uzluga.ru
добавить свой файл
1

Календарно – тематическое планирование по географии - 6 класс

35 часов (1 час в нед.)

Учебник География. Землеведение.

Учебник География. Землеведение. 6 класс.: учеб для общеобразоват. учреждений.

О.А. Климанова, М.Н Белова, Э.В. Ким и др.;

под редакцией О.А. Климановой. М.

Издательство: Дрофа 2007.

Учитель: Сорокина Татьяна Борисовна





n\n

№ урока


Раздел

Тема урока

Тип урока


Форма

проведения

Оборудование

Практические работы

(8)

Домаш.

задание

1.

1.

Введение. География как наука. Путешествия и географические открытия. Источники географической информации. Методы изучения Земли.

Понятие о краеведении и его основные направления

Урок изучения нового материала


в форме беседы, практикума

Географические карты, атласы, контурные карты, изображения природных объектов

Презентация




Пар.1-2

Составить сообщение об одном из путешеств.

2.

2.

Земля- планета солнечной системы.

Комбинир-ый урок

Глобус, схемы годового движения Земли и положения Земли в дни солнцестояния; таблица ; рис.4 стр.8

Презентация

Объяснение «Положения Земли в Солнечной системе»; «Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года». «Смена дня и ночи».


Пар.3, пар.44



3.

1.

^ От плана местности к географической карте. (9 часов)

План местности

Урок изучения нового материала

в форме беседы, практикума

Топографическая карта; рисунки атласа с.6,7,

Определение расстояний на плане в масштабе.

Пар.4-5

Составить рассказ, заменив слова условн.знак.



4.

2.

Стороны горизонта. Ориентирование на территории своей местности

Урок - практикум

Глобус, компас, карточки с заданиями. Рисунки атласа, рисунки учебника 7,8

Определение на местности направлений, азимутов, расстояний

Пар.6



5.

3.

Изображение на плане неровностей земной поверхности

Комбинир-ый урок

в форме беседы, практикума

Нивелир, компасы, карточки для проверки домашнего задания

Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями.

Пар. 7

6.

4.

Составление простейших планов местности. Построение плана местности

Урок - практикум

Планшет, визирная линейка, компасы , план - памятки

«Глазомерная съемка местности»№1

Пар.8, составить план своей комнаты

7.

5.

Карта – особая модель земной поверхности. Форма и размеры Земли. Географическая карта.

Урок изучения нового материала

в форме беседы, практикума

Физическая карта полушарий. Физическая карта России, политическая карта мира , экономич. карта мира, с.13, глобус

Нанесение на карту географических объектов. Чтение карты, определение местоположения географических объектов и явлений на карте, их описание по карте.

Пар.9-10



8.

6.

Градусная сетка на глобусе и карте. Географические координаты

Комбинирован.

урок


в форме беседы, практикума

Карта полушарий. глобус, рисунок атласа с.12, физ0ическая карта России, карта мира

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте, географических координат по карте полушарий и физической карте России


Пар. 11-12



9.

7.

Географические координаты

Геогр координаты своего населённого пункта

Урок -практикум

Карта полушарий, физическая карта, атласы, карточки с таблицами двух вариантов, карточки с координатами.

«Определение географических координат»№2

Пар.13;

Задание 4 стр.34; составить задания на определение географ. объектов

10.

8.

Изображение на физических картах высот и глубин. Значение планов и географических карт.

Комбиниров-ый урок

Физическая карта полушарий. Глобус, карты атласа, записи на доске

Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями.

Пар.14

11.

9.

Обобщение и контроль знаний по теме «От плана местности к географической карте»

Контроль знаний

(контр.тестир.)

Карты атласа, тесты на два варианта, интерактивные тесты

Контрольное тестирование




12

1.

^ Природа Земли и человек. Земные оболочки

(23 часа)

Земная кора и литосфера.

(4час.)

Литосфера Земли и ее строение. Движение земной коры. Методы предсказания и защиты от опасных природных явлений.

Урок изучения нового материала

Модели внутреннего строения земли; модели вулканов; физическая карта полушарий

Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма.

Пар.16-18, 19

13.

2.

Горные породы и минералы.

Горные породы своей местности

Урок -практикум

Таблица классификации горных пород и минералов; таблицы «Горные породы и минералы»; образцы горных пород и минералов, встречающиеся в нашей местности.

«Изучение свойств горных пород и минералов и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость , плотность ит.д.)

3

Пар.17

14.

3.

Формы рельефа земной коры. Рельеф суши. Охрана безопасности жизнедеятельности в горах.

Урок изучения нового материала с элементами практики.

Физическая карта мира, геологическая карта мира; таблицы «Формы рельефа Земли».

Презентация «Геологические памятники природы»

Определение по картам высоты гор и равнин. Обозначение на контурной карте названных объектов – гор и равнин.

Пар. 20-21

Описать географическое положение Кавказских гор (1в.) и Русской равнины (2в)

15.

4.

Рельеф дна Мирового океана. Обобщение знаний по теме «Земная кора и литосфера»

Объяснение изменения земной коры на примере своей местности.

Комбинир-ый

урок.

Контроль знаний по теме.

(мини – тест)

Физическая карта мира; «Схематический разрез дна океана» геологическая карта

Составление и объяснение схемы «Рельеф дна Мирового океана»

Ответить на вопросы 1-11 стр.67-68 учебника

16.

1.

^ Гидросфера – водная оболочка Земли. (8час.)

Вода на Земле. Мировой океан. Описание путешествия капельки воды по большому круговороту из своего населённого пункта

Урок изучения нового материала.

Урок - открытие

Физическая карта России и полушарий, глобус, таблицы моря и океана, фото, схема круговорота воды в природе;

Обозначение на контурной карте водных объектов.


Пар.23-24

17.

2.

Некоторые свойства океанической воды.

Комбиниров-ый урок

Физическая карта полушарий, глобус

Описание географического положения морей, воздействие на них хозяйственной деятельности человека, меры по их сохранению и восстановлению

4

Пар.25, отв. На вопросы стр.75- 4-7

18.

3.

Волны в океане. Океанические течения.

Комбинир-ый

Урок.

Рис. «Ветровые волны», таблицы «Морской прибой», «Приливы и отливы», «Цунами», карта океанов

Изучение океанических течений по карте океанов

Пар.26-27

самостоятель. изучение пар.28

Предложить меры защиты от стихийных бедствий в океане, правила обеспечения личной безопасности.

19.

4.

Воды суши. Подземные воды

Урок изучения нового материала. Урок –исследование.

Физическая карта России, полушарий. Стакан, воронка, песок, глина

Используя текст учебника и рисунки, записать образование (каждый этап - планом) подземной воды, источников.

Пар.29, учить определения

20.

5.

Реки Земли. Наводнения. Правила обеспечения личной безопасности. Реки своей местности

Комбинир-ый урок

Физическая карта полушарий и России, рисунок «Схема речной системы», таблицы из серии «Воды суши»

«Определение по карте географического положения крупнейших рек мира. Описание одной из рек своей местности направление течения, режим, питание, характер течения, использование человеком»№5

Пар.30

21.

6.

Озера и ледники.

Водные объекты своей местности

Групповая работа. Урок-исследование.

Физическая карта полушарий и России, таблицы из серии «Воды суши».

Определение по картам крупнейших озер мира и России. Определение значения ледников – как главных аккумуляторов пресной воды на Земле.

Пар 31- 32

Работа на контурной картой: обозначить озера.

22.

7.

Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы. Водные памятники природы.

Урок обобщения знаний.

Презентации «Озеро Байкал – жемчужина России», «Водные памятники природы»




Пар. 33-34

Подготовка к контрольной работе, отв.на вопросы стр.104

23.

8.

Контроль знаний по теме «Гидросфера»

Урок –игра «Географическое лото»

Карты, атласы, контурные карты




Составить рассказ об объекте гидросферы, где вы побывали

24.

1.

^ Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (6час.)

Атмосфера: строение, значение, изучение.

Урок изучения нового материала. Урок – исследование.

Глобус, колба, весы , спиртовка

Продолжить наблюдений за погодой, измерения элементов погоды с помощью приборов (термометр, барометр, флюгер, гигрометр, осадкомер)




25.

2.

Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха.

Урок решения практических задач

Дневники наблюдений, термометр за окном, данные наблюдений за прошлые годы

^ Построении графика годового хода температуры в своей местности. Определение среднесуточной температуры, опред. амплитуды суточной и годовой в поселке Архара №6

Пар. 36-37

Продолжить вести наблюдения

26



3.



Атмосферное давление.

Комбинир-ый урок

Барометр – анероид, стакан с водой. воронка

Определение давления воздуха. Решение задач на определение давления с изменением высоты местности.

Пар. 38

Ответить на вопросы с.116

27.

4.

Ветер. Причины его образования.

Наблюдение за погодой своей местности

Комбинир-ый урок

Свеча, папиросная бумага, флюгер, таблицы «Постоянные ветра», «Типы ветров», схемы: «Бризы», «Муссоны», «Циклоны и антициклоны

Построение розы ветров.

Пар.39,подготовить сообщения об ураганах, смерчах и других видах ветров, предложить меры личной безопасности при стихийных бедствиях, связанных с ветром.

28.

5.

Водяной пар в атмосфере. Облака. Атмосферные осадки.

Урок изучения нового материала

Картины облаков, текст игры «Узнай слово», рисунки типов осадков, карты атласа, физическая карта полушарий, справочно-информационный материал



Пар.40-41;

Задание 3 стр.124,

Задание4 стр.127

29.

6.

Погода и климат. Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.

Климат своей местности

Урок - практикум

Физическая карта мира, климатическая карта мира; календарь погоды, на столах учащихся тексты описания разных типов климата, типы погоды на фарзаце учебника

Описание погоды своей местности.

Выработать правила обеспечения личной безопасности при экстремальных климатических условиях.№7

Пар.42-43, 45

Подготовить сообщения об уникальных явлениях погоды;

30.


1.

^ Биосфера (3час.)

Биосфера Земли. Природные зоны. Выявление компонентов природы своей местности

Урок изучения нового материала

Таблица «Разнообразие биосферы», карта «Растения и животные мира», таблица «Высотная поясность», карта «Природные зоны мира», справочно – информационный материал «Природные зоны мира»

Описание растений почв и животного мира в разных зонах и объяснение воздействия на них хозяйственной деятельности человека, меры по их сохранению и восстановлению.

Пар.46-47

31.

2.

Организмы в Мировом океане. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва как особое природное образование. Почвы своей местности.

Комбинированный урок

Физическая карта полушарий. Растительный и животный мир Земли. Почвы России. Рис. 100 «Почвенные разрезы».

Определение путей улучшения состава почв.

Пар.48.49

Подготовить примеры утверждения о том, что биосфера влияет на все оболочки Земли.


32.

3.

Природный комплекс.

Географическая оболочка Земли.

Комбинированный урок с использованием метода проектов.

Таблица «Оболочки земли»,

Способы определения качества окружающей среды, меры по ее сохранению и улучшению.

Пар.50 , заполнить схему «Природные комплексы разного порядка»



33.

1.

^ Земля – планета людей. (1час)

Человечество – единый биологический вид.

Население своей местности


Урок- путешествие по странам и континентам.

Карта «Народы мира», «Плотность населения мира»,

Определение по картам плотности населения мира и объяснение причин неравномерного расселения. Описание своего населённого пункта по типовому плану.№8

Пар.51-54

34.

1.

^ Обобщение и контроль знаний по теме «Природа Земли».

Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные явления.

Урок обобщения, контроля и практического использования знаний учащихся.

Презентация «Стихийные явления на планете Земля»

Как применить полученные знания на уроках географии в 6 классе для повышения комфорта проживания в своей местности.

Пар.55

35.

1.

Экскурсия.

Изучение природных комплексов своей местности

Урок - экскурсия




Изучение природных компонентов их взаимосвязь и формирование разнообразия природных комплексов (в том числе антропогенных)

На летних каникулах бережно обращайтесь с окружающей вас природой






















^ СОДЕРЖАНИЕ     ПРОГРАММЫ.

Введение ( 1 час)

Что  изучает  география. Место географических  знаний  в  современной  жизни.

Раздел I “Земля  во  Вселенной» ( 4 часа)

Тема 1 «Земля — планета  солнечной  системы»

Солнечная  система. Геоцентрическая  и  гелиоцентрическая  модели  Вселенной. Вращение Земли  вокруг солнца, смена времен года. Вращение Земли  вокруг  своей оси, смена дня  и ночи. Земля — единственная  обитаемая планета, космические  исследования  и  их  роль  в познании  Земли.

Тема 2 «Изображение  Земли  на глобусе»

Представления  о  форме  и размерах Земли  у  древних  людей. Открытие шарообразной формы Земли. Изображение Земли на  глобусе. Градусная  сеть, параллели и  меридианы, тропики, полюса, полярные круги. Географические  координаты.

Практическая  работа : «Определение  по глобусу географических  координат  точки» ( решение прямой  и обратной задачи)

Раздел II “Развитие  географических  знаний  о земной  поверхности» ( 8 часов)

Тема 1 «Путешествия  и  их  географическое  отображение»

Искусство путешествия. Путевые впечатления и  их  отражение. План  местности, изображение  местности  на  плане, масштаб, условные  знаки, определение  на местности  направлений  и  расстояний, компас, азимут, их определение. Чтение плана  местности. Карта полушарий,история создания карт, масштабы карт,классификация карт, работа с  картой. Компьютерные  карты.

Практические  работы: 1. «Создание краткого  географического  рассказа  об  одном  из  путешествий, совершенном учащимися» 2. «Ориентирование на  местности  при помощи  компаса, определение азимута точек» 3. «Составление  плана  местности  по  ее  описанию» 4. «Чтение  плана  местности» 5. «Определение  расстояний  и  направлений  по  географической  карте».

Тема 2 «История  открытия  и  освоения  Земли»

Географические открытия  древности  и Средневековья. Финикийцы,географы Древней Греции  и Рима. Великие географические открытия. Географические открытия XVII – XX вв. Российские  путешественники и  их вклад в  изучении Земли, исследования  внутренних  частей  материков  в XIX в. Изучение  Антарктиды  и  Мирового  океана  в XX  в.

Практическая  работа: «Составление  таблицы : «Как люди  открывали  Землю».

Раздел III “Природа Земли» ( 17 часов)

Тема 1 «Как  устроена  наша  планета»

Материки  и океаны, соотношение  площади  океана и суши. Облик  земного  шара. Береговая линия, острова, полуострова, архипелаги. Свойства вод Мирового  океана. Движения  вод  Мирового океана.

Тема 2 «Внутреннее  строение  Земли»

Горные  породы, их образование. Земная кора  и  литосфера. Движения  земной коры. Теория  движения  литосферных  плит. Сейсмические районы, гейзеры, горячие  источники.

Практическая  работа: 1. «Знакомство с  горными  породами» 2. «Определение на карте  сейсмических  районов  земного  шара» 3. «Знакомство  с  очертаниями  материков  и  океанов, проверка  гипотезы  А. Вегенера»

Тема 3 «Рельеф  Земли»

Рельеф  земли  и  его  значение  для  человека. Основные  формы  рельефа. Изображение рельефа  на  физических  картах. Горные области. Равнины  суши.

Практическая  работа: 1. «Определение  по карте  высот  гор  и равнин, глубин  морей» 2. «Нанесение  на к/к  некоторых  элементов  географической  номенклатуры».

Тема 4 «Атмосфера  и  климаты  Земли»

Атмосферный воздух  и  его значение  для  человека,состав  атмосферы, воздушные  массы  и  их  свойства. Температура воздуха  и  ее  измерение. Погода  и  климат. Климатические  пояса  Земли.

Практическая  работа: 1. «Составление схемы -  вертикальное  строение атмосферы» 2. «Составление таблицы — воздушные  массы  и постоянные  ветры  земного  шара» 3. «Знакомство  с климатической  картой  и  картой Климатические  пояса и области Земли» 4. «Наблюдение  за  погодой».

Тема 5 «Вода - «кровеносная  система» Земли»

Круговорот воды  в  природе. Реки  в  природе  и на  географических  картах. Крупнейшие реки  планеты, озера, их  виды, озерные котловины, их  значение, Подземные  воды. Болота. Ледники. Многолетняя  мерзлота.

Практическая  работа: 1. «Составление  простейшей  схемы — Круговорот  воды  в  природе» 2. «Определение   основных  элементов  речной  системы  одной  из  крупнейших  рек  мира» 3. «Знакомство  с источниками  питания  и  режимом  рек  своей  местности».

Раздел IV “Географическая  оболочка — среда  жизни» (4 часа)

Тема 1 «Живая  планета»

Возникновение жизни на Земле. Биосфера  и  ее  границы. Закономерности  распределения   органического  мира  по  поверхности  нашей  планеты. Почва  как  особое  природное  тело. Плодородие, значение  почв  и  их  охрана.

Практическая  работа: 1. «Сравнение  растительности  экваториальных  лесов  умеренного  пояса( степей и  тундр). 2. «Знакомство  с  рисунками  различных  почвенных  профилей».

Тема 2 «Географическая  оболочка  и  ее  закономерности»

Оболочки  Земли, взаимодействие  оболочек Земли, свойства географической  оболочки. ПК как  части ГО. Зональность  и  высотная  поясность.

Практическая   работа: 1. «Работа  с  картой: Природные  зоны  Земли и составление  комплексного  описания  одной  из зон».

Тема 3 «Природа  и  человек»

Влияние  хозяйственной  деятельности  людей на  оболочки  Земли  и  его  масштабы. Охрана природы. Загрязнение окружающей  среды. Человек   как жертва природных  воздействий. Мирное  сосуществование  человека  и  природы.

Практическая  работа : 1. «Знакомство  с основными  видами  воздействия  человека  на  природу  и их последствиями  в  своей местности» 2. «Знакомство  с  наиболее  частыми  видами  стихийных  бедствий  своей  местности: составление  краткого  описания одного  из  них».