uzluga.ru
добавить свой файл

Тренинг для родителей: «Родитель-воспитатель детских душ»


Не думайте, что вы воспи­тываете ребенка только тогда, когда с ним разгова­риваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни... Ма­лейшие изменения в тоне ре­бенок видит и чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете.

А. С. Макаренко

Истинная родительская любовь, как утверждают психологи, проявляется только в общении с детьми. По Библии они выделяют четыре аспекта любви.

1.Умение слушать ребенка.

Родители, которые проявляют интерес к разговорам ребёнка, поистине мудрые родители, потому что они дают ребенку возможность выразить все многообразие его чувств и переживаний.

2.Манера говорить с ребенком.

Если Вы не научились говорить мягко, с любовью и уважением, то дети будут избегать общения с вами.

3.Знание, как наказывать ребёнка.

Мудрые родители, наказав ребёнка за проступок, не уходят, хлопнув дверью, не отвергают ребёнка, а остаются рядом, уверяя его в своей родительской любви, выражают уверенность, что этого больше не повторится.


4. Помощь в развитии ребёнка.

Помните, что ребёнок живёт в постоянном напряжении и неуверенности.

Ваше поведение должно говорить ему: «Я люблю тебя таким, каков ты есть. Я рядом с тобой всегда».


^ Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Вы «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Я предлагаю вам ответить на вопросы теста, который дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания



ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

Можете ли вы?

Могу и всегда так поступаю

Могу, но не всегда так по­ступаю

Не могу

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ре­бенком?

А

Б

В

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по от­ношению к нему?

А

Б

В

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5, Сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

А

Б

В

6. Поставить себя на место

ребенка?

А

Б

В


7, Поверить хотя бы на мину­ту, что вы, добрая фея (пре­красный -принц)

А

Б

В


8.Рассказать ребенку поучи­тельный случай из детства, представляющий вас в невы­годном свете?

А

Б

В







9. Воздерживаться от упот­ребления слов и выражений, которые могут ранить ребен­ка?

А

Б

В

10. Пообещать ребенку и ис­полнить его желание за хоро­шее поведение?

А

Б

В

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать что желает, вести себя, как хочет

Б

В

А

12. Устоять против детских просьб и слез, если вы уверены, что это каприз, мимолетная прихоть?

А

Б

В


^ КЛЮЧ К ТЕСТУ

Ответ «А» оценивается в 3 очка.

Ответ «В» - в 1 очко.

Ответ «Б» - в 2 очка.

Если вы набрали от 27 до 36 очков, значит, ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Если вы набрали 13-27 очков. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 13 очков. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостает либо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого. Советуем обратиться

к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.


Работа в группах.

Ситуация 1. В выходной день вся семья собралась за обеденным столом. Ребёнок тянется за хлебом и опрокидывает на белоснежную скатерть стакан с соком.

Как правильно сделать замечание? (^ Говорить нужно о ситуации, а не о личности.)


Ситуация 2. Представьте, что вы после неоднократных замечаний входите в комнату ребёнка и видите, на столе беспорядок, игрушки не убраны. Ваша реакция?

(Зачастую замечания взрослых остаются без внимания, поведение детей раздражает, и наступает момент, когда ваше «терпение лопнуло». Вам незачем скрывать свою досаду, притворяться спокойным. Если нет искренности, то нет и гармоничного общения.)

Принципы общения:

«Я» - сообщения:

1.Замечания.

Говорить нужно о ситуации, а не о

личности.

Я чувствую

Я переживаю

Я расстроен

Я очень огорчён

Я возмущён

Мне приятно

Мне нравится

Мне больно и обидно

Мне хотелось бы

2.Гнев.

« Я»- сообщения не унизят ничьего

достоинства.

3. Похвала.

Хвалить следует поступки, а не характер.



Сейчас вам предстоит составить цепочку позитивных и негативных суждений.


Негативные суждения

Последствия негативных суждений

Позитивные суждения


« Я от тебя ухожу, мне такой ребёнок не нужен!»

Чувство вины, повышенная тревожность, страхи одиночества, ощущение своей ненужности, замкнутость.


?

(Что бы ни случилось, я никогда тебя не оставлю!»

« Что ты за неряха!»

Чувство вины.

?

(Как приятно на тебя смотреть, когда на тебе чистая одежда!»

«Ты просто плакса, нытик!»

Сдерживание эмоций, тревожность, эмоциональное напряжение.

?

«Поплачь, тебе будет легче!»


У психологов есть понятие «тактильного голода». Это дефицит любви родителей.

Что значит любить своего ребенка? Кто-то из родителей говорит, что любить своего ребен­ка — значит заботиться о нем, интересоваться его жизнью, возить его отдыхать, покупать еду и вещи... Но именно слова: «Я люблю тебя. Ты лучше всех» ребе­нок хочет слышать из уст своих самых близких людей. Это очень важные слова, они питают все существование ребен­ка, подростка, повзрослевших юноши и девушки. Родитель­скую любовь впоследствии они переносят во вновь создан­ные семьи.

Известный семейный терапевт Вирджиния Сатир реко­мендует обнимать ребенка несколько раз в день. Она счита­ет, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нуж­но не менее восьми объятий в день! А для того, чтобы ребе­нок развивался интеллектуально,— 12 раз в день! И, между прочим — не только ребенку, но и взрослому.

Говорят, что руку ребенка надо держать до тех пор, пока он ее сам не отнимет. Ребенок должен знать, что родители его всегда поймут и примут, что бы с ним ни случилось.

Ребенку подобные знаки безусловного приятия особен­но нужны, как пища, растущему организму. Они питают его эмоционально, помогая психологически развиваться. Если же он не получает таких знаков, то появляются эмоциональ­ные проблемы, отклонения в поведении, а то и нервно-пси­хические заболевания.

Упражнение «Общение без слов». Цель: снизить напряжение, возникшее в процессе обмена мнениями, дать возможность участникам получить новый опыт общения, обратить внимание на чувства, возникающие в результате прикоснове­ний, физического контакта с партнером, дать возможность почувствовать большее доверие к людям, участвующим в тренинге.

Упражнение выполняется молча. Ведущий просит участников встать в два концентрических круга лицом друг к другу. Внешний и внутренний круги начина­ют двигаться в противоположные стороны и останавливаются по команде ведуще­го. Оказавшиеся друг напротив друга люди образуют пару. Ведущий просит их за­крыть глаза и поздороваться с помощью рук, открыть глаза и двигаться дальше.

Вновь по команде образуются пары, которые получают задание: «Положите руки на плечи друг другу и посмотрите в течение минуты в глаза партнеру, улыб­нитесь, опустите руки и начинайте двигаться дальше».

Следующие инструкции образующимся парам могут быть такими: побори­тесь руками, помиритесь руками, выразите поддержку с помощью рук, попрощай­тесь, обопритесь спинами друг о друга и присядьте, стараясь не упасть и т. п.

Детско-родительская игра «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»

Каждая семейная команда получает цветик - семицветик. Участники игры задумывают семь желаний: три желания задумывает ребенок для родителей, три — взрослый для ребенка, одно желание будет совместным (желание ребенка и родителя). Затем родитель и ребенок меняются лепестками и отбирают ле­пестки-желания, которые им действительно приятны. Побеждает семейная команда, которая имеет больше всего желанных лепестков, где предполагаемые желания совпали с реальными.

- Как дети могут любить своих родителей? (Выслушиваются мнения родителей по теме собрания.)

1. ^ Ребенок любит отраженной любовью.

Если мы любим своего ребенка, то он тоже будет любить нас. Если мы были ровны, сдержанны, контролировали свои эмоции, то он тоже будет ровным и сдержанным. Если мы ви­дим в ребенке черты, которые нам неприятны, значит, мы сами проявляли эти особенности в общении с ним.

Если что-то не ладится в отношениях с ребенком, нам следу­ет спросить себя: «Что я сам неправильно делаю?» и «В чем са­мому следует измениться, чтобы восстановить доверие и лю­бовь?»

2.^ Ребенок «фотографирует» наше поведение.

Существует закон повторения людей, которые находятся ря­дом, в период личностного созревания. Чаще всего рядом с ре­бенком находятся его родители, бабушки, дедушки, значит, в поведении детей будет повторяться их поведение.

3. Ребенок отрицает нас, если мы травмируем его.

Если родители грубы и агрессивны по отношению к ребенку, он может построить свое поведение так, чтобы защититься от их травмирующего влияния. Ребенок может поставить между роди­телями и собой дистанцию: «Да ничего не произошло, чего ты пристала!», «Отстань, надоело!».

Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвра­щать.

(Росс Кэмпбэлл.)