uzluga.ru
добавить свой файл
1

СЦЕНАРИЙ

музыкальной гостиной «Белорусские узоры»


Здравствуйте! Сегодня в очередной раз вас приветствует музыкальная гостиная «Вдохновение». На планете Земля живут люди разных национальностей. У каждого народа – свои обычаи, характер, свой язык. Музыка - это тоже язык, но, в отличие от языка разговорного, понятен всем другим народам без перевода. Неповторимое своеобразие интонаций, песенность, распевность, переменный лад, подголоски, характерные тембры национальных инструментов – основные особенности славянской музыки. Богатое и разнообразное народно искусство белорусского народа: мудрые и глубоко содержательные народные сказки, присказки, пословицы и поговорки. Самобытны белорусские народные танцы – от торжественно-спокойных весенних хороводов до искромётной «Лявонихи». А сколько разнообразных настроений, оригинальных сюжетов в белорусских народных песнях. В них преимущественно лирическое начало, однако мы найдем и мягкий юмор, колкую сатиру и гневный социальный протест…

О край родны, кут прыгожы!

Мілы кут маіх дзядоў!

Што мілей у свеце Божым

Гэтых светлых берагоў.

Дзе бруяцца срэбрам рэчкі,

Дзе бары-лясы гудуць,

Дзе мядамі пахнуць грэчкі.

Нівы гутаркі вядуць…

Якуб Колас

  1. Король Диана ученица 6 кл.

Я. Глебаў “Лірычная мелодыя”


Как многогранна и многолика белорусская культура, какое разнообразие белорусских народных инструментов, Дудой в Белоруссии называют волынку. Её знали почти все народы древнего мира. Она бытовала в основном у пастухов, а в Древнем Риме она проникала даже в театр и в военный оркестр. Еще несколько десятилетий назад музыкантов-волынщиков можно было встретить на Украине и в Беларуси. В простейшем виде волынка – это мешок из шкуры теленка или козла, в которой с одной стороны вделана свирель, а с другой – коротенькая трубка для вдувания воздуха. Волыночник надувает мешок, а потом, сжимая его обеими руками или прижимая одной рукой и боку, к груди, заставляет воздух выходить через свирель. Сам он в это время может петь – рот его уже свободен. А в перерывах между куплетами музыкант поддувает воздух в мешок. Звучанию волынки свойственна многотональность и мягкость. В народном представлении дуда и танец – неразлучны. Жалейка очень проста. Это небольшая деревянная трубочка с несколькими отверстиями. – не больше семи. Внизу у жалейки – раструб, то есть расширение, какое бывает у всех духовых инструментов. Раструб изготавливается из бересты или коровьего рога. О характере звука, издаваемого жалейкой, говорит само название инструмента, Голос у неё жалобный и высокий. Название «дудка» употребляется в Белоруссии для обозначения многих духовых инструментов. Дудка и жалейка были верными друзьями пастухов. Помогали им сгонять стадо да коротать время. «Дзе былі пастухі, там былі і дудкі» - говорят в народе. Весной дудочки «выкручивали» из коры вербы, липы, осины, молодой березы, или лозняка, но они были недолговечными и быстро высыхали. Дольше служили дудки, сделанные из клена, ясеня, орешника и граба.

Цимбалы – старинный музыкальный инструмент, известный давно славянским народам. Хотя старинные белорусские цимбалы не были совершенны по своему устройству, имели неполную хроматическую грамоту и весьма ограниченный диапазон, они все же сыграли огромную роль в развитии народного музыкального творчества. Наряду с вышивки, резьбы, художественного ткачества, исполнителями-певцами, рассказчиками в народе существовали и мастера исполнители на народных инструментах, мастера изготавливающие эти инструменты, далеко не простые по своему устройству. Среди многих белорусских народных инструментов являются наиболее распространенными и наиболее сложным по устройству инструментом, а музыкальные возможности их по сравнению с другими белорусскими инструментами, шире и богаче. Этот инструмент созданный народом много столетий тому назад передавался из поколение в поколение, претерпевая постепенные изменения, но в основном оставался струнным ударным инструментом, на котором играли деревянными молоточками, ударяя по струнам. Цимбалы – один из любимых музыкальных инструментов белорусского народа. Шумные, звучные, звенящие цимбалы издавна являлись обязательным участником народных ансамблей, чаше всего в сочетании со скрипкой, гармонью и бубном цимбальные перезвоны вносили элемент праздничности.

  1. Е. Тикоцкий. «Полька» исп. Кондратович Влад 8 кл.

На сегодняшний день белорусские цимбалы и цимбальное исполнительское искусство прошли большой путь усовершенствований и открытий. В сороковые года ХХ века в Белоруссии вводится профессиональное обучении игре на цимбалах. Основателем школы белорусских цимбалистов был выдающийся музыкант и общественный деятель, великолепный исполнитель-цимбалист, талантливый музыкант-самоучка И.И.Жинович. Окончив Бел.гос.консерваторию, стал руководителем оркестра, сегодня одного из ведущих творческих коллективов. Государственному народному оркестру присвоено имя этого прославленного музыканта.


  1. Белорусская народная песня «Кот – Мурлыка» исп. Новикова Настя 3 кл.



А сейчас перед вами выступят учащиеся, которые занимаются на цимбалах дополнительно и исполнят бел.нар. песню «Саўка ды Грышка» оригинальным способом: на одном инструменте, друг против друга.

4. Бел.нар. песня «Саўка ды Грышка» исп. Андриевский Евгений, Дерина Настя, Жеглова Виолетта (скрипка).

Мы все знаем, что домра – русский народный инструмент. Послушайте, как звучит белорусская народная песня в исполнении ансамбля домристов.

  1. Бел.нар. песня «Саўка ды Грышка» исп. ансамбль домристов уч-ся 3-4 классов.

Народная песня зародилась в далекой древности и была связана с трудовой деятельностью человека. Наши предки не понимали многих явлений природы и верили во всемогущество обрядов и заклинаний. Мечтая о хорошем урожае, сохранении здоровья, они песнями взывали к солнцу, ко всем добрым силам природы. Особенно много обрядов было связано со сменой времени года, с ежегодными сельскими работами, земледельческим календарем. Песня – одно из прекраснейших творений человека. Как в картинах художника, в стихах поэта, в песнях отражается история жизни людей. В песни народ вкладывал всю свою душу, художественный вкус, талант. На протяжении многих столетний слагал свои песни белорусский народ. В них отразились наиболее важные черты национального характера белорусов – любовь к свободе, стойкость, мужество, вера в добро и справедливость, оптимизм и юмор. Наши композиторы отражают в своих произведениях всю красоту родного края. У нас есть еще один очень интересный ансамбль, где соединяется голос и мелодия цимбал, они дополняют и обогащают друг друга.

  1. Л.Захлеўны “Ой, над гаем рэчанька” исп. Уч-ся 8 кл. Стасюк Екатерина – вокал, Токменко Екатерина – цимбалы.

Танец, как и песня – древнейший вид искусства. Он самым тесным образом связан с жизнью народа. Песнями, хороводами, плясками сопровождались праздники и обряды. Белорусские народные танцы отмечаются жизнерадостностью, подвижностью, энергичностью, коллективным характером исполнения. Часто народные танцы имеют общее название с песнями, под которые они исполнялись. Слова песни помогают раскрыть содержание и характер танца. Например: песни-танцы «Юрачка», «Янка-полька», «Лявоніха» , “Міката”, “Бульба”.

  1. Бел.нар. танец “Міката” исп. ансамбль Цегельнюк Евгения, Романейко Никита, Новикова Настя (бубен)

Смычковы инструменты были известны на Руси издавна. Бродячие музыканты, странствуя из города в город, из страны в страну, играли на народных скрипках. Инструмент имел простое устройство: долбленое деревянное корытце, покрытое плоской пластинкой, три струны, лукообразный смычек, стянутый на концах пучком волос из конского хвоста. Народная скрипка – древний предок теперешней скрипки. В Беларуси скрипку еще называли “скрыпіца”, “скрыпуля”, “скрыпа”. Без нее не обходился ни один народный праздник.

  1. Бел. нар. танец «Янка» исп. ансамбль цимбалы, скрипка, бубен.

Нашы дзеткі на цымбалах,

Гэтак хораша іграюць

У рукі палачкі ўзяўшы,

Хутка ноткі выбіваюць


У гэтых гуках краскі лета

І палянка за акном,

Дзе гудуць у кветках пчолы,

Нектар ўзяўшы з лепясткоў.


Кружаць птушкі над палянай,

Памагаюць дзеткам граць

І ляціць далёка песня

Аж на саму сенажаць.


  1. Бел. нар. Песня “Кацілася чорна галка” исп. анс. цимбалистов 6 кл.

Музыка – это сама жизнь. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал: «В мире есть не только нужное и полезное, но и красивое». Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шёпот листьев и перепевы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».