uzluga.ru
добавить свой файл


М.Ю.Лермонтов

  • Тема одиночества в лирике поэта


Тема одиночества

  • Одиночество – мотив, пронизывающий почти все творчество Лермонтова, выражающий умонастроение поэта.

  • Это центральная тема его поэзии, в которой ярко проявилось личное «я» автора.

  • Тема одиночества связана с неприятием лермонтовским героем мира.



М. Ю. Лермонтов

  • Вхождение Лермонтова в литературу было стремительным. В дни смерти Пушкина вся Россия узнала имя его преемника. Лермонтов как бы подхватил знамя поэзии, выпавшее из рук Пушкина, когда появилось в рукописных экземплярах его знаменитое стихотворение “Смерть поэта” . Но писал Лермонтов уже многие годы. Писал, но не публиковал. Лермонтов боготворил Пушкина как поэта.



Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтов.

  • Необычайно широка тематика стихотворений Лермонтов.

  • За свою короткую жизнь (он умер в 27 лет) он создал огромное количество философских, романтических, патриотических стихотворений о любви и дружбе, о природе, о поисках смысла жизни.

  • Когда читаешь эти

  • стихотворения, тебя

  • охватывает странное чувство.

  • В его стихотворениях такая

  • глубокая горечь и печаль, что

  • сердце невольно сжимается от

  • боли.



«И скучно и грустно»

  • И скучно и грустно! – и некому руку подать

  • В минуту душевной невзгоды…

  • Желанья!... Что пользы напрасно и вечно желать...

  • А годы проходят – все лучшие годы!

  • Любить…но кого же?.. на время – не стоит труда,

  • А вечно любить невозможно…

  • В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа.

  • И радость, и муки, и все там ничтожно.

  • Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

  • Исчезнет при слове рассудка,

  • И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем

  • вокруг, -

  • Такая пустая и глупая шутка!



«Смерть поэта»

  • Восстал он против мнений света

  • Один, как прежде… и убит!

  • Не вы ль сперва так злобно гнали

  • Его свободный, смелый дар

  • И для потехи раздували

  • Чуть затаившийся пожар?

  • И вы не смоете всей вашей черной кровью

  • Поэта праведную кровь!



«Пророк»

  • С тех пор как, как вечный судия

  • Мне дал всевиденье пророка,

  • В очах людей читаю я

  • Страницы злобы и порока.

  • Провозглашать я стал любви

  • И правды чистые ученья:

  • В меня все ближние мои

  • Бросали бешено каменья.

  • И вот в пустыне я живу,

  • Как птицы, даром божьей

  • пищи..



«Как часто, пестрою толпою окружен…»

  • И если как-нибудь на миг удастся мне

  • Забыться, - памятью к недавней старине

  • Лечу я вольной, вольной птицей;

  • И вижу я себя ребенком; и кругом

  • Родные все места: высокий барский дом

  • И сад с разрушенной теплицей.



Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение (“Дума” ) . “Дума” - поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:

  • Эта горечь распространяется не только на него самого, но и на все поколение (“Дума” ) . “Дума” - поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная. Композиция стихотворения подчинена авторскому замыслу: в первом четверостишье высказывается общее суждение о поколении 30-х годов:

  • Печально я гляжу на наше поколенье!

  • Его грядущее иль пусто, иль темно...

  • Последующие четверостишья развивают и доказывают мысль высказанную ранее.

  • Мы видим открытое и беспощадное отрицание окружающего мира, которое обращено и на всех, и во внутренний мир души. Лермонтов огорчает то, что многие его современники живут “ошибками отцов и поздним их умом” . Он говорит о декабристах, которые смирились, прекратили борьбу. С тревожной болью говорит о том, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни убеждений:

  • И ненавидим мы, и любим мы случайно,

  • Ничем, не жертвуя ни злобе, ни любви...



Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:

  • Нравственно опустошенные, утратившие цельность мировоззрения, современники поэта не способны ни на подвиг, ни на труд. И заканчивается стихотворение убийственным выводом, который подготовлен всем ходом рассуждений:

  • Толпой угрюмою и скоро позабытой

  • Над миром мы пройдем без шума и следа.

  • Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

  • Ни гением начатого труда.

  • Какая ирония звучит в словах!

  • Мы жалко бережем в груди остаток чувства...

  • Мы иссушили ум наукою бесплодной...

  • К добру и злу послушно равнодушны...

  • “Дума” - это сатира и элегия. Поэт говорит от лица той интеллигенции, которая не хотела мириться с действительностью, но и сделать ничего не могла.



«Прощай немытая Россия»

  • Быть может за стеной Кавказа

  • Сокроюсь от твоих пашей,

  • От их всевидящего глаза,

  • От их всеслышащих ушей.



  • «Выхожу один я на дорогу»

  • Выхожу один я на дорогу;

  • Сквозь туман кремнистый путь блестит

  • Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,

  • И звезда с звездою говорит.



Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение “Выхожу один я на дорогу” . В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? " Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:

  • Безусловным шедевром русской лирики является стихотворение “Выхожу один я на дорогу” . В нем проявилось исключительное мастерство поэта в изображении переживаний лирического героя. Перед нами изумительные картины природы, которые подчеркивают мысли об одиночестве героя. Стихотворение сопровождается риторическими вопросами: “Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем? " Автор показывает нам, что невозможно найти успокоение в общении с природой. Это только мечта, желание, а не реальность:

  • Уж не жду от жизни ничего я,

  • И не жаль мне прошлого ничуть...



Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, - это контраст природы и внутреннего состояния человека:

  • Показывая переживания лирического героя от отчаяния до умиротворенности, автор дает нам возможность почувствовать, что грусть его светла. Контраст, который обнажил в самом начале стихотворения поэт, - это контраст природы и внутреннего состояния человека:

  • В небесах торжественно и чудно!

  • Спит земля в сиянье голубом...

  • Что же мне так больно и так трудно?

  • Жду ль чего? жалею ли о чем?

  • Таким образом, мы видим, что во многих стихотворениях Лермонтов явно просматривается грусть, тоска, одиночество. Противоречия между героем и миром углубляются и расширяются. Эти противоречия связаны и с личной жизнью героя, и с особенностями эпохи, в которой он жил. Недаром он говорил: “Я поэт другой эпохи