uzluga.ru
добавить свой файл
1

Горожанкина Алевтина Александровна, учитель истории

прямая соединительная линия 4


Тема:  Отечественная война 1812 года

Цель урока:

-рассмотреть причины и ход Отечественной войны 1812 года, определить влияние войны на экономическую, политическую и культурную жизнь страны.

-систематизировать знания обучающихся по теме «Отечественная война 1812 г.».

-показать роль России в европейской политике 1805-1813гг.

Задачи урока:

Образовательная

расширение исторической эрудиции учащихся, развитие интереса к истории;

-знание исторических дат Отечественной войны 1812 года, понимание условий, влияющих на ход войны, определение значения победы русского народа в войне.

• Развивающая

-формирование объективного понимания эпохи первой половины XIX века на основе глубокого усвоения объема знаний;

-развитие у обучающихся умения работать в группе, выражать свое мнение на события прошлых лет, аргументировать, развивать творческие способности обучающихся;

- развитие умения учащихся оперировать историческими знаниями, применять их к определенной ситуации.

• Воспитательная

-воспитание у обучающихся осознанного уважения к подвигам героев Отечественной войны 1812 года;

-формирование культуры мышления и речи, навыков критического мышления

Тип урока: объяснение нового материала с применением технологий развития критического мышления учащихся.

Форма урока: групповая работа.

Оборудование:

-настенная карта «Отечественная война 1812 года»;

-контурная карта «Отечественная война 1812 года»;

-атласы по истории России с древнейших времен;

-раздаточный материал;

-интерактивная доска, компьютер;

-презентация в Power Point.

Основные даты:. 12июня1812г., 26 августа 1812г., 1сентября 1812г.,

25 декабря 1812г.

Основные понятия: Отечественная война, генеральное сражение, фураж, инфантерия, «северные амуры», редут, ополчение, флеши, партизаны.

Персоналии: М.И.Кутузов, М.Б., Барклай де Толли, П.И.Багратион, А.П.Тормасов, Н.Н.Раевский, Д.В.Давыдов, А.С.Фигнер, Г.Курин, В.Кожина.

Ожидаемые результаты:

-предметные:

-обучающиеся должны знать основные сражения Отечественной войны 1812года, оценивать их последствия;

-должны понимать смысл понятий и терминов: Отечественная война, генеральное сражение, фураж, инфантерия, «северные амуры», редут, ополчение, флеши, партизаны;

- должны уметь давать оценку деятельности Александра I, Наполеона Бонапарта, генералов войны, народных масс, их вкладе в дело победы на врагом;

-метапредметные:

-использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей;

-умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

-умение определять цели и задачи деятельности.

-личностные:

-формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;

-формирование умений представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

  1. Подготовительная работа.

Деление класса на 5 групп, распределение заданий по группам. Отдельные учащиеся имеют предварительные задания по интерактивной доске. Выделение мест для работы счетной комиссии. В каждой группе политики, военные, картографы, деятели искусства и архивариусы. Все они имеют дополнительные домашние задания.


План урока.

1. Причины Отечественной войны 1812г.

2. Начало войны. Отступление русских армий.

3. Бородинское сражение. Военный совет в Филях.

4.Тарутинский маневр.

5. Отступление французских войск. Партизанское движение.

6. Итоги и значение Отечественной войны.

1.Ход урока

Учитель знакомит группы с ходом урока, раздает пакеты заданий каждой группе. В пакетах содержаться таблицы, контурные карты. Участники групп разбились по направлениям деятельности.

Цель учителя: Ознакомить учащихся с целями и задачами данного урока, рассказать о работе групп.

Цель учащихся: разделиться по направлениям деятельности, заполнить плакат-проект.

  1. Вступительное слово учителя.

В 2012 году наша страна отмечает два юбилея, посвященных славным датам: 400-летию освобождения страны от польских интервентов и 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня мы проводим урок на знание событий, дат, фактов и исторических деятелей Отечественной войны 1812 года. Мы работаем в группах. В конце урока должны сдать материал для оценки.

Каждая группа полна желания победить, но чтобы стать победителем и получить отличную оценку нужно набрать 100 баллов. Наша цель подготовить к концу урока плакат-проект для стенда в кабинет истории по Отечественной войне и для этого мы все ответы фиксируем и красочно размещаем на ватмане. По завершению игры комиссия отбирает лучший проект для кабинета истории.

Учитель.

Каждая война имеет свои причины. Имела причины и Отечественная война 1812 гола. По ходу объяснения материала нужно составить таблицу причин войны, как со стороны России, так и со стороны Франции.

Цель учителя: формирование знаний учащихся о причинах войны. Цель для учащихся: умение систематизировать знания по данной проблеме, отметить дипломатические игры сторон.

Задание для учащихся №1: определить причины разрыва отношений между Францией и Россией. Заполнить таблицу на ватмане.

Метод: – репродуктивный.

Работают дипломаты . Количество баллов -5.

В XIX век Россия вступила с рядом нерешенных проблем. В XIX веке она вела активную внешнюю политику на всех направлениях: южном, северо – западном и западном. На юге главными противниками были Иран и Турция. На западном направлении основным противником стала Франция.

Россия неоднократно участвовала в европейских коалициях сначала направленных против революционной Франции, а затем против наполеоновской Франции, так как правление императора Наполеона ознаменовалось необычайным расширением масштаба агрессивных войн, целью которых являлось установление гегемонии в Европе и мире. Для того чтобы начать знакомство с ходом Отечественной войны 1812 года, давайте выясним причины разрыва отношений между Россией и Францией.

Любая война имеет свои причины. Имела причины и Отечественная война 1812 года.

Франция и Россия начали готовиться к войне с 1810 г. С обеих сторон разрабатывались и наступательные и оборонительные планы; происходили перевооружения и пополнения армий.

Присоединение России к континентальной блокаде Франции против Англии пагубно сказалось на ее внешней торговле. Очень скоро Александр начинает уклоняться от соблюдений условий Тильзитского мира, активно подталкивает австрийцев к войне против Франции и фактически нарушает условия континентальной блокады. В России негативно было встречено известие о том, что Наполеон восстановил в 1807 году часть Польского государства. Все эти события все более накалили обстановку, страны начали готовиться к войн. Мы завершаем работу по первому заданию.

Учитель. За ходом европейских событий смотрела вся общественность. Русское общество было расколото. Одни поддерживали политику Александра 1, другие считали, что с приходом французов многое изменится в государстве. О взглядах общества на войну остались документы. Мы разберем некоторые из них. Одни поддерживали политику Александра 1, другие считали, что с приходом французов многое изменится в государстве.

Цель учителя: организация самостоятельную работы с документами Отечественной войны 1812 года.

Цель для учащихся: усвоение новых знаний о состоянии русского общества накануне войны, умение работать с таблицей.

Задание для учащихся №2. по документам установить соответствие: автор – документ.

Метод: исследовательский.

Работают политики. Общая сумма баллов- 10..

Документы:

1. Все говорили о близкой войне, и, сколько помню, довольно легкомысленно. Подражание французскому тону времен Людовика 15 было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством. Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. К несчастию, заступники отечества немного простоваты, они были осмеяны довольно забавно и не имели никакого влияния. Их патриотизм ограничивался жестоким порицанием употребления французского языка в обществах, введения иностранных слов, грозными выходками напротив Кузнецкого моста и тому подобным. Молодые люди говорили обо всем русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.

2. У нас надежные тылы. У Вашего государства два могучих защитника: пространство и климат. Русский император грозен в Москве, страшен в Казани, непобедим в Тобольске.

Авторы:

*Из письма Ф.В. Растопчина императору Александру1 –

*А.С. Пушкин о «казенном» патриотизме петербургской аристократии в 1812-

Учитель. Общество мало знало о состоянии дел. Между тем французская армия превосходила русскую армию по численности. Наполеон мог быстро пополнять ряды своих войск, т.к. во Франции существовала всеобщая воинская повинность. Наполеон имел большой опыт ведения крупных наступательных операций, в его армии служили представители побежденных им стран. Для утверждения своего господства в Европе ему нужно разгромить русские армии.

В России проблема людских ресурсов была одной из самых важных. Русская армия комплектовалась на основе рекрутских наборов крепостных крестьян. Срок службы составлял 25 лет. На Западной границе России были сосредоточены крупные силы той и другой стороны. Численный состав русских армий намного был меньше. Главнокомандующий русскими армиями император Александр 1 утвердил план, целью которого было соединение 1и 2 армий около местечка Дрисса (презентация№1).

12 (24) июня Наполеон перешел границу России. Все были полны желания разгромить русские войска в пограничных боях.

Перед вами карта Отечественной войны. Рассмотрим план вторжения французских войск. Сейчас мы рассмотрим планы ведения войны (презентация №2).

Цель учителя: формирование знаний учащихся о ходе военных действий летом 1812 года, организация групповой работы учащихся с контурной картой.

Цель для учащихся: изучение направления движения французской армии, нанесение направления движения на контурную карту.

Задание для учащихся №2. На контурной карте вам нужно обозначить направления движения французской армии.

Метод: оъьяснительно-иллюстративный.

Работают картографы. Общее количество баллов -10

Отступление русской армии проходило драматически. Армии не могли соединиться и следовали плану, составленному Генеральным штабом. Солдаты недоумевали, не понимали причин отступления. Позади оставались разрушенные и уничтоженные города и деревни. Русская армия продолжала отступать.

Цель учителя: организация самостоятельной работы учащихся с историческими картинами.

Цель для учащихся: методом «мозгового штурма» определить: какому периоду воины и событию соответствует определенный номер картины.

Задание для учащихся № 3. Перед вами картины художников. Каждая картина отражает определенный период в истории Отечественной войны. Нужно поставить номер картины рядом с географическим пунктом.

Метод: частично- поисковый

Работают искусствоведы и картографы. Количество баллов -10





Учащиеся называют:

В.В.Верещагин «На большой дороге. Отступление, бегство…»

^ А.Адам «Переход Наполеоновской армии через Неман»

И.М.Прянишников «В 1812 год»

А.Д.Кившенко «Оборона Смоленска»

Х.И.Олендорф «Пожар Москвы».

Война с первых дней носила всенародный характер. В городах формировались ополчения, собирались средства для нужд армии. Крестьяне помогали армии продовольствием, боролись с диверсантами и шпионами. Армия требовала назначить Кутузова главнокомандующим. Его любили в армии, но не любили при дворе. Александр 1 вынужден был назначить Кутузова главнокомандующим. Как только прибыл в армию Кутузов, настроение солдат сразу сменилось, они говорили «Прибыл Кутузов бить французов».

Прибыв в армию, Кутузов решил придерживаться тактики отступления, считал ее единственно правильной для сохранения боеспособности армии. 

Отход войск продолжался до села Бородино. Здесь и произошло генеральное сражение русских войск с армией Наполеона.



Цель учителя: формирование умений учащихся в работе с интерактивной доской.

Цель учащихся: усвоение новых знаний о Бородинской битве, героях битвы, умение ориентироваться в исторических картах

Метод: познавательной деятельности.

Задание №4 для учащихся: обозначить расположение противников на Бородинском поле. Одна группа обозначает расположение французских войск, другая расположение русских войск, третья группа удары казаков.

Общее количество баллов -10 (Герои Бородинской битвы, презентация №3).

Об итогах Бородинской битвы историки до сегодняшнего дня ведут споры.

Задание для учащихся. На странице 24имеются данные о потерях войск.

Цель для учащихся: формирование собственного мнения об итогах войны. Метод: исследовательский.

Учитель.

Наполеон объявил о своей победе, а М.И. Кутузов в донесении писал, что «батареи переходили из рук в руки и кончилось тем, что неприятель нигде не выиграл ни на шаг земли с превосходными своими силами». Но в Петербурге это восприняли как победу.

 Учитель. На самом деле эта битва не выявила победителя.

1 сентября в деревне Фили под Москвой Кутузов созвал совет и поставил вопрос, дать ли у стен древней столицы новое сражение или отступить без боя.

Участники совета в Филях были: 1.Фельдмаршал М.И. Кутузов, 2.генерал Л.Л. Беннигсен, 3. генерал Д.С. Дохтуров, 4. генерал М.Б. Барклай – де – Толли, 5. генерал-майор А.П. Ермолов 6..генерал В.Ф Уваров , 7.генерал П.С. Кайсаров и др.

Некоторые генералы настаивали на сражении. Барклай возражал, указывая, что в случае неудачного исхода армия не сможет быстро отступить по узким улицам большого города и произойдет катастрофа. М.И.Кутузов тоже не был доволен позицией, занятой русской армией. Все присутствующие сделали свои высказывания по вопросу дальнейших действий русской армии ( «Военный совет в Филях» презентация №4).

^ Цель учителя: формирование у учащихся собственной позиции по вопросу дальнейших военных действий русской армии, совершенствование методов реагирования по ситуации.

Цель учащихся: умение отстоять собственную позицию и предложение путей выбора ситуации, умение подготовить презентацию о героях войны.

Задание для учащихся №4. «Военный совет в Филях». Определите, кто из генералов мог поддержать М.И.Кутузова

Метод: исследовательский.

Работают военные. Общее количество баллов -10

«Пока будет еще существовать армия, и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор останется еще надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия была бы потеряна», «Что бы ни случилось, я принимаю на себя ответственность перед государем, Отечеством и армией».

этот вывод был сделан М.И. Кутузовым.

Очевидец совета записал: «В скорбном молчании генералы разошлись. В течение всей ночи из комнаты М.И. Кутузова доносились глухие, старческие, сдержанные рыдания».




Автор картины А.Д. Кившенко

^ Очевидец совета записал: «В скорбном молчании генералы разошлись. В течение всей ночи из комнаты М.И. Кутузова доносились глухие, старческие, сдержанные рыдания».

Учитель.

В «Журнале военных действий» появился текст: «Сей день пребудет вечно незабвенным для России, ибо собранный совет у фельдмаршала Кутузова в деревне Фили решил пожертвовать Москвой, чтобы спасти армию».

2 сентября русская армия оставила Москву. Следом за ней город покинуло и население. Наполеон вступил в опустевший город и отдал его на разграбление своим войскам. Бесчинства закончились пожаром в городе. Московский пожар и мародерство вскоре истребили те запасы продовольствия, которые находились в городе ( презентация №5,6).

Цель учителя: формирование новых знаний о дальнейших событиях войны и переломном моменте в ходе войны.

Цель учащихся: систематизация знаний о Тарутинском маневре и сражении под Малоярославцем, определение учащимися значения данных сражений в ходе войны.

Метод: обьяснительно-репродуктивный

(презентация №7,8)

Наполеон находясь в Москве, трижды предлагал Александру 1 начать переговоры о мире, но все письма остались без ответа.

Нельзя оставить без внимания еще тот факт, что после Бородинского сражения появились партизанские отряды. Партизанские отряды нанесли большой урон армии Наполеона (30 тыс. чел.). Наполеон отмечал, что партизаны ежедневно уничтожали такую людскую силу, что она могла сравниться с потерей солдат в крупном сражении. Многие имена партизан вошли в историю (презентация №9,10).

Цель учителя: организация работы с учебником, определение методов борьбы партизан, воспитание уважения к их деяниям.

Цель учащихся: определение места партизан в войне, их вклад в дело разгрома врага.

Задание для учащихся №5. Заполнить таблицу, в которой указываются фамилии героев и их социальное происхождение.

Метод: частично-поисковый.

Работает вся группа. Общее количество баллов -10

Война носила всенародный характер. В ней участвовали все слои населения, но большую тяжесть несла армия. В составе армии принимала участие гвардия, пехота, кавалерия, артиллерия казаки.

Цель учителя: организация работы с исторической терминологией.

Цель учащихся: систематизация знаний о русской армии времен Отечественной войны.

Задание №5. К какому роду войск относятся: уланы, гренадеры, кирасиры, летучие отряды, «северные Амуры», драгуны.

Метод: частично-поисковый.

(презентация №11,12).

Работают военные. Общее количество баллов -10

Цель учителя: систематизация знаний по Отечественной войне 1812г.

Цель учащихся: Обобщение знаний по Отечественной войне 1812г.

Задание для учащихся: сделать оценку военной кампании 1812 года.

Метод: репродуктивный

Закрепление нового материала . Вопросы группам.

  1. Кто был главнокомандующим русской армии в начале войны?

(Александр 1).

2.Кто был губернатором Москвы? (граф Растопчин).

  1. «Узнав об оставлении Москвы, он снял с себя все повязки и не дал лекарям лечить себя». Кто он? (князь Багратион)

4.Мальчики из этой семьи были на Бородинском поле рядом с отцом. Кто это семья? (Семья Раевских)

5.Кто сменил Багратиона после его ранения? (генерал Дохтуров)

6.Определить автора высказывания:

«Земля тряслась как наши груди, смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой…»

Автор______________


7.Кому из полководцев принадлежат эти слова?

Накануне битвы он сказал 1______________ 2_______________

 «Воины! Вот сражение, которое вы столько желали. Победа зависит от Вас!»

 «Вам придется защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови».

Учитель. Чтение отдельных положений из «Манифеста Александра 1 об окончании войны».

Метод: репродуктивный. Завершение урока.

«Не только холод и недостаток в съестных припасах привели к гибели наполеоновскую армию, а что главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы…патриотизм народ, мужество наших армий и искусство полководцев»

Н.Г. Чернышевский

Подведение итогов урока. Проверка выполненных заданий. Определения победителей.

Домашнее задание: на оценку «отлично» необходимо подготовить не менее трех заданий. Метод: частично-поисковый

  1. Эссе об одном из участников Отечественной войны

  2. Презентация по выбору ученика (полководцы, военная техника).

  3. Сообщения учащихся о битвах.

  4. Сделать таблицу: «Основные битвы Отечественной войны, их результат).

  5. Выполнить задания по контурной карте: (отметить направления отступления наполеоновской армии).

  6. Ответить на вопросы к тексту (стр.27).

Учитель: Спасибо за урок всем!


Список литературы:


  1. А. А. Данилов., Л.Г. Косулина., История России 19 век. М.2008

  2. В. И. Буганов, П.Н. Зырянов, История России XVII-XIX век. М.2007

  3. Книга для чтения по истории XIX век. М.1993

4. М. Ю. Лермонтов «Бородино»

5. А. Л. Пузицкий, Родная история. М.1998

6. Панорама музея Бородинская битва

7. В. Г. Сироткин «Отечественная война» 1812.М.1988

8. «Отечественная война 1812 года» М.201

9. Презентации

10.Презентация «Продвинутый курс истории»

11.Методическое пособие по истории России, М.Просвещение.2008г.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов

г. Павлово


Предмет: история России

Класс:8

Тема: Отечественная война 1812 года

Программа: ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, авторы: А. А. Данилов, Л. Г, Косулина «История России», Москва «просвещение», 2007г.

Учебник: А. А.  Данилов, Л.Г. Косулина. «История России XIX век», Москва «просвещение», 2008г.


Учитель истории:

Горожанкина А.А.


г. Павлово

2012 г.