помогать нельзя. Победит тот, кто мельче и быстрее выполнит работу.


Верни пропавшее настроение! (Умение восстанавливать потерянное и исправлять ошибки, поднятие настроения).

Необходимо разговорить грустного директора (он сегодня царевич-неговор) и развеселить ведущую (она сегодня царевна-несмеяна).


Развяжи узел ПРОБЛЕМ! (Развивайте умение решать различные головоломки, находить решение сложной ситуации).

Развязать обыкновенный или морской узел.

«ПУТАНИЦА»: Все взялись за руки и пошли, и из этой змейки сделан узел, вот его-то и предстоит развязать директору, ведущему, или еще кому-то.

Необходимо выпрямить закрученную проволочку, цепочку, ленту.

Решить задачку-головоломку, разгадать загадку.


^ Методы руководства игрой:

  • прямое руководство: в форме предложения темы игры, ее правил, рекомендаций о ходе ее развитии, приобщения тех или иных педагогов к выбору дидактического и другого игрового материала;

  • метод опосредованного воздействия на игру и взаимоотношения педагогов с помощью совета, включенного действия. Специфика руководства игрой состоит в том, что методы ее организации должны быть тесно связаны с темой игры, игровой задачей и воображаемой ситуацией, а ведущий может занимать позицию доброжелательного соучастника (независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или нет).

При анализе игровой деятельности принято выделять два типа отношений участников:

  1. связанные с выполнением той роли, которую взял на себя участник (т.е. отношения, связанные с сюжетом игры, с теми правилами поведения, которые соответствуют роли);

  2. связанные с реальными отношениями, складывающимися в игре между ее участниками - отношения по поводу игры.

Тот и другой тип отношений влияют на усвоение и актуализацию педагогом нравственно-нормативных средств регуляции совместной деятельности, поэтому при организации игр следует ориентироваться на два направления:

  1. Соответствующая организация сюжетного (тематического) содержания игры.

  2. Организация адекватных взаимоотношений участников по поводу игровой ситуации.


Задачи ведущего:

  • ввести педагогов в ситуацию обсуждения данной темы, создать необходимую мотивацию.

  • организация дискуссии (имеется в виду прежде всего дискуссия между педагогами, а не между коллективом и ведущим, ведущий должен стимулировать собственную активность коллег, играть не главную роль, а поддерживать выступающих, помогать неуверенным в себе педагогам; желательно, чтобы участники сами ответили на вопросы, сформулировали решение ситуации, только после этого ведущий может вмешаться).

  • совместное с педагогами выделение: темы, проблемы, которую необходимо решить, сюжета, ролей, правил игры, вид (форму) итога игры, ее результата.

  • совместное планирование игры: ход игры, сюжет, роли, дидактические и игровые предметы, необходимые материалы.

  • сопутствующая воспитательная задача - организация адекватного и доброжелательного общения между педагогами, кооперации в решении игровых задач, настрой на положительное решение проблемной ситуации.


^ Как начать работу с педагогами?

Конечно же, Вам хочется посмотреть, как на практике применить вышеописанные идеи. Пожалуйста! В качестве примера приведу целый цикл деловых игр, которые были разработаны нами в школе №639 ЮОУО ДО г. Москвы (директор Клюткина Л.И.) и в ЦДТ (Центре детского творчества) «Созвездие» ЗОУО ДО г. Москвы (директор Шибеко Н.В.) и основной своей задачей ставили перевести образовательное учреждение из режима функционирования в режим развития. Данный цикл игр проводился в течение всего учебного года, т.е. каждый пед. совет проходил в той или иной игровой форме. В данном цикле использовались: деловая игра, ролевая игра, мозговой штурм.


Пед. совет №1

^ ДЕЛОВАЯ ИГРА «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ»


Цель игры: провести самоэкспертизу («интеллектуальную инвентаризацию») образовательной среды школы.

^ Задачи игры:

1. Провести анализ образовательной среды коллективов классов и школы в целом (по методике векторного моделирования В.А. Ясвина (см. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. - М.: Сентябрь, 2000. - 128 с.)

2. Составить визитки (основы портфолио) коллективов классов.

3. Определить плюсы и минусы в образовательной среде и содержании педагогической работы школы в целом.

Оборудование: зал (стулья, стол), материалы для работы педагогов (листы, ручки); распечатки опросника и бланка визиток; ватман для плакатов (3 шт), на что и чем крепить плакаты; фломастер (маркер) для работы на плакате; тексты по образовательным средам Ясвина (для экспертов); таблички с названиями сред, плакаты.

Ход игры:


1 этап. Определение образовательной среды (догматическая, карьерная, творческая, безмятежная) и представление вариантов образовательных сред.

2 этап. Экспертиза образовательной среды в коллективах классов и в школе в целом (по опроснику Ясвина).

3 этап. Анализ результатов экспертизы образовательной среды школы, определение положительных и отрицательных аспектов в образовательной среде и содержании деятельности школы.

4 этап. Составление визиток (основ портфолио) коллективов классов школы.

^ Организация игры: В игре участвуют педагоги школы, разделенные на четыре группы – по метод. объединениеам. С каждой группой работает кто-либо из администрации и инициативной группы. Ведут игру четыре эксперта – каждый «удерживает» одну из четырех типов образовательной среды: догматическую, карьерную, творческую, безмятежную.


1 этап игры. Встреча участников и их размещение за столами. Представление экспертов и их рассказ об экспериментальной работе. Разделение педагогов по группам и знакомство их с правилами деловой игры. Эксперты разъясняют коллективу понятие образовательной среды, используя типологию Я. Корчака и схему В.А. Ясвина (см. методику Ясвина):

^

ПАССИВНОСТЬ




АКТИВНОСТЬ



«Карьерная»

образовательная среда

«Творческая»

образовательная среда




^

СВОБОДА

Зависимость



«Безмятежная»

образовательная среда

«Догматическая»

образовательная среда

2 этап игры.

Эксперты объясняют задачу работы групп: они должны за условленное время (15 минут) заполнить вопросник В.А. Ясвина и определить образовательную среду как своего класса, так и всей школы в целом.

Идет индивидуальная работа в группах (заполнение опросника).


^ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА»

Уважаемый коллега! Ниже Вам предлагаются вопросы для оценки типа образовательной среды вашего коллектива класса и школы в целом.

Обведите в кружочек верный на ваш взгляд ответ в каждом вопросе, если речь идет о вашем классном коллективе. Обведите в квадратик верный на ваш взгляд ответ в каждом вопросе, если речь идет о школе в целом.

  1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде: а) личности; б) общества (группы).

  2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия: а) педагог к ребенку; б) ребенок к педагогу.

  3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде: а) индивидуальная; б) групповая.

  4. Практикуется ли в данной образовательной среде наказание ребенка (прямо или опосредованно): а) нет; б) да.

  5. Стимулируется ли в данной образовательной среде проявление ребенком какой-либо инициативы: а) да; б) нет.

  6. Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие, индивидуальные проявления ребенка: а) да; б) нет.


^ Интерпретация результатов. Оцените свои ответы следующим образом:

1, 2 и 3 вопросы (ось «Свобода-зависимость»): если Вы выбрали а) – то запишите «-1» балл по шкале «свобода», если б), то 1 балл по шкале «зависимость».

4, 5 и 6 вопросы (ось «Пассивность-активность»): если Вы выбрали а) – то запишите 1 балл по шкале «активность», если б), то «-1» балл по шкале «пассивность».

Суммируйте свои ответы по шкалам слева для коллектива и справа для школы в целом (по каждой шкале максимум 3 балла):

^ Для коллектива: Для школы:

Свобода = Свобода =

Зависимость = Зависимость =

Активность = Активность =

Пассивность = Пассивность =

О

-1


-2


-3


-3

1 2 3 3
тметьте на схеме точки и постройте вектор типа Вашей образовательной среды, отметив его буквой К (коллектив) и Ш (школа в целом):

.

3


2


1
^

АКТИВНОСТЬ



ПАССИВНОСТЬ



«………………….» образовательная среда

«…………………….»

образовательная среда


-3 -2 -1 -1

Зависимость

СВОБОДА



«………………..» образовательная среда

«……………….» образовательная среда

3 этап игры.

Эксперты рассказывают, как можно интерпретировать полученные результаты заполненных педагогами опросников. Рассказывают о типах образовательных сред. Педагоги отмечают полученные результаты в своих бланках.

Действие: все педагоги со своими листочками идут в тот угол, где находится его (по типу выбранной им среды) эксперт. Здесь эксперты эти листочки собирают и фиксируют, что у кого получилось.

Далее идет работа по группам: обсуждение полученных типов сред, какие есть плюсы и минусы в каждой среде.

Выступают ведущие групп – докладывают о школе в целом и коротко о классных коллективах. Эксперт все фиксирует на плакате.

Обобщение результатов ведущим. Рассказ о том, что такое и как создать портфолио и визитку коллектива.


4 этап игры. Каждому педагогу раздается бланк – для составления визитки класса. Каждый может сесть в тот угол, совет какого эксперта ему необходим для составления своей визитки (куда педагог сел, это тоже будет показательно). Дается время на самостоятельную работу.


^ ВИЗИТКА классного КОЛЛЕКТИВА … школы №…


  1. Ф.И.О. педагога(ов), работающего(их) с классом, его звания:

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

  1. Сколько детей в нем: …… чел. (мальчиков – …, девочек – …).

Средний возраст: … лет.

  1. Есть ли у коллектива награды, грамоты, призы: да, нет Какие: ……………………………….

  2. Какая модель образовательной среды сложилась в Вашем коллективе (подчеркните): карьерная, догматическая, безмятежная, творческая.

  3. К построению какой образовательной среды стремится(ятся) педагог(и) (подчеркните): карьерная, догматическая, безмятежная, творческая.

  4. Что является главным в вашем классном коллективе (Какие слова могли бы стать его девизом?):

…………………………………………………………………………………………………

  1. Какие задачи ставит(ят) перед собой педагог(и):

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

  1. Какие формы работы использует(ют) педагог(и) в работе с детьми:

(урок, беседа, практические упражнения, семинар, тренинг/тренировка, организация самостоятельной работы детей, наблюдение, педагогическая поддержка, непосредственное общение, совместная творческая деятельность, презентация материала, эксперимент и проч.),

…………………………………………………………………………………………………

…………………………………………………………………………………………………

  1. В каких событиях школы и района (округа) принимает участие коллектив:

    • концерты, выступления

    • конкурсы, турниры, соревнования

    • гастроли в других городах, странах (где?)

    • выездные лагеря, поездки

    • семинары, круглые столы по обмену опытом

    • театрализованные дискотеки, елки, праздники в школе

    • иное………………………………………..

  2. С кем сотрудничает, дружит коллектив:

…………………………………………………………………………………………………

  1. Какие перспективы развития коллектива видит(ят) педагог(и):

…………………………………………………………………………………………………

12. Что хотят предложить и пожелать педагог(и) класса администрации и школе в целом:

…………………………………………………………………………………………………

Спасибо!


Двум-трем (если время позволит, то всем) педагогам предлагается попробовать выступить на аудитории с самопрезентацией своего коллектива, используя составленную визитку.

Подведение итогов. Большинство педагогов определили среду классных коллективов как «……………….», а среду школы в целом как «………………». Устремленность педагогов на построение в коллективах ……………. среды совпадает/не совпадает по модальности с образовательной средой, выстраиваемой в школе в целом.


^ Педагогический совет №2

Деловая игра «Наше педагогическое кредо, наши приоритеты», часть 1-я


Цель: Проанализировать актуальную ситуацию развития и определить приоритеты развития образовательного пространства школы.

Задачи:

  1. Определить актуальные проблемы и положительные наработки и резервы в развитии образовательного пространства школы.

  2. Проанализировать возможные пути развития образовательного пространства школы с учетом мнений родителей и воспитанников.

  3. Выработать основные пути и приоритеты развития школы на перспективу и текущий учебный год.

^ Форма проведения: деловая игра

Участники деловой игры: педагоги, администрация школы, приглашенные эксперты.

Ведущие игры:

Координатор игры (следит за регламентом, дает слово, подводит итоги); «Черный» эксперт» (подчеркивает проблемы и противоречия); «Белый эксперт» (подчеркивает положительный опыт и идеи); Эксперты–«ученые»; Секретарь (конспектирует идеи и предложения в протокол, отслеживает время игры).

^ Место проведения: актовый зал школы.

Оборудование:

  • доска – на ней плакаты с контурами Дерева развития школы и пустыми блоками для Схемы-структуры школы;

  • на стене плакат с надписью-девизом («Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех демонов: механистичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается» А.Дистервег);

  • в зале расставлены столы и стулья для команд-участниц игры и несколько – для Секретаря, Экспертов и Координатора. На каждом столе – листы бумаги, ручки.


ХОД ИГРЫ (общее время 3 часа)

Преамбула: Знакомство. Координатор о правилах игры (10 мин.).
^

Часть 1. «Интеллектуальная инвентаризация» – Какие есть наработки и резервы? или Что имеем? (1 час)


А). Составляем визитки классов, метод. объединений и школы в целом.

Б). Определяем «корешки» Дерева развития ШКОЛЫ – наши наработки, наш опыт.

В). Строим схему-структуру образовательного пространства школы (что есть внутри школы, с кем взаимодействуем снаружи?).

Г). Подводим итоги.

Визитка школы (10 мин.) – Директор представляет проект визитки школы.

Работа команд (15 мин.) – определяем «корешки» Дерева развития школы и позиции в схеме школы – наши наработки пишем на «корешки». Составляем визитки объединений (отв. – руководители метод. объединений).

Обсуждение (30 мин.) – выстраиваем «корешки» Дерева развития школы и строим схему-структуру образовательного пространства школы (отв. Координатор).

Слово Черному и Белому эксперту – подводят итоги первой части, Координатор подводит итоги обсуждения (5 мин.).

^ Часть 2. «Взгляд в будущее» – Что хотим? Какой быть школе через 5 лет? (50 мин.)

А). Определяем «вершки» – крону Дерева развития – цели, задачи школы.

Б). Определяем основные базовые слова-идеи для будущего школы.

В). Определяем необходимые изменения на схеме-структуре школы.

Работа команд (15 мин.): определяем «вершки» – «пишем» крону Дерева развития школы – цели развития и изменения на схеме, оговариваем «Основные идеи, связанные с изменением школы» (отв – руководители метод.объединений).

Обсуждение (30 мин.) – выстраивание «вершков» Дерева развития и схемы-структуры (Координатор).

Слово Черному и Белому эксперту – итоги второй части, Координатор подводит итоги обсуждения (5 мин.).

^ Часть 3. «Выбор дороги» – Как будем идти? Каковы наши приоритеты? (1 час)

Определяем «живительные силы» – ствол Дерева развития школы – направления и приоритеты развития.

Выбираем творческую инициативную группу для продолжения работы.

Работа команд (15 мин.): определяем «живительные силы» – «пишем» ствол Дерева развития – проговариваем «Наши идеи, правила и приоритеты», распределяем педагогов по метод. объединениям (отв – руководители объединений).

Обсуждение ствола Дерева развития (20 мин.) – и распределение педагогов по выбранным направлениям на схеме (10 мин.) (Координатор).

Слово Черному и Белому эксперту – итоги третьей части, Координатор на основе протокола подводит общие итоги игры (15 мин.).


Педагогический совет №3

^ Деловая игра «Наше педагогическое кредо, наши приоритеты», часть 2-я


Цель игры: Определить правила и приоритеты содержания образовательной деятельности школы.

^ Форма проведения: деловая игра с элементами докладов.

Место проведения: актовый зал.

Оборудование:

  1. каждому педагогу принести на игру его образовательную Программу.

  2. написать тему педагогического совета (крупно).

  3. листки с вопросами к собеседованию (каждому педагогу).

  4. ручки и карандаши (каждому педагогу)

План проведения:

  1. Вступительное слово о теме и плане игры, рассаживание по метод. объединениям.

  2. Инсценировка «Социальный заказ». Роли: Ребенок и его Воспитатели – Родитель, Учитель, государство в лице Президента, Друг, Педагоги-внешкольники «Оптимист и «Пессимист». (Задача: понять, какой ребенок сегодня приходит в школу, какой социальный заказ на образовательные услуги школы сегодня существует).

  3. Доклад директора школы о современной ситуации на рынке образовательных услуг, о требованиях к содержанию деятельности, содержащихся в Уставе школы и др. документах. (Задача: очерчивание внешних «рамок» образовательной деятельности).

4. Информация завуча о предложениях по реорганизации и предстоящем учебном годе.


^ ХОД РАБОТЫ (общее время 1,5 часа)

1. Инсценировка «социальный заказ»

Задача: Показать, какой ребенок сегодня приходит в школу, какой социальный заказ на образовательные услуги школы сегодня существует.

Участники: Ребенок, его Воспитатели – Родитель, Учитель, государство в лице Президента, Друг).
^

Сценарий инсценировки:


Родитель (мама): Ты опять сидишь у компьютера? Ну-ка марш делать уроки!… Я пошла в магазин, приду – все проверю!

Ребенок(Р) – сидит делает уроки: 2х2=4, 5х5=25 и т. д. Так, уроки сделала… Посуду помыла… Кошку покормила… Как скучно… Может телевизор посмотреть?

Президент (выступает по телевизору): Задачами образования сегодня является ….. (речь об образовании).

^ Р: Фу, как скучно… Опять про учебу. Лучше бы мультики показали.

Раздается телефонный звонок. Звонит Друг.

Друг (телефонный разговор): Привет! Что делаешь? Скучаешь?

^ Р: Ага! А ты? Думаешь, как сказать родителям про двойку?

Друг: Да… Знаешь, что мне Марь Ивановна сегодня сказала?

Р: Что?

Друг: Что я тупой – 3 раза, дурак – 2 раза, недоумок –1 раз и «куда мои родители смотрят» – 4 раза. Я специально считал и пальцы загибал.

^ Р: А пальцев хватило?

Друг: Как раз 10! Не пойду я больше на эту литературу, пусть сама свою «Му-му» читает! Не интересно мне это! И вообще в школу больше не пойду – на уроках заставляют все время писать скучные формулы, решать дебильные задачки, писать предложения о несуществующих в моей жизни вещах, предлагают готовые ответы на вопросы, которые я не задавал. Чему я там могу научиться? Учебники – и те устарели, не говоря уже про саму школу.

^ Р: Может, куда сходим? В кино, например, на Гарри Поттера.

Друг: Не, про Потного я уже смотрел. Хочется чего-то необычного, интересного. То ли музыки и цветов, то ли зарезать кого-то…

^ Р: Нет, давай сегодня обойдемся без жертв. Есть одно место… Цветов не обещаю, музыка – возможно.

Друг: Это что – в кафушку что ли?

Р: Ты про ШПД слышал?

^ Друг: Нет. Это что за абракадабра? Новая группа что ли? Типа ДДТ?

Р: Нет, это школу полного дня. Что это такое, лучше увидеть своими глазами. Идешь?

Д: Да.


Ведущий: Итак, коллеги, какой ребенок сегодня приходит в школу, какой социальный заказ на образовательные услуги школы сегодня существует? КАКИМ МЫ ВИДИМ ИДЕАЛЬНОГО РЕБЕНКА? Для ответов на эти вопросы предлагаем Вам с помощью мозгового штурма определиться в эпитетах, коими мы можем «наградить» наших воспитанников (10 минут).Идет мозговой штурм.

Ведущий: теперь попробуем определиться: С КАКИМ РЕБЕНКОМ НАМ ТРУДНО?

Повторим процедуру мозгового штурма (5 минут).




Ведущий: Подведем итоги: труднее всего нам работать с ………………….. Как Вы думаете, почему? (обсуждение). Думаю, что каждому из нас надо обратить внимание на таких детей в своих коллективах.

Давайте теперь определимся в ^ НАШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КРЕДО (процедура аналогична).





Ведущий: следующий этап - КАКИМ МЫ ВИДИМ ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ?

Пожалуйста, выберите одну из двух ситуаций:

  1. ^ Взрослый взаимодействует с каждый ребенком, и тем самым организует работу коллектива в целом

  2. Взрослой работает с коллективом в целом и только потом выходит на индивидуальное взаимодействие с ребенком

Теперь выскажем главные, по нашему мнению, характеристики детского коллектива в приведенных ситуациях (мозговой штурм).

Таблица

Сравнительная характеристика детских коллективов


Стратегия педагога:

От Ребенка – к Коллективу

От Коллектива – к Ребенку
^
Характеристика коллектива:

………………

………………

…………….
………………….

…………….

…………….


Подведение итогов.

Перейдем к следующей части нашего педагогического совета.


^ КАК ОПРЕДЕЛИТЬ КОНКРЕТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ДАЛЬНЕЙШЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?


Для этого необходимо в учительской разместить таблицу №3 и раздать всем педагогам листки с размноженной таблицей №3. Информация-задание для администрации и коллектива выглядит при этом следующим образом:




Уважаемые коллеги!!!


Предлагаем Вам прочитать перечень предложений, которые мы можем реализовать в следующем учебном году.

Пожалуйста, в правом столбце таблицы поставьте знак «+», если Вы согласны с данным предложением или знак «-», если Вы считаете его разработку несвоевременной или же вовсе не нужной.

Спасибо!!!


Таблица 3

Предложения по проектированию Зоны ближайшего развития ШКОЛЫ

Наши предложения, вытекающие

из приведенного выше содержания

потенциала развития школы

Ваши комментарии: «+» или «-»

…….

……….










^ ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ



























Итак, таблица 3 служит источником для размышления над программой деятельности коллектива. Она наглядно показывает, какая идея однозначно принята коллегами. Если же мы видим, что идея явно не принимается, значит, надо искать иные пути разъяснения ее целесообразности.


Подведем итоги. Игра – дело серьезное. И не только для детей. Для взрослых, работающих с детьми, она может стать не менее полезным и интересным занятием. Главное, не побояться начать играть и соответствующим образом к игре подготовиться.

Играйте на здоровье! Желаю интересных и полезных игр на пед. совете и не только!


Анна Викторовна Бояринцева,

кандидат пед. наук,

ведущий научный сотрудник

Института психолого-педагогических

проблем детства РАО,

педагог-психолог школы №639

и ЦДТ «Созвездие»,

педагог-организатор дет сада №1251,

г. Москва