uzluga.ru
добавить свой файл

Горностаев С.В.

г. Волгоград


КРАТКИЙ СПРАВОЧНИК ОХОТНИКА ЗА НЕЧИСТЬЮ ИЛИ РАЗМЫШЛЕНИЕ НАД БЕСТИАРИЕМ А.САПКОВСКОГО


С древнейших времен люди сталкивались с разнообразными и невиданными существами. Одни были агрессивны, другие – трусливы; некоторые – съедобны, часть же, напротив, не отказывалась закусить людьми. Количество тварей земных, водных и воздушных всё росло и росло, и обычный человек уже не мог запомнить все типы и виды. Однако Homo sapiens всегда отличался не только наличием интеллекта, но и смекалкой. Так родился один из величайших трактатов – бестиарий.

Бестиарий (от лат. bestia, «зверь») представлял собой своеобразный справочник по всевозможным тварям, как реально существующим, так и рожденным фантазией человека. Первый такой трактат появился в четвертом веке в Александрии. Назывался он «Натуралист» и впоследствии стал вдохновлял авторов всех последующих бестиариев. Со временем книги этого жанра стали весьма популярен в средневековой Европе. Помимо текста бестиарий включал в себя также и изображения животных, птиц, рыб и фантастических существ.

Но давайте отодвинем скучноватых петухов, волков и карасей на задний план и перейдем к более насущной проблеме: откуда же в бестиарии появились такие существа как гидры, драконы, василиски и химеры? Неужели это просто разыгравшееся воображение, хмельная голова да буйная фантазия, проявившая себя так некстати в два часа ночи? Безусловно, столь обыденные факторы также играют свою роль, но далеко не главную. Для решения этой проблемы можно, с одной стороны, перерыть все древние свитки и рукописи, а с другой – немножечко пофантазировать и взглянуть на мир глазами средневекового человека.

Темные века, строгая церковь, сующая свой нос во все сферы жизни общества, непоколебимая вера в Господа, но в тоже время столь же стойкая вера и в магию. И тут же встает вопрос: как быть авторам бестиариев? Отправляться на костёр за свою фантазию, именуемой ересью мало кто хотел. Тогда было придумано простое и гениальное решение. Позволю себе процитировать отрывок из статьи уважаемого Анджея Сапковского: «Каждое животное, безразлично насекомое ли, птица или рыба, существующее в природе или мифическое, должно было сочетаться с одним из четырех архетипов: Христом, Сатаной, Церковью или Человеком» [1, 1148]. Вроде бы всё понятно, однако, если провести аналогию, тема становится куда более интересной. Вера в четыре первозданных элемента: Вода, Огонь, Земля, Воздух – вот вам и магическая аналогия в противовес церковной. Каждую из существующих тварей можно отнести к одному из элементов, пожалуй, только огню мало кто из созданий соответствует. Но что будет, если скомбинировать два, три, а то и все четыре элемента в одном животном? И при этом добавить ему гигантский размер… Дракон [1, 1180-1182] пожалуй, один из самых ярких примеров: гигантская ящерица (земля), способная летать (воздух) и поливающая огнем прямо изо рта.

Но встречается не только скрещивание, но и удваивание, а то и утроение, так сказать, силы элемента. Василиск [1, 1151] – ящерица, способная взглядом обращать в камень (земля + земля).

Также человек, то ли из зависти, то ли из глупости, не обошёл вниманием и себя и начал соединять различные элементы в своём бренном теле. Так появились гарпии (человек + воздух) и русалки (человек + вода). Один любопытный факт: почему-то подавляющее большинство сих тварей обладают довольно скверным характером и не несут ничего хорошего роду людскому. Вот несколько выдержек из «Бестиария» Анджея Сапковского: «Гарпия - весьма отвратная скотина полуптица-полубаба» (Рукопись, найденная в драконьей пещере)» [1, 1152]. «Характеры у русалок бывают крайне различными - от пугливых, невинных и неопасных твореньиц, плещущихся в речке и трогательно напевающих милые песенки, до таких, которые безжалостно затягивают в воду и топят» (Создания света, мрака, полумрака и тьмы) [1, 1204-1205]. А как на счет комбинации столь же древних элементов, как смерть и жизнь? Тут уж фантазия разгулялась хорошенько и наплодила не просто живого мертвеца, а целую свору всевозможной нечисти, начиная со скелетов и заканчивая бруксами, вурдалаками и стрыгами [1, 1167, 1208].

Инквизиция давно канула в Лету, и обязательный закон о четырёх архетипах вместе с ней. Теперь творцов ничто не ограничивает, и в современной фантастике при создании существ активно используются другие элементы, такие, как: камень, кровь, металл, дерево. С их помощью появляются бесчисленные комбинации самых разнообразных и немыслимых тварей. Поэтому ни одна уважающая себя вселенная не обходится без такого занимательного словарика, как бестиарий. Ведь должен же простой человек понять, кто такой жлаборазный выползень и почему его не стоит есть?

Библиографический список




  1. Сапковский, А. Цири: Крещение огнем. Башня Ласточки. Владычица Озера. Рассказы. Бестиарий. ─ М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. ─ 1213 с.

  2. Сапковский, А. Геральт: Последние желание. Меч Предназначения. Кровь эльфов. Час презрения. ─ М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2008. ─ 1163 с.

  3. Булычев, К. Фантастический бестиарий ─ М.: АСТ АСТРЕЛЬ, 2009. ─ 382 с.