uzluga.ru
добавить свой файл


Стимулирующее занятие 4 класс

Тема: Волшебная птица поэзии

Цель: познакомить учащихся с творчеством И. А. Бунина, его жизнью; расширить знания детей о многоцветном, радостно-ярком мире поэзии автора; ответить на вопросы викторины по произведениям поэта; воспитывать желание читать стихи, сочинять стихотворные строки.

Ход занятия

I Объявление темы занятия

ІІ Вступительная беседа

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеною,

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, как оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И осень тихою вдовой

Вступила в терем свой.

Вы, наверное, узнали эти строки. Их написал русский поэт Иван Алексеевич Бунин.

22 октября 1870 года в Воронеже родился поэт Иван Алексеевич Бунин. С тех пор прошло 140 лет, но всё это время люди называют поэзию автора волшебной птицей, с которой можно не выходя из комнаты, взлететь в небо и увидеть мир.

Сегодня на занятии мы прикоснёмся к этому волшебству, познакомимся также с биографией автора и ответим на вопросы викторины.

II Знакомство с биографией поэта.

Родился Иван Алексеевич Бунин на хуторе Бутырки, неподалёку от Ельца. Детство запомнилось поэту весёлыми солнечными днями. Он провёл их вместе с крестьянскими детьми из ближайших деревень. Маленький Ваня играл в индейцев, бывал в ночном, где рассказывал сказки, которые услышал от матери или от няньки.

Род поэта был знаменит и он гордился этим, но никогда не хвастался.

В 10 лет он поступил в Елецкую гимназию, где с интересом учился, слушал рассказы учителей. Начал печатать свои стихи и рассказы в журнале «Детское чтение», много переводил, потому что хорошо изучил иностранные языки. В 18 лет он перевёл «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло. За перевод этой поэмы американского поэта он получил Пушкинскую премию.

Свои первые стихи он печатал в журнале «Детское чтение». В стихах часто встречаются слова: весёлый, радужный, счастье. В них поэт призывает дорожить простым счастьем:

Вон радуга… Весело жить

И весело думать о небе,

О солнце, о зреющем хлебе

И счастьем простым дорожить.

Стихи Бунина уносят нас в многоцветный, радостно-яркий мир природы.

Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А втер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Стихи Бунина рисуют не выдуманный мир, а настоящий. Они прекрасны своей удивительной точностью.

В жизни поэта был трагический рубеж – ему пришлось уехать, эмигрировать во Францию. Он тяжело переживал разрыв с Родиной. Поэзия этих лет проникнута настроением одиночества человека, оказавшегося в «чужом наёмном доме», вдали от земли, которою он любил «до боли сердечной». В старости поэт болел, нуждался, плохо питался, часто голодал. Жилось ему на чужбине и горько, и одиноко, и голодно.

В 1953 году Бунина И. А. не стало. Но волшебная птица поэзии продолжает парить в воздухе. И если мы будем глубже вчитываться в его стихи, то возможно станем более восприимчивыми к неиссякаемой радости жизни.

III Викторина «Царство Флоры»

В отрывки из стихотворений И. А. Бунина вставим нужные слова – названия растений.

(Детям получают листы с напечатанными отрывками стихотворений. Учащиеся читают отрывки и вписывают пропущенные названия растений.)

  1. Над озером, над заводью лесной –

Нарядная зелёная ………….(берёза)

«О девушки! Как холодно весной:

Я вся дрожу от ветра и мороза!»

2. Тает, сияет луна в облаках.

………. (Яблони) в белых кудрявых цветах.

  1. Ещё усадьба спит… В саду ещё темно,

Недвижим ……(тополь) матово-зелёный,

И воздух слышен мне в открытое окно,

Весенним ароматом напоённый…

  1. В крутом овраге под горой

Бьёт из-под камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь хрустальными клубами,

И под ветвистыми …. (дубами)

Стеклом расплавленным бежит.

  1. ……. (Берёзы) жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки ёлочки темнеют,

А между ….. (клёнами) синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

  1. Вспомни, как шумят …. (берёзы),

А за лесом, у межи,

Ходят медленно и плавно

Золотые волны ржи!

  1. Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет,

Колокольчики …. (ландышей) в чаще зелёной цветут.

  1. На окне, серебряном от инея,

За ночь ….. (хризантемы) расцвели.

В верхних стёклах – небо ярко-синее

И застреха в снеговой пыли.

9 . ….. (Яблони) и сизые дорожки,

Изумрудно-яркая трава,

На ….(берёзах) – серые серёжки

И ветвей плакучих кружева…


IV Кроссворд «Романтическое дерево»

Разгадаем кроссворд. В выделенных клеточках прочитаем название дерева, о котором так романтично писал И. А. Бунин.








1

о






















2 л

























3




ь













4













х










5

а



















  1. В глубине лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой.

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней …. (родник) студёный.

  1. Всё темней и кудрявей берёзовый лес зеленеет,

Колокольчики …. (ландышей) в чаще зелёной цветут.

  1. Густой зелёный …. (ельник) у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шёл олень могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога.

4. Гаснет вечер, даль синеет,

Солнышко садится,

Степь да степь - и всюду

Нива колосится!

Пахнет мёдом, зацветает

Белая …. (гречиха).

  1. Помню – долгий зимний вечер,

Полумрак и тишина;

Тускло льётся свет ….. (лампады),

Буря плачет у окна.

Только ты красива, хоть давно суха,

В кочках у залива старая ольха.

Женственно глядишься в воду в полусне –

И засеребришься прежде всех к весне.

V Подбор слов-рифм

Прокатилась осень по лесу Косолапый бурый …. (мишка)

Прокатилась вдруг молва: Через поле во ….(лесок)

На поляне ровно в ….. (восемь) Тащит маме …. (торопыжка)

Собирает всех …. (сова) Ягод полный … (кузовок).

Побросав дела и деток, Будет мама печь ….. (пирог)

Не закончив сбор грибов, Угощать …. (соседей)

Кто пошёл, кто … (полетел) Будет помнить весь … (лесок)

На тревожный этот … (сбор) Доброту …. (медведей)

VI Подведение итогов занятия

Сегодня на занятии мы заглядывали в удивительный мир поэзии, знакомились с творчеством великого русского поэта И. А. Бунина. Было прочитано много отрывков из стихотворений поэта, мы сами сочиняли – и это большая радость, что мы понимаем красоту поэтического слова. Давайте будем ценить всё написанное русскими писателями и поэтами, будем больше читать книг и, возможно, волшебная птица поэзии прилетит к кому-то из вас.